программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)"
методическая разработка по музыке по теме
Уважаемые коллеги! Представляю авторскую программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)". Для учащихся музыкальных школ, струнное отделение 3-8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strunniki_8klassov_f.doc | 162.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
ПРОГРАММА
ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО
(ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)
III-VIII классы.
Составитель:
Лепилина Ю.В.- преподаватель
общего курса фортепиано.
1. Пояснительная записка.
Занятия по “фортепиано” прежде всего воспитывают музыкальную дисциплину, стремление к совершенству индивидуального и коллективного исполнения, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Работа в области музыкального воспитания главным образом сосредоточена в следующих направлениях:
1) попытаться раскрыть те творческие способности к самостоятельному музицированию, которыми могут обладать учащиеся;
2) приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам.
Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Федеральный закон № 145-ФЗ был разработан и принят в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, обеспечения права граждан на обучение и эстетическое воспитание, а также во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств.
Обучение игре на «Фортепиано» - задачи:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Главная цель, стоящая перед преподавателями ОКФ, заключается в том, чтобы сделать инструмент “фортепиано” важным подспорьем и помощником в процессе обучения. Фортепиано для музыканта, какой- либо специальности - это средство для развития его музыкального мышления, для роста художественного интеллекта.
Планируемые результаты освоения программы:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения.
В “Программе” обучения детей на «струнном отделении» предусмотрен предмет –«общий курс фортепиано».
Занятия по фортепиано проходят 1 раз в неделю по 1 часу, начиная с 3 класса обучения в музыкальной школе, и заканчиваются в 8 классе.
Два раза в год проводятся контрольные уроки и академические концерты для учащихся, обучающихся на отделении ОКФ.
Преподаватель ОКФ ставит своей задачей ознакомить учащегося с клавиатурой, научить основам звукоизвлечения на инструменте, привить навыки ориентировки на клавиатуре, навыки разбора нотного текста фортепианных произведений. Таким образом, преподаватель оказывает учащемуся необходимую помощь в выполнении заданий по сольфеджио и музыкальной литературе, а также при изучении партитур на занятиях хора. При наличии объективных данных у учащегося, позволяющих развивать элементарные навыки владения инструментом и желания заниматься на “фортепиано”, преподаватель может выйти за рамки этих задач и научить ребенка глубже вникать в исполнение произведения, как то; использование разнообразных способов звукоизвлечения, постановка колористических задач, обогащение представления у ученика жанровых особенностей фортепианных произведений. Необходимо учитывать воспитывающую роль психологических предпосылок. Так, с первых уроков обучения надо прививать любовь к яркой игре. Ученик должен знать разные исполнительские состояния, переживая их сначала в игре своего преподавателя, а затем и в своих первых попытках исполнения.
Наиболее значительное место в репертуаре учащегося ОКФ занимают ансамбли и легкие переложения современной популярной музыки. На их материале совершенствуется чувство ритма. Вырабатывается умение слушать не только свою партию, но и партию партнера. Это, безусловно, обогащает кругозор учащегося.
По опыту нескольких лет учащиеся ОКФ успешно выступают на школьных и тематических концертах. Поощрение разных форм музицирования способствует развитию у ученика артистизма, формирует “здоровое” отношение к эстраде.
Постепенно развиваясь, учащийся расширяет круг знаний, умений, навыков, что позволяет ему прикоснуться к произведениям, представляющим собой подлинные ценности искусства. В этом отношении роль фортепианного обучения весьма значительна, так как дает возможность узнать музыку, написанную для голоса, оркестра, хора и других инструментов, прикоснуться к сокровищам не только фортепианной литературы.
2. Структура учебного плана.
Учебный план по программе утверждается непосредственно в образовательном учреждении.
На первой стадии работы закладывается фундамент всех будущих знаний, умений и навыков, основы дальнейшего развития личности.
Основные разделы работы:
-освоение клавиатуры;
-освоение ритма;
- организация игрового аппарата и первоначальные игровые навыки без знаний нотной грамоты;
- подбор по слуху;
- слушание музыки с активными действиями под музыку; движением, хлопание в ладоши, эмоциональным дирижированием.
Постепенно добавляются:
- освоение нотной грамоты и нотной записи;
- развитие самостоятельных и творческих навыков;
- исполнение в ансамбле (с педагогом и с учеником);
- тщательное изучение определенных пьес намеченного репертуара.
Поскольку задачей ОКФ является главным образом развитие человека, то под общим музыкальным развитием учащегося нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном мире.
Сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Каждый ученик может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником музицирования.
Основные направления, которые актуальны в музыкальном образовании учащихся ОКФ:
- расширение музыкального кругозора;
- воспитание воли и характера;
- воспитание интереса к творческому труду и умения работать;
- воспитание дисциплины;
- воспитание открытости, правдивости и приветливости;
- воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.
Толька шаг за шагом, ведя ученика от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, «педагог- музыкант» сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.
Годовые требования для учащихся Третьего класса
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 музыкальных произведений: (народные песни, пьесы с элементами полифонии, характерные пьесы, этюды, ансамбли).
Большое значение в этот период уделяется упражнениям в виде различных последований пальцев (non legato, legato) от разных звуков и с перемещением через октаву.
Гамма До мажор каждой рукой отдельно в одну октаву в прямом движении; и в противоположном движении в одну октаву двумя руками от одного звука; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений.
Годовые требования для учащихся Четвертого класса
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 8 произведений ( в том числе пьес для ознакомления);
- 2 произведения с элементами полифонии или 1 полифоническое произведение;
- 2 этюда на разные виды техники;
- 3 пьесы (1 кантиленного характера 2 подвижного плана);
- 1-2 произведения в порядке ознакомления ( в том числе ансамбли).
Продолжается работа над пальцевой техникой, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.
Гаммы ля минор и Ля мажор в одну октаву двумя руками в прямом движении; в мажоре в противоположном движении двумя руками в одну октаву; в миноре играем гармонический и мелодический виды в одну октаву двумя руками (возможно исполнение каждой рукой отдельно); аккорды по 3 звука с обращениями в одну октаву каждой рукой отдельно.
Годовые требования для учащихся Пятого класса
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 8 произведений ( в том числе пьес для ознакомления);
- 2 произведения с элементами полифонии или 1 полифоническое произведение;
- 1 произведение крупной формы (части сонатин или вариации);
- 2 этюда на разные виды техники;
-2 пьесы (1 кантиленного характера 1 подвижного плана);
- 1-2 произведения в порядке ознакомления ( в том числе ансамбли).
Продолжается в течение последующих лет обучения работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемого произведения.
Продолжается работа над технической стороной исполнения на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных способностей.
Гаммы Соль мажор, соль минор в две октавы двумя руками в прямом движении; в мажоре в противоположном движении в две октавы; в миноре исполняются гармонический и мелодический виды в две октавы двумя руками в прямом движении; хроматический вид гаммы в одну октаву каждой рукой отдельно; аккорды с обращениями двумя руками (по возможности учащегося) или каждой рукой отдельно.
Годовые требования для учащихся Шестого класса
Дальнейшая работа над пианистическим аппаратом; навыки чтения с листа; тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара; изучение музыкальной терминологии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 6 произведений ( см. «Годовые требования для учащихся Пятого класса»).
Гаммы Ре мажор, ре минор в две октавы двумя руками; в миноре исполняется гармонический и мелодический виды двумя руками в прямом движении; в мажоре исполняются прямое и противоположное движения двумя руками в две октавы; аккорды по 3 звука с обращениями двумя руками в две октавы (возможно исполнение и в одну октаву); хроматический вид гаммы в две октавы каждой рукой отдельно.
Годовые требования для учащихся Седьмого класса
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 6-7 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления;
- 1 произведение полифонического плана;
- 1 произведение крупной формы (части сонатин, рондо или вариации);
- 2 этюда на разные виды техники;
- 2-3 пьесы разного жанра и стиля.
Продолжается изучение гамм. Гаммы Ми мажор, ми минор, Фа мажор в две октавы двумя руками (см. требования по гаммам для учащихся Шестого класса).
Годовые требования для учащихся Восьмого класса.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 6 произведений и подготовить программу по фортепиано для заключительного академического концерта.
Программа состоит из 4 произведений, как то:
- полифоническое произведение;
- этюд;
- произведение крупной формы (по возможностям учащегося);
- жанровая пьеса (или ансамблевое переложение).
(см. Требования по гаммам для учащихся Седьмого класса).
Гамма Си мажор в две октавы двумя руками и в две октавы; в прямом и в противоположном движениях в мажоре; в миноре исполняются 3 вида минора (натуральный, гармонический и мелодический) в две октавы в прямом движении; аккорды по 3 звука с обращениями в две октавы двумя руками; хроматический вид гаммы двумя руками в две октавы; короткие арпеджио по 3 звука двумя руками в две октавы; простой каданс Т-S- D- T.
За годы обучения по предмету «общий курс фортепиано» учащиеся проходят 11 гамм (по белым клавишам).
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние учебные заведения, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения. Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения.
Оценка, полученная на Заключительном академическом концерте, выставляется в «Сводную ведомость выпускников».
Рекомендации по развитию навыков чтения с листа и игре в ансамбле.
Непременным условием успешного овладения навыкам чтения с листа являются: уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения.
Целесообразно использование произведений из репертуара предыдущих классов и различные переложения.
Развитию навыков чтения с листа способствует игра в ансамбле, в частности в четыре руки.
Чтение с листа должно начинаться с основного курса обучения и носить систематический характер.
3. Учебно - тематический план.
Требования для учащихся ОКФ (инструменталисты).
Учащиеся 3-7 классов
Декабрь: Контрольный урок:
а) жанровая пьеса (возможен ансамбль с преподавателем);
б) этюд;
в) гамма по программе класса (можно играть гамму в феврале, в 3 четверти).
Май: Академический концерт:
а) полифоническое произведение (пьеса с элементами полифонии);
б) вариации или части легких сонатин;
в) пьеса (возможен ансамбль).
Май: Академический концерт:
а) полифоническое произведение;
б) вариации или часть легкой сонатины;
в) жанровая пьеса.
Учащиеся 8класса.
Декабрь: Контрольный урок:
а) гамма по программе класса;
Прослушивание произведений из Выпускной программы по «фортепиано»:
- крупная форма (по возможностям учащегося);
- этюд.
Март: Контрольный урок:
Прослушивание произведений из Выпускной программы по «фортепиано»:
- полифоническое произведение;
- жанровая пьеса (либо ансамблевое переложение).
Май: Заключительный академический концерт:
- полифоническое произведение;
- крупная форма;
- жанровая пьеса (либо ансамблевое переложение);
- этюд.
Составление индивидуального плана и выбор репертуара.
Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.
Важным средством воспитания и развития эстетического вкуса у ученика является выбор репертуара. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре.
Репертуар необходимо постоянно обновлять и расширять, включая в него произведения, создаваемые современными русскими и зарубежными композиторами, обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые публикации произведений старинных мастеров.
Задача педагога – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Поэтому так важно раскрыть перед учеником взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки.
Система оценки и контроля успеваемости.
Учащиеся 3-7 классов
Содержание работы:
- работа над свободой движения, слуховой контроль;
- изучение гамм, упражнений, этюдов.
- чтение с листа;
- ансамблевое музицирование;
изучение произведений разных жанров и стилей;
- работа над развитием слуха, ритма, памяти;
- посещение концертов;
- слушание музыки.
Форма занятий – урок по фортепиано (продолжительность занятия 1 учебный час).
Форма контроля успеваемости:
- контрольный урок (с краткой словесной характеристикой: достижения - неудачи);
- академический концерт (с оценкой);
- школьные концерты.
Учащиеся 8 классов
Содержание работы:
- освоение посильного классического (программного) и вспомогательного учебного материала (песенного, эстрадного, обработок);
- развитие слуха, ритма, памяти;
- дальнейшая работа над гаммами, этюдами;
- игра в ансамблях;
- чтение нот с листа;
- организация и участие в тематических вечерах и концертах (беседы о музыкальных жанрах, знакомство с творчеством композиторов разных эпох, с другими видами искусства).
Форма занятий – урок по фортепиано (продолжительность занятия 1 учебный час).
Форма контроля успеваемости:
- контрольные уроки (с анализом результатов развития);
- заключительный академический концерт (оценка, полученная на заключительном академическом концерте, выставляется в «Сводную ведомость выпускников»).
- школьные и тематические концерты;
- концерты для родителей.
4. Примерные программы и репертуарные списки произведений по классам.
Третий класс.
«Фортепианная игра» Составитель Николаев.
Е.Гнесина «Этюды».
А.Руббах «Воробей».
И.Филипп «Колыбельная».
И.Левидова «Песня» ля минор.
Д.Кабалевский «Ежик».
М.Клементи «Сонатина» № 1, ( до мажор).
И.С.Бах «Менуэт» ре минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
А.Шитте «Сборник этюдов» соч. 95.
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне».
Грузинская народная песня «Сулико», обработка В.Кургиди.
«Фортепиано» 1 класс. Составитель Милич.
М.Крутицкий «Зима».
«Первая встреча с музыкой» .Составитель А.Артоболевская.
«Курочка», обработка Н.Любарского.
«Ой, лопнув обруч», обработка И.Берковича.
«В музыку с радостью» .Составитель О.Геталова, И.Визная.
В.Шаинский «Кузнечик» (ансамбль).
А.Филиппенко «Я на скрипочке играю».
«Большой олень» переложение В.Игнатьева-ансамбль.
К.Лошшамп-Друшкевичова «Краковяк».
Савельев «Песня кота Леопольда (ансамбль).
И.Беркович «Этюд» До мажор.
Гумберт «Этюд» До мажор.
А.Гедике «Этюд» До мажор.
А.Гедике «Этюд» Соль мажор.
Варламов «На заре ты ее не буди» (ансамбль).
А.Рубинштейн «Мелодия» (ансамбль).
А.Жилинский «Два этюда».
А.Жилинский «Латышская народная полька».
Роули «В стране гномов».
Ю.Виноградов «Танец медвежат».
И.Беркович «Этюд» (тема Н. Паганини).
Ю.Литовко «Пьеса».
«Пьесы, сонатины, вариации, ансамбли». Выпуск 1. Из-во «Феникс», Р-Д., 2003 г.
Т.Кирхнер «Листок из альбома».
Н.Бачинская «Старинные часы с кукушкой».
М.Чемберджи «Навязчивая мысль».
А.Стоянов «Вариации на тему Добри Христа»
Ф.Шпиндлер «Сонатина» До мажор.
«Юный пианист». Выпуск 1. Из-во «Советский композитор», 1990 г.
Я.Гарчиа «В автобусе».
А.Кальвэ «Куклы-матрешки».
Четвёртый класс.
Этюды:
Е.Гнесина «Фортепианная азбука» (по выбору)
Е.Гнесина «Маленькие этюды для начинающих».
К. Черни «Первый учитель и ученик» (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 108 (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 95 (по выбору).
«Юный пианист», сост. Л.Ройзман, ч. 1; этюды по выбору.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей», сост. С.Ляховицкая; этюды по выбору.
Пьесы.
Л.Бетховен «Два экосеза».
Л.Бетховен «Сурок».
Ж.Векерлен «Четыре детские песенки».
Ю.Виноградов «Танец медвежат».
Э.Градески «Счастливые бугги».
А.Гедике «20 маленьких пьес для начинающих», соч. 6.
А.Гречанинов «Детский альбом», соч. 98 (по выбору).
А.Гречанинов «Бусинки» (по выбору).
Б.Дварионас «Прелюдия».
И.Кореневская «Зимой», «Русская пляска».
«Контрданс», старинный танец, обр.С.Ляховицкая.
Н.Любарский «Песня», «Плясовая».
С.Майкапар «Мотылек», «Вальс», «Сказочка».
Ж. Металлиди «Кукла Барби»
В.Моцарт «Менуэт».
Г.Перселл «Ария».
А.Роули «В стране гномов».
С.Слонимский «Я гуляю без папы и мамы».
Э.Тетцель «Педальная прелюдия».
Д. Циполи «Менуэт ре минор».
Д.Шостакович «Марш».
П.Чайковский «Старинная французская песенка».
Полифонические произведения.
И.Х.Бах «Менуэт».
Дьепар «Менуэт».
В.Данкомб «Менуэт для труб».
Сен- Люк «Бурре».
Ж.- Ф. Рамо «Старофранцузский танец».
Д.Тюрк «Приятное настроение».
Г.Телеман «Пьеса».
Крупная форма.
Т.Атвуд «Сонатина» Соль мажор.
И.Беркович «Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
Л.Бетховен «Сонатина» Соль мажор.
Я.Ванхаль «Сонатина» До мажор.
И.Дюбюк.»Русская песня с вариацией».
А.Жилинский «Сонатина», ч.ч.2 и 3.
И.Литкова «Вариации на тему б.н.п. «Савка и Гришка».
Т.Хаслингер «Сонатина» До мажор.
Д.Штейбельт «Адажио».
Д.Штейбельт «Сонатина» До мажор.
Примерные программы на академический концерт.
1.
1. И.Кригер «Менуэт».
2. Д.Кабалевский «Забавный случай».
Е.Гнесина «Два этюда»,
2.
1. Д.Штейбельт «Адажио».
2. А.Гедике «Танец».
3. И.Беркович «Этюд» соль мажор.
«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для ф-но» для ДМШ. Выпуск 1.Л., 1986 г.
«Музыкальный салон». Пособие по ОКФ для учащихся ДМШ 1-3 классы, Составитель Т.Арамович, Изд-во «Союз художников», 1999 г.
«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 1-2 классов». Составитель Юмаева, Изд-во «Союз художников», 2000 г.
«Музыкальная мозаика для фортепиано» 2-3 класс ДМШ. Составитель И.Бондарь, Р-Д, «Феникс», 1989 г.
Пятый класс.
Этюды:
Е.Гнесина «Фортепианная азбука» (по выбору)
Е.Гнесина «Маленькие этюды для начинающих».
К. Черни «Первый учитель и ученик» (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 108 (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 95 (по выбору).
«Юный пианист», сост. Л.Ройзман, ч. 1; этюды по выбору.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей», сост. С.Ляховицкая; этюды по выбору.
Б.Барток «Этюд» До мажор.
А.Гедике «Этюды», соч. 32 (по выбору).
Ж.Дювернуа «Этюд», соч. 176, № 24.
Т.Лак «Этюды», соч. 172 (по выбору).
А.Лемуан «Этюды», соч. 37.
К.Черни «Этюды», соч. 139.
К. Черни «Этюды», соч. 596.
Пьесы.
Л.Бетховен «Два экосеза», «Сурок»
Ж.Векерлен «Четыре детские песенки».
Ю.Виноградов «Танец медвежат».
Э.Градески «Счастливые бугги».
А.Гедике «20 маленьких пьес для начинающих», соч. 6.
А.Гречанинов «Детский альбом», соч. 98 (по выбору).
А.Гречанинов «Бусинки» (по выбору).
Б.Дварионас «Прелюдия».
И.Кореневская «Зимой», «Русская пляска».
«Контрданс», старинный танец, обр.С.Ляховицкая.
Н.Любарский «Песня», «Плясовая».
С.Майкапар «Мотылек», «Вальс», «Сказочка».
Ж. Металлиди «Кукла Барби»
В.Моцарт «Менуэт».
Г.Перселл «Ария».
А.Роули «В стране гномов».
С.Слонимский «Я гуляю без папы и мамы».
Э.Тетцель «Педальная прелюдия».
Д. Циполи «Менуэт ре минор».
Д.Шостакович «Марш».
«Музыкальная жемчужина». Сборник пьес и ансамблей для начальных классов детских музыкальных школ. Составитель Н.Шелухина.
А.Шнитке «В горах».
Б.Чайковский «Веселая прогулка».
Николаев «Про лису».
Ю.Волков «За окном дождь».
Б.Барток «Менуэт».
Бунин «Елочка».
Г.Гендель «Менуэт».
Градески «По дороге домой из школы».
Ю.Грибоедов «Музыкальная шкатулка».
Д.Тюрк «Хоровод».
Т.Николаева «Музыкальная табакерка».
И.Беркович «Мазурка».
Е.Гнесина «Верхом на палочке».
Гарсиа «Голубь».
Б.Дварионас «Прелюдия».
Д.Жербин «На поляне».
Д.Кабалевский «Клоуны».
К.Караев «Веселое происшествие».
Людкевич «Старинная песня».
Б.Рыбицкий «Кот и мышь».
Полифонические произведения.
И.Х.Бах «Менуэт».
Дьепар «Менуэт».
В.Данкомб «Менуэт для труб».
Сен- Люк «Бурре».
Ж.- Ф. Рамо «Старофранцузский танец», «Ригодон».
Д.Тюрк «Приятное настроение».
Г.Телеман «Пьеса».
И.С.Бах «Волынка»,
Ф.Э.Бах «Менуэт», «Фантазия».
Г.Гендель «Две сарабанды».
А.Корелли. «Сарабанда».
Д.Караманов «Канон».
Г.Свиридов «Колыбельная песня».
Крупная форма.
Т.Атвуд «Сонатина» Соль мажор.
И.Беркович «Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде», «Сонатина».
Л.Бетховен «Сонатина» Соль мажор, Фа мажор.
Я.Ванхаль «Сонатина» До мажор, «Рондо».
И.Дюбюк.»Русская песня с вариацией».
А.Жилинский «Сонатина», ч.ч.2 и 3.
И.Литкова «Вариации на тему б.н.п. «Савка и Гришка».
Т.Хаслингер «Сонатина» До мажор.
Д.Штейбельт «Сонатина» До мажор.
«Пьесы, сонатины. вариации, ансамбли». Выпуск 2.
Рейнеке «Сонатина» Фа мажор, 1 часть.
В.Пикуль «Сонатина» Ре мажор.
Л.Келлер «Сонатина» Соль мажор, 3 часть.
Д. Кабалевский «Легкие вариации».
Д.Диабели «Сонатина» ре минор.
В.Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
Д.Миклашевский «Сонатина» № 2.
Т.Назарова «Вариации на тему р.н. песни».
Примерные программы на академический концерт.
1.
1. И.Кригер «Менуэт».
2. Д.Кабалевский «Забавный случай».
Е.Гнесина «Два этюда»,
2.
1. Д.Штейбельт «Адажио».
2. А.Гедике «Танец».
3. И.Беркович «Этюд» соль мажор.
3.
1. И.С.Бах «Волынка».
2. Я.Ванхаль «Рондо».
3. Д.Шостакович «Марш».
«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для ф-но» для ДМШ. Выпуск 1.Л., 1986 г.
«Музыкальный салон». Пособие по ОКФ для учащихся ДМШ 1-3 классы, Составитель Т.Арамович, Изд-во «Союз художников», 1999 г.
«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 1-2 классов». Составитель Юмаева, Изд-во «Союз художников», 2000 г.
«Музыкальная мозаика для фортепиано» 2-3 класс ДМШ. Составитель И.Бондарь, Р-Д, «Феникс», 1989 г.
«Фортепиано» 2 класс. Составитель Милич.
Шестой класс.
Пьесы.
Л.Бетховен «Немецкий танец».
Г.Гладковский «Маленькая танцовщица».
В.Зиринг «В лесу».
Д.Кабалевский «Шуточка».
К.Караев «Волчок».
Кохан «Замарашка».
Ж.Металлиди «Утро в горах».
А.Маргусте «Кусочек орехового шоколада».
Н.Мордасова «Буги-вуги».
Н.Мордасова «Сумерки».
Н.Мордасова «Старый мотив».
Ф.Шуберт «Вальс» си минор.
Хидеко Оки «Холм цветущих бутонов».
Э.Мак-Доуэл «Шиповник».
С.Майкапар «Три педальные прелюдии».
Накада «Танец дикарей».
В.Стоянов «Песня».
П.Чайковский «Итальянская песенка», «Полька», «Немецкая песенка».
Э.Сигмейстер «Фортепианные пьесы для детей» (по выбору).
П.Чайковский «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка
Р.Шуман «Смелый наездник», «Охотничья песенка».
М.Шмитц «Госпел блюз», «Микки Маус».
«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 3- 4 классов». Изд.«Союз художников», С-П, 2000 г.
«Звуки мира». Выпуск № 9. М, «Советский композитор», 1982 г..
«Фортепианные ансамбли 2-5 годы обучения».
«Звуки музыки». Р.Роджерс, Изд-во «Союз художников», 1988 г.
«Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества». Выпуск № 1. «Юному музыканту- пианисту». Хрестоматия для учащихся ДМШ. Изд-во «Феникс», Р-Д, 2004 г.
Крупная форма.
Ю. Бенда «Сонатина» ля минор.
Ю.Бенда «Сонатина» Фа мажор.
А.Бейл «Сонатина».
Е.Гнесина «Тема и шесть маленьких вариаций».
А.Диабели «Сонатина» Соль мажор.
А.Дурнев «Тема с вариациями».
Душек «Сонатина».
А.Келлер «Сонатина» Соль мажор.
Ф.Кулау «Вариации».
М.Клементи «Сонатина» До мажор, соч. 31, № 1.
Т.Назарова «Вариации на тему р.н. песни».
В.А.Моцарт «Вариации на тему оперы «Волшебная флейта».
В.Моцарт «Сонатина» Соль мажор.
В.Моцарт «Легкие вариации».
Сорокин «Сонатина» ре ь мажор.
«Сонатины для самых маленьких». Сост. М.Терехова. Изд-во «Союз художников».
«Сонатины и вариации», Составитель М.Полозова, Выпуск 4. Изд-во «Композитор», С-П, 2001 г.
«Сонатины, рондо, вариации». Составитель Якименко, Изд-во «Лань», С-П, 1999 г.
«Фортепиано» 3 класс. Составитель Милич.
Полифонические произведения.
И.С.Бах «Полонез», «Менуэт» Фа мажор.
И.С.Бах «Маленькая прелюдия» До мажор.
В.Ф.Бах «Аллегро».
А.Гедике «Прелюдия».
Г.Гендель «Фугетта».
И.Гуммель «Анданте».
И.Кирнбергер «Менуэт»
И.Кирнбергер «Шалун».
Л.Моцарт «Бурре» соль минор.
Д.Циполи «Фугетта» ми минор.
«Фортепианная тетрадь юного музыканта». Выпуск 1. Составитель М.Глушенко, Изд-во «Музыка», Л, 1988 г.
«Французская фортепианная музыка для детей». Выпуск 1, 1-3 классы. Изд-во «Классика», 2002 г.
«Французская фортепианная музыка для детей». Выпуск 2, 4-5 классы,. Изд-во «Классика», 2002 г.
Этюды.
А.Бертини «Этюды», соч. 100 (по выбору).
Ф.Бургмюллер «25 этюдов», соч. 100.
Е.Гнесина «Педальные этюды».
А.Лемуан «Этюды», соч.37.
С.Майкапар «У моря ночью», «Прелюдия–стаккато».
С.Лапутин «Ручеек».
К.Черни «Избранные этюды», соч. 139, 599, 718.
«Избранные этюды зарубежных композиторов» 3-4 классы ДМШ, Изд-во «Союз художников», С-П, 1997 г.
Примерные программы для академического концерта.
1.
1. Г.Свиридов «Колыбельная песня».
2. Д.Миклашевский «Сонатина» № 2.
3. Б.Дварионас «Прелюдия».
2.
1.Д. Циполи «Фугетта» ми минор.
2. Я.Ванхаль «Сонатина».
3. М.Шмитц «Микки Маус».
3.
1. И.С.Бах «Полонез» соль минор.
2. Е.Гнесина «Тема и шесть маленьких вариаций».
3.А.Маргусте «Кусочек орехового шоколада».
Седьмой класс.
Крупная форма.
Ю Бенда «Сонатина» Соль мажор.
А.Диабели «Сонатина» Соль мажор, Фа мажор.
И.Ванхаль «Сонатина» Соль мажор, Фа мажор.
К.Вебер «Сонатина» До мажор.
Й.Гайдн «Пасторальная сонатина».
Й.Гайдн «Соната - партита» До мажор.
Г.Грациоли «Соната» Соль мажор.
М.Клементи «Сонатины», соч. 36, № 3, 4.
Ф.Кулау «Вариации на тему Россини».
Д.Кабалевский «Легкие вариации на тему словацкой народной песни».
И.Плейель «Сонатина» Ре мажор.
Л.Бетховен «Сонатина для мандолины» до минор.
И.Гуммель «Вариации на тирольскую тему».
М.Клементи «Сонатины», соч. 36 (по выбору).
С.Майкапар «Маленькое рондо».
Д.Чимароза «Сонаты» (по выбору).
«Хрестоматия педагогического репертуара общего курса фортепиано», Крупная форма. Составитель Станг, Изд-во «Союз художников», С-П, 2003 г.
«Сонатины для младших и средних классов». Составитель М.Полозова, Изд-во «Композитор», С-П, 2001 г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» 3 класс ДМШ. Составитель Любомудрова, Сорокин, Изд-во «Музыка», М, 1988 г.
Пьесы.
А.Александров «Сицилиана».
Ф.Э.Бах «Сольфеджио».
Л.Бетховен «Элегия».
Л.Бетховен «Семь народных танцев».
Й.Гайдн «Двенадцать легких пьес» (по выбору).
А.Гречанинов «Осенняя песенка».
Р.Глиэр «Маленький марш», «Простая песня», «Пастораль».
А.Грибоедов «Два вальса».
Э.Григ «Песня сторожа», «Родная песня», «Вальс», «Родной напев», «Халлинг».
Дандрие «Флейты».
А.Даргомыжский «Вальс-табакерка».
В.Зиринг «Сказание».
С.Майкапар «Драматический отрывок», «У моря ночью», «Стаккато-прелюдия».
С.Прокофьев «Сказочка», «Утро».
П.Чайковский «Шарманщик поет», «В церкви», «Вальс».
Р.Шуман «Сицилийская песенка», «Дед Мороз».
Г.Фрид «Весенняя песенка».
Л.Бетховен «Багатели».
В.Калинников «Грустная песенка».
А.Лядов «Танец комара».
Титов «Два вальса».
М.Мусоргский «Слеза».
Е.Гнесина «Волчок».
А.Есаулов «Меланхолический вальс».
А.Варламов «Вальс».
Дж. Лейтон «После прощания».
Полифонические произведения.
И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги» (по выбору).
К.Вебер «Аллеманда».
Г.Гендель «Менуэты» (по выбору).
Г.Гендель «Куранта» Фа мажор.
С.Майкапар «Фугетта».
Н.Мясковский «В старинном стиле».
И.Пахельбель «Чакона», «Сарабанда», «Фуга» До мажор.
Арман «Фугетта».
Г.Гендель «Куранта», «Сарабанда с вариациями».
И.Кирнбергер «Шалун», «Полонез» соль минор.
Н.Леонтович Две украинские песни».
Д.Мартини «Ария».
Е.Телеман «Модерато».
Д.Скарлатти «Менуэт» ре минор.
«Фортепианная тетрадь юного музыканта». Выпуск 1. Составитель М.Глушенко, Изд-во «Музыка», Л., 1988 г.
«Фортепиано» 3-4 классы. Составитель Милич
Этюды.
А.Гедике «Этюд» соч. 59, № 12.
Г.Беренс «Этюды», соч. 61, », соч. 88. (по выбору).
А.Бертини «Этюды», соч. 29 (по выбору).
Ф.Бургмюллер «25 этюдов», соч. 100 (по выбору).
С.Геллер «Этюды», соч. 45 (по выбору)
А.Лешгорн «Этюды», соч. 65 (по выбору).
К.Черни «Этюды», соч. 453, № 109, соль минор.
К.Черни «Этюды», соч.718 (по выбору).
С.Парцхаладзе «В цирке».
«Этюды К.Черни (Гермер) «Этюды» (по выбору), тетрадь 1.
«Избранные этюды зарубежных композиторов». 3-4 классы ДМШ. Изд-во «Союз художников», С-П, 1997 г.
Примерные программы для академического концерта.
1.
1. Г.Гендель «Сарабанда с вариациями».
2. А.Грибоедов «Вальс».
3. Ф.Бургмюллер «Этюд «Простодушие», соч.100.
2.
1.Г.Гендель «Куранта» Фа мажор.
2.С.Майкапар «Вариации на русскую народную тему».
3. О.Хромушин «Бармалей».
3.
1. И.С.Бах «Маленькая прелюдия» ре минор.
2. Андрэ «Сонатина» (все части).
3. А.Даргомыжский «Вальс-табакерка».
4.
1. Л.Бетховен «Сонатина для мандолины» до минор.
2. С.Майкапар «Драматический отрывок».
3. А.Лемуан «Этюд», соч. 37, № 23.
«Полифонические пьесы» 5-7 классы ДМШ. Изд-во «Кефара»,1997 г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для ОКФ ДМШ». Тетради 4-9. Изд-во «Композитор», С-П, 2003 г.
«Вариации для младших и средних классов». Изд-во «Композитор», С-П, 2003г.
«Альбом юного музыканта». Составитель Костромитина. Изд-во «Союз художников», С-П. 1998 г.
О.Хромушин «Джазовые композиции в репертуаре ДМШ». Изд-во «Северный олень», С-П, 1994 г.
Ж.Металлиди «Фортепианные циклы для детей».
«Музыкальный салон». Пособие по ОКФ для учащихся ДМШ. Изд-во «Союз художников». С-П, 1998 г.
«Сборник пьес для фортепиано» для ДМШ . Составитель Барсукова, Изд-во «Феникс», Р-Д, 1998 г.
Восьмой класс.
Крупная форма.
Ю.Бенда «Сонатина» ре минор, «Сонатина» соль минор.
Й.Гайдн «Соната – партита» До мажор.
К.Вебер «Анданте с вариациями».
А.Диабели «Сонатины» (по выбору).
Д.Кабалевский «Рондо-токката» ля минор.
Ф.Кулау Сонатины» (по выбору).
М.Клементи «Сонатины», Соч. 36, № 4, 5, 6.
Л.Келлер «Сонатины» (по выбору).
Р.Родригес «Рондо».
Г.Скарлатти «Сонаты» (по выбору).
Д.Чимароза «Соната» ля минор.
Пеметти «Престо».
Полифонические произведения.
Ф.Э. Бах «Фантазия» ре минор.
И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги» (по выбору).
О.Бер «Прелюдия и фугетта» ми минор.
А.Вивальди «Адажио» до минор.
Г.Гендель «Чакона».
Г.Гендель «Жига» ре минор.
И.Кирнбергер «Менуэт» Ми мажор.
С.Майкапар «Фуга» ля минор.
Маллер «Две маленькие инвенции».
С.Мясковский «Охотничья перекличка».
Л.Шитте «Кукушка».
Пьесы.
«Вместе весело играть» Фортепианные ансамбли и ансамблики.
Метголи «Американский марш».
А.Холзман «Регтайм».
Дж. Мартин «Прогулка».
«Музыка для детей». Фортепианные пьесы, Выпуск 3. Из-во «Советский композитор», М., 1982 г.
А.Эшпай «Прелюдия».
Н.Раков «Первые фиалки».
А.Бабаджанян «Мелодия» до минор.
Р.Глиэр «В полях».
В.Ребиков «Вальс» фа # минор.
Д.Шостакович «Весенний вальс».
И.Легран «Буду ждать тебя», Крылья мельниц».
Л.Бетховен «К Элизе».
Э.Григ «Халлинг» (по выбору).
А.Даргомыжский «Меланхолический вальс».
А.Купревич «Элегическая серенада».
Н.Ладухин «Интермеццо».
С.Рахманинов «Итальянская полька».
Этюды.
Ф.Бургмюллер «Этюды», соч. 100.
А.Гедике «Миниатюра», соч. 8.
А.Дювернуа «Этюд» № 17, соч. 176.
К.Черни (Гермер) «Этюды» (по выбору).
Т.Лак «Этюды», соч. 95 (по выбору).
Т.Лак «Этюды», соч. 172 (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 68 (по выбору).
Л.Шитте «Этюды», соч. 69 (по выбору).
«Полифонические пьесы» 5-7 классы ДМШ. Изд-во «Кефара», М. 1997 г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для ОКФ ДМШ». Составитель Станг. Тетради 5-9. Изд-во «Композитор», С-П, 2003 г.
«Альбом юного музыканта». Выпуск 3. Составитель Костромитина. Изд-во «Союз художников», С-П, 1998 г.
«Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества». Выпуск 1.
С.Слонимский «Фортепианный альбом». Изд-во «Композитор», С-П, 1993 г.
«Произведения французских композиторов 19 века». Изд-во «Союз художников», С-П, 2002 г.
О.Петрова «Восьмигранный шарик». Альбом фортепианных пьес для учащихся средних классов ДМШ. Изд-во «Союз художников», С-П, 2002 г.
Примерные программы для академического концерта.
1.
1. О.Бер «Прелюдия и фугетта» ми минор.
2. Й.Гайдн «Пасторальная сонатина» Ля мажор.
3. Э. Григ «Листок из альбома».
4. С.Майкапар «Стаккато-прелюдия».
2.
1. Г.Гендель «Чакона».
2. Р.Родригес «Рондо».
3.А.Амиров «Лирический танец».
4. К.Черни «Этюд», соч. 636 № 5.
5. Список музыкальной литературы по ОКФ (инструменталисты).
- “Начинающему пианисту” под ред. Б.Милича, С-П, 2000 г.
- “Фортепианная игра” под общей ред. А.Николаева, М, “Музыка”, 1991 г.
- “Первые шаги маленького пианиста”. М, “Музыка”, 1984 г.
- “Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей для начинающих” ч. I. Сост. С.Ляховицкая. Л, “Музыка”, 1986 г.(по выбору).
- А.Артоболевская “Первая встреча с музыкой”. Изд-во “Советский композитор”, Москва, 1986 г.(по выбору).
- О.Геталова “В музыку с радостью”. Изд-во “Композитор”, С-Петербург, 1997 г.
- “Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся I-II классов”. Изд-во “Союз художников”, 2000 г.
- “Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся III-IV классов”. Изд-во “Союз художников”, 2000 г.
- “Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся V-VII классов”. Изд-во “Союз художников”, 2000 г.
- “Альбом фортепианных пьес” ч. I-II под ред. О.Мартьяновой и Т.Волковой. Изд-во “Композитор”, С-Петербург, 1996 г.
- Ф.Бургмюллер “25 этюдов” соч. 100 (по выбору).
- “Фортепианные ансамбли II-V годы обучения. Звуки музыки. Р.Роджерс.” Изд-во “Союз художников”, 1998 г.
- “Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества”. Выпуск I
- Изд-во “Союз художников”, 1998 г.
- И.Бриль “Фортепианные джазовые пьесы для детей”. Изд-во “Союз художников”, 2001 г.
- “Nostalgia”. Изд-во “Композитор”, 1998, 1999 г.г.
- “Современная зарубежная музыка”. Изд-во “Союз художников”, С-Петербург, 2002 г.
- «Вальсы для фортепиано». Золотой фонд. Из-во «Союз художников». С-П., 2005 г.
- А.Петров «То, что хочется играть в четыре руки».Песни и романсы из кинофильмов. Из-во «Союз художников». С-П., 2004 г.
- «Belle» Популярные зарубежные мелодии для фортепиано. Из-во «Союз художников». С-П., 2003 г.
- «Мое концертное выступление». Выпуск 4. Из-во «Композитор», С-П., 2001 г.
- «Вместе весело играть». Сборник фортепианных ансамблей.
- «Альбом фортепианных пьес». Составитель Иванов, Ляховицкая.Издание 4. 1958 г.
- «Юному музыканту- пианисту». Хрестоматия для фортепиано для ДМШ. Из-во «Феникс». Р-Д., 2004 г.
- «звездный калейдоскоп». Из-во «Союз художников», С-П., 2004 г.
- Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка-маленькому музыканту». Из-во «Композитор», С-П., 2004 г.
- «Музыкальный букет». Сборник фортепианных пьес. Из-во «Союз художников», С-П., 2001 г.
- «Фортепиано. Сыновья Баха. Клавирная музыка». Из-во «Нота», С-П., 2002 г.
- «Монплезир». Популярные произведения в облегченном переложении для фортепиано. Из-во «Гармония», С-П., 2005 г.
- О.Хромушин «В джазе только дети». Этюды в манере джаза для маленьких и очень маленьких. Из-во «Союз художников». С-П., 2001 г.
Содержание
1. Пояснительная записка стр.3-5
2. Структура учебного плана стр. 5-6
Годовые требования для учащихся по классам: стр. 6-8
Третий класс стр. 6
Четвертый класс стр. 6
Пятый класс стр. 6-7
Шестой класс стр. 7
Седьмой класс стр. 7
Восьмой класс стр. 7-8
Рекомендации по развитию навыков чтения
с листа и игре в ансамбле стр. 8
3. Учебно –тематический план:
Требования для учащихся ОКФ с 3 по 8 классы стр.8-9
Составление индивидуального плана и выбор репертуара стр. 9
Система оценки и контроля успеваемости стр. 10
4. Примерные программы и репертуарные списки
произведений по классам стр.11-23
5. Список музыкальной литературы по ОКФ стр. 24-25
6. Содержание стр. 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Общий курс фортепиано по методике интенсивного обучения"
Программа рекомендована для развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано. Используется методика интенсивного обучения....
Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная
Основная задача общего музыкального образования – это формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству,...
Рабочая образовательная программа по предмету "Общий курс фортепиано"
Обложка к программе...
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"
Технологическая карта заниятия по ОКФ "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"
Рабочая программа междисциплинарного курса "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа" является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессиональног...
Фонд оценочных средств по рабочей программе междисциплинарного курса "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"
Комплект фонда оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения рабочей программы основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 53.02.06 "Хоров...