Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей.
Методические материалы
Ноябрь, 2017
Результаты освоения образовательной программы делятся на текущие и промежуточные, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребёнка в целом.
Объектом мониторинга являются музыкальные способности ребенка Педагог дополнительного образования осуществляет мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений раз в год: в конце учебного года ( в мае). Длительность проведения - две недели. Результаты мониторинга отображаются в таблице.
Основной целью музыкальной деятельности в рамках дополнительного образования является развитие музыкальности школьников.
Музыкальность – сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент представлен тремя ведущими музыкальными способностями: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство.
Развитию основных музыкальных способностей способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей: различать звуки по высоте (высокие – низкие), длительности (долгие – короткие), динамике (громко – тихо) и тембру (струнные, клавишные, духовые инструменты).
Одним из ведущих направлений в работе с умственно отсталыми школьниками является формирование музыкальности, а ведущим видом деятельности – слушание – восприятие музыкальных произведений.
Критериями определения музыкальности ребенка являются:
- наличие интереса к музыке и музыкальной деятельности;
- эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности;
- музыкальные сенсорные способности (высота, тембр, динамика, длительность);
- музыкальные способности (ладовое чувство, мелодический слух, чувство ритма).
На основе указанных критериев выделяется 3 уровня развития музыкальности.
Уровни развития музыкальности школьников.
III Высокий. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку. У них сформирован звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
Проявляют творческую активность, самостоятельность, инициативу, быстро осмысливают задание, точно и выразительно выполняют его без помощи взрослого.
Проявляют эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности.
II. Средний. Дети проявляют интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания, ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
I. Низкий. Ребенок этого уровня малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, не способен к самостоятельности. Музыкальные способности развиты слабо.
Уровень развития музыкальности детей определяется по формуле:
Уровень развития музыкальности ребенка = восприятие + пение + музыка и движение + элементарное музицирование + музыкальное творчество
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для детей 1 – 2 классов
ВОСПРИЯТИЕ |
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку кон-трастного харак-тера (плясовая – колыбельная) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить. II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь. | 3 2 1 |
|
2.Выявить умение ребенка слышать и различать двух-частную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать, как звучала музыка. | III. Ребенок самостоятельно определяет характер, отмечая, что в начале музыка звучала весело, легко, а затем она стала сердитой, громкой. II. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить кто танцует вначале, а кто в конце. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинки с изображением мишки и зайчика |
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы. (методика Э. Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III. Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого II. Педагог оказывает большой объем помощи I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон. |
4.Выявить умение ребенка отмечать начало и конец музыкального произведения. | Педагог предлагает ребенку поиграть с «музыкальной» игрушкой. Когда музыка звучит – игрушка «оживает» (прыгает, танцует, идет). | III. Ребенок справился с заданием. II. Ребенок частично справился с заданием I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка (зайчик, мишка, кукла) |
ПЕНИЕ |
1.Выявить умение ребенка петь без крика. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок поет без крика II. Педагог обращает внимание на птичку, которая прилетела послушать песенку и просит спеть, чтобы «птичка не испугалась» I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка - птичка |
2.Выявить умение ребенка одновременно с другими детьми начинать и заканчивать песню. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с другими детьми | III.Ребенок одновременно с другими детьми начинает петь после вступления и заканчивает петь вместе со всеми. II. Педагог обращает внимание ребенка, что начинать и заканчивать песню нужно одновременно с другими детьми I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
3.Выявить умение ребенка петь с музыкальным сопровождением и с поддержкой голоса взрослого. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню (поет вместе с ребенком и играет на инструменте) | III. Ребенок исполняет песню целиком II. Ребенок пропевает отдельные фразы или отдельные слова I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 |
|
4. Выявить умение ребенка петь без музыкального сопровождения, но с голосом взрослого. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку (без музыкального сопровождения) | III. Ребенок исполняет песню целиком II. Ребенок подпевает отдельные фразы или отдельные слова I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 |
|
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ |
1. Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки. | Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером. | III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит? А как потом?...» И предлагает показать это под музыку. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
2.Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки. | III. Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения. II. Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
3. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (двигаться в хо-роводе, в парах) | Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами. | III.Ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером II. Педагог дает словесные указания «Иди по кругу, соблюдая расстояние… Иди рядом со своим дружочком… Хлопай вместе со своим дружочком и т.д.» I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для детей 3-5 классов
ВОСПРИЯТИЕ |
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку разного характера (плясо-вая, колыбельная, марш) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить. II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь. | 3 2 1 |
|
2. Выявить умение ребенка высказы-ваться о характере песни, пьесы. | Педагог исполняет произведения и просит ребенка рассказать о музыке «какая она?» | III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, используя разнообразные определения. II. Ребенок использует 1-2 определения музыки I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | иллюстрации к пьесам и песням |
3.Выявить умение ребенка слышать и различать 2-3 частную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать о музыке. | III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки, отмечает структуру произведения. II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки, просит показать, о ком рассказывает музыка, показывая карточки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинки и иллюстрации к пьесам, карточки с изображением образов |
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, сексты. (методика Э.Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III. Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II. Справляется с помощью педагога. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон. |
4. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки. (методика Э. Костиной) | Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музы-ку. Играет музыкальные при-меры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?" | III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм. II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушки медвежонок и лисенок |
5. Выявить умение ребенка прохлопать ритмический рисунок песни | Педагог играет на металлофоне попевку предлагает ребенку прохлопать ее ритмический рисунок | III. Ребенок правильно прохлопал ритмический рисунок II. Педагог предлагает прохлопать вместе, а затем самостоятельно. I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации из «Музыкального букваря» |
ПЕНИЕ |
1.Выявить умение ребенка петь без напряжения | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку. | III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2.Выявить умение ребенка чисто интонировать в удобном диапа-зоне, с постепен-ным развитием мелодии и скач-кообразным | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию. II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание, когда мелодия шагает по лесенке, а когда перепрыгивает со ступеньки на ступеньку и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
3. Выявить уме-ние ребенка слы-шать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок начинает петь песню после вступления (вместе со взрослым и самостоятельно) II. Педагог напоминает ребенку, что начинать пение нужно после вступления, и предлагает еще раз исполнить песню. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
4.Выявить умение ребенка петь слаженно, четко произносить текст | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, четко артикулируя текст. II. Педагог обращает внимание на то, что нужно четко пропевать текст. При повторном исполнении ребенок недостаточно четко пропевает текст. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
5. Выявить уме-ние ребенка петь выразительно | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок исполняет песню выразительно, эмоционально II. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 |
|
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ |
1. Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться | Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. | III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно. II. Педагог повторно исполняет марш и спрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание, что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
2. Выявить умение ребенка менять движения в соответствии с формой музыки | Педагог исполняет произведе-ние 3х частной формы и предлагает ребенку подвигаться | III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнять под эту музыку. А как потом? Какие движения?» И предлагает снова выполнить задание. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
3. Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером | Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами | III. Дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера. II. Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слажено. И предлагает еще раз исполнить танец. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|
4. Изучить умение ребенка двигаться без напряжения рук и ног. | Педагог исполняет произведе-ние и просит ребенка подви-гаться в соответствии с характером музыки. | III. Ребенок двигается под музыку свободно, без напряжения. II. Педагог объясняет (показывает) движения, обращая внимание на легкость и свободу выполнения и просит еще раз выполнить задание. I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены). | 3 2 1 |
|
5. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары) | Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроиться в круг, в пары. | III. Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре,. II. Педагог дает словесные указания I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
|