«Да здравствуют музы, да здравствует разум»
методическая разработка по музыке на тему
Беседа для обучающихся ДМШ, к 180-летию со дня рождения А.П.Бородина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №14»
«Да здравствуют музы,
да здравствует разум»
(к 180-летию со дня рождения А.П.Бородина)
Беседа для обучающихся ДМШ
Подготовила:
Т.Е.Гриценко
г. Кемерово
2012г.
Ребята, вы уже знаете, что 2012 год назван годом истории России. В этом году отмечалось 1150 — летие образования Российского государства;770-летие победы ополченцев под предводительством А.Невского над тефтоскими рыцарями на Чудском озере; 200-летие бородинского сражения; а 4 ноября мы будем отмечать 400-летие со дня освобождения Москвы ополченцами Минина и Пожарского от польских шляхтечей. Этот праздник получил название День народного единства.
Но не одни победы народа, великие полководцы и политики составляют историю нашей строны. Историю также создают талантливые люди, труженники, «красивые и добрые душой», всегда полные жизнью и энергией.
В старых сказках к колыбели ребенка приходит волшебница, в легендах музы и каждая приносит ему дар. Эта сказка вспоминается, когда думаешь о судьбе Бородина. Именно о нем, Александре Парфиревиче Бородине и будет сегодня беседа.
Сколько ему досталось даров:
разум ученого (42 научные работы, среди которых немало впервые полученых химических соединений);
гений компазитора сочинившего могучие симфонии, прославившуюся во всем мире оперу «Князь Игорь», большое число инструментальных и вокальных произведений, нередко слова к романсам и песням писал сам Бородин.
Он был поэтом .
Дар писателя проявился в статьях о музыке и музыкантах.
Это неполный список того, что создал Бородин. Ни одного таланта он не потерял, всё развил и отдал своему народу, человечеству.
Как же складывалась жизнь этого яркого, вошедшего в историю человека?
Детство и годы учения
Обстоятельства рождения и первых лет жизни не совсем обычны. Родился Бородин 31 октября 1833 года. Отцом его был богатый и знатный князь Лука Степанович Гедианов, в жилах которого текла кровь татарских и грузинских князей, долго мечтавший о наследнике своего рода. А мамой будущего композитора была дочь солдата Авдотья Константиновна Антонова. По законам
Х1Х века люди разных сословий не имели права на полноценную счастливую семейную жизнь. Узаконить своего сына в качесве наследника Лука Степанович не смог и поэтому новорождённого записали сыном дворовых крепостных Порфирия и Татьяны Бородиных. И стал мальчик Александром Порфирьевичем Бородиным.
До 10 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью дал сыну вольную и купил в Петербурге дом для него и мамы. Имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны, а Сашенька вынужден был звать маму тётушкой.
Заботы о Бородине в детстве целиком взяла на себя его мама.Авдотья Константиновна не имела образования, как в те времена говорили «была мало культурным человеком», но дала своему сыну отличное воспитание. Она очень чутко изучала натуру своего сына, не вредила ему своим баловством и развивала всякое хорошее побуждение.
Сашенька был послушным ребёнком, не гонялся за житейскими удобствами, всё ему было ладно. Он рос хрупким и впечатлительным, дружил в основном с девочками. Играл с ними в куклы.(Мальчиков по соседству небыло)
Рано в Саше проявилась музыкальность...
«Жили они тогда на Семёновском плацу, Саше было всего 8 лет. На плацу играла военная музыка, и Саша в сопровождении Луизы непременно отправлялся её слушать. Он перезнакомился с солдатами, рассматривал их инструменты, следил, как на каждом из них играют. А дома он садился за фортепиано и по слуху наигрывал, что слышал.» Видя такую любовь к музыке и способность к ней, мама устроила для него уроки на флейте, солдат из военного оркестра приходил учить его по полтиннику за урок. Первым сочинением Саши в 9 лет была «Полька Элен». Он посвятил её одной юной особе, в которую был влюблён. Полька дошла до нас. Она теперь издини и её играют дети в наших музыкальных школах.
Слушание: «Полька Элен» исп.ученик 1кл. Савельев С.
Позднее Александр Порфирьевич придумал для маленькой полечки аккомпанемент и получился яркий и очень интересный ансамбль.
Слушание.
В 13 лет, впервые у Саши появился приятель-мальчик, Миша Щеглёв. И хотя первая встреча началась с драки, они быстро подружились.
Из-за происхождения «крепостной крестьянин», Саша не мог поступить в гимназию и мальчики проходил обучение дома по всем предметам: по чистописанию, русскому языку, математике, географии, истории, по рисованию, черчению, изучали французский, немецкий, английский и латинский языки.
В эти годы началось страстное увлечение Бородина химией. Чуть ли невся квартирабыла заставлена химической посудой и приборами, различными приспособлениями для опытов, банками с растворами. Самостоятельно мальчик проводил всевозможные эксперименты, устраивал химические фокусы, научился делать акварельные краски, изготовлял самодельные фейерверки, радую ипугая всех домашних, которые боялись как бы он не сжёг весь дом.
Вместе с Мишей он впервые стал учиться игре на рояле.
Из воспоминаний М. Щеглёва: «Мы бойко играли и свободно читали ноты, и на первый же год переиграли в 4 руки и знали чуть ли не наизусть все симфонии Бетховена и Гайдна, но в особенности заигрывались Мендельсоном.»
Летом 1850 года, блестяще сдав выпускные экзамены по всем предметам гимназического курса Бородин получает право на поступление в высшее учебное заведение.
К этому времени Саша увлечён музыкой не только как исполнитель, но и как создатель собственных пьес для фортепиано. О нём печатают в газетах называя новым талантом, обещающим «блестящую будущность».
Получив гимназический аттестат, Бородин поступил на врачебный факультет Петербургской Медико-Хирургической академии. Шло время и химия побеждала все другие увлечения. Бородин «пропадал» в академической лаборотории знаменитого профессора химии Зимина. Однако и музыка продолжала сильно занимать его.
Бородин самоучкой овладел ещё одним инструментом — виолончелью и участвовал в любительском исполнении камерных ансамблей. Из воспоминаний М. Щеглёва:» Ни непогода, ни дождь, ни слякоть — ничто нас не удерживало, и ясо скрипкой под мышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные» переходы пешком, с одного конца города на другой, « так как денег у нас небыло ни гроша». А однажды музыкальное собрание продолжалось 24 часа..
За участие в любительских играх, сочинительство, на него сердился профессор и говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами — на вас я возлагаю надежды, чтобы приготовитьсвоего заместителя, а вы всё думаете о музыке и двух зайцах».
Ребята, а о чём думал профессор говоря о двух зайцах?
Закончив академию, получив звание лекаря, Бородин должен был проходить врачебную практику в военно-сухопутном госпитале при академии.Здесь в госпитале он увидел другую жизнь. «В первый год службы ординатором госпиталя, пришлось однажды ему, как дежурному, вытаскивать занозы из спин прогнанных сквозь строй шести крепостных человек полковника В., которого эти люди за жестокое обращение с ними, заманив в конюшню, высекли кнутами. С Александром Порфирьевичем три раза делался обморок при виде болтающихся клочьями лоскутов кожи. У двух из наказанных виднелись даже кости». Длядоброго, внимательного, заботливого, нелюбящего жестокость Бородина это былоужасом, повлиявшим на последующееего отношение к медицине. После сдачи экзаменов на степень доктора медицины, защитыдокторской диссертации АлександрПорфирьевич решил занятьсясвоей любимой наукой.
« Да здравствуют музы, да здравствует разум!»
Бородина избирают профессором кафедры химии Медико-Хирургической академии. Лекции его были так интересны и понятны, чтособирили всегда полную аудиторию и навсегда оставались в памяти всех слушателей. А читал Бородин лекции не только в Медико-Хирургической академии, но ещё в Лесной академии и на Женских медицинских курсах. Именно Александру Порфирьевичу принадлежала заслуга основания женских медицинских курсов на которых в течение целых 15 лет готовили не просто сестёр милосердия, а врачей. Это первое и единственное учебное заведение, где женщины могли получитьвысшее образование.
Занимаясь большой педагогической и научной работой в химической лаборатории академии, он ещё вёл обширную общественную деятельность (участвовал в издании журнала «Знание» и благотворительных сообществах).
Даже в немногие свободные часы безгранично-гостеприимному Бородину редко удавалось отдохнуть. Его квартира, расположенная рядом с учебными аудиториями, была открыта для всехи всегда полна гостей. У каждого из приходящих своя печаль, какие-нибудь не лады. Александр Порфирьевич хлопочет, помогает, устраивает, советует, ищет нужных людей, И при этом не устаёт повторять:» Если каждый человек хоть двоим поможет, насколько меньше несчастных будет на свете?»
И кажется для музыки совсем небыло времени, но это ни так. Ещё работая в госпитале Бородин подружился с М.П.Мусоргским и благодаря М.А.Балакиреву стал активным участником кружка, вошедшего в историю под названием «Могучая кучка». (Обратить внимание на фотографию) Каждое новое его сочинение будь-то 1 симфония, романс или песня приводили в восторг не только друзей, но и слушателей. Успех придавал новые силы и Бородин сразу начинает работать над второй симфонией и оперой №Князь Игорь». Из-за большой загруженности работа продвигалась очень медленно.(Симфония — 7 лет, опера — 18 лет)Из воспоминаний Н.А. Римского-Корсакова: «...Бывало ходишь-ходишь к нему, спрашиваешь, что он наработал. Оказывается, какую-нибудь страницу или две страницы партитуры, а то и ровно ничего. Спросишь его: «Александр Порфиревич, написали ли вы?» Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем.- «Александр Порфирьевич, переложили Вы, наконец, такой-то нумер?»- «Переложил»,- отвечает он серьёзно.- «Ну, слава богу, наконец-то!» - «Я переложил его с фортепиано на стол», - продолжает он так же серьёзно и спокойно.
Музыкальные товарищи шутили и радовались, когда Бородин болел и не мог выходить из дому. В такие дни работа у него кипела, учёный-химик приходил на помощь композитору. Он изобрёл способ ускорения записи музыкальных произведений. Переписывать с черновика на чистовик было некогда, поэтому он записывал ноты карандашом, а потом нотные листы покрувал специально изобретённым лаком и развешивал их как бельё на верёвках через всю квартиру. Бородин, шутя, очень гордился этим своим изобретением.
И всё-же, не смотря ни на что, Бородин создал в это время множество произведений: 2квартета, симфоническую картину «В средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, романсы, отдельные сцены оперы. Это было время расцвета его композиторской известности.
Слушание. «Песня тёмного леса».
Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен вольницы. В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого, но подчеркнул в нем то,что было близко его современникам — стихийную силу и неудержимое стремление к свободе.
О музыке Бородина узнали за границей, в 1885 году он принял участие в концертах русской музыки, прошедших с большим успехом.
«Богатырь русской музыки»
Один из современников композитора писал: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великая сила и ширина, колосальный размах, стремительность и порывистость». Творчество Бородина отличается поразительной цельностью, все его сочинения объединяет одна ведущая мысль — о богатырской мощи русского народа. Любимые герои музыкальных произведений Бородина — защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (оп.»Князь Игорь») или легендарные русские богатыри прочно стоящие на родной земле. В них обобщены те качества, которые проявились в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков истории России. Это мужество, спокойное величие, душевное благородство. Положительные герои Бородина стремятся к добру и справедливости, верны своей родине, стойкие перед лицом тяжёлых испытаний, преданны в любви и высоко несут своё чувство долга. Композитор верит в силу света и разума, в их победу. Он также отражает в музыке и противоречия жизни, её трагические стороны, с улыбкой, добродушно высмеивает недостатки и пороки людей.
Есть в музыке Бородина картины природы, вызывающие ощущение широких, бескрайних просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.
Слушание:отрывокиз 2 симфонии 11части Скерцо-Престиссимо.
Бородин интересовался Востоком, любовался восточной народной песней, инструментальной музыкой и внимательно, с любовью воспроизводил их напевы в своих произведениях.
Видео: Половецкие пляски с хором из оперы «Князь Игорь».
О семье Бородина.
Своих детей у Бородина не было.Жена, Екатерина Сергеевна Протопопова, талантливая и образованная пианистка, была неизлечимо больна — астма. И супруги взяли на воспитание двух девочек — сирот. Из-за сырого климата Петербурга, губительного для Екатерины сергеевны, они большую часть времени проживали в Москве. А каждое лето семьёй снимали дачу и уезжали из города. Екатерина Сергеевна смертьельно боялась темноты, слухов о волках и разбойника и поэтому по ночам собирала гостей, Александр Порфирьевич, как хозяин дома, должен был их занимать.
Многин годы Бородин очень уставал, недосыпал, а за всем этим пришла болезнь сердца. 15 февраля 1887 года, в последний день масленицы, на весёлом карнавальном вечере устроенном в доме Бородиных Александр Порфирьевич как всегда был душой компании, танцевал, рассказывал весёлые истории, много шутил. И вдруг, на полуслове, упал. Среди присутствующих было много врачей, но сделать они ничего не смогли. Бородин умер от остановки сердца. Композитор умер, а музыка его живёт.
Закончить нашу бесуду я бы хотела шуточной историей из жизни Бородина.
Однажды Бородин со своим приятелем возвращался с вечера, на котором онииграли и пели. Было темно, а фонари едва мерцали, Вдруг шаги Бородина пропали, а откуда-то из-под земли вдруг раздались звуки флейты. Оказалось, что он сошёл с дорожки и угодил (упал) в подвал какой-то лавки и заиграл испугавшись за сохранность своей флейты.
И последнее....
Вечный труженик Бородин любил часто повторять: «Всем тем, чего мы не имеем мы обязаны только себе!»
Список литературы
- Александр Бородин (Alexsandr Borodin) [электоронный источник]: // http://www.classic-music.ru/borodin.html
- Белоусова С. Русская музыка II половины ХIХ век [Текст]: // С.Белоусова. - М.
- Бородин, Александр Порфирьевич [электоронный источник]: // http://ru.wikipedia.org/wiki
- Дулова Е. А.П.Бородин [Текст]: // Е.Дулова. М.
- Слово о музыке: Рус. Композиторы ХIХ в.[Текст]: // Хрестомания: Кн. Для учахихся ст. классов / сост. В.Б. Григорович, З.М.Андреева. - 2-е изд., испр. - М.: Просвящение. 1990.-319с.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская муз. Классика. Третий год обучения [Текст]: // М. Шорникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.
Статья посвящена анализу некоторых аспектов государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского на предмет интеграции раздела "Яз...
Презентация «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Презентация по литературе по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина"...
Праздник первого звонка «Здравствуй, школа! Школа, здравствуй»
Праздник первого звонка «Здравствуй, школа! Школа, здравствуй»Вед.1 Добрый день, дорогие ребята, гости, родители, учителя, Добрый день всем, кто сегодня со всей огромной Российской Державо...
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»
Мы живем в сложное время. Оно разрушает прежние нравственные идеалы, и понятия. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная аг...
Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"
Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социал...