"Сказка в музыке"
план-конспект урока по музыке по теме
научить чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов на примере сказки А. Гофмана «Щелкунчик»; подвести учащихся к восприятию «автор», «замысел», «выразительность", «интонация».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
4 класс. 3 четверть. 3 урок.
ТЕМА: «Сказка в музыке»
Цель: формирование способности нравственно - эстетического переживания.
Задачи: научить чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность
художественных образов на примере сказки А. Гофмана «Щелкунчик»;
подвести учащихся к восприятию «автор», «замысел», «выразительность»,
«интонация».
Материал: А. Гофман «Щелкунчик»,
Иллюстрации: портрет П.И. Чайковского,
Оборудование: музыкальный центр, портрет композитора П. И. Чайковского;
карандаши, фортепиано.
Методы: беседа, диалог, наблюдение, сравнение, импровизация.
Ход урока.
- Организация урока.
Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй».
- Разминка «Мозговая атака» (вопросы о музыке).
- Что такое музыка?
- Кто сочиняет музыку?
- Кто пишет стихи?
- Назовите фамилии композиторов.
- Назовите названия русских народных песен.
- Что такое мажор и минор?
- Что такое звукоряд?
- Какие есть ансамбли по числу исполнителей?
- Самый низкий мужской голос
- Самый высокий женский голос
- Фамилии татарских композиторов
- Названия оркестров
- Назовите музыкальные жанры
- Назовите в основу, каких литературных произведений легла музыка.
Ответы учащихся:
- «Руслан и Людмила»
- «Конёк-Горбунок»
«Золушка»
- «Снегурочка»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Волк и семеро козлят»
Учитель усложняет задание. Просит ответить ребят, какие жанры звучат в этих литературных произведениях:
- «Руслан и Людмила» - опера
- «Конёк - Горбунок» - балет
- «Золушка» - балет
- «Снегурочка» - опера
- «Сказка о царе Салтане» - опера
- «Волк и семеро козлят» - опера
- «Щелкунчик» - балет
Учитель: именно на этом литературном произведении мы сегодня остановимся поподробнее. Эту сказку написал писатель А. Гофман, а музыку сочинил русский композитор П. И. Чайковский – русский композитор.
3.Краткие сведения о композиторе.
П.И. Чайковский – русский композитор, с раннего детства композитор слышал музыку, его мама очень хорошо пела и играла на фортепиано.
С 5 лет маленький Петя играл на фортепиано, а 8 лет уже сочинял музыку. Но по настоянию родителей Чайковский поступает в горный техникум,
заканчивает его, работает в Министерстве юстиции. Но тяга к музыке, привлекает композитора больше, и он поступает консерваторию, оставив профессию инженера. В консерватории преподаёт дирижирование, занимается педагогической деятельностью.
Творчество композитора разнообразно сочиняет концерты, пишет музыку для детей( «Детский альбом»), оперы, балеты…..
Запись в тетрадях ( тема урока, название балета, фамилия композитора).
Воросы учителя:
Какую куклу подарили девочке Марии на Рождество?
- Щелкунчик – кто это?
- Кто заколдовал принца, почему?
Учитель:
В отличие от сказки композитор включил свои изменения. В балете появилась новая тема «Вальс снежных хлопьев».
4.Слушание.
Задание перед прослушивание: (какой оркестр звучит?, какие инструменты услышали?, какой образ можно представить?).
Ответы ребят.
Слушание.
«Вальс цветов».
Учитель:
Какая тема объединяет эти два фрагмента( тема танца – вальс, тема контраста: зима- лето).
Задание в тетрадях – поделить тетрадь по диагонали и изобразить услышанные фрагменты рисунком.
После выполнения задания в тетрадях - проведения динамической паузы 5.«Буратино».
Буратино потянулся
раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл
ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
нужно на носочки встать.
Выполняется всё под музыку.
6. Подготовка к пению
7. Распевание. Работа над звуком, дикцией, артикуляцией.
«Песня про ноты», «Десять индейцев», «У тети Моти»,
« Весёлый колокольчик» - эта попевка усложняется ещё и тем, что учащиеся сами играют на музыкальном инструменте – металлофоне, и пианино.
А вместе с учителем звучит дуэт и трио.
Зимушка – зима
Зима снежная.
Всё кругом бело
снегом замело.
8.Исполнение песни « Песенка зимнего леса».
Показать характер, настроение песни.
9.Домашнее задание
Закончить рисунок в тетради - контрастные образы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данная презентация - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....
Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.
Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"
План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему: "Мифы и сказки о музыке"...
Музыка главный герой сказки (урок музыки)
Музыка лекарство для души...
урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)
Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки. Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....
Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"
Дети входят в мир сказочной музыкой Норвегии....