Открытый урок Старинные танцы
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
В музыкальной форме урок показывает эволюцию бального танца как отражение музыкальной культуры народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_starinnye_tancy.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ
Тема четверти: «В чём сила музыки?»
Тема урока: «Бал во все времена: старинные танцы»
Краснодар, МБОУ Гимназия №44
Учитель музыки Костырина Нина Владимировна
Тема четвёртая: «В чём сила музыки?»
Тема урока: «Бал во все времена: старинные танцы»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: типовой
Задачи урока.
Воспитательная: привить интерес к старинной танцевальной музыке, воспитание добрых нравственных качеств, любовь к музыке.
Развивающая: развитие памяти, мышления, речи, музыкальных способностей: чистота интонации, чувство ритма.
Обучающая: знание о танце музыки и разновидностей (полонез, менуэт, вальс), знакомство с творчеством Хачатуряна на примере «Вальса» из спектакля «Маскарад».
№ | Музыкальный репертуар | время | Методы Приёмы | Частичные задачи |
1 | Вход под музыку Огинского «Полонез» | Слуховая Наглядность Беседа Уточнение практических методов (использование) проблемных ситуаций |
|
Ход урока:
(Входят под полонез парами и садятся полукругом)
-Сейчас прозвучал отрывок из музыкального произведения. Что это за произведение? (Полонез Огинского)
- Что такое полонез? (танец)
-Какой танец? (Необычный танец-шествие)
-Родиной этого танца-шествия по праву считается? (средневековая Польша 10 в.)
- Какой танец является предшественником? (простой, крестьянский танец, который предназначался для встречи крестьян вечером с полевых работ)
-Одно из исторических событий круто изменило судьбу сельского танца. До 1574 г., до коронации Генриха Валуа при этой церемонии его придворные шляпники прошли мимо короля в торжественном танце. Впоследствии этот танец стал считаться бальным танцем знакомства, т.к. открывал бал и представлял исполнителей.
- Вам наверное известны полонезы других композиторов? (Шопена, М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» 2 действие - яркая характеристика поляков.)
-Правильно, вы достаточно полно и точно ответили на мои вопросы.
№ | Музыкальный репертуар | Методы приёмы | Частичные задачи | |
2 | «Менуэт» доучивание | Беседа, рассказ, слуховая наглядность, указание, показ, пояснение, проблемная ситуация, итог- оценка |
|
И… За это время вы догадались, что наша встреча будет посвящена жанру? (Танца) причём старинного танца, который имеет удивительно глубокие потоки. Мы ещё раз обратимся к книге «История развития танцев» и узнаем много интересного, нового, а также вспомним ранее прочитанные странички. Иначе говоря, мы отправляемся на бал во все времена и встретимся с его главными участниками и героями. Одного из них вы уже назвали - это полонез.
А кто будет следующим участником бала? В этом всем поможет музыка - (вступление песни менуэт исполняется) менуэт.
-Что помогло определить, что это менуэт, а не какой другой танец? (музыка звучала неторопливо, грациозно, изящно, галантно, мерно, в ней слышались мелкие шаги)
И это не случайно, ведь менуэт образован от французских слов «мелкий шаг».
Менуэт в 18 в. Считался самым удивительным, самым модным. Ты лучший из лучших, ты первый из первых!
Поклонники в пудренных париках, в нарядах, похожих на кремовые торты, аплодируют героям бала.
Менуэт- танец приветствия и поэтому представляет собой церемонию галантных, затейливых приветствий : кавалера рассматривают, кланяются дамы, приседая в глубоких реверансах. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом.
- Какое музыкальное произведение рассказывает об удивительном превращении и преображении танца? ( песня «Менуэт» ) Постарайтесь в своём исполнении передать характер и настроение танца, представить нам его исполнителей
( исполнение)
Но часы истории неумолимо отсчитывают десятилетия и века. Устал к концу 18 в. Менуэт, немало сил он отдал в борьбе за первенство. В начале 19 века его обходит?
(исполняется вступление к песне «Подмосковный вальс»)
« Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью, в поздний час
И песня чудная лилась
Да, то был вальс, прелестный, томный
Да, то был дивный вальс».
Неоднократно в своей повседневной жизни: слушая радио, телепередачи, мы встречаемся со звучанием танцев и чаще всего с проникновенным, задушевным, искренним вальсом.
Музыка вальса звучит не только в концертных залах, но и в других видах искусства, таких как? ( как кинематограф «Большой вальс», «Мой ласковый и нежный зверь» , литература - «Война и мир» , балетом- « Лебединое озеро» и конечно же сказками « Золушка» , «Щелкунчик»
Вальс, который прозвучал сегодня, связан и с литературным произведением и театром. Окунуться в круговерть замечательного зажигательного вальса из драматического спектакля «Маскарад» по драме Лермонтова поможет музыка Хачатуряна
Редкий и драматичный спектакль обходится без музыкального сопровождения. Как вы думаете почему? (Она глубже раскрывает идею произведения, обнажает внутреннее состояние и характер действующих лиц, вводит зрителя в атмосферу, эпоху, подчёркивает время)
Я исполню маленькое вступление к вальсу, вы постараетесь проникнуться чувствами и настроениями, понять, о чём будет рассказывать музыка Хачатуряна? (внутреннее напряжение, драматизм, предвещает трагические события)
-За счёт чего возникает такое восприятие? (исполняется на фортепиано мрачное звучание, темп). Все самые трагические события спектакля происходят на фоне этого вальса. Главная героиня, Нина Арбенина, говорила о нём:
«Как новый вальс хорош!
В каком-то упоении
Кружилась я быстрей и чудное стремление
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалось не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…»
-А что вы услышали в этой музыке? Каким состоянием она навеяна? (волнующая, головокружительная, очень яркая и стремительная, слияние и душевные переживания). Но настроение изменилось после перехода аккордами маршевого характера.
№ | Музыкальный репертуар | Методы приёмы | Частичные задачи | |
3 | Вступление с песни «Подмосковный вальс» Музыка С. Туликова | Указания Слуховая наглядность Проблемная ситуация | Восприятие и осознание жанра танцев | |
4 | «Вальс» из драматического спектакля «Маскарад» Музыка Хачатуряна | Рассказ Беседа Слуховая наглядность Указание Обобщение Закрепление Сравнение Поисковая групп. методов |
|
Они заставляют нас на то, что происходит вокруг. Светлая грациозная беззаботность, легкомыслие и картина блистательного бала.
- Какими средствами музыкального языка создаются эти два контрастных образа? (яркое, насыщенное исполнение оркестра; стремительный, взволнованный темп минор и мажор) Вы видите на примере этого вальса. Что это не просто танец. Он способен раскрыть человека во всём его многообразии чувств. Толстой писал об этом вальсе: « Вальс ярко и убедительно раскрывает душевное смятение лермонтовских героев. В этой музыке удивительно схвачена эпоха Петербурга начала 19 в. Беспомощность, одиночество человека в окружающей, затхлой, равнодушной, маскированной среде».
Вальс настолько популярен и любим многими за свою красоту и глубокое содержание, что фигуристы использовали его в своей программе. Ну а сейчас маленький сюрприз. Думаю, вам интересно увидеть в живом исполнении вальс.
(исполнение школьным коллективом «Сказки Венского леса», Штраус)
Посмотрите, насколько соответствует пластика движений, выражение лиц и глаз, костюмы исполнителей настроению музыки? (лёгкость, свет, воздушность, воодушевлённость, жизнерадостность)
Сегодня вы убедились, что вальс несёт людям добро, любовь, свет, трепет, ощущение полёта в тёплых тонах. Вальс связан с романтичными образами и чувствами.
- Всегда ли музыка вальса звучит в инструментальном исполнении? Это может быть песня «Прощальная» музыка Грибулиной. Вспомните (наигрываю) какой образ рисует композитор? Почему именно к жанру вальса обращается композитор, взяв эти замечательные строки? (Раскрыть образ грусти, разлуки, любви)
- Какие чувства, настроения тесно связаны с этим образом (ласковые, нежные, мягкие, добрые, лёгкие)
(исполнение)
Закончить нашу встречу я хочу такими строками, которые, на мой взгляд, созвучны теме нашего урока:
« Как многогранна музыка!
Как юно она звучит сквозь времена, пласты
В сердцах людских закрашивает струны
Любви, печали, памяти, мечты».
№ | Музыкальный репертуар | Методы приёмы | Частичные задачи | |
5 6 | «Сказки венского леса» Музыка Штрауса «Прощальная» Музыка Грибулина | Наглядность Сопоставление Беседа Беседа Слуховая наглядность Проблемно-поисковый метод Пракические. (исполнение) |
|
(Конец урока под музыку песни « Прощальная» )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."
Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока, кратко...
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"
Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...
внеклассное мероприятие "вечер старинного танца"
план мерориятия...
статья "Старинные танцы"
Цель данного ресурса расширить знания учащихся о танцах. Задачи: познакомить учащихся с историей танцев и их особенностями, воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству....
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы" 2 класс
разработка урока с применением НРК Республики Тыва...
Открытый урок .«Движение танца» Ю.З. Костиной Тема: «Современный танец»
План учебного занятия педагога объединения ОДОД ГБОУ школы №362 Московского района С-Пб«Движение танца» Ю.З. КостинойТема: «Современный танец»...