интерпретация на уроках музыки в общеобразовательной школе
статья (музыка) по теме
данная статья явилась итогом мастерклассов, которые автор проводила на базе НИРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interpretaciya_na_urokah_muzyki_v_obshcheob.shkole.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интерпретация является основным понятием и философско-методологическим стержнем многих наук: философии, культурологии, психологии, педагогики, методики. Сегодня учеными доказано, что интерпретация является двуединым процессом: это «одновременно и открытие личностью смыслов для себя, и выражение этих смыслов на субъективном языке личности, на языке её понятий». (3, с.5) Значимость эстетического объекта заключается в способности произведения искусства вызывать личные ассоциации, а ученик, пережив поток чувств, должен потом сформулировать своё мнение и сравнить его с мнением других.
Самый простой вид интерпретации, который может быть использован в школе, – это работа с произведением искусства. При создании определенных условий она приводит учащихся к пониманию произведения, т.е. нахождению смысла, вложенного в него автором. Кроме того, понимание предполагает выявление индивидуального смысла, который произведение приобретает для учащегося.
В начале ХХ века в исследованиях психологов (Н.А. Рубакина, П.П. Блонского и др.) интерпретация рассматривалась как активная «переработка» информации личностью, а множественность, как основное свойство личностных суждений. Так П.П. Блонский разработал методику экспликации субъективной стороны процесса понимания и дал характеристики стадий этого процесса:
- стадия – узнавание, наименование, генерализация (смысла, понятия…),
- стадия – понимание (спецификация, «укрупнение»…),
- стадия – объяснение (по принципу «сведение к известному»),
- стадия – объяснение (по принципу объяснение генезиса того, что видишь).
Позднее С.Л. Рубинштейн, рассматривая понимание как специфическую способность процесса мышления субъекта, выделил потребность личности в понимании – она и есть основа развития в целом, особенно у ребенка. Таким образом, процесс мышления рассматривается им с двух сторон: потребность понять и затем – быть понятым (2, с. 56).
Важным для педагогической деятельности стал тезис С.Л. Рубинштейна об имплицитном содержании воспринятого (в мысли, но не выраженным в речи – оно и тормозит понимание). Поэтому на уроках искусства (музыка, ИЗО, МХК) необходимы анализ произведения и сопоставление с другими видами искусств, чтобы создать такие условия, при которых связи станут эксплицитными (выраженными в слове). Обнаружение на уроке учениками скрытых связей внутри и вне произведения как следствие целенаправленных заданий по анализу подводят учащихся к интерпретационным суждениям, что развивает социально-значимые качества личности, помогают сохранить себя в условиях общественных изменений. Именно поэтому важно, чтобы на уроке ученики не усваивали мнения, суждения, интерпретации, а вырабатывали их, строили в своём сознании и выражали в речи, т.е. развивали способность понимать. Интерпретация (слова, события, явления, художественного произведения, периода культуры…) является самостоятельной единицей анализа социально значимых процессов в обществе и в жизни личности (1, с. 269).
Покажем, как на уроках музыки можно организовать работу по изучению темы «Русская песенность», чтобы у ребят сложилось собственное мнение об огромном пласте русской культуры, вырабатывались интерпретационные навыки. В курсе музыки данная тема считается «проходной», часто сводится при изучении к знакомству с простенькой народной песенкой-попевкой, этим всё и заканчивается. Иногда учителя пытаются проследить народные интонации в симфонической музыке русских классиков, но дети эмоционально не откликаются на звучащие в исполнении симфонического оркестра русские народные мелодии, поэтому появляется «псевдопесенность» (например: хороводная «Во поле берёза стояла» - и кроме этого – ничего) тогда теряется зерно, которое можно назвать мелодикой русской песни. В противовес этому дети вспоминают то, что звучит с экранов телевизоров – а это далеко не народная песня, а лишь пародия на неё. Чтобы сегодняшние ученики поняли и прочувствовали русскую песню, созданную в начале ХIХ века, целесообразно рассмотреть её в контексте другой не менее важной темы «Судьба русской женщины в крестьянской России в произведениях русских художников». И на данном занятии песня будет играть роль «спускового крючка», запускающего механизм ассоциативного мышления, что позволит не только приступить к анализу произведения, но и освоить на уроке большой объем информации культурологического плана.
Начиная в младших классах эту тему, мы предлагаем послушать песню, исполненную народной певуньей Аграфеной Гликиной «Травушка- муравушка». Дети всегда с удивлением слушают песню, восхищаются, узнав, что это голос бабушки. Характеризуют его как «молодой», чистый, живой.
А на вопрос, о чем эта песня, ученики чаще всего отвечают: про траву. Тогда я предлагаю внимательно вчитаться в слова и вслушаться в мелодику песни. И прекрасные слова о том, что «…у крайнего дворика девка хороша …. Катюша-душа» приобретают другое, качественное восприятие. Вот тогда и становится понятно, причём здесь травушка, почему та самая Катюша - «нещщастье твоё». Особенностью музыкального фольклора является музыкальное интонирование, имеющее в свою очередь множество признаков и свойств, и ученики сами обращают внимание на распевание слогов, переносы ударений, на «старинные» слова», на широкое песенное дыхание, на многокуплетность – а это и есть признаки русской народной песни. Отвечая на вопросы, о ком эта песня и какому событию она посвящена, ребята без труда приходят к выводу о народности и «небесполезности» такой песни.
Чтобы определить место данного произведения в контексте русского искусства и осознать роль свадебного обряда в судьбе русской женщины, предлагаем ученикам посмотреть картины русских художников. Их вниманию предложены картины Н. Петрова « Смотрины невесты» (1861), М. Шибанова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1878), К. Вагнера « Русская свадьба» (1812), А. Екимова «Благословение при сговоре крестьянской свадьбы», П. Грузинского «Приезд невесты» (1860), где запечатлены этапы свадебной игры, которые как нельзя лучше передают атмосферу русской свадьбы. После такой работы многие ученики бывают удивлены тому, что свадьба – это не всегда радостное событие.
На вопрос: «Могла ли русская песня прозвучать в современном исполнении?» Учащиеся твердо отвечают: «Нет. Ведь свадьба – это счастье!»
Тогда предлагаем послушать песню «Голубушка» в исполнении современной певицы Пелагеи, а для облегчения её восприятия, текст песни проецируем на экран. Ребята слушают песню очень внимательно, потому что профессиональное исполнение русской песни в противовес народному всегда приводит к размышлениям и сравнительному анализу. Интерпретацией в музыке считается творческое исполнение музыкального произведения. Таким образом, просто исполняя или слушая песню не понимая её смысла, не «привязывая «её к какому-то эмоциональному отклику души невозможно ничего растолковать о русской песенности, поэтому начинаем кропотливую работу с текстом песни. Ребята очень быстро выделяют фольклорные мотивы: «...запродал меня батюшка на чужу сторонушку, обносила ль платьюшком, куском объела ль сахарным и т.д.». Даже в современной песне они отмечают черты русской песенности: старинные слова, характерное распевание, паузы «певица долго не дышит» и, конечно, обращают внимание на современную обработку народной песни. Эмоциональный отклик учащихся на изучение этой темы всегда очень велик, они отвечают наперебой и можно уверенно сказать, что на уроке не только были выявлены черты русской песни, но и сама тема женской доли не оставила никого равнодушными.
Для того чтобы выработать интерпретационный навык у учащихся и проследить «работу души», мы предложили новый тип домашнего задания. Учащимся было предложено побыть «учителями» у своих родителей и дома провести подобное занятие, найти музыку, дать её послушать, а затем в рабочих тетрадях вместе с родителями поразмышлять на тему: «Русская песня умерла? …» и поставить соответствующий знак препинания.
Дети с удовольствием поиграли в «учителей», провели домашний урок и проконтролировали выполнение домашнего задания родителями.
Вот некоторые примеры рассуждений: «… Катин дедушка был очень хорошим гармонистом и певцом. Он был самым желанным гостем на свадьбах, куда его приглашали. Пользовался почётом и уважением в своей деревне. Именно он и научил меня любить русские песни. В нашей семье они поются на всех праздниках. А то, что рассказала мне после урока Катюша – привело меня в необыкновенный восторг и, слушая песни, я даже всплакнула! Такое щемящее чувство вдруг проснулось – Родины, детства, чего-то такого далёкого, родного. Так разве умерла русская песня? – Конечно, же - нет. Она просто не выпячивается вперёд, не кричит о своём существовании, она не разодета в пёстрые одежды, она – ждёт «своего» слушателя». (Марина Владимировна и Юля Г.)
Еще один пример: «… Песня – душа народа. Русский человек пел и поёт почти всегда – и в радости, и в горе… Не зря говорят: «Не я пою – душа поёт». (Оксана Вячеславовна и Маша Н.)
В этих рассуждениях видно не только эмоциональное освоение материала, но и выход на уровень философских рассуждений о патриотизме, о русском национальном характере.
В начальной школе очень важно было провести такую работу, т.к. эта тема является базовой в среднем звене, но рассматривается она на более сложном материале. Визуальный ряд добавляется картинами художников-передвижников: В Пукирев «Неравный брак», К.Маковский «К венцу», Ф. Журавлёв «Перед венцом». Связь с народной музыкой в этих картинах уже не так заметна, поэтому проследить русскую мелодику и женскую долю лучше в других вокальных жанрах. Это песня-романс «Красный сарафан» А. Варламова на стихи А. Цыганкова и песня М. Матвеева «Матушка, матушка», где обязательно нужно обратить внимание, что слова в песне народные. На этом материале хорошо отработать теоретические понятия и в то же время проследить связь русского романса и народной песни. Здесь также важна работа с текстом. Потом ученикам предлагается послушать исполнение этого музыкального материала в интерпретации разных певиц: Ирмы Яунзем, и Л. Зыкиной, Н. Обуховой и Ж. Бичевской. После прослушивания ученики уверенно анализируют не только разную тембральную окраску, вариативность мелодии, аккомпанемента, но и что наиболее важно – эмоциональную окраску этой песни-сценки. Они легко ориентируются, какая именно доминирующая черта звучит в том или ином исполнении и какое сопровождение звучит.
Кроме теоретического знакомства с романсовым жанром, на этом материале очень легко проследить интонации русской песенностии в более крупных жанрах. В русской оперной классике это образ Наташи в опере «Русалка» А. Даргомыжского, женские образы в «Царской невесте» Н.А.Римского–Корсакова, Татьяна в «Евгении Онегине» и Волхова в «Садко». Здесь важно провести ниточку песенности на примере уже композиторского мышления, на цитатах народных тем в крупных произведениях, отследить драматургию и развитие образов внутри оперы, при этом не упустить и поговорить о специальных музыкальных терминах.
На телеканале «Культура» транслировался конкурс «Большой балет», и это замечательный повод приобщить детей к еще одному виду искусства. В рамках конкурса был исполнен номер на песню «Колыбельная» в исполнении Л. Руслановой. Танцевали молодые артисты балета Анна Тихомирова и Артём Овчаренко постановку молдавского хореографа Раду Поклитару. Соединение мелодики народной песни и современной пластики произвело необыкновенно сильное эмоциональное воздействие и заставило в полной мере осознать трагическую судьбу русской женщины. Этот ролик был показан на уроке, после его просмотра ученики написали такие отзывы: «… Она про то, как брат сестру в колыбели качал. А сам знал, что она вырастет и её отдадут замуж за нелюбимого. Может даже за старика. Я свою сестру так не буду отдавать! Это страшно и несправедливо!» (Лёня Г.)
«Мне страшно за неё! Она к брату стремилась, а он её отталкивал, значит, ничего уже нельзя было сделать! В песне всё спокойно, ведь она – колыбельная, а на сцене – просто крик!» (Лена Ч.)
Теперь в письменных ответах учащихся наряду с логическим восприятием текста появилось проникновение в суть произведения через естественный эмоциональный отклик, что говорит о глубокой внутренней работе, и о том, что у них произошло естественное «открытие» духовных ценностей через опыт предыдущего поколения, состоялось противочувствование. Такие «открытия» на уроках не забудутся, а выработанные интерпретационные умения помогут им в дальнейшем осваивать многочисленные сложные произведения школьной программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – Воронеж, 1999. – 335 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
- Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации /А.Н. Славская. – Дубна, 2002. – С.5.
- Маранцман В.Г. Дитятко, милое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.
В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...
Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В материале моё видение значения уроков музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе
Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....
Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе.
Духовно-нравственное воспитание датей на уроках музыки...
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...
Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...