Занятие: «Образы камерной музыки»
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Плотникова Наталья Вячеславовна

 

Занятие  построено с использованием технологии критического мышления.

Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки.

Активизировать и закрепить материал, используя принципы ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку840.38 КБ
Microsoft Office document icon obrazy_kamernoy_muzyki.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Образы камерной музыки

Слайд 3

XVIII век Camera – комната, палата(лат.)

Слайд 5

Квартет

Слайд 6

Иван Андрее вич Крылов Баснописец

Слайд 8

Сплоченность Согласованное звучание Профессионализм Мелодия – образ произведения

Слайд 9

Ноктюрн

Слайд 11

Вечерняя песня

Слайд 12

Камерная музыка 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Камерная музыка - …(вывод)

Слайд 13

Образы камерной музыки



Предварительный просмотр:

                        Тема: «Образы камерной музыки»

Занятие  построено с использованием технологии критического мышления

Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки

Задачи:

Образовательная:

-Активизировать и закрепить пройденный материал предыдущей темы, используя прием верно неверно, опираясь на принципы ТРКМ.

-Способствовать формированию образов – представлений жанра камерной музыки таких как: гармония, красота, предлагая большой выбор характеристик.

- Продолжать знакомить учащихся с познавательно – творческими формами работы, такими как «Кластер», где от учащихся требуется умение вычленять части из общего и подводить мысль к единому целому.

-Продолжать работать над синквейном как одной из форм анализа слушания произведения.

Развивающая:

- Способствовать развитию интонационного подхода к анализу прослушиваемых музыкальных произведений.

-Помочь учащимся расширить знания музыкального словаря новыми понятиями: камерная музыка, ноктюрн, квартет, кантилена.

- Продолжать развивать вокально-хоровые навыки учащихся во время исполнения песен в камерной обстановке.

- Продолжать развивать умение у учащихся правильно определять ведущие средства музыкальной выразительности в работе по слушанию музыкальных произведений.

-Продолжать развивать у учащихся правильно проводить слуховой анализ музыкальных произведений. Находить сходства и различия между ними.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к шедеврам мировой музыкальной культуре через произведения классиков, таких как  А.П.Бородин, Ф.Шопен и авторов современных вокальных произведений для  их исполнения в хоре.

- Продолжать воспитывать эстетический вкус у детей во время исполнения песенного репертуара, способствовать желанию безбоязненно выступать перед слушателями в любой аудитории.

   Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

На предыдущих занятиях мы с вами начали знакомство с творчеством русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

При помощи утверждений, верно, неверно, вы сможете проверить свои знания. Насколько хорошо вами был усвоен материал.

- верно, ли что А. П. Бородин родился в Петербурге?

- верно, ли что А. П. Бородин был только известным химиком?

- верно, ли что А. П. Бородин играл только на одном музыкальном инструменте?

- верно, ли что А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь»(А.Н.Корсаков, Александр Константинович Глазунов)

- верно, ли что А. П. Бородин входил в музыкальный кружок, который назывался «Могучая сила»?

- верно, ли что главной целью «Могучей Кучи» было возрождение западной музыки в России?

- верно, ли что А. П. Бородин захоронен на территории Александро-Невской лавры?

- верно, ли что А. П. Бородин писал музыку в разных музыкальных жанрах?

В каких перечислите(Опера, симфоническая музыка, романсы, песни, камерная музыка)

Вот с камерной музыкой, которую сочинил композитор, мы сегодня и познакомимся.

Тема нашего занятия так и звучит «Образы камерной музыки». Слайд 1

Как вы думаете, в чем состоит цель нашего занятия?

Узнать что такое камерная музыка?

Чем она отличается от других музыкальных жанров?

Как вы думаете, что такое камера?

Правильно, вы назвали слова с разными лексическими значениями, а сейчас заглянем в историю 19 века. С латинского языка камера переводится как комната, палата.

В то время музыка звучала в гостиных, в салонах, музыкальных залах.

Обстановка предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу, это откладывает непосредственно отпечаток на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью исполнения.

Возникает такое ощущение, что она написана специально для тебя

Первые камерные оркестры могли состоять из 3-4 инструментов

Как вы думаете, из каких именно инструментов состояли камерные оркестры?

Флейта, скрипка, виола, клавесин,  – такой состав называли квартетом. То есть 4 участника – 4 инструмента – инструментальный квартет

Вспомните, кто из знаменитых литераторов подробно описал квартет?

Правильно И.А. Крылов в басне «Квартет»

Вспомните, получился ли у героев басни исполнить квартет?

А давайте проверим, действительно так уж трудно исполнить квартет?

У меня есть музыкальные инструменты. Подойдите 4 человека.

Предлагаются следующие инструменты: фортепиано, маракасы, румба, треугольник.

Вам предоставляется возможность договориться

Обращение к классу. Пока наши друзья совещаются, мы с вами определим, что необходимо, чтобы квартет зазвучал

  1. Сплоченность
  2. Согласованное звучание
  3. Профессионализм
  4. Камерность звучания
  5. Мелодия – образ произведения

Я предлагаю вам исполнить квартет под мелодию «Вечерняя песнь»

Конечно, нашему квартету надо еще много работать над собой и исполнением, тогда получится образ камерной музыки.

А сейчас я предлагаю вам послушать звучание настоящего квартета.

Струнный квартет №2 А.П.Бородин. Струнный квартет состоит и- 4 частей.

1 – умеренно – быстро, 2 – шутка, 3 – ноктюрн. К сожалению, мы сможем сегодня прослушать  только  3 часть – ноктюрн.

Перед вами стоит задача после прослушивания самим дать определение ноктюрна. А правильно понять музыкальное произведение вам помогут задания.

Надо разделиться по желанию на 3 группы.

1 группа – передает свои чувства через ассоциации – представления  - цветовой гаммой. Какие цвета, по вашему мнению, передают характер ноктюрна. Рисуем, используя технику рисования по « мокрому листу».

2 группа – выбирает образы – характеристики, которые передают внутренний мир ноктюрна. На доске предоставлено большое количество характеристик. На основе этого составляем кластер.

3 группа – определяет какие музыкальные инструменты звучат во время исполнения произведения? Как развивается мелодия? Повторяется ли  тема в звучании инструментом или в основе лежит контраст?

Перед вами изображение различных инструментов. Надо оставить те, которые вы услышали.

Слушание:

Проверка заданий.

Как вы думаете, какое время года хотел передать нам композитор, какое время суток. Почему вы так думаете, обоснуйте свой выбор.

Ночной. Виолончель передает наступление вечера, а скрипка похожа на ночного соловья, так кА эта птица поет ночью до раннего утра.

Почему рисунки получились светлыми, яркими, не ночными. Совершенно верно, вы догадались, так как в это время в Петербурге мы можем наблюдать белые ночи. Это произведение написано с большой любовью и посвящено жене Екатерине Сергеевне.

Как вы думаете, только лишь инструментальная музыка может быть камерной?

Правильно. Существует и вокальная музыка, которая может исполняться в камерной обстановке.

Давайте мы с вами представим лето, мы на даче в кругу друзей, наблюдаем за природой и исполняем песню. Мальчики партия – виолончелей, а девочки партия – скрипок. Главное слушать друг  друга и не нарушать камерность звучания песни в сочетании с природой. Постараемся передать образ камерной музыки.

Второй куплет песни «Вечерняя песнь»

Подведем итоги нашей работы. Составим синквейн. Что это такое?

Правильно – французское пятистишие.

Камерная музыка- это

-2 прилагательных, какая?

3 глагола, что делает?

Фраза из 4 слов.

Итог слово – символ.

Перечислите, что у вас получилось. Учитель работает у доски, составляет кластер из ответов учащихся.

Дом, уют, красота, счастье, гармония, самовыражение.

Все – что мы перечислили относиться к камерной музыке?

Главная цель творчества народа показать красоту, величие, самобытность, теплоту, доброту русского народа.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"

Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа.  Материал подготов...

Урок музыки по теме "Камерная музыка"

Урок музыки по теме "Камерная музыка"...

урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".

На уроке учащиеся знакомились с музыкой  симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему,  представляли музыку космоса....

Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....

Образы камерной музыки

Образы камерной музыки...