Информационно – практика - ориентированный проект. Тема: « Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь ».
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме
Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3».
Работа над проектом позволяет использовать нетрадиционный подход к школьному предмету музыка.
Стремление развивать у учащихся образное мышление способствует неординарному видению музыкальных образов.
Привить любовь к искусству и уважение к людям творческих профессий.
Проект направлен на музыкально эстетическое воспитание детей и родителей, духовный рост ребёнка как личности.
Знакомит с различными видами искусства, его наследием, активизирует и расширяет словарный запас, развивает образное мышление, развивает эстетический вкус.
Данный проект позволяет приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать и записывать собственные суждения по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_12_goda.docx | 47.35 КБ |
shag.pptx | 602.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Информационно – практика - ориентированный проект.
Тема: « Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь ».
Боронина Елена Владимировна
Учитель музыки МБОУ г. Астрахани «СОШ №8»
г. Астрахань.
2011 -2012 г.г.
2
Содержание:
- Актуальность темы 3
- Методический паспорт проекта «Шаг из школьного урока в 4 музыкальную жизнь».
- Автор проекта.
- Участники проекта.
- Предмет, класс.
- Продолжительность проекта.
- Образовательная область.
- Вид проекта.
- Основные формы реализации проекта.
- Предполагаемый результат 5
- Гипотеза.
- Основополагающий вопрос.
- Темы исследований учеников.
- Пути достижения цели.
- Предмет 6
- Дидактические цели проекта.
- Методические задания.
- Организационные задачи 7
- Материалы и оборудование.
- Аннотация.
3. Цель проекта 8
4. Задачи проекта. 9
5. План реализации проекта. 10-13
6. «Дневник музыкальных впечатлений». 14-18
8. Презентация проекта «Шаг из урока в музыкальную жизнь»
Презентация «Дневника музыкальных впечатлений»
Презентация выставки рисунков.
Презентация фотовыставки.
3
Актуальность темы:
Что такое музыка в жизни человека? Для одних это серьёзный труд, для других просто развлечение. Но все, однако понимают, насколько важно научиться слышать музыку в окружающем нас мире. Ведь она частичка повседневной жизни. Её сила воздействия способна изменить отношение людей к жизни, укрепить силу воли, воспитать благородство, честь и мужество, доброту и любовь. Укрепить веру и надежду в будущее.
Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь.
Проект предназначен для формирования музыкальной культуры детей младшего и среднего школьного возраста. Реализации их творческих способностей. Путём взаимодействия музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Проект развивает способность жить в мире музыки и правильно понимать её. Ведь лишь тот человек, который наделён качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта, сможет войти в жизнь с открытым сердцем и чистой душой. Помочь - главная задача нашего проекта. Открыть для детей то прекрасное без чего жизнь человека не может быть возможной.
Работа над проектом должна помочь изменить отношение школьников и родителей к предмету музыка.
Показать, насколько важную роль играет музыкальное искусство в формировании духовной культуры, в развитии интеллектуальной, творческой и социально-активной личности ребёнка.
Помочь в формировании положительного отношения к музыке в целом, через различные виды деятельности.
Помочь детям научиться слушать и любить музыку, понимать её и чувствовать.
4
Методический паспорт проекта «Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь».
Автор проекта:
Боронина Елена Владимировна, учитель музыки МБОУ г. Астрахани
«СОШ №8» и преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД
«ДШИ №3» .
Участники проекта:
Преподаватели, учащиеся 1-4 и 5-ых классов, родители МБОУ г. Астрахани
«СОШ №8», а так же преподаватели и учащиеся МБОУ ДОД «ДШИ №3».
Предмет, класс:
Музыка.
Изобразительное искусство.
Литература.
МХК.
История.
Младший и средний школьный возраст.
Продолжительность проекта: 2011-1012 учебный год
Образовательная область:
Эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного возраста. Развитие интеллектуально развитой творческой личности.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Основные формы реализации проекта: Занятия в школе, проведения уроков – концертов совместно с преподавателями и учениками «Детской школы искусств №3», беседы, лекции, посещение концертов, праздники, экскурсии, изготовление фото альбомов и выставки рисунков. Ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где ребята записывают краткие высказывания о прослушанных произведениях, пишут рассказы и
5
сочинения. Оснащение предметно - развивающей среды, музыкальной базы, работа с родителями, связь с преподавателями «Детской школы искусств №3».
Предполагаемый результат.
1.Стремиться к сформированию у детей интерес к различным видам искусства.
2. Стремиться к сформированию у детей навыков музыкально-познавательной деятельности.
3. Стремиться к сформированию у детей положительного отношения к гениальным композиторам и исполнителям, подарившим человечеству волшебный мир музыки.
Гипотеза.
Учащиеся, узнав о значимости классической музыки в жизни человека, познакомившись с многообразием видов искусств, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осознавать себя причастными к музыкальному, литературному и художественному наследию.
Основополагающий вопрос: «Зачем нужно человеку искусство?»
Темы исследований учеников (частные вопросы):
- Какие бывают виды искусства?
- Что такое искусство?
- О каких видах искусства мы знаем?
- Что такое образ в художественном произведении?
- Что послужило основой для создания музыкального образа?
- Особая связь между тремя видами искусства: музыка, литература, изобразительное искусство.
- С какими музыкальными инструментами мы знакомы?
Пути достижения цели:
Создать условия для формирования у учащихся младших и средних классов положительного отношения к различным видам искусства, и уважения к людям творческих профессий.
6
Организовать уроки-концерты, лекции, музыкальные гостиные, с участием детей и родителей, где происходит знакомство с различными видами искусства, и их значением в истории мировой культуры.
Предмет: Музыка.
Меж предметные связи: литература – развитие речи, сочинение. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. История. Продолжение работы над созданием «Дневника музыкальных впечатлений». Развитие познавательного интереса: знакомство с литературными источниками вошедших в основу музыкальных произведений.
Музыкальные образы в изобразительном искусстве – умение самостоятельно создать музыкальную картину.
Дидактические цели проекта:
Продолжить знакомство детей с различными видами искусства, с музыкальным наследием мировой культуры, при помощью прослушивания музыки, просмотра репродукций, чтения литературы, посещения концертов и просмотра фильмов.
Обучение творческой работе над рассказами – впечатлениями от прослушанных музыкальных произведений, делать зарисовки музыкальных образов, составлять фотоальбом.
Методические задачи:
Стремиться к сформированию эмоционального восприятия музыки.
Стремиться к развитию личностного отношения к явлениям музыкального искусства и творческого самовыражения.
Стремление к развитию музыкальной культуры школьников через разные формы воплощения музыкальных образов.
Стремление научить сопоставлению и выявлению общности музыкального произведения с точки зрения жизненного содержания, нравственно эстетического развития.
Стремиться научить различать стили, творческий почерк, музыкальный язык представителей искусства разных эпох и культур.
7
Организационные задачи:
Организовать открытые уроки для родителей и учителей.
Организовать уроки – концерты в «Детской школе искусств №3», совместно с преподавателями, детьми и родителями.
Организовать художественную выставку детских работ «Звучащие картины».
Составить «Дневник музыкальных впечатлений», где представлены детские сочинения, рассказы и высказывания, по прослушанным произведениям. Организовать выставку фотографий освещающих музыкальные события школьников.
Материалы и оборудование : репродукции художников, фотографии композиторов, плакат с изображением музыкальных инструментов разных групп, звукозаписи, на разных носителях , для слушания, нотный репертуар, поэтические и литературные сборники, фотографии и иллюстрации, связанные с литературными, поэтическими и музыкальными образами.
Аннотация: Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3».
Работа над проектом позволяет использовать нетрадиционный подход к школьному предмету музыка.
Стремление развивать у учащихся образное мышление способствует неординарному видению музыкальных образов.
Привить любовь к искусству и уважение к людям творческих профессий.
Проект направлен на музыкально эстетическое воспитание детей и родителей, духовный рост ребёнка как личности.
Знакомит с различными видами искусства, его наследием, активизирует и расширяет словарный запас, развивает образное мышление, развивает эстетический вкус.
Данный проект позволяет приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать и записывать собственные суждения по данному вопросу.
8
Цель проекта:
Задачи проекта. Приобщение детей к музыкальному искусству путем организации уроков – концертов проводимых в «Детской школой искусств №3», где звучит «живая» музыка в исполнении юных музыкантов и уроков-лекций в родной школе.
Способствовать формированию представления о разнообразии видов и жанров музыки.
Познакомить с различными музыкальными инструментами.
Вызвать желание и в дальнейшем интересоваться и знакомиться с шедеврами классической музыки.
Стремиться совершенствовать музыкальное восприятие и умение анализировать образный мир произведения, расширяя знания в различных областях искусства.
Стремиться стимулировать интерес к исследовательской деятельности учащихся.
Привлечь родителей к реализации проекта.
Образовательные
Знакомить детей с мировыми музыкальными шедеврами и творчеством композиторов, создавших неповторимый образный мир произведений.
Учить узнавать знакомые музыкальные произведения, анализировать их и самостоятельно делать вывод.
Образно представлять прослушанные произведения и уметь составить рассказ по ним.
Вызвать у детей желание изображать музыку, сочинять элементарные мелодии, подражая великим композиторам.
Создать целостное представление о едином художественном образе на основе выразительных средств музыки, литературы и живописи.
9
Обратить внимание на разницу классической и современной музыки и её значения в жизни человека.
Рассказать о важности знания классического музыкального искусства.
Расширить представление детей о многообразии видов искусств.
Развивающие.
Стремиться развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию различных видов искусства.
Умение реализовать свои впечатления в литературной, художественной и практически-музыкальной деятельности.
Стремиться совершенствовать у детей умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Воспитательные.
Способствовать в Воспитании интереса к предмету музыка, эстетического вкуса и художественного воображения.
Стремиться воспитать любовь к классической музыке и тонкое восприятие её на духовно – эмоциональном уровне.
Стремиться воспитывать уважение к людям творческих профессий и положительное отношение к музыкальному наследию.
10
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Разделы программы | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Подготовительный этап | |||
Сбор и анализ имеющихся звукозаписей с музыкальными произведениями по темам запланированных уроков-концертов, репродукций известных художников, литературных произведений, плакатов с изображением музыкальных инструментов, принадлежащих к различным группам, изготовление газет и фотовыставок. | Преподаватель музыки | 1неделя | |
Определение цели, исходя из интересов потребностей детей. | Преподаватель музыки | 1 неделя | |
Обращение за рекомендациями к преподавателям МБОУ г. Астрахани ДОД «ДШИ№3». | Преподаватель музыки | 1 неделя | |
Организация преподавателей родителей и детей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8», участвующих в проекте. | Преподаватель музыки | 1 неделя | |
Приобретение необходимого оборудования. | Преподаватель музыки | 1 неделя | |
Деятельный этап |
11
Музыкальное воспитание. | Слушание музыкальных произведений на электронных носителях в классе. Организация и проведение уроков-концертов в МБОУ г. Астрахани «СОШ№8». Организация и проведение уроков – концертов в «Детской школе искусств №3» по темам: «Ансамбль – значит вместе», «Образный мир фортепианной музыки», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Голоса России». Выполнения творческих заданий. | Преподаватель музыки МБОУ г. Астрахани «СОШ №8». Преподаватели МБОУ ДОД «ДШИ №3». Классные руководители. Родители. | В течении всего проекта. |
Познавательное развитие | Использование учебника «Музыка» как литературного источника для знакомства с творчеством композиторов и с образным миром музыкальных произведений. Просмотров видеофильмов, репродукций художников. Чтение художественной литературы. | Преподаватель музыки | В течении всего проекта |
Развитие литературно-музыкальной речи | Тематические занятия и беседы: «Герои сказок в музыкальных произведениях», составление рассказа «Кот и мышь» по прослушанному произведению, запись кратких высказываний в «Дневнике музыкальных впечатлений». | Преподаватель музыки | В течении всего проекта |
12
Ознакомление с художественной литературой | Литературное путешествие по сказкам А. С. Пушкина « Сказка золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»,Шарль Перро «Золушка», А.Н Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино», Братья Гримм «Спящая красавица», И.А Крылов басня «Квартет»,Амадей Гофман «Щелкунчик»… | Классные руководители Преподаватель музыки | В течении всего проекта |
Рисование | Изображение музыкально-литературных персонажей по прослушанным произведениям. Создание музыкально - художественных фантазий. ( «Многообразный мир музыкальных знаков», «Музыка цирка», «Музыкальная страна»…) | Преподаватель музыки | В течении всего проекта |
Работа с родителями | Сопровождение детей на уроки - концерты в «Детской школе искусств №3». Изготовление стендов. Помощь в написании детьми заметок и сочинений по прослушанным произведениям. Чтение с детьми литературных произведений послуживших основой для создания музыкальных образов. Помощь в создании рисунков. | Преподаватель музыки Классные руководители Родители | В течении проекта |
13
| Открытый урок для родителей школьников «Я, в мире музыки». Оформление фотоальбома. Оформление «Дневника музыкальных впечатлений». Приглашение родителей и гостей на презентацию проекта. | Преподаватель музыки | |
Заключительный этап | Подведение итогов, оформление материалов по проекту. | Преподаватель музыки |
14
«ДНЕВНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ».
Одной из творческих форм работы на уроках музыки является выполнение домашних заданий, направленных на восприятие музыкальных образов. Дети учатся внимательно слушать и понимать музыку. Выражать свои чувства и мысли в рассказах, сочинениях, стихах и рисунках. Такая работа помогает ребёнку слышать окружающих людей, понимать и воспринимать мир с открытым сердцем. Домашние задания на восприятие музыки позволяют выявить круг интересов ребёнка, особенности музыкального вкуса и взглядов. А так же имеют огромное значение для формирования творческой личности ученика. Содержание дневника музыкальных впечатлений – это шаг из урока в музыкальную жизнь, проверка на искренность восприятия всего того, что было на уроке. В приведённых ниже фрагментах домашних заданий из дневника музыкальных впечатлений учеников третьего и пятого классов, записываемых в течении первого полугодия, просматривается взаимосвязь с тематикой уроков – концертов проводимых совместно с учениками и преподавателями «Детской школы искусств №3». В них отражаются музыкальные события произошедшие в жизни ребёнка и взгляд на них сквозь призму музыкального искусства.
« Одно из первых наших посещений урока - концерта в «Детской школы искусств №3» произошло в октябре 2011 года. Был тёплый и солнечный осенний день. Тема нашего концерта была «Ансамбль – значит вместе». Нас рассадили в большом и уютном концертном зале. Дети фортепианного, струнного и народного отделений исполнили много интересных музыкальных произведений . Каждый из исполнителей играл вместе с другими инструментами : рояль играл вместе с ансамблем струнных инструментов исполнив «серенаду», исполнители фортепианной музыки, играли дуэтом, на двух роялях. Но особенно, на меня произвёл огромное впечатление ансамбль балалаечников, сыгравших произведение под названием «Гвардейский марш». Услышав его, в моей голове родился образ бравых солдат, храбрых и смелых, идущих маршем по центральным улицам нашего города, и на душе
стало так хорошо и весело, что и мне захотелось пройти с ними рядом». Ученица 3 «а» класса Сибирёва Виктория.
15
Ученица 5-го «а» класса Яхьяева Дарья, побывав на концерте, сочинила небольшое стихотворение. «Ансамбль - значит вместе», вместе со своими друзьями.
« Разве друзья забывают друг друга? Разве друг друга можно забыть?
Нет никогда, Дорогая подруга. Дружбу нашу ни чем не разбить!».
Ученица 5-го «б» класса Трушкова Екатерина написала серьёзное стихотворение о любви, родившиеся под впечатлением от услышанной «Ночной серенады», в исполнение ансамбля струнных инструментов.
«Когда любовь покоя не даёт, и сердце разбивает словно лёд!
И что мне делать? Как мне быть? И кто поможет мне забыть?
Любовь, любовь… Ты, ранив, сердце разбиваешь на куски!
Я помню нежно, безмятежно ты подарил тогда цветы!
Дождь в лицо , под ноги слякоть.
Дождь с тобою говорит. Шепчет он: «Не надо плакать!». Ты ответишь: «Ведь болит!».
Дождик скажет: «Не печалься. Расскажи мне, что с тобой?»
Ты лицо дождю подставишь, и тихонько скажешь: «Он с другой!!!»
Ты всегда в моём сердечке, и все мысли о тебе.
Нет прекраснее на свете чем моя любовь к тебе!»
Порою взрослому человеку кажется удивительным, как столь юная душа может вмещать в себя
такие сложные темы, так наивно и искренне касаясь их.
16
Ученики 4 «в» класса Алимбекова Наталия и Джасугулов Сабр Маратович.
« Следующее наше посещение детской школы искусств состоялось в конце ноября. Нашем преподавателем музыки Еленой Владимировной был организован и проведён урок -концерт посвящённой теме : «Образный мир фортепианной музыки». Нам очень понравился концерт в музыкальной школе. Перед нами выступали ребята исполнявшие произведения только на фортепиано. Одно из произведений называлось «Кот и мышь» У меня сразу перед глазами возникли эти образы и я придумала маленькую историю «Хитрый мышонок».
«Когда то давно в одном из старых домов нашего города жил маленький мышонок. Он очень хотел найти друга ,и поэтому часто гулял по дому в надежде встретить его. Однажды одиноко бродя по дому и собирать хлебные крошки и пшеничные зёрнышки случайно упавшие на пол он встретил огромного кота .Его звали Василий. Несмотря на огромные размеры Василий оказался необычайно добрым, и они стали самыми лучшими друзьями. Самая любимая и весёлая игра мышонка и кота была догонялки. Мышонку было так весело ведь коту никогда не удавалось его поймать но он не обижался ведь они друзья .Так и жили кот и мышь вместе в старом доме.»
Ученица 4 «в» класса Васильева Екатерина.
« В один прекрасный день, а точнее 29 октября 2011 года , мы с нашим учителем музыки-Еленой Владимировной отправились в музыкальную школу. Там мы познакомились с прекрасным инструментом фортепиано. Мы все были рады такому событию. В исполнении этого инструмента мы услышали много музыкальных произведений такие как : «Петрушка», «Колыбельная», «Кошка и мышка», «Колобок», «Маленькие негритята». Но больше всего мне понравилось произведение «Этюд». Я узнала что это название означает разминка для пальцев, упражнение предназначенное для усовершенствования техники исполнителя. Вы, возможно, спросите, чем оно мне понравилось? Тем что, исполнитель смог соединить в одном произведении красивое исполнение с очень быстрым темпом. В моём воображении возникла весёлая картина игры детей в жмурки».
17
Ещё одно домашнее задание выполнили ученики 3 «а» класса побывавшие на уроке– концерте с необыкновенно красивым названием «Голоса России». Земцова Варвара. «Как-то раз, наш учитель по музыки Елена Владимировна пригласила наш класс провести не совсем обычный урок музыки. Он состоялся не в нашем музыкальном классе, а в детской школе искусств №3. Мы шли по улице между домами и разговаривали о предстоящем уроке. Никто из нас даже не мог предположит, что нас ждёт. Войдя в школу, нас пригласили в концертный зал. Начался урок. Елена Владимировна рассказывала о музыке, о великих композиторах, о знаменитых исполнителях и музыкальных инструментах. И вдруг, наш урок превратился в концерт, на сцену вышли юные музыканты, в руках которых мы увидели народные инструменты. И стали так красиво и здорово играть, что мне захотелось танцевать .Мы услышали звучание балалайки гитары аккордеона. Узнали о родине каждого инструмента о истории его создания. Музыканты в свою очередь хотели передать нам вдохновение этой волшебной музык, звучание «сердца» каждого инструмента. Было бы здорово посещать всем нам как можно чаще такие уроки - концерты. От этого становится чище и богаче внутренний мир каждого из нас».
Алекян Ева Ученица 3 «г» класса побывав на уроке-концерте «Голоса России» написала небольшой рассказ «Чудо из хлеба» в стиле русских народных сказок.
«Жили-были дед да баба. Вот сидят они у окошка и думают, надо-бы чем-нибудь заняться. И бабка говорит: - «Давай хлеб испечём!» Но дед всё ухмыляется, ведь так не хочется, работёнка- то тяжёлая. Думал, думал, но всё-таки согласился. Закипела работа. Бабка тесто месит. Дед печку топит. И приготовили хлеб на славу! Как только начали они хлеб резать, так из крошек внучата стали появляться. Обрадовались дед да баба, и сразу же стали имена им придумывать. А самого любимого назвали Ванюшкой. Так и жили они, не тужили, долго и счастливо!»
18
Жаль, нельзя в рамках этой публикации показать все сочинения рассказы и стихи ребят рождённые музыкальными образами. Творческая фантазия ребят не знает предела!
Поэтому в ближайшие наши планы входит дальнейшая работа над созданием «Дневника музыкальных впечатлений». И огромная мечта о публикациях отдельных сочинений в школьных сборниках и газетах. Ведь дневник – живой источник педагогического вдохновения и творчества. В нём раскрываются души ребят, которые тянуться к прекрасному в нашей непростой жизни. И «чистые» их души, просто необходимо услышать, настроить на высокий лад, и научить жить здорово и счастливо.
Подводя итог нашему проекту, хочется всем пожелать: больше слушайте классическую музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
19
Список использованной литературы:
- Научно-методический журнал «Музыка в школе» №1/2008
«Проект исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека».
«О силе музыкального искусства»
- «Искусство и образования» Журнал теории и методики художественного образования и эстетического воспитания.
- «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» мультимедиа – энциклопедия (статьи, иллюстрации, аудио и видеофайлы и др.)
- «Шедевры русской живописи» компьютерная энциклопедическая программа.
- Алексюк. А.Н. общие методы обучения в школе. 1983 г. -244с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения 1996.-544 с.
- Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону,2004 (Серия «Мир вашего ребёнка»).
- Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003.
- Райглродский Б. Д. Что может музыка\\ Музыка в школе. 2004. №4.С.61-62.
20
Презентация проекта:
Фрагменты сочинений из «Дневника музыкальных впечатлений», рисунки детей по прослушанным произведениям на концертах, фотовыставка по результатам посещения и организации уроков - концертов в МБОУ ДОД
Г. Астрахани «ДШИ№3».
«Дневник музыкальных впечатлений» - фрагменты.
(См. детский проект «Откуда ты приходишь, красота ?»
Выставка рисунков.
(См. детский проект «Откуда ты приходишь, красота ?»
Фото – выставка.
(См. детский проект «Откуда ты приходишь, красота ?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : Приобщить детей к музыкальному искусству по средствам организации уроков – концертов проводимых в МБОУ г. Астрахани ДОД «ДШИ № 3», где звучит «живая» музыка в исполнении юных музыкантов. Способствовать формированию представления о разнообразии видов и жанров музыки . Познакомить с различными музыкальными инструментами . Вызвать желание и в дальнейшем интересоваться и знакомиться с шедеврами классической музыки. Стремиться совершенствовать музыкальное восприятие и умение анализировать образный мир произведения, расширяя знания в различных областях искусства. Стремиться стимулировать интерес к исследовательской деятельности учащихся. Привлечь родителей к реализации проекта.
Задачи проекта. Образовательные Знакомить детей с мировыми музыкальными шедеврами и творчеством композиторов , создавших неповторимый образный мир произведений. Учить узнавать знакомые музыкальные произведения, анализировать их и самостоятельно делать вывод. Образно представлять прослушанные произведения и уметь составить рассказ по ним. Вызвать у детей желание изображать музыку, сочинять элементарные мелодии, подражая великим композиторам. Создать целостное представление о едином художественном образе на основе выразительных Средств музыки , литературы и живописи. Обратить внимание на разницу классической и современной музыки и её значения в жизни человека. Рассказать о важности знания классического музыкального искусства. Расширить представление детей о многообразии видов искусства. Развивающие. Стремиться развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию различных видов искусства . Стремиться совершенствовать у детей умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы . Воспитательные. Способствовать в Воспитании интереса к предмету музыка, эстетического вкуса и художественного воображения . Стремиться воспитать любовь к классической музыке и тонкое восприятие её на духовно – эмоциональном уровне. Стремиться воспитывать уважение к людям творческих профессий и положительное отношение к музыкальному наследию.
Актуальность темы : Работа над проектом должна помочь изменить отношение школьников и родителей к предмету музыка. Показать, насколько важную роль играет музыкальное искусство в формировании духовной культуры, в развитии интеллектуальной, творческой и социально-активной личности ребёнка. Помочь в формировании положительного отношения к музыке в целом, через различные виды деятельности. Помочь детям научиться слушать и любить музыку, понимать её и чувствовать.
Краткая аннотация Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3». Работа над проектом позволяет использовать нетрадиционный подход к школьному предмету музыка. Стремление развивать у учащихся образное мышление способствует неординарному видению музыкальных образов. Привить любовь к искусству и уважение к людям творческих профессий. Проект направлен на музыкально эстетическое воспитание детей и родителей, духовный рост ребёнка как личности. Знакомит с различными видами искусства, его наследием, активизирует и расширяет словарный запас, развивает образное мышление, развивает эстетический вкус. Данный проект позволяет приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать и записывать собственные суждения по данному вопросу.
Гипотеза. Учащиеся, узнав о значимости классической музыки в жизни человека, познакомившись с многообразием видов искусств, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осознавать себя причастными к музыкальному, литературному и художественному наследию.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Разделы программы Мероприятия Ответственные Сроки Подготовительный этап Сбор и анализ имеющихся звукозаписей с музыкальными произведениями по темам запланированных уроков-концертов, репродукций известных художников, литературных произведений, плакатов с изображением музыкальных инструментов, принадлежащих к различным группам, изготовление газет и фотовыставок. Преподаватель музыки 1неделя Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Преподаватель музыки 1 неделя Обращение за рекомендациями к преподавателям МБОУ г. Астрахани ДОД «ДШИ№3». Преподаватель музыки 1 неделя Организация преподавателей родителей и детей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8», участвующих в проекте. Преподаватель музыки 1 неделя Приобретения необходимого оборудования. Преподаватель музыки 1 неделя
Деятельный этап Музыкальное воспитание. Слушание музыкальных произведений на электронных носителях в классе. Организация и проведение уроков-концертов в МБОУ г. Астрахани «СОШ№8». Организация и проведение уроков – концертов в «Детской школе искусств №3» по темам: «Ансамбль – значит вместе», «Образный мир фортепианной музыки», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Голоса России». Выполнения творческих заданий. Преподаватель музыки МБОУ г. Астрахани «СОШ №8». Преподаватели МБОУ ДОД «ДШИ №3». Классные руководители. Родители. В течении всего проекта. Познавательное развитие Использование учебника «Музыка» как литературного источника для знакомства с творчеством композиторов и с образным миром музыкальных произведений. Просмотров видеофильмов , репродукций художников… Преподаватель музыки В течении всего проекта
Развитие литературно-музыкальной речи Тематические занятия и беседы: «Герои сказок в музыкальных произведениях», составление рассказа «Кот и мышь» по прослушанному произведению, запись кратких высказываний в «Дневнике музыкальных впечатлений» Преподаватель музыки В течении всего проекта Ознакомление с художественной литературой Литературное путешествие по сказкам А. С. Пушкина « Сказка золотом петушке», «Сказка о царе Салтане »,Шарль Перро «Золушка», А.Н Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино», Братья Гримм «Спящая красавица», И.А Крылов басня «Квартет», Амадей Гофман «Щелкунчик»… Классные руководители Преподаватель музыки В течении всего проекта
Рисование Изображение музыкально-литературных персонажей по прослушанным произведениям. Создание художественно -музыкальных фантазий. ( «Многообразный мир музыкальных знаков», «Музыка цирка», «Музыкальная страна»…) Преподаватель музыки В течении всего проекта Работа с родителями Сопровождение детей на уроки - концерты в «Детской школе искусств №3». Изготовление стендов. Помощь в написании детьми заметок и сочинений по прослушанным произведениям. Чтение с детьми литературных произведений послуживших основой для создания музыкальных образов. Помощь в создании рисунков. Преподаватель Музыки Классные руководители Родители В течении проекта
Заключительный этап Оформление стенда с рисунками детей. Оформление фотоальбома. Оформление «Дневника музыкальных впечатлений». Преподаватель музыки Подведение итогов, оформление материалов по проекту. Преподаватель музыки
Методический паспорт Автор проекта : Боронина Елена Владимировна, учитель музыки МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ №3» . Участники проекта: Преподаватели, учащиеся 1-4 и 5-ых классов, родители МБОУ г. Астрахани «СОШ №8», а так же преподаватели и учащиеся МБОУ ДОД «ДШИ №3» Предмет, класс: Музыка. Изобразительное искусство. Литература. МХК. История. Младший и средний школьный возраст . Продолжительность проекта: 2011-1012 учебный год Образовательная область: Эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного возраста. Развитие интеллектуально развитой творческой личности. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Основные формы реализации проекта: Занятия в школе, проведения уроков – концертов совместно с преподавателями и учениками «Детской школы искусств №3», беседы, лекции, посещение концертов, праздники, экскурсии, изготовление фото альбомов и выставки рисунков. Ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где ребята записывают краткие высказывания о прослушанных произведениях, пишут рассказы и сочинения . Оснащение предметно - развивающей среды, музыкальной базы, работа с родителями, связь с преподавателями «Детской школы искусств №3». Предполагаемый результат. 1.Стремиться к сформированию у детей интерес к различным видам искусства. 2. Стремиться к сформированию у детей навыков музыкально-познавательной деятельности. 3. Стремиться к сформированию у детей положительного отношения к гениальным композиторам и исполнителям, подарившим человечеству волшебный мир музыки. Основополагающий вопрос : «Зачем нужно человеку искусство?» Темы исследований учеников (частные вопросы): Какие бывают виды искусства? Что такое искусство? О каких видах искусства мы знаем? Что такое образ в художественном произведении? Что послужило основой для создания музыкального образа? Особая связь между тремя видами искусства: музыка, литература, изобразительное искусство. С какими музыкальными инструментами мы знакомы?
Пути достижения цели: Создать условия для формирования у учащихся младших и средних классов положительного отношения к различным видам искусства, и уважения к людям творческих профессий. 6 Организовать уроки-концерты, лекции, музыкальные гостиные, с участием детей и родителей, где происходит знакомство с различными видами искусства, и их значением в истории мировой культуры. Предмет: Музыка. Меж предметные связи: литература – развитие речи, сочинение. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. История. Продолжение работы над созданием «Дневника музыкальных впечатлений». Развитие познавательного интереса: знакомство с литературными источниками вошедших в основу музыкальных произведений. Музыкальные образы в изобразительном искусстве – умение самостоятельно создать музыкальную картину. Дидактические цели проекта: Продолжить знакомство детей с различными видами искусства, с музыкальным наследием мировой культуры, при помощью прослушивания музыки, просмотра репродукций, чтения литературы, посещения концертов и просмотра фильмов. Обучение творческой работе над рассказами – впечатлениями от прослушанных музыкальных произведений, делать зарисовки музыкальных образов, составлять фотоальбом. Методические задачи: Стремиться к сформированию эмоционального восприятия музыки. Стремиться к развитию личностного отношения к явлениям музыкального искусства и творческого самовыражения. Стремление к развитию музыкальной культуры школьников через разные формы воплощения музыкальных образов. Стремление научить сопоставлению и выявлению общности музыкального произведения с точки зрения жизненного содержания, нравственно эстетического развития. Стремиться научить различать стили, творческий почерк, музыкальный язык представителей искусства разных эпох и культур.
Организационные задачи: Организовать открытые уроки для родителей и учителей. Организовать уроки – концерты в «Детской школе искусств №3», совместно с преподавателями, детьми и родителями. Организовать художественную выставку детских работ «Звучащие картины». Составить «Дневник музыкальных впечатлений», где представлены детские сочинения, рассказы и высказывания, по прослушанным произведениям. Организовать выставку фотографий освещающих музыкальные события школьников. Материалы и оборудование : репродукции художников, фотографии композиторов, плакат с изображением музыкальных инструментов разных групп, звукозаписи, на разных носителях , для слушания, нотный репертуар, поэтические и литературные сборники, фотографии и иллюстрации, связанные с литературными, поэтическими и музыкальными образами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Музыкальная жизнь Франции"
Работа выполнена учениками 11 класса. В работе содержится паспорт проектной работы, цель, задачи проекта, тип проекта, содержание проекта....
План урока "Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани
Кубановедение в 6-ом классеРаздел №2Музыкальное искусство КубаниУрок 22 Тема урока: Музыкальная жизнь дореволюционной КубаниЦель: Вызвать у школьников интерес к участию в общешкольном исследовательско...
Проект. Тема: «Использование компьютерной презентации на уроке русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений».
Аннотация проекта. Работа состоит из трёх частей:1.Конспект урока с дополнительным методическим приложением.2.Презентация учителя «Повторение и обобщение темы «Простое предложение» (PowerPoint).3...
Российский национальный конкурс водных проектов Тема: Вода - это жизнь
Российский национальный конкурс водных проектов Тема: Вода - это жизнь...
Проект теме «Реализация ФГОС ООО на уроках английского языка с использованием методики видео-технологий с целью эффективного формирования навыков речевой деятельности учащихся»
В современных образовательных стандартах обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку в средней школе становится межкультурная коммуникация, включающая в себя знакомство с о...
Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки
Игра на детских музыкальных инструментах в современной педагогике музыкального образования рассматривается как один из ведущих видов музыкальной деятельности на школьном уроке музыки, в особенности в ...
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....