Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)
презентация к уроку на тему
дополнительный материал к реферату - презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_referatu.ppt | 2.06 МБ |
prezentatsiya_k_referatu.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования. Образовательное учреждение это та развивающая среда, где происходит формирование социокультурного и творческого потенциала ребёнка. В связи с этим современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Театрализованные игры являются наиболее синкретичным средством формирования различных знаковых систем [ вербальные, образно-жестовые (образно-двигательные) и образно-графические виды знака ] , развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сферы, а также социализации умственно отсталых детей. Театрализованные игры развивают интерес детей к театральной деятельности, повышают творческую активность и творческие способности.
Объект исследования : процесс развития творчества умственно отсталых детей. Предмет исследования : особенности развития творчества умственно отсталых детей посредством театрализации. Цель исследования : изучить особенности развития творчества воспитанников посредствам театрализации в коррекционной школе VIII вида. Задачи исследования : Изучить психолого-педагогическую литературу, специальную литературу по изучаемой проблеме. Рассмотреть сущность понятий «творчество». Определить и теоретически обосновать возможности развития творчества умственно отсталых детей посредством театрализации. Гипотеза исследования : мы предполагаем, что использование в коррекционном обучении и воспитании умственно отсталых детей театрализованной деятельности поможет развивать творческие способности школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции и научные исследования в области педагогики и психологии: теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, Б.И.Лубовский, И.С.Маргулис,Л.И.Солнцева,Б.К.Тупоногов); концептуальные подходы приобщения детей к творчеству (Антокольская Т.А., Вяткин Л.Г., Матюшкин А.М., Петровский В.А., Пономарев А.Я.) Методы исследования : Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Научная новизна исследования : раскрыты значение и возможность использования элементов театрализации как средство развития творчества умственно отсталых детей в условиях школы-интерната. Практическая значимость данной работы заключается в том что развитие творчества детей в условиях коррекционной школы VIII вида посредством театрализации, а также выявление педагогических условий способствующих эффективности протекания данного процесса, что может быть полезным для педагогов, воспитателей, психологов, родителей умственно отсталых детей.
Сущность понятия «творчество» Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие противоречия, проблемной ситуации или креативной задачи; социокультурная и личностная значимость деятельности; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса или результата.
Роль театрализованной деятельности в формировании умственно отсталого ребенка. Цель: развитие свободной творческой активной личности. Задачи: - создание условий для формирования и развития мировоззрения личности ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творческого развития личности. -воспитание театральной культуры; -адаптация учащегося в коллективе, формирование коммуникативных навыков; -овладение основами театрального искусства; -формирование навыков сценического общения; -развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творчества умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности в коррекционной школе. Театрализованная игра Игра - основной вид деятельности. Речь Память Внимание Сообразительность Общение Мышление Творческое воображение Социализация в обществе Познание окружающего мира Эмоциональная сфера Эстетический вкус Самостоятельность Нравственная культура
Практическое применение театрализованных игр. III этапа I этап использовать игрушки рассматривать иллюстрации просмотр видео- материалов игра-имитация игра-импровизация под музыку II этап ин c ценирование сценки обыгрывание ситуаций III этап театрализованные постановки игры-импровизации
I этап: начальные классы - сюжетно-ролевые игры Разновидность игр. Игра –имитация отдельных действий человека, животных и птиц. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей осн. эмоций Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей Инсценирование фрагментов сказок о животных Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
II этап среднее звено инсценирование Виды инсценирования Многоперсонажное инсценирование по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.( ” Лиса и волк ” , “ Гуси-лебеди ” .) Инсценирование по текстам рассказов( “ Труд взрослых ” , “ Ребята и зверята ” .) Постановка сценок (К.Чуковский “ Путаница ” )
III этап театрализация Виды игр Театрализо-ванная игра Театрализо-ванная деятельность Игра-драматизация Игра-импровизация
Отмечаем праздник Праздник «масленица» Концерт посвященный 8 марта Защита (моркови праздник урожая) Сценка «Дядя Федор и его друзья поздравляют учителей» Марийские посиделки (ко дню рождения РМЭ) Новогодняя сказка
Инсценирование. Сказка на новый лад (ко дню театра) Мы дружбой народов сильны. Защита огурцов(праздник урожая)
Театрализация Игра-импровизация «Лимон» Дефиле новогодних костюмов Презентации конкурса мастер и мастерица Постановка к Новому Году
Заключение Выводы: Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Развитие умственно отсталых детей с использованием игры, коррекция средствами искусства. Театр- один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности ;воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Использование в коррекционном обучении и воспитании умственно отсталых детей театрализованной деятельности поможет развивать их творческие способности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования. Образовательное учреждение это та развивающая среда, где происходит формирование социокультурного и творческого потенциала ребёнка. В связи с этим современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Театрализованные игры являются наиболее синкретичным средством формирования различных знаковых систем [ вербальные, образно-жестовые (образно-двигательные) и образно-графические виды знака ] , развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сферы, а также социализации умственно отсталых детей. Театрализованные игры развивают интерес детей к театральной деятельности, повышают творческую активность и творческие способности.
Объект исследования : процесс развития творчества умственно отсталых детей. Предмет исследования : особенности развития творчества умственно отсталых детей посредством театрализации. Цель исследования : изучить особенности развития творчества воспитанников посредствам театрализации в коррекционной школе VIII вида. Задачи исследования : Изучить психолого-педагогическую литературу, специальную литературу по изучаемой проблеме. Рассмотреть сущность понятий «творчество». Определить и теоретически обосновать возможности развития творчества умственно отсталых детей посредством театрализации. Гипотеза исследования : мы предполагаем, что использование в коррекционном обучении и воспитании умственно отсталых детей театрализованной деятельности поможет развивать творческие способности школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции и научные исследования в области педагогики и психологии: теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, Б.И.Лубовский, И.С.Маргулис,Л.И.Солнцева,Б.К.Тупоногов); концептуальные подходы приобщения детей к творчеству (Антокольская Т.А., Вяткин Л.Г., Матюшкин А.М., Петровский В.А., Пономарев А.Я.) Методы исследования : Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Научная новизна исследования : раскрыты значение и возможность использования элементов театрализации как средство развития творчества умственно отсталых детей в условиях школы-интерната. Практическая значимость данной работы заключается в том что развитие творчества детей в условиях коррекционной школы VIII вида посредством театрализации, а также выявление педагогических условий способствующих эффективности протекания данного процесса, что может быть полезным для педагогов, воспитателей, психологов, родителей умственно отсталых детей.
Сущность понятия «творчество» Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие противоречия, проблемной ситуации или креативной задачи; социокультурная и личностная значимость деятельности; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса или результата.
Роль театрализованной деятельности в формировании умственно отсталого ребенка. Цель: развитие свободной творческой активной личности. Задачи: - создание условий для формирования и развития мировоззрения личности ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творческого развития личности. -воспитание театральной культуры; -адаптация учащегося в коллективе, формирование коммуникативных навыков; -овладение основами театрального искусства; -формирование навыков сценического общения; -развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творчества умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности в коррекционной школе. Театрализованная игра Игра - основной вид деятельности. Речь Память Внимание Сообразительность Общение Мышление Творческое воображение Социализация в обществе Познание окружающего мира Эмоциональная сфера Эстетический вкус Самостоятельность Нравственная культура
Практическое применение театрализованных игр. III этапа I этап использовать игрушки рассматривать иллюстрации просмотр видео- материалов игра-имитация игра-импровизация под музыку II этап ин c ценирование сценки обыгрывание ситуаций III этап театрализованные постановки игры-импровизации
I этап: начальные классы - сюжетно-ролевые игры Разновидность игр. Игра –имитация отдельных действий человека, животных и птиц. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей осн. эмоций Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей Инсценирование фрагментов сказок о животных Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
II этап среднее звено инсценирование Виды инсценирования Многоперсонажное инсценирование по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.( ” Лиса и волк ” , “ Гуси-лебеди ” .) Инсценирование по текстам рассказов( “ Труд взрослых ” , “ Ребята и зверята ” .) Постановка сценок (К.Чуковский “ Путаница ” )
III этап театрализация Виды игр Театрализо-ванная игра Театрализо-ванная деятельность Игра-драматизация Игра-импровизация
Отмечаем праздник Праздник «масленица» Концерт посвященный 8 марта Защита (моркови праздник урожая) Сценка «Дядя Федор и его друзья поздравляют учителей» Марийские посиделки (ко дню рождения РМЭ) Новогодняя сказка
Инсценирование. Сказка на новый лад (ко дню театра) Мы дружбой народов сильны. Защита огурцов(праздник урожая)
Театрализация Игра-импровизация «Лимон» Дефиле новогодних костюмов Презентации конкурса мастер и мастерица Постановка к Новому Году
Заключение Выводы: Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Развитие умственно отсталых детей с использованием игры, коррекция средствами искусства. Театр- один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности ;воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Использование в коррекционном обучении и воспитании умственно отсталых детей театрализованной деятельности поможет развивать их творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности
В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...
Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности.
Доклад для конференции учителей трудового обучения специальных коррекционных школ....
Презентация "Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности"
В презентации представлены творческие работы учащихся школы 8 вида...
Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей...
Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".
Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....