Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности
методическая разработка по музыке по теме
В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_umstvenno_otstalyh_uchashchihsya.docx | 17.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся – одна из основных задач музыкального воспитания в коррекционной школе. Поэтому приоритетное направление моей кружковой работы является развитие музыкальных способностей умственно отсталых школьников в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет Известный психолог Борис Михайлович Теплов к основным музыкальным способностям причислял:
- ладовое чувство – эмоциональная отзывчивость на музыку;
- музыкально-слуховые представления - представления о высоте, динамике, тембре звуков;
- музыкально-ритмическое чувство
В совокупности они образуют музыкальность человека. Музыкальное развитие детей протекает более эффективно, если активнее и разнообразнее будет их музыкальная деятельность. Поэтому в своей работе по развитию музыкальных способностей умственно отсталых школьников 3-5 классов я использовала такие виды музыкальной деятельности, которые предложила педагог-музыкант Людмила Валентиновна Школяр, это -
- деятельность слушателя (восприятие);
- деятельность исполнителя (исполнительство),
- деятельность композитора (творчество).
На музыкальных занятиях эти виды музыкальной деятельности присутствуют в неразрывном триединстве и обычно осуществляются по следующей схеме: восприятие – исполнение – творчество, то есть восприятие музыки предшествует остальным видам. Оно также сопутствует исполнительству и творчеству детей. Соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, степени умственной отсталости, самого вида музыкальной деятельности.
Д. Б. Кабалевсий утверждал, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть). Восприятие и внимание умственно отсталых школьников в силу их состояния несовершенно, музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по силе (динамике) и длительности (ритму) затруднено, чуть лучше выражена при различении звуков по высоте. Поэтому первоначально учащиеся на музыкальных занятиях превращаются в слушателей. Сначала мы слушали звуки окружающего мира: звуки природы, улиц города, дома. Потом учились различать деревянные, металлические, стеклянные звуки, издаваемые обычными предметами. Далее происходило знакомство с музыкальными инструментами: их видами, внешностью, звучанием, способами извлечения звука. На данном этапе работы я знакомила с инструментами не только фабричного производства, но и с инструментами, сделанными своими руками. Например, с самодельными ударными инструментами – барабанами – обычным и индийским, деревянными палочками, ксилофоном, колотушкой, колокольчиками, шумовыми инструментами - музыкальным молоточком, музыкальными рогатками, японским инструментом – бамбузи, шаркунчиками, с самодельными струнными музыкальными инструментами – гуслями, гитарой. Школьники играли на них, вслушивались в звуки, которые они издают. В этот период знакомила со свойствами звука: высотой (звуки высокие и низкие), ритмом (звуки долгие и короткие) динамикой (звуки громкие и тихие), тембром (разная окраска звуков). Для закрепления этих музыкально-слуховых представлений учащихся о звуках использовала различные музыкально-дидактические игры с инструментами: «Музыкальные загадки» (дети угадывают по звучанию музыкальный инструмент), «Музыкальное лото» (дети по звучанию инструмента определяют направление мелодии вверх или вниз) На занятиях мы проводили маленькие эксперименты со звуками: например, в несколько стаканов наливали воду до разных уровней. Стеклянной палочкой последовательно стучим по всем стаканам и слушаем их звучание. В результате делаем вывод о том, что чем более стакан пуст, тем звук выше. На основе этого опыта ребята сыграли на стаканах русские народные мелодии «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой», «Ах вы сени, мои сени».
Итак, следующий вид музыкальной деятельности – это исполнительство. Дети играли на самодельных шумовых музыкальных инструментах, а позже и на настоящих. Я использовала музыкально-дидактические игры «Ритмическое эхо» (дети повторяют заданный ритмический рисунок на музыкальном инструменте), «Мелодическое эхо» (дети повторяют заданный мелодический рисунок на музыкальном инструменте).
При обучении игре на ударных музыкальных инструментах: бонгах, трещотках, треугольнике, в качестве записи нот я использовала различные фигуры: звездочки, ромбы, прямоугольники. Каждая соответствовала партии одного инструмента. Ребята смотрели на графическую партитуру, определяли, в какой последовательности им нужно играть. Получался очень слаженный, шумовой оркестр.
Обучая игре на других музыкальных инструментах, например, на тонированных колокольчиках, я применила цветовую систему записи нот, то есть ноты заменялись цветными треугольниками. Длительность звуков я обозначала так: длинные звуки - треугольниками больших размеров, короткие – маленьких размеров. При обучении игре на духовой гармонике я наклеивала цветные квадраты на клавиши, а также на листе тетради в определенной последовательности. Ребенок смотрел в эту тетрадь и как по нотам играл на инструменте. Таким образом, ребята разучили и исполняли новогоднюю мелодию «В лесу родилась елочка», русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько», патриотическую песню «Катюша».
Приобретая исполнительские навыки в игре на шумовых и музыкальных инструментах, у многих учащихся возникает потребность в творческих импровизациях. Это наиболее высокий уровень развития музыкальной деятельности – деятельность композитора. Ребятам предлагала создать простейшие песни по заданным текстам, простейшие марши, колыбельные, плясовые. Потом они записывали придуманные мелодии, используя цветовую систему записи нот или с помощью различных графических изображений. На данном этапе я предлагала детям поиграть в такие игры, как «Наше путешествие» (дети озвучивают придуманный рассказ с помощью музыкальных инструментов), «Озвучь сказку, стихотворение». Например, на конкурсе чтецов «Родной край», воспитанники 4 класса озвучили с помощью музыкальных инструментов стихотворение о природе: звуки дождя изображали с помощью деревянных палочек, звон ручья с помощью румбы, шелест листьев – шуршанием гафрированной бумаги.
В процессе творческой деятельности проявлялась индивидуальность каждого ребенка, происходило его самовыражение, дети испытывали удовольствие от собственного музицирования, таким образом формировалось эмоционально позитивное отношение к музыке.
Такова система работы по развитию музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."
В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)
дополнительный материал к реферату - презентация...
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей...
Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...
статья "Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности"
Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овлад...