статья "Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности"
статья по английскому языку
Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овладение иностранными языками для практического использования в различных сферах и ситуациях общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности
Зикратов Г. В.
Основное назначение курса иностранных языков состоит в овладении учащимися умением общаться, т.е. понимать, выражать и адекватно реагировать на высказывания на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овладение иностранными языками для практического использования в различных сферах и ситуациях общения.
Общеизвестно, что целями обучения иностранным языкам в рамках коммуникативно-деятельностного подхода являются:
- практическая, т.е. использование речи для достижения взаимопонимания и взаимодействия, путем передачи, хранения и преобразования информации вербальными средствами;
- образовательная, т.е. расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора;
- воспитательная, т.е. воспитание учащегося средствами данного учебного процесса;
- развивающая, т.е. развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, готовность их к коммуникации.
Соответственно, работа преподавателя основана на следующих принципах развивающего обучения как средства воспитания саморазвивающейся личности:
- обучение на достаточно высоком уровне сложности;
- осознание учащимися своих учебных действий;
- использование новых технологий в образовании.
В соответствии с вышеизложенным, говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка и обучение этому виду речевой деятельности осуществляется на протяжении всего школьного курса обучения иностранным языкам. Оно включает в себя следующие навыки:
- уметь строить грамотную монологическую и диалогическую речь;
- уметь запрашивать информацию, используя речевые образцы и клише;
- осуществлять обмен мнениями, выражая и доказывая собственную точку зрения;
- вести беседу в связи с увиденным, прослушанным, прочитанным;
-адекватно реагировать в стандартных и спонтанных ситуациях общения;
- вести рассказ, пересказ, делать описание, сообщение, рассуждение.
При обучении учащихся говорению обычно используются различные средства обучения: визуальные опоры (для составления диалогов, презентаций лексических единиц), грамматические таблицы и диаграммы, структурные схемы, ролевые карточки, аудиозаписи с диалогами, текстами аутентичного характера, карты, видеофильмы, причем желательно использовать разнообразные средства, т.к. в учебных группах находятся ученики с различными поведенческими системами (визуалы, аудиалы, кинестетики). Соответственно, успех обучения во многом зависит от организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в течение урока. С этой целью, как правило, работа организуется в режиме учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа.
Особое внимание в учебно-воспитательном процессе должно быть обращено на психолого-педагогические особенности учащихся. Например, на старшем этапе обучения основной психологической особенностью учащихся, безусловно, является общение. В этом возрасте возникают благоприятные условия для применения таких приемов и форм работы, которые бы удовлетворяли потребности подростков в общении, желании самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку и активную жизненную позицию. Одной из таких достаточно новых форм, отвечающих этим требованиям, является технология критического мышления. Учащиеся развивают способности критического анализа, формируют собственное независимое мнение, учатся проявлять уважение к мнению других. В этой технологии используется поисковый подход к обучению, основой которого является продуктивная деятельность учащихся. Они получают возможность самостоятельно получать, осваивать и представлять информацию в графическом, электронном или ином виде, вступать в активный диалог со сверстниками, совместно ставить вопросы и находить ответы, не останавливаясь на найденном как на окончательной истине, – все это превращает на первый взгляд скучную тему в живое, заинтересованное решение поставленных задач. Таким образом у учащихся формируются умения самостоятельного поиска и применения новых знаний, опыт творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Для осознания учащимися своих действий, их следует знакомить со «стратегией и тактикой» данного вида деятельности. Это развивает у них самоконтроль, что очень важно в плане развития личности.
В основном используются такие методы и приемы, как:
- общение в рамках учебно-речевой ситуации;
- подготовленное общение в монологической и диалогической речи;
- ролевые игры;
- дискуссии;
- проблемные ситуации.
Обучая учащихся диалогической речи, часто используются диалоги-образцы, этапы работы с которыми следующие: сначала учащимся предлагается прослушивание и повторение диалогов и
полилогов-образцов, проводится их многократное воспроизведение и чтение по ролям. Дальнейшая работа заключается в инсценировании диалога в свободной форме с заменой отдельных лексических единиц или реплик. Конечной целью работы с диалогом-образцом обычно является создание учащимися собственных контекстов для диалогов применительно к коммуникативным задачам, продиктованным разными условиями и ситуациями общения. Например, в 10 классе учащимся предлагается, используя диалог-образец, составить собственные диалоги, применяя личный опыт, описать преимущества и недостатки организации пикника, турпохода, посещении другого города, и т.д. Деятельность учащихся контролируется таким образом, что при оказании им помощи, необходимо избегать прямой подсказки, а использовать либо определенный речевой образец, либо синонимичные грамматические и лексические структуры и выражения.
Еще одним способом обучения диалогической речи является обсуждение проблемных ситуаций общения, с последующим выходом на пути решения заявленной в задании проблемы. Здесь важно, чтобы выбор ситуации соответствовал не только общей разговорной теме, но и актуальности данной проблематики для старших подростков. Справедливо считается, что учащимся нравится составлять динамичные диалоги по содержанию картинок, с использованием таких ключевых слов и конструкций, которые широко употребляются в обиходном разговорном языке. Не менее интересным учащиеся считают задание по составлению диалога по прочитанному тексту, где необходимо выразить свое мнение, описать собственный опыт в похожей ситуации. Здесь, на мой взгляд, важен творческий подход к отбору текстов и составлению заданий, учитывая разнообразие общих разговорных тем, уровень языковой компетентности и профильность класса.
Общеизвестно, что одним из приемов говорению является использование ролевых игр. Учащимся обычно предлагается поставить себя в ситуацию, иногда довольно экстремальную, которая может возникнуть вне класса, в реальной жизни. В процессе игры учащиеся приобретают опыт ролевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, позволяет учащимся освободиться от стеснительности, страха показаться смешным. А именно страх, как известно, формирует психологический барьер, сковывающий учащихся, создающий эмоциональную напряженность. Так, например, при изучении темы «Traveling» в старших классах иногда преподаватели проводят ролевую игру, цель которой развить умения в диалогической речи. Каждая группа знакомится с ролевым заданием по карточкам. Используя речевой материал, изученный ранее (например, клише типа: -“I wonder if I could…? some, any”- для выражения просьбы), учащиеся одной группы обращаются к учащимся другой группы с просьбой выбрать более приемлемый маршрут, показать дорогу в аэропорт, одолжить недостающее количество денег на билет и т.п. Участникам игры раздаются наборы картинок и карточки с опорными лексическими выражениями и грамматическими конструкциями, которые необходимо использовать. Завершается такая игра обычно видеопрезентацией с использованием учебных фильмов, в которых употребляются выражения и конструкции, уже имеющиеся у учащихся на карточках, по которым затем дается домашнее задание. На тренировочном этапе многими преподавателями разнообразные игры используются достаточно широко. Так, в старших классах в тренировке у учащихся беглости речи помогает игра «Who’s the last to finish the sentence?» В игре важно не только быстро найти нужное слово, но еще и употребить его в том порядке, которого требует английское предложение.
Совершенствование грамматических навыков устной речи является целью ещё одной игры - «Celebrities’ Show», проводимой в старших классах. Учащимся нравится выступать от лица «знаменитости», отвечать на вопросы так, чтобы сверстники не разгадали его роль. Во время игры преподавателю рекомендуется не вмешиваться в процесс общения, а стимулировать «пассивных» учеников к беседе, направлять действия учащихся в нужное русло. В конце игры, как правило, преподаватель обязательно даёт оценку деятельности учащихся, устраивая обсуждение по данной или близкой теме.
При обучении говорению весьма часто используется дискуссионное общение, целью которого является совместный поиск решения в ходе речевого общения в заданной ситуации. Например, участникам предлагается ситуация, в которой им необходимо принять адекватное решение:
- вы заблудились в лесу, приближается ночь;
- вы потеряли все деньги;
- вы опоздали на самолет, и т.д.
Каждое решение обсуждается группой, что позволяет учащимся ощущать подлинную атмосферу общения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, вносить свой вклад в коллективное решение проблем вербальными средствами. Основной трудностью для учащихся является опасность перейти на родной язык.
Иногда по ходу урока раздаются визуальные опоры, на которых изображены человек с выражением растерянности, недоумения на лице или же разбросанные по комнате вещи. Учащиеся высказывают предположения о том, что случилось и что бы они посоветовали сделать. Следующий прием также вызывает у учащихся интерес. Преподаватель начинает рассказывать что-нибудь занимательное и останавливается на самом интересном месте, вынуждая учащихся задавать вопросы, чтобы узнать, что было дальше.
Очень увлекает учащихся работа с неразвернутыми ситуациями, предъявляемыми на визуальных опорах. Например, на картинке изображена погоня. Учащиеся проявляют огромную фантазию и воображение при описании таких картинок. Я учитываю логичность, развернутость, разноструктурность и эмоциональность описаний.
Обучение монологической речи осуществляется главным образом в ходе обучения диалогической речи, а также в процессе работы с печатным текстом.
На первом этапе учащиеся читают текст про себя, с использованием одной из предложенных им стратегий (с целью ознакомления с общим содержанием, выбора нужной информации, достаточно полного понимания прочитанного). Затем, например, при ознакомительном чтении, они интерпретируют текст, выделяя основные факты, определяя тему, идею текста.
Для того чтобы учащиеся смогли размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они должны участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами, осваивать новый словарь. В процессе работы учащихся отводятся преподавателем все дальше от конкретного содержания текста, рассматривая проблемы, которые затрагиваются в тексте все более обобщенно.
Затем следуют вопросы, которые побуждают учащихся размышлять, реконструировать, воображать, тщательно взвешивать информацию, т.е. вопросы на интерпретацию, вопросы на анализ и вопросы на синтез. Такие вопросы учат их тому, что знания не являются чем-то застывшим, что идеи могут видоизменяться. Учащиеся начинают принимать все более активное участие в обсуждении новых, значимых для понимания текста вещей. Они начинают использовать собственные слова и выражения, которые обогащают их словарный запас, вырабатывают способность высказывать новые творческие идеи, начинают понимать, что знания – не просто то, что содержится на печатной странице или в словах преподавателя, а то, что содержится в их головах. На этом этапе у преподавателя возникает возможность демонстрировать, что он ценит мысли учащихся.
Завершается работа анализом и собственными рассуждениями учащихся о проблемах, обсуждаемых в данном контексте (в форме монолога). На этом этапе учащийся должен уметь разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление связей между ними, осознание принципов организации целого. В результате анализа ученик также сможет ответить, достаточно ли хорошо разъяснено значение того или иного события, или же другие варианты ответов объясняют их лучше. Такие учебные результаты будут свидетельствовать об адекватном понимании учеником данной проблематики, его потенциальной способности воспроизвести материал в реальной ситуации.
Большое значение имеет отбор печатных текстов. Преподаватели часто используют заметки из газет, информацию с сайтов, письма подростков из англоговорящих стран, журнальные публикации, фрагменты из интервью, биографические очерки, отрывки литературных произведений классиков и современных авторов и т.д. Все они ориентированы на проблемы, возникающие у современных подростков в разных сферах жизни в процессе становления личности, во время их общения со сверстниками из разных стран, с собственной семьей, во время путешествия и т.д.
Весь ход работы при обучении учащихся говорению обеспечивается системой подготовительных и собственно коммуникативных упражнений. В процессе выполнения тренировочных упражнений учащиеся усваивают отдельные лексические единицы, отрабатывают интонации предложений разных типов, автоматизируют определенные грамматические действия, перифразируют, воспроизводят материал с существенными изменениями. При этом формулировкам заданий подготовительных упражнений придается коммуникативный смысл, ориентирующий группу на возможное использование осваиваемых ими языковых и речевых средств в реальной жизни.
Требуется жесткий контроль и четкое исправление ошибок в тренировочных упражнениях, подготовленных и тщательно управляемых видах работ. Однако в спонтанной, неподготовленной речи отношение к ошибке должно быть терпимым, зависящим от того, насколько она мешает общению. Не следует прерывать речь и общение, а исправить ошибку позже, во время коррективной работы.
Для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся необходимо контролировать и корректировать усвоение учебного материала. Очевидно, что тесты – очень удобная и быстрая форма проверки знаний учащихся. Тест может быть предъявлен в виде заполненной таблицы, ответов «True – False», множественного выбора и т.д., однако, по мнению многих преподавателей, основным критерием хороших знаний является умение ученика вести грамотно построенный диалог на предложенную тему.
Развитие личности невозможно без развития ее творческого потенциала. Поэтому творческому развитию учащихся, бесспорно, способствует внеклассная работа. Разнообразные конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы, праздники, проводимые с учащимися, делают изучение предмета привлекательным и интересным.
Таким образом, коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка направлено на:
- формирование коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, языковой), необходимой для коммуникативно приемлемого общения на иностранном языке в учебной, повседневно-бытовой, административной сферах, при трудоустройстве и организации бизнеса, проведении досуга;
- культуроведческое обогащение учащихся по принципу расширяющегося круга культур (от этнических и социальных субкультур стран изучаемого языка к культурным пластам геополитических регионов и мировой культуре);
- развитие у учащихся языковой культуры описания реалий российской жизни на иностранном языке;
- формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире, для которой должна быть характерна готовность к осмыслению социокультурного портрета стран изучаемого языка как части европейской цивилизации, культурному саморазвитию, этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и социокультурная вежливость, склонность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов;
- подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и выполнению международных тестов по определению уровня владения языком.
Решение столь сложных задач невозможно без обучения школьников технологии языкового самообразования, предполагающего обучение технике работы с различными видами справочной литературы, ознакомление со способами обобщения результатов языкового, речевого и социокультурного наблюдения в виде схем, систематизированных правил и таблиц, развитие культуры работы с аутентичными материалами.
ЛИТЕРАТУРА
- Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы // Иностр. яз. в шк., 1998, № 4, с 3 – 9.
- Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: ИСТОКИ, 1996.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – 3-е изд. – М.: Еврошкола, 2001.
- Сафонова В.В. и др. Пособие по культуроведению к учебнику английского языка для Х – ХI классов с углубленным изучением английского языка: В 2 Ч. Ч.1, Ч. 2. – М.: Просвещение 1998.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002.
- Christ I., Debyzer F., Dobson A., Scharer R.,Schneider G., North B. et al. Европейский языковой портфель (пер.). – М.: Еврошкола, 1998.
- Common European Framework of References for Languages: Learning, Teaching, Assessment // Council for Cultural Co-operation. Education Committee. Modern Languages Division. – Cambridge – Strasburg: CUP, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"
Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....
Обучение различным видам речевой деятельности на примере немецких мультфильмов
Рассматривается методика обучения различным видам речевой деятельности на примере немецких мультфильмов...
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...
Памятки по различным видам речевой деятельности
Материал содержит инструкции учащимся по работе с текстом, работе над проектом, ведению дискуссии и т.д....
Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности в английском языке"
Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)....
Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков различных видов речевой деятельности
В современном мире интернет является неотъемлимой частью жизни и обучения. Интернет-ресурсы помогают вовлечь учащихся в процесс обучения и развивать навыки различных видов речевой деятельности на урок...