Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе.
статья по музыке по теме

Духовно-нравственное воспитание датей на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_osnovy_narodnoy_pedagogiki.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки  в  общеобразовательной школе.

С.О. Зенина

Неисчерпаемые возможности музыкальной культуры воздействовать на духовный и внутренний мир человека, формировать его нравственный облик, издавна привлекали внимание ученых, мыслителей, музыкантов. Не случайно, над тайнами влияния музыки задумывались философы, психологи, педагоги, общественные деятели. Они пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчеркивали особые свойства, которыми обладает музыка среди других искусств.

Еще  в древности было замечено, что музыка, и, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние, таким образом, входит в систему эстетического воспитания личности. Поэтому человека, невосприимчивого к музыке, можно считать в определенном смысле односторонним, а его духовное развитие недостаточным.

Конечно, музыкально развитый человек не обязательно является примером нравственной высоты и лучших человеческих качеств. Но можно с уверенностью сказать, что низкая музыкальная культура не позволяет личности выявить потенциальные возможности ее духовного развития, сужает горизонты эмоционального мира.

«Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений» (Ботова, 2000, с.239). Это особенно важно учесть в процессе воспитания той части молодежи, которая пренебрегает традиционной музыкальной культурой ради сомнительных образцов современной развлекательной музыки, неглубокой по содержанию и бедной по форме. Увлечение такой музыкой чревато серьезными изъянами в структуре развивающейся личности. Отказываясь от облагораживающего влияния музыки, человек лишает себя общения с искусством, создающим надежные предпосылки нравственного совершенствования.

И поэтому, мы с полным основанием можем утверждать, что велико значение музыки в облагораживании чувств. Воспитанная у слушателя «культура восприятия» создает своеобразный иммунитет против бездуховности и эмоциональной бедности.

Таким образом, перед современной общеобразовательной школой возникает огромной важности задача:  помочь  детям на уроках музыки услышать то, что подлинно ценно и глубоко, воспитать в них восприимчивость к прекрасному и неприязнь к фальши, штампу, пошлости. Неудивительно, что проблемы музыкального воспитания никогда не стояли так остро и злободневно, как в наше время.

Так, в течение многих лет, осуществляя  преподавание одной из дисциплин художественного цикла, мы пытаемся ответить на вопрос функционирования искусства как формы общественного сознания. Нам удалось выяснить, что учащиеся с интересом слушают  рассказы об искусстве, его значении в жизни современного человека, и это дает нам определенные основания для того, чтобы поделиться лично добытыми сведениями, высказать ряд суждений по этому вопросу.

Размышляя о музыке, мы приходим к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни. Без этого практически невозможно полноценное развитие ученического сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом.

Оценивая состояние музыкального образования и воспитания в нашей стране, следует учитывать роль всех звеньев, всех факторов, которые, так или иначе, влияют на ребенка: семья, школа, внешкольные организации, музыка окружающей среды, так как трудно точно определить долю того или иного звена в приобщении детей к музыке.

Как доказано современной психологией, музыкальные задатки при соответствующих условиях активно развиваются уже на первом году жизни ребенка. Для музыкального развития ребенка важно само отношение окружающих к музыке (бережное, любовное, безразличное, пренебрежительное и т.д.) и, конечно, социальное музыкальное обучение, организованное в соответствии с возрастом, характером ребенка, которое укрепляет интерес и любовь к музыке, потребность в ней. Исходя и данного положения, следует подчеркнуть огромную роль семьи в совершенствовании музыкальной культуры в стране, в повышении ее качественного уровня.

Музыкальное воспитание в школе осуществляется, прежде всего, путем проведения уроков музыки. Может возникнуть вопрос: оказывает ли хоть какое-то влияние на ребенка школьный урок музыки, который в настоящее время занимает лишь 45 минут в неделю? Ведь в сравнении с «морем» музыкальной информации, поступающей к детям помимо школы, это лишь «капля»! Несмотря на такое положение вещей, со всей определенностью нужно признать, что именно школе принадлежит главная роль в музыкальном воспитании детей, в общей музыкальной культуре страны. Только в общеобразовательной школе все без исключения получают организованное музыкальное воспитание. Именно в школе можно выявить детей, мало интересующихся музыкой, не развитых музыкально, и повести их в мир этого замечательного искусства.

Итак, школа закладывает основу музыкального воспитания народа, отсюда и значение школьной программы по музыке. Ее содержание неоднократно пересматривалось, так как и перед общим образованием и перед музыкальным искусством жизнь выдвигает новые задачи.

«Таким образом, музыкальное образование в общеобразовательной школе должно восприниматься как «управляемая опережающая система, которая предвидит потребности формируемого будущего, потому что в ней, как ни в какой другой, реально существует представленность будущего в настоящем» (Павлов, 1980, с.63).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами фи...

Духовный образ современной молодежи (на примере работы сельской школы)

Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка....

Конспект урока "Формирование межкультурной компетенции на примере урока моя школа" 5 класс

Конспект урока "Формирование межкультурной компетенции на примере урока моя школа" 5 класс...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"

      Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение чело...

Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе

laquo;Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений»...