Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме
Тематическое планирование для 5 класса составлено в ссответсовии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_5_klass_fgos.doc | 170 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
V-VII КЛАССЫ
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для V—VII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования и с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
— воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы1 выражается в таких аспектах, как:
— освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
— включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
— расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
— формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на-уроках музыки.
_________________________________________________________
1 См.: Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Основные методические принципы построения программы V—VII классов:
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.
Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Принцип интонационное/пи выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдулли-на, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявление связей и отношений между отдельными художественными явлениями, на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
Метод концентричности изучения музыкального материала способствует организации всего музыкального материала, во-первых, на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же произведения повторяются с разными задачами; во-вторых, на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, пополняют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.
Метод создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в контексте культурной жизни того времени, художественных творений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.
Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.
Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся — это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.
Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
• полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
• умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;
• умение аргументировать собственную точку зрения;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона, так же как и традиции школы, могут быть отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Организация внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) возможны за счет часов школьного компонента. Познавательная деятельность учащихся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст эстетического всеобуча для родителей.
Результаты освоения программы «Музыка»
в V—VII классах
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
— устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
— освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
— знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
— сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
— работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Учащиеся научатся:
• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Личностными результатами изучения музыки являются:
— развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Учащиеся научатся:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
ПРОГРАММА1
V КЛАСС (35 ч)
Рабочая учебная программа по музыке для 5-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения среднего общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 кл.ср.шк. – М.: Просвещение, 2010
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.:
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс. (СD)
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
Учебно-тематический план
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Поурочное планирование
I полугодие. «Музыка и литература»
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
№ уро-ка | Тема урока | Примерное содержание | Дата проведения |
1. | Что роднит музыку с литературой. | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. | Первая неделя сентября |
2. | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова прекрасней… | Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. | Вторая неделя сентября |
3. | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах | Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. | Третья неделя сентября |
4. | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. | Четвертая неделя сентября |
5. | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучи, гремит Кикимора | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. | Пятая неделя сентября |
6. | Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки… | Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. | Первая неделя октября |
7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. | Вторая неделя октября |
8. | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. | Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. | Третья неделя октября |
9. | «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» | Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. | Четвертая неделя октября |
10. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. | Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. | Вторая неделя ноября |
11. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… | Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. | Третья неделя ноября |
12. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт. | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) | Четвертая неделя ноября |
13. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). | Первая неделя декабря |
14. | Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко». | Особенности оперы, главные герои, их музыкальные характеристики. Связь с литературным произведением. | Вторая неделя декабря |
15. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). | Третья неделя декабря |
16. | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. | Четвертая неделя декабря |
17. | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. | Пятая неделя декабря |
II полугодие
«Музыка и изобразительное искусство»
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
№ уро-ка | Тема урока | Примерное содержание | Дата проведения |
18. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи | Вторая неделя января |
19. | «Небесное и земное» в звуках и красках. | Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. | Третья неделя января |
20. | Звать через прошлое к настоящему. | Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве | Четвертая неделя января |
21. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. | Первая неделя февраля |
22. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. | Вторая неделя января |
23. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. | Третья неделя февраля |
24. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. | Четвертая неделя февраля |
25. | Волшебная палочка дирижера. | Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. | Первая неделя марта |
26. | Образы борьбы и победы в искусстве. | Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. | Вторая неделя марта |
27. | Застывшая музыка. | Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. | Третья неделя марта |
28. | Полифония в музыке и живописи. | Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. | Первая неделя апреля |
29. | Музыка на мольберте. | Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. | Вторая неделя апреля |
30. | Импрессионизм в музыке и живописи. | Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. | Третья неделя апреля |
31. | «О подвигах, о доблести, о славе…» | Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. | Четвертая неделя апреля |
32. | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия | Первая неделя мая |
33. | Мир композитора. С веком наравне. | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Вторая неделя мая |
34. | Заключительный урок-обобщение. | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | Третья неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...