И это всё - весенних дней приметы
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Захарова Наталья Вельевна

 

Конспект урока музыки в 5 классе.

Тема полугодия "Музыка и изобразительное искусство"

Тема урока "И это все – весенних дней приметы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_v_5_klasse.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе.

Тема полугодия "Музыка и изобразительное искусство"

Тема урока "И это все – весенних дней приметы"

/ авторы программы по предмету "Музыка": Г.П. Сергеева,

Е.Д. Критская /

Цели урока:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развивающие:

- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного музицирования;

образовательные:

- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

- дать определение обработке (аранжировке);

- закрепить понятие жанра романса;

практические:

овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

воспитательные:

- воспитывать уважение к произведениям русского искусства;

- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА:

1. А. Вивальди "Времена года. Весна" - вход в класс.

2. Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.

3. С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.

4. Я. Дубравин, сл. В. Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, проигрыватель, компьютерная игра "Рисуем. Учимся. Играем".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Презентация с использованием ресурсов сети Интернет, цветные карточки "Палитра", текст стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенние воды".

ХОД УРОКА

1 СЛАЙД

Вход в класс звучит А. Вивальди "Времена года. Весна".

Учитель:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой…

Онегин Гаджикасимов

Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.

2 СЛАЙД

Работа над песней.

Учитель:

Мы исполнили красивую песню. Скажите, что обозначают слова из песни "Я хочу увидеть музыку"? Разве музыку можно увидеть?

Ответы детей:

Можно представить картину.

Увидеть на холсте.

3 СЛАЙД

Учитель:

Музыка весны… Сегодня на уроке мы узнаем, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии! Весенними днями природа радует нас своим пробуждением.

Вступление.

Учитель:

У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".

4 СЛАЙД

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны мы можем отметить?

Ответы детей:

Воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.

Учитель:

Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится?

Ответы детей:

Получится песня веселого характера, в быстром темпе, задорная. Лад – мажор, динамика форте, а в месте "Тихих, теплых майских дней" – пиано.

Учитель:

Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Что такое романс?

Ответы детей:

Романс – это вокальное произведение, в котором выражаются чувства.

5 СЛАЙД

Учитель:

Что вам известно о творчестве Рахманинова?

Ответы детей:

Рахманинов был не только прекрасным композитором, но и пианистом, дирижером.

Любил сирень, мы слушали его романс "Сирень".

Любил свою родину, русскую природу.

Учитель:

Романсы Сергея Васильевича Рахманинова – великолепные образцы русской вокальной музыки. Их много – более 80. И они очень разнообразны – по настроению, стилю, характеру воплощения поэтического текста. Романсы Сергея Васильевича Рахманинова захватывают искренностью и силой чувства.

С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.

Беседа о музыке.

6 СЛАЙД

Учитель:

Поделитесь впечатлениями о прослушанном произведении.

Можно ли назвать эту музыку живописной?

Ответы детей:

Можно, мы увидели картину.

Учитель:

Что вы увидели, слушая этот романс?

Ответы детей:

Увидели яркое солнце, голубое небо, как текут ручьи.

Учитель:

Кто исполнял романс?

Ответы детей:

Сопрано – высокий женский голос.

Учитель:

Какую роль отводит композитор фортепианному аккомпанементу?

Ответы детей:

Фортепиано отводится одна из главных ролей.

Учитель:

Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?

Ответы детей:

Исчезнет образ "вешних вод", ощущение стремительного бега, пропадет картина маленьких ручейков, сливающихся в бурную реку.

Учитель:

Мы выяснили, что эту музыку можно назвать живописной, а художники используют краски, теперь мы выступим в роли художников. Перед вами цветные карточки "Палитра". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс

Работа с цветными карточками "Палитра".

Учитель:

Какие цвета преобладают? Почему?

Ответы детей:

Голубой – ручьи и небо, желтый – весеннее солнце, зеленый – молодая трава.

Учитель:

В цветовой гамме мы определились, теперь все вместе постараемся нарисовать коллективную картину, изображающую весну.

7 СЛАЙД

Работа с интерактивной доской, компьютерная игра "Рисуем. Учимся. Играем" – коллективная работа "Рисуем весну".

Учитель:

К какому жанру живописи мы отнесем нашу коллективную работу?

Ответы детей:

Пейзаж.

Виртуальная экскурси.я.

Учитель:

Мы с вами непрофессиональные художники, давайте совершим виртуальную экскурсию туда, где живут картины художников – профессионалов. В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой стоит необыкновенный дом. Каждый день сотни людей спешат туда. Здесь живут картины.

Чудесный дом за Москвой-рекой носит название Третьяковская галерея.

8 СЛАЙД

Третьяковская галерея – самый крупный в мире музей русского искусства. Павел Михайлович Третьяков - российский купец – предприниматель,

9 СЛАЙД

меценат, собиратель произведений отечественного художественного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, которую в 1892 году передал в дар Москве, сделав ее достоянием всей России. В декабре этого года (2008) исполнится 175 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова.

10 СЛАЙД

Мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Исаака Ильича Левитана. Кажется, будто повеяло дыханием природы, свежим ветром полей, стало светлее, солнечнее. Исаак Левитан изображал природу в различные времена года.

11 СЛАЙД

12 СЛАЙД

13 СЛАЙД

14 СЛАЙД

Какие краски преобладают на этих картинах?

Ответы детей:

В картине "Золотая осень" желтые и оранжевые краски, "Март" – голубые, холодные.

Учитель:

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней. И вот мы остановились около картины "Весна – большая вода".

15 СЛАЙД

Беседа (продолжение)

Учитель:

Какие краски использует художник?

Ответы детей:

Сочетаются теплые и холодные тона.

Учитель:

Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?

Ответы детей:

Картину можно назвать звучащей. Мы слышим как шумит ветер, шуршит прошлогодняя трава, журчит вода.

Учитель:

Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?

Ответы детей:

И можно, и нельзя, нельзя потому, что в романсе ручьи бегут, а на картине вода стоит. можно, так как оба произведения о весне, видим и слышим солнечный день.

Учитель:

Романс "Весенние воды" одинаково хорошо звучит в исполнении и женского, и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично он звучит и в переложении для детского хора.

16 СЛАЙД

Что означают слова переложение для детского хора? /переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей/

С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" переложение для детского хора А. Егорова – слушание.

Учитель:

Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?

Ответы детей:

Детское исполнение нежнее.

Вывод

17 СЛАЙД

Учитель:

Что каждый из вас открыл для себя на уроке?

Ответы детей:

Мы узнали что такое переложение, увидели романс Рахманинова "Весенние воды" и услышали картину Левитана "Весна – большая вода"

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.

Продолжая тему весны, тему красоты, предлагаю исполнить знакомую вам " Песню о земной красоте" Якова Дубравина. У меня есть для вас небольшой сюрприз, мы попробуем исполнить ее под "минусовую" фонограмму.

18 СЛАЙД

Музыка Дубравина слова Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.

Учитель:

Спасибо, вы молодцы!

Выставление оценок.

До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

 1.

 Все начинается со школьного звонка: песни для голоса в сопровождении фортепиано / Я.И. Дубравин. – СПб., 2000.

 2.

 Программы общеобразовательных учреждений музыка 5-9 классы авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: "Просвещение", 2007.

 3.

 Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка": 5 кл.: Пособие для учителя / Сост. Т.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2003.

 4.

 http://www.hydojnik.ru/Levitan/ - репродукции картин И.И. Левитана.

 5.

 http://music.edu.ru - сведения о творчестве С.В. Рахманинова.

 6.

 http://plus-msk.ru – "минусовая" фонограмма.

 7.

 http://www.tretyakovgallery.ru – фотографии Третьяковской галереи

 Авторские права: http://docs.google.com/Doc?id=ddmnw7q5_10c63bb9g8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И это все весенних дней приметы!"

Разработка урока музыки . Урок разработан для учащихся 5 класса по программе Сергеевой, Критской. Тема полугодия:  Музыка и изобразительное искусство.Тема урока:  Весна в произведе...

Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)

Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны  в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....

Конспект урока по географии "Разведка весенних примет"

    Проектный  урок с элементами краеведческого исследования...

Тема: «Весенние приметы »

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.Ко...

Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)

Презентация к уроку иборазительноего искусства - 6 класс. "Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны  в творчестве русских художников (А. Саврасов «Г...

Консультация "Трудности весеннего обострения у обучающихся с ОВЗ в весенний период"

Весна – время года, когда обостряются хронические заболевания. Любые изменения для организма – это своеобразный стресс....

Весенние приметы. Фенологические признаки

quot;Экологическая журналистика"...