Занятие: «Образы камерной музыки»
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Занятие построено с использованием технологии критического мышления.
Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки.
Активизировать и закрепить материал, используя принципы ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 840.38 КБ |
obrazy_kamernoy_muzyki.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образы камерной музыки
XVIII век Camera – комната, палата(лат.)
Квартет
Иван Андрее вич Крылов Баснописец
Сплоченность Согласованное звучание Профессионализм Мелодия – образ произведения
Ноктюрн
Вечерняя песня
Камерная музыка 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Камерная музыка - …(вывод)
Образы камерной музыки
Предварительный просмотр:
Тема: «Образы камерной музыки»
Занятие построено с использованием технологии критического мышления
Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки
Задачи:
Образовательная:
-Активизировать и закрепить пройденный материал предыдущей темы, используя прием верно неверно, опираясь на принципы ТРКМ.
-Способствовать формированию образов – представлений жанра камерной музыки таких как: гармония, красота, предлагая большой выбор характеристик.
- Продолжать знакомить учащихся с познавательно – творческими формами работы, такими как «Кластер», где от учащихся требуется умение вычленять части из общего и подводить мысль к единому целому.
-Продолжать работать над синквейном как одной из форм анализа слушания произведения.
Развивающая:
- Способствовать развитию интонационного подхода к анализу прослушиваемых музыкальных произведений.
-Помочь учащимся расширить знания музыкального словаря новыми понятиями: камерная музыка, ноктюрн, квартет, кантилена.
- Продолжать развивать вокально-хоровые навыки учащихся во время исполнения песен в камерной обстановке.
- Продолжать развивать умение у учащихся правильно определять ведущие средства музыкальной выразительности в работе по слушанию музыкальных произведений.
-Продолжать развивать у учащихся правильно проводить слуховой анализ музыкальных произведений. Находить сходства и различия между ними.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к шедеврам мировой музыкальной культуре через произведения классиков, таких как А.П.Бородин, Ф.Шопен и авторов современных вокальных произведений для их исполнения в хоре.
- Продолжать воспитывать эстетический вкус у детей во время исполнения песенного репертуара, способствовать желанию безбоязненно выступать перед слушателями в любой аудитории.
Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».
На предыдущих занятиях мы с вами начали знакомство с творчеством русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
При помощи утверждений, верно, неверно, вы сможете проверить свои знания. Насколько хорошо вами был усвоен материал.
- верно, ли что А. П. Бородин родился в Петербурге?
- верно, ли что А. П. Бородин был только известным химиком?
- верно, ли что А. П. Бородин играл только на одном музыкальном инструменте?
- верно, ли что А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь»(А.Н.Корсаков, Александр Константинович Глазунов)
- верно, ли что А. П. Бородин входил в музыкальный кружок, который назывался «Могучая сила»?
- верно, ли что главной целью «Могучей Кучи» было возрождение западной музыки в России?
- верно, ли что А. П. Бородин захоронен на территории Александро-Невской лавры?
- верно, ли что А. П. Бородин писал музыку в разных музыкальных жанрах?
В каких перечислите(Опера, симфоническая музыка, романсы, песни, камерная музыка)
Вот с камерной музыкой, которую сочинил композитор, мы сегодня и познакомимся.
Тема нашего занятия так и звучит «Образы камерной музыки». Слайд 1
Как вы думаете, в чем состоит цель нашего занятия?
Узнать что такое камерная музыка?
Чем она отличается от других музыкальных жанров?
Как вы думаете, что такое камера?
Правильно, вы назвали слова с разными лексическими значениями, а сейчас заглянем в историю 19 века. С латинского языка камера переводится как комната, палата.
В то время музыка звучала в гостиных, в салонах, музыкальных залах.
Обстановка предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу, это откладывает непосредственно отпечаток на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью исполнения.
Возникает такое ощущение, что она написана специально для тебя
Первые камерные оркестры могли состоять из 3-4 инструментов
Как вы думаете, из каких именно инструментов состояли камерные оркестры?
Флейта, скрипка, виола, клавесин, – такой состав называли квартетом. То есть 4 участника – 4 инструмента – инструментальный квартет
Вспомните, кто из знаменитых литераторов подробно описал квартет?
Правильно И.А. Крылов в басне «Квартет»
Вспомните, получился ли у героев басни исполнить квартет?
А давайте проверим, действительно так уж трудно исполнить квартет?
У меня есть музыкальные инструменты. Подойдите 4 человека.
Предлагаются следующие инструменты: фортепиано, маракасы, румба, треугольник.
Вам предоставляется возможность договориться
Обращение к классу. Пока наши друзья совещаются, мы с вами определим, что необходимо, чтобы квартет зазвучал
- Сплоченность
- Согласованное звучание
- Профессионализм
- Камерность звучания
- Мелодия – образ произведения
Я предлагаю вам исполнить квартет под мелодию «Вечерняя песнь»
Конечно, нашему квартету надо еще много работать над собой и исполнением, тогда получится образ камерной музыки.
А сейчас я предлагаю вам послушать звучание настоящего квартета.
Струнный квартет №2 А.П.Бородин. Струнный квартет состоит и- 4 частей.
1 – умеренно – быстро, 2 – шутка, 3 – ноктюрн. К сожалению, мы сможем сегодня прослушать только 3 часть – ноктюрн.
Перед вами стоит задача после прослушивания самим дать определение ноктюрна. А правильно понять музыкальное произведение вам помогут задания.
Надо разделиться по желанию на 3 группы.
1 группа – передает свои чувства через ассоциации – представления - цветовой гаммой. Какие цвета, по вашему мнению, передают характер ноктюрна. Рисуем, используя технику рисования по « мокрому листу».
2 группа – выбирает образы – характеристики, которые передают внутренний мир ноктюрна. На доске предоставлено большое количество характеристик. На основе этого составляем кластер.
3 группа – определяет какие музыкальные инструменты звучат во время исполнения произведения? Как развивается мелодия? Повторяется ли тема в звучании инструментом или в основе лежит контраст?
Перед вами изображение различных инструментов. Надо оставить те, которые вы услышали.
Слушание:
Проверка заданий.
Как вы думаете, какое время года хотел передать нам композитор, какое время суток. Почему вы так думаете, обоснуйте свой выбор.
Ночной. Виолончель передает наступление вечера, а скрипка похожа на ночного соловья, так кА эта птица поет ночью до раннего утра.
Почему рисунки получились светлыми, яркими, не ночными. Совершенно верно, вы догадались, так как в это время в Петербурге мы можем наблюдать белые ночи. Это произведение написано с большой любовью и посвящено жене Екатерине Сергеевне.
Как вы думаете, только лишь инструментальная музыка может быть камерной?
Правильно. Существует и вокальная музыка, которая может исполняться в камерной обстановке.
Давайте мы с вами представим лето, мы на даче в кругу друзей, наблюдаем за природой и исполняем песню. Мальчики партия – виолончелей, а девочки партия – скрипок. Главное слушать друг друга и не нарушать камерность звучания песни в сочетании с природой. Постараемся передать образ камерной музыки.
Второй куплет песни «Вечерняя песнь»
Подведем итоги нашей работы. Составим синквейн. Что это такое?
Правильно – французское пятистишие.
Камерная музыка- это
-2 прилагательных, какая?
3 глагола, что делает?
Фраза из 4 слов.
Итог слово – символ.
Перечислите, что у вас получилось. Учитель работает у доски, составляет кластер из ответов учащихся.
Дом, уют, красота, счастье, гармония, самовыражение.
Все – что мы перечислили относиться к камерной музыке?
Главная цель творчества народа показать красоту, величие, самобытность, теплоту, доброту русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...
Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"
Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа. Материал подготов...
Урок музыки по теме "Камерная музыка"
Урок музыки по теме "Камерная музыка"...
урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".
На уроке учащиеся знакомились с музыкой симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему, представляли музыку космоса....
Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....
Образы камерной музыки
Образы камерной музыки...