ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ
статья по физкультуре на тему
Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей «физкультурной» практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Разрешение этой проблемы заключается не в том, чтобы подправить или заполнить отдельные «пустоты» в существующих программах физкультурного образования, и не в том, чтобы добавить в них что-то новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на феномен и сферу физической культуры в обществе, преобразовать физкультурное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkotova_l.t._osnovy_narodnoy_pedagogiki....doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы народной педагогики –
источник развития современной практики
физической культуры
Л.Т. Шкотова,
муниципальное общеобразовательное
учреждение гимназия №3
г. Сургут,
Россия
Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям жизни. Складывавшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, не готового
к разным изменениям в обществе, активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений
и соответствующих форм практической деятельности.
Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей «физкультурной» практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Разрешение этой проблемы заключается не в том, чтобы подправить или заполнить отдельные «пустоты» в существующих программах физкультурного образования, и не в том, чтобы добавить в них что-то новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на феномен и сферу физической культуры в обществе, преобразовать физкультурное образование.
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю, стремление к победе. Национальные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительное чувство любви и преданности Родине.
Неизгладимое впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка.
Физическая культура является одной из органических составных частей культуры человеческого общества в целом и каждого народа в отдельности. Традиционное физическое воспитание народов ханты и манси было обусловлено необходимостью выживания в сложных условиях Севера, ориентировано на развитие основных физических качеств и двигательных умений и навыков, которые способствуют быстрейшему овладению профессиональными качествами (охотника, рыбака, оленевода, домашней хозяйки и т.д.). Все эти задачи решались на основе традиционных средств физического воспитания: самобытных физических упражнений и состязаний, игр, национальных видов спорта, танцев, а также средств закаливания. Обращение к народным традициям в процессе подготовки подрастающего поколения к жизни сегодня приобретает особую актуальность и в решении этой проблемы немалую роль играет усвоение многовекового опыта человеческой культуры, созданную поколениями народов Севера ханты
и манси. Одной из общих задач государственной власти является обеспечение толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие.
Материалы, отражающие основы народной педагогики, самобытные средства, методы, формы, устное народное творчество, служат мощным источником развития современной теории и практики физической культуры и спорта, способствуют росту духовности, взаимопониманию между различными народами, населяющими сибирский регион. Обращение специалистов в области физической культуры и спорта, ученых, педагогов к традициям физического воспитания этих народов, критическое осмысление жизненного
и педагогического опыта предшествующих поколений позволяет выявить наиболее эффективные средства, методы и формы, способствующие успешному физическому развитию молодого поколения.
В рамках регионального компонента во всех классах дополнительно
к урокам физической культуры 2007-2008 учебном году введены физкультурно-оздоровительные занятия по 1 часу в неделю. Национально-региональный компонент в школьной программе разработан с учетом традиций коренного населения ХМАО на основании приказа №260 от 18.06.99г. Главного Управления по общему и профессиональному образованию администрации ХМАО «О внедрении национально-регионального компонента
в образовательных учреждениях округа» и рассчитан на 34 часа.
В связи с введением дополнительного часа на физкультурно-оздоровительные занятия нами была подготовлена «Программа физкультурно-оздоровительных занятий с национально-региональным компонентом для 1-4 классов». Программный материал составлен с учетом национальных
и региональных особенностей. В основу программы положена физическая культура народов ханты и манси: подвижные игры, состязания и самобытные физические упражнения (перетягивание палки, стрельба из лука, бег
на охотничьих лыжах), национальные виды спорта (северное многоборье), национальные танцы.
Физическое воспитание во внеучебное время создает условия для наиболее полного обеспечения всестороннего развития личности, решает задачи непосредственного включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, содействует развитию их творческой индивидуальности.
Представленное содержание национально-регионального компонента сочетается с ныне действующей в учебном учреждении программой по физическому воспитанию, системой традиционных спортивных мероприятий проводимых в течение учебного года на всех параллелях и способствует успешному освоению базовых частей программного материала.
Внеклассно-спортивные оздоровительные занятия проводятся преимущественно на открытой спортивной площадке в соответствующей одежде. При проведении занятий большее количество времени уделяется игровой форме обучения. Это способствует не только сугубо физическому, но и, в целом, всестороннему развитию личности ребенка-северянина. В играх формируется воображение, динамичнее развиваются психические процессы, активнее усваиваются общественные функции, нормы поведения. Подготовительные танцевальные упражнения вырабатывают у детей навык стройно держаться, легко и свободно двигаться под счет учителя и в такт музыке.
При проведении спортивно-оздоровительных внеклассных занятий
с национально-культурным компонентом решаются воспитательные задачи: воспитание глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям народов Севера, изучению и внедрению утраченных элементов традиционной физической культуры, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, выработки привычки к самостоятельным занятиям национальными видами спорта, танцами, играми, состязаниями и самобытными физическими упражнениями в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная хрестоматия по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Использование опыта народной педагогики и народной медицины малых народов Севера на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе»
МБОУШИ «Ляминская средняя общеобразовательная ...
Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ
Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...
Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе.
Духовно-нравственное воспитание датей на уроках музыки...
Музейная педагогика как инструмент создания социально благоприятной среды воспитания и развития современного школьника
Эта статья о воспитательной работе в классах, которая строится на принцинах музейной педагогики. "Музей патриотического воспитания" МОБУСОШ им.М.П.Волкова превратился в творческую лабораторию, в котор...
Профессионализм педагога - источник развития современного образования
Текст выступления на школьной педагогической конфкреции....
Мастер - класс "Изготовление современного сувенира из ткани на основе народной куклы"
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по изготовлению изделий из ткани.Задачи:- знакомство с технологией изготовления современного сувенира из ткани на основе народной кук...
Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе
laquo;Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений»...