Тема: «Весенние приметы »
план-конспект на тему

Лисицина Елена Александровна

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания, речевого слуха, чувства рифмы, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx118.07 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 2

                                              Тема: «Весенние приметы »

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с бумажными корабликами, надувной бассейн с водой, тетради №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметная картинка с изображениями тюльпанов, картинки с изображениями вербы, проталинок, капели, сосульки, ледохода, плоскостные изображения льдин с написанными на них буквами, сюжетные картинки для составления предложений, массажные мячики.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кап, кап...»

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка чтения.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать бумажные кораблики. Дети выбирают кораблики, благодарят логопеда и проходят в кабинет.

Логопед. Вы выбрали разноцветные бумажные кораблики. Они пригодятся вам, когда вы пойдете гулять. Вы сможете пускать их в ручейке, как мальчики на знакомой вам картине. Но сначала прочитайте, что на них написано.

1-й ребенок. Ау.

2-й ребенок. Уа.

3-й ребенок. Иа.

4-й ребенок. Ои.

2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к надувному бассейну, стоящему на столике, и предлагает детям присесть на корточки вокруг стола.

Логопед. Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование. Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки (рис.26).

Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.

Рис. 26

3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей сесть за стол, раздает им раскрытые на с. 11 тетради, ставит контейнер с карандашами.

Логопед. Мы с вами поиграли с бумажными корабликами. А теперь посмотрите, какой замечательный кораблик из скорлупки грецкого ореха нарисован у вас в тетради. Послушайте стихотворение о нем.

Ручеек бежит, звеня.

Есть скорлупка у меня.

Смастерю кораблик сам

И отправлю по волнам.

Давайте обведем и раскрасим кораблик. Какой карандаш вам понадобится, чтобы раскрасить скорлупку?

Дети. Нам понадобится коричневый карандаш.

Логопед. Обведите скорлупку и раскрасьте ее. Посмотрите на парус кораблика. Он сделан из лепестка тюльпана.

Логопед помещает картинку с изображением букета тюльпанов на доску.

Логопед. Видите, тюльпаны бывают красными, желтыми, пестрыми. Раскрасьте парус так, как вам хочется.

Дети раскрашивают парус кораблика. Логопед следит за постановкой руки и посадкой детей.

Логопед. Подумайте, каким карандашом нужно раскрасить воду в ручейке.

Дети. Вода в ручейке синяя.

Логопед. Заканчивайте работу. Давайте посмотрим, у кого получился самый красивый кораблик. Расскажите, кому какой кораблик понравился и почему.

Дети рассказывают о работах, которые им понравились. Логопед собирает тетради.

4. Упражнение «Повтори за мной». [Формирование правильного уклада звука [з]. Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, просит сесть правильно и выполнить упражнение «Комарик» (упражнение повторяется 3—4 раза).

Логопед. А теперь посмотрите, как я выполню новое упражнение. Сначала я покажу, как звенит комарик, а потом произнесу звук [а]. Вот так: ззза... Повторите за мной.

Дети. Ззза...

Упражнение повторяется 3—4 раза. Аналогично отрабатывается произношение звука [з] в слогах «зы», «зэ».

5. Пальчиковая гимнастика «Кап, кап...» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает сесть по-турецки и вспомнить упражнение «Кап, кап...»

Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.

Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого.

6. Игра «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки. Если он предполагает, что выполнение задания вызовет у детей затруднения, можно поместить на коврограф предметные картинки-подсказки.

Логопед. А теперь поиграем в знакомую вам игру «Подскажи словечко». Если вы хорошо знаете приметы весны, то вы легко справитесь с этим заданием.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу...

Дети. ...Проталинки.

Логопед.        Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась...

Дети. ...Верба.

Логопед.        Рад весне братишка Саша

И собака рада Жулька.

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась...

Дети. ...Сосулька.

Логопед.        Снег в лесу.

Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает...

Дети. ...Капель.

Логопед.        На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лед идет,

Это значит...

Дети. ...Ледоход.

Логопед. Молодцы! Отлично! Похлопайте себе! После сна вы обведете по точкам и раскрасите веточку вербы и сосульки.

7. Упражнение «Ледоход». [Профилактика нарушений письменной речи, развитие зрительного внимания.]

Логопед раскладывает на ковре перед детьми плоскостные изображения льдин с написанными на них буквами (рис. 27).

Логопед. Ледоход принес нам вот такие льдинки. На них написаны буквы. Уберите те льдинки, на которых буквы написаны неправильно.

Дети выполняют задание, логопед оказывает необходимую помощь.

8. Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки). [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед приглашает детей за стол, на котором разложены сюжетные картинки.

Логопед. Выберите по картинке, рассмотрите их, расскажите, что вы видите на них.

1-й ребенок. Девочки собирают мать-и-мачеху.

Логопед. Какая мать-и-мачеха?

1-й ребенок. Желтая.

Логопед. Повтори еще раз, что делают девочки. Не забудь сказать, какая мать-и-мачеха.

1-й ребенок. Девочки собирают желтую мать-и-мачеху.

2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в ручейке.

Логопед. Подумай, какой ручеек. Что о нем можно сказать?

2-й ребенок. Ручеек весенний.

Логопед. Повтори еще раз, что делает мальчик. Не забудь сказать, какой ручеек.

2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в весеннем ручейке.

3-й ребенок. Грачи вьют гнезда.

Логопед. Какие грачи? Что ты можешь сказать о них?

3-й ребенок. Грачи черные.

Логопед. Повтори еще раз все сначала и не забудь сказать, какие грачи.

3-й ребенок. Черные грачи вьют гнезда.

4-й ребенок. По реке плывут большие льдины.

Безымянный

Рис. 27

Логопед. Молодец! Обратите внимание, Вадик сразу сказал, какие льдины плывут по реке.

9. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений.]

Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картинки и предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед. Что вам сегодня показалось самым интересным на занятии? Почему?

1-й ребенок. Мне понравилось пускать кораблик. Мой кораблик уплыл дальше всех.

2-й ребенок. Мне понравилось раскрашивать кораблик. У меня получился красивый красный парус.

3-й ребенок. Мне было интересно искать льдинки с неправильными буквами. Я люблю читать.

4-й ребенок. А я люблю игру «Подскажи словечко». Мне нравится отгадывать загадки.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне очень понравилось, как вы занимались. Молодцы! Выберите себе маленькие игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 6 классе коррекционной школы по теме "Весенняя песня" (сказка) Г. Скребицкий

Предоставлен конспект урока по чтению в 6 классе по теме: "Весенняя песня" Г. Скребицкого с сопровождающей урок презентацией,  помогающей познакомить учащихся с птицами, о которых говорится в ска...

Открытое занятие по теме" Зима. Приметы зимы".

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида...

Конспект урока по географии "Разведка весенних примет"

    Проектный  урок с элементами краеведческого исследования...

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия,  представления о явлениях  ранней весны и повышения речевой...

Урок изобразительного искусства по теме "Весенний пейзаж. Рисование по памяти весеннего дерева". 5-й класс

Цели:Образовательная: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.Развивающая: формировать у ...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся с ОВЗ 5 класса по теме: «Весна. Приметы весны»

Внеклассное мероприятие - квест проводится во дворе школы в начале весны для учащихся с ОВЗ. Учащиеся находят в природе приметы весны....

Весенние приметы. Фенологические признаки

quot;Экологическая журналистика"...