Урок музыки в 8 классе "Её таинственная прелесть". "Времена года" Петра Ильича Чайковского
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме
Композитор П.И.Чайковский был необычайно чуток к красоте земной, волнующей его своими тайнами. Он часто задавался вопросом: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?». Его волнения, душевные смятения - все ложилось на нотные страницы лирических сочинений. Пожалуй, Петр Ильич был одним из самых ярких русских композиторов-пейзажистов, обладающим «феноменальным чувством природы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda_p.i.chaykovskogo.doc | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Её таинственная прелесть»
"Времена года" Петра Ильича Чайковского
Мамонтова Инна Владимировна, учитель музыки и искусства
Цели:
- ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы;
- помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация урока, музыкальный центр и диски с записями - «Времена года» П.И.Чайковского.
Звучит романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса» (слова А. Толстого).
Учитель читает стихотворение:
Музыка всюду живёт
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, -
Только прислушаться надо.
Вадим Семернин
Наблюдательны ли вы и примечаете ли, как с приближением весны светлеют дали и синеют небеса, как нарастает весенний шум, постепенно переходя в симфонию летнего торжества? Замечаете ли, как убывает день, и в разгар лета вдруг обнаруживаются первые признаки грядущей осени? Редко у кого не дрогнет сердце при мысли об унылой поре. Но серые краски ненастья и распутицы возмещаются золотом осеннего листопада. Потом придут снега, а с ними новый мир видений и чувств. Как хорошо, что природа не знает застоя!
Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским.
У каждого человека есть свое любимое время года. Природа во многом определяет человеческую жизнь, необъяснимо влияя на состояние души и настроение. К ее таинственным проявлениям всегда внимательны большие художники. Сколько создано ими прекрасных творений, вдохновленных картинами времен года. Всмотритесь и вслушайтесь, - как игрой цвета, динамикой света и тени, тональным очертанием, певучестью слова и звука передается их очарование. Тонкому лирику Афанасию Фету принадлежит поэтическое открытие единства природы и наших чувств: «Цветы и песни с давних лет в благоухающем союзе».
Композитор Чайковский был необычайно чуток к красоте земной, волнующей его своими тайнами. Он часто задавался вопросом: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?». Его волнения, душевные смятения - все ложилось на нотные страницы лирических сочинений. Пожалуй, Петр Ильич был одним из самых ярких русских композиторов-пейзажистов, обладающим «феноменальным чувством природы».
То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». (слайд 1)
Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой. (слайд 2)
Ученик 1: (слайд 3)
«Январь» - первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела».
А.С. Пушкин
Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём - то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.
Звучит пьеса «Январь. У камелька»
Ученик 2: (слайд 4)
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир».
П.А.Вяземский
«Февраль» - каждый знает, что такое масленица. В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
Звучит пьеса «Февраль. Масленица»
Ученик 3: (слайды 5-6)
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны».
А.Н.Майков
«Март» - музыка первого месяца весны называется «Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.
У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.
Звучит пьеса «Март. Песня жаворонка»
Ученик 4: (слайд 7)
«Апрель» - отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
«Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.
«Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...»
А.Н.Майков
Звучит пьеса «Апрель. Подснежник»
Ученик 5: (слайд 8)
«Какая ночь! На всем, какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!»
А.А.Фет
Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А.С.Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.
Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.
Звучит пьеса «Май. Белые ночи»
Ученик 6: (слайды 9-10)
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».
А.Н.Плещеев
«Июнь» - вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.
Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.
Звучит пьеса «Июнь. Баркарола»
Ученик 7: (слайд 11)
«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»
А.В.Кольцов
«Июль» - лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.
Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.
Звучит пьеса «Июль. Песня косаря»
Ученик 8: (слайд 12)
«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены,
От возов всю ночь
Скрипит музыка».
А.В.Кольцов
«Август» - эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря».
Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.
Звучит пьеса «Август. Жатва»
Ученик 9: (слайды 13-14)
«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах,
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах».
А.С.Пушкин
Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота».
Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
Звучит пьеса «Сентябрь. Охота»
Ученик 10: (слайд 15)
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...»
А.К.Толстой
«Октябрь» - это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.
Пьеса «Октябрь» называется ещё «Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.
«Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.
Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песня»
Ученик 11: (слайд 16)
«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши».
Н.А.Некрасов
Хотя «Ноябрь» - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».
Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.
Звучит пьеса «Ноябрь. На тройке»
Ученик 12: (слайд 17)
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали"
В.А.Жуковский
«Декабрь» - это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.
Учитель: Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал Петр Ильич Чайковский. (слайд 18)
«Он желал бы всеми силами души, Он хотел, чтоб музыка была
Чтобы музыка его распространялась, Утешеньем, радостью, подмогой.
Чтоб она баюкала в тиши, Пусть музыка всегда живёт,
Чтобы с нею вместе улыбались, И радость всюду побеждает!
Чтоб она печали отвела, Пусть сердце русское поёт!
Напоила путника в дороге Чайковского повсюду знают»
Звучит пьеса «Декабрь. Святки» (слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 8 классе "Ее таинственная прелесть". "Времена года" Петра Ильича Чайковского
Презентация к уроку музыки в 8 классе "Ее таинственная прелесть". "Времена года" Петра Ильича Чайковского....
Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского
ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...
Времена года. "Сентябрь" П.И.Чайковский .Конспект урока музыки в 5 классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Цели: Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.ЧайковскогоЗадачи:· ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать ...
Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»
Задачи:1. направленные на достижения личностных результатов:формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;развитие чувств доброжелательности и эмоционал...
Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)
Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...
В гости к музыке Петра Ильича Чайковского…
Мы сегодня пришли в гости к музыке Петра Ильича Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук её проникает в глубину вашего сердца, вашей души. ...
Конспект урока музыки в 7 классе по творчеству П.И.Чайковского
Конспект урока по творчеству П.И.Чайковского включает в мебя очень известный материал: цикл "Времена года", балет "Щелкунчик". Цель урока: расширение представления ...