И это всё - весенних дней приметы
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Конспект урока музыки в 5 классе.
Тема полугодия "Музыка и изобразительное искусство"
Тема урока "И это все – весенних дней приметы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_v_5_klasse.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе.
Тема полугодия "Музыка и изобразительное искусство"
Тема урока "И это все – весенних дней приметы"
/ авторы программы по предмету "Музыка": Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская /
Цели урока:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развивающие:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного музицирования;
образовательные:
- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
- дать определение обработке (аранжировке);
- закрепить понятие жанра романса;
практические:
овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
воспитательные:
- воспитывать уважение к произведениям русского искусства;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА:
1. А. Вивальди "Времена года. Весна" - вход в класс.
2. Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.
3. С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.
4. Я. Дубравин, сл. В. Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиа проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, проигрыватель, компьютерная игра "Рисуем. Учимся. Играем".
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Презентация с использованием ресурсов сети Интернет, цветные карточки "Палитра", текст стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенние воды".
ХОД УРОКА
1 СЛАЙД
Вход в класс звучит А. Вивальди "Времена года. Весна".
Учитель:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой…
Онегин Гаджикасимов
Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.
2 СЛАЙД
Работа над песней.
Учитель:
Мы исполнили красивую песню. Скажите, что обозначают слова из песни "Я хочу увидеть музыку"? Разве музыку можно увидеть?
Ответы детей:
Можно представить картину.
Увидеть на холсте.
3 СЛАЙД
Учитель:
Музыка весны… Сегодня на уроке мы узнаем, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии! Весенними днями природа радует нас своим пробуждением.
Вступление.
Учитель:
У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".
4 СЛАЙД
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны мы можем отметить?
Ответы детей:
Воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.
Учитель:
Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится?
Ответы детей:
Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.
Учитель:
Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Что такое романс?
Ответы детей:
Романс – это вокальное произведение, в котором выражаются чувства.
5 СЛАЙД
Учитель:
Что вам известно о творчестве Рахманинова?
Ответы детей:
Рахманинов был не только прекрасным композитором, но и пианистом, дирижером.
Любил сирень, мы слушали его романс "Сирень".
Любил свою родину, русскую природу.
Учитель:
Романсы Сергея Васильевича Рахманинова – великолепные образцы русской вокальной музыки. Их много – более 80. И они очень разнообразны – по настроению, стилю, характеру воплощения поэтического текста. Романсы Сергея Васильевича Рахманинова захватывают искренностью и силой чувства.
С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.
Беседа о музыке.
6 СЛАЙД
Учитель:
Поделитесь впечатлениями о прослушанном произведении.
Можно ли назвать эту музыку живописной?
Ответы детей:
Можно, мы увидели картину.
Учитель:
Что вы увидели, слушая этот романс?
Ответы детей:
Увидели яркое солнце, голубое небо, как текут ручьи.
Учитель:
Кто исполнял романс?
Ответы детей:
Сопрано – высокий женский голос.
Учитель:
Какую роль отводит композитор фортепианному аккомпанементу?
Ответы детей:
Фортепиано отводится одна из главных ролей.
Учитель:
Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?
Ответы детей:
Исчезнет образ "вешних вод", ощущение стремительного бега, пропадет картина маленьких ручейков, сливающихся в бурную реку.
Учитель:
Мы выяснили, что эту музыку можно назвать живописной, а художники используют краски, теперь мы выступим в роли художников. Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс
Работа с цветными карточками "Палитра".
Учитель:
Какие цвета преобладают? Почему?
Ответы детей:
Голубой – ручьи и небо, желтый – весеннее солнце, зеленый – молодая трава.
Учитель:
В цветовой гамме мы определились, теперь все вместе постараемся нарисовать коллективную картину, изображающую весну.
7 СЛАЙД
Работа с интерактивной доской, компьютерная игра "Рисуем. Учимся. Играем" – коллективная работа "Рисуем весну".
Учитель:
К какому жанру живописи мы отнесем нашу коллективную работу?
Ответы детей:
Пейзаж.
Виртуальная экскурси.я.
Учитель:
Мы с вами непрофессиональные художники, давайте совершим виртуальную экскурсию туда, где живут картины художников – профессионалов. В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой стоит необыкновенный дом. Каждый день сотни людей спешат туда. Здесь живут картины.
Чудесный дом за Москвой-рекой носит название Третьяковская галерея.
8 СЛАЙД
Третьяковская галерея – самый крупный в мире музей русского искусства. Павел Михайлович Третьяков - российский купец – предприниматель,
9 СЛАЙД
меценат, собиратель произведений отечественного художественного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, которую в 1892 году передал в дар Москве, сделав ее достоянием всей России. В декабре этого года (2008) исполнится 175 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова.
10 СЛАЙД
Мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Исаака Ильича Левитана. Кажется, будто повеяло дыханием природы, свежим ветром полей, стало светлее, солнечнее. Исаак Левитан изображал природу в различные времена года.
11 СЛАЙД
12 СЛАЙД
13 СЛАЙД
14 СЛАЙД
Какие краски преобладают на этих картинах?
Ответы детей:
В картине "Золотая осень" желтые и оранжевые краски, "Март" – голубые, холодные.
Учитель:
Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней. И вот мы остановились около картины "Весна – большая вода".
15 СЛАЙД
Беседа (продолжение)
Учитель:
Какие краски использует художник?
Ответы детей:
Сочетаются теплые и холодные тона.
Учитель:
Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?
Ответы детей:
Картину можно назвать звучащей. Мы слышим как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода.
Учитель:
Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?
Ответы детей:
И можно, и нельзя, нельзя потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день.
Учитель:
Романс "Весенние воды" одинаково хорошо звучит в исполнении и женского, и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично он звучит и в переложении для детского хора.
16 СЛАЙД
Что означают слова переложение для детского хора? /переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей/
С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" переложение для детского хора А. Егорова – слушание.
Учитель:
Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?
Ответы детей:
Детское исполнение нежнее.
Вывод
17 СЛАЙД
Учитель:
Что каждый из вас открыл для себя на уроке?
Ответы детей:
Мы узнали что такое переложение, увидели романс Рахманинова "Весенние воды" и услышали картину Левитана "Весна – большая вода"
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.
Продолжая тему весны, тему красоты, предлагаю исполнить знакомую вам " Песню о земной красоте" Якова Дубравина. У меня есть для вас небольшой сюрприз, мы попробуем исполнить ее под "минусовую" фонограмму.
18 СЛАЙД
Музыка Дубравина слова Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.
Учитель:
Спасибо, вы молодцы!
Выставление оценок.
До новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА
1.
Все начинается со школьного звонка: песни для голоса в сопровождении фортепиано / Я.И. Дубравин. – СПб., 2000.
2.
Программы общеобразовательных учреждений музыка 5-9 классы авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: "Просвещение", 2007.
3.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка": 5 кл.: Пособие для учителя / Сост. Т.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2003.
4.
http://www.hydojnik.ru/Levitan/ - репродукции картин И.И. Левитана.
5.
http://music.edu.ru - сведения о творчестве С.В. Рахманинова.
6.
http://plus-msk.ru – "минусовая" фонограмма.
7.
http://www.tretyakovgallery.ru – фотографии Третьяковской галереи
Авторские права: http://docs.google.com/Doc?id=ddmnw7q5_10c63bb9g8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И это все весенних дней приметы!"
Разработка урока музыки . Урок разработан для учащихся 5 класса по программе Сергеевой, Критской. Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство.Тема урока: Весна в произведе...
Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)
Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....
Конспект урока по географии "Разведка весенних примет"
Проектный урок с элементами краеведческого исследования...
Тема: «Весенние приметы »
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.Ко...
Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)
Презентация к уроку иборазительноего искусства - 6 класс. "Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны в творчестве русских художников (А. Саврасов «Г...
Консультация "Трудности весеннего обострения у обучающихся с ОВЗ в весенний период"
Весна – время года, когда обостряются хронические заболевания. Любые изменения для организма – это своеобразный стресс....
Весенние приметы. Фенологические признаки
quot;Экологическая журналистика"...