Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"
рабочая программа (6 класс)
Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социальноое направление и расчитана на 34 часа в год.
Проект ориентирован на педагогическое взаимодействие региональных музеев с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков. Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6klass_zdravsvuy_russkiy_muzey.docx | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2019 г | Согласовано Заместитель директора по ВД
_________/____________/ ФИО
«___» ___________2019 г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальное направление
Проект класса «Здравствуй, Русский музей!»
для 6 б класса
Тип программы - нелинейная
На 34 часа
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Чаплыгина Татьяна Владимировна
Санкт-Петербург, 2019 год
Пояснительная записка.
Мой классный проект «Здравствуй, Русский музей».
Проект ориентирован на педагогическое взаимодействие региональных музеев с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программой ГБОУ школы № 500.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа. Реализуется нелинейно.
Смена приоритетов основного образования в сторону социализации личности и развития дополнительного образования ставит перед обществом задачу помочь системе образования в наполнении учебно-воспитательного процесса художественным и ценностным осмыслением реальности. Мера успешности этого наполнения определяется взаимодействием со школой и совместной разработкой единого понятийного поля, соответствующих педагогических технологий и методов оценки воспитательного воздействия искусства и художественной культуры в условиях информационной среды.
Уникальным опытом такого взаимодействия обладает сегодня Русский музей, возможности которого эстетическом воспитании и художественном образовании, а также в теории и практике музейной педагогической деятельности широко известны[1].
Можно твердо утверждать, что образование неразрывно связано с культурой и социокультурным опытом. В контексте научных (в том числе и музейно-педагогических) исследований его можно рассматривать как:
— проблему междисциплинарных взаимосвязей;
— социокультурный феномен;
— непрерывный процесс;
— специфический вид деятельности;
— результат воспитания и обучения;
— систему с большим потенциалом саморазвития.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.
Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.
При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.).
Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия «Учимся общаться».
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В поисках путей нравственного и эстетического воспитания, развития ценностных ориентаций растущего человека педагогика взаимосвязана с философией, этикой, эстетикой, социологией.
Связи педагогики с другими науками говорят о ее интегративной сущности и потенциале саморазвития. Так как этот процесс сложен и многогранен, то наиболее продуктивным будет его рассмотрение с позиций теории деятельности в ее философском аспекте, не противоречащем педагогической теории и практике. В ее основе лежат три основных формы предметной деятельности:
— познание окружающего мира – получение и передача знаний о нем (составляет стержень образования как такового);
— преобразование действительности, опирающееся на творческий потенциал личности и приобретенные в процессе освоения знаний умения и навыки;
— ценностное отношение, являющееся продуктом воспитания, так как достигается лишь путем межличностного общения в форме диалога.
Цель:
- развитие эмоциональной, познавательной сферы и коммуникативных навыков школьников.
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы:
- Историческое воспитание – педагогический процесс, формирующий на основе музейных и художественных памятников интерес к отечественной истории.
- Патриотическое воспитание – педагогический процесс, формирующий на основе музейных предметов и произведений искусства воспитание любви к тому комплексу представлений, который мы заключаем в термин «отечество».
- Экологическое воспитание – педагогический процесс, формирующий бережное отношение к природе и духовной культуре человечества.
- Эстетическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование эстетического вкуса, визуальной культуры и творческих навыков в среде обитания человека. Эстетическое воспитание ориентировано на процесс художественно-творческого развития личности, результатом которого является формирование эстетического отношения к действительности и ценностных ориентаций в области художественной культуры.
- Воспитание общественно значимых коммуникативных навыков – педагогический процесс, формирующий коммуникативные навыки на основе сформированных в музейной среде эстетических, патриотических, исторических, экологических установок.
Планируемые результаты:
- Формирование художественно-эстетического взгляда и вкуса;
- развитие творческой мысли и воображения;
- формирование экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и качеств, межличностных коммуникаций;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Личностные результаты
1. Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
2. Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
3. Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты:
- Владение навыками саморегуляции поведения
- Формирование адекватной самооценки
- Умение ставить перед собой цели и планировать пути их достижения
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы
- Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность.
- Умение эффективно выходить из конфликтных ситуаций
Предметные
- Освоение навыков конструктивного общения
- Получение навыков саморефлексии (понимание своего эмоционального состояния)
- Создание сплоченного коллектива
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
В начальной школе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, психогимнастика, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата, пантомима;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Материально-техническое обеспечение
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Список литературы:
1. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб.: Петрополис, 2001. – 224 с.
2. Словарь музейно-педагогических терминов для специалистов образовательных служб и музейных администраторов / Авт.-сост. Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2016. – 24 с.
3. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб.: СпецЛит, 1999. – 222 с.
Календарно-тематическое планирование 6 Б
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | Форма занятия, методы | Дата По плану/ фактическая | |
теория | практика | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | Беседа, диалог. | 8.09 | |
2 | Выбор проекта. Русский музей. История. Экскурсии. Мастер классы. | 1 | 1 | Видеофильм | 15.09 | |
3 | Русский музей в дни блокады Ленинграда | 1 | 1 | Беседа | 22.09 | |
4 | Экскурсия в Русский музей. Знакомство с музеем «Здравствуй музей» | 2 | 2 | экскурсия | 29.09 | |
5 | История создания музея и его коллекций. | 1 | 1 | видеофильм | 8.10 | |
6 | Выставки художников | 1 | 1 | видеофильм | 22.10 | |
7 | Экскурсия в музей. Виды и жанры искусства. Творчество Н.Рериха | 2 | 2 | экскурсия | 29.10 | |
8 | От иконы к картине. Техника живописи. Пейзаж. | 1 | 1 | Творческая работа, рисунок | 12.11 | |
9 | Использование и повторение приемов мастера Н.Рериха | 1 | 1 | Творческая работа, рисунок | 19.11 | |
10 | Изучение технологии создания картин в технике масляной живописи от XVIII века до XX | 1 | 1 | Творческая работа, рисунок | 26.11 | |
11 | Экскурсия в Русский музей. Скульптура. | 2 | 2 | экскурсия | 10.12 | |
12 | Исторические личности в скульптуре «Герои моего Отечества» | 1 | 1 | Видеофильм, беседа, диалог | 17.12 | |
13 | Значение памятников и монументов в развитии общества . | 1 | 1 | Групповая работа, дискуссия обсуждение, | 23.12 | |
14 | Игра-квест «Памятники в г. Пушкине» | 2 | 2 | Ролевая игра | 15.01 | |
15 | Чудесные дворцы. | 1 | 1 | Видеофильм, беседа | 21.01 | |
16 | Архитектурные стили | 1 | 1 | Видеофильм, лекция, беседа | 21.01 | |
17 | Дворцы в г.Пушкине и их архитектурные стили | 2 | 2 | Групповая игра | 29.01 | |
18 | Экскурсия в Русский музей. Портретная живопись. | 2 | 2 | экскурсия | 4.02 | |
19 | Выставка И.Репина. Его жизнь и творчество. | 1 | 1 | экскурсия | 18.02 | |
20 | Выставка И.Репина. Его жизнь и творчество. | 1 | 1 | экскурсия | 18.02 | |
21 | Игра –квест «Картины И.Репина» | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра | 25.02 |
22 | Язык изобразительного искусства. Натюрморт. | 1 | 1 | Творческая работа, рисунок | 3.03 | |
23 | Язык изобразительного искусства. Современная живопись. | 1 | 1 | Видеофильм | 10.03 | |
24 | Спасенные шедевры во время революций и войн. | 1 | 1 | Экскурсия онлайн, беседа. | 7.04 | |
25 | Русский музей после ВОВ | 1 | 1 | Экскурсия он-лайн, беседа. | 21.04 | |
26 | Методы реставрации произведений искусств | 1 | 1 | Экскурсия он-лайн | 21.04 | |
27 | 1 | 1 | Ролевая игра онлайн | 6.05 | ||
28 | 1 | 1 | Ролевая игра онлайн | 13.05 | ||
Итого | 34 | 11 | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКП 10 класс презентация "Михайловский дворец. Русский музей"
Данная презентация создана для изучения соответствующей темы в УМК Гацкевич М. "Санкт-Петербург" и призвана познакомить учащихся с выдающимися архитекторами Карло Росси, Леонтием Бенуа, великим русски...
Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)
В условиях модернизации системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед нео...
Викторина "Русский музей"
Материал может использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе. Содержит вопросы, имеющие отношение в экспозиции Русского музея и людям, с ним связанным...
Тетрадь на печатной основе "Образовательное путешествие в Русский музей"
тетрадь на печатной основе...
МХК 11 класс "Государственный Русский музей"
Государственный Русский музей...
Статья "Сравнительный анализ картин Исаака Левитана "Снопы и деревня за рекой" начало 1880-х. Холст, масло. Собрание Государственный Русский музей и Клода Моне "Стог сена в Живерни" 1886, холст, масло, Государственный Эрмитаж."
Сравнительный анализ картин великих художников, общее и различия, почти искусствоведческое исследование....
Квест по ""По залам русской живописи" в "Русском музее" по ИКП для 6 класса
Коллеги, представляю вашему вниманию интерактивный квест по главной эспозиции "Русского музея" для 6-х классов: "По залам русской живописи". Квест рассчитан на 40 минут.Внеурочное ...