Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"
статья по истории

Абдулаева Аминат Гаджиевна

        Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение человека во всех сферах жизни.   На современном этапе развития общества   появилась актуальнейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы школы на совершенно новой основе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhov.nravst_vospit.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами

народной педагогики

        Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение человека во всех сферах жизни.   На современном этапе развития общества   появилась актуальнейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы школы на совершенно новой основе. Только осознание собственных возможностей и особенностей, определение реальных путей развития школы сделают её привлекательной и конкурентоспособной   среди других образовательных учреждений.      Стандарт должен быть ориентирован на воспитание школьника –патриота своей   Родины и развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания через народную педагогику.    

       Эти положения нашли отражение в содержании программы воспитательной деятельности.  Так важно в настоящее время через народную педагогику, краеведческую деятельность школьников и педагогов разрешить проблему формирования гражданского общества, определить его отношение к региональной культуре.    

  Сегодня современная школа перед педагогами ставит конкретную задачу воспитание всестороннее развитой личности, патриота многонационального государства, наследника национальной культуры, формирование такой личности, которая станет носителем общечеловеческой духовной культуры. И главная роль в решении этой глобальной проблемы отводится нам   педагогам-воспитателям.

       Главным стержнем патриотического воспитания считается – возвращение к народной педагогике, к истокам, к традициям и обычаям предков.

      Краеведческая работа в гимназии   ведется под непосредственным руководством опытных   педагогов, ими   разработано и апробировано около 10 экспериментальных программ: «Краеведение» 1-11кл, «Фольклор народов Дагестана» (1-9кл.,) «Декоративно-прикладное искусство»( 2-8кл.,) «Музееведение» (8-11кл.) , «Экскурсоведение»( 8-11кл.), «Кавказоведение»(10-11кл.), «Истоки», «ТОКС ведет поиск».  Разработано методическое пособие «Этнокультурное наследие моей малой Родины», где дается описание картинной галереи гимназии №35, которая насчитывает около 150 картин.

Одним из средств духовно- нравственного воспитания являются этнографические экспедиции по районам Дагестана.

        В ходе экспедиций учащиеся гимназии № 35 имеют уникальную возможность воочию увидеть величественные природные исторические памятники своего края. Туристы краеведы гимназии№35 покорили вершины Шалбуздага, частым объектом исследования для ребят является неповторимый феномен природы бархан Сарыкум, любовались юные краеведы водопадом Тобот в Хунзахском районе, испытали на себе силу падающих вод хучнинского водопада, восхищались величием природы, которая создала профиль великого Пушкина (Пушкин тау).     Краеведы гимназии №35 побывали в знаменитых ремесленных центрах Дагестана: в ауле златокузнецов Кубачи, в центре гончарного искусства в Балхаре; в Анди, Рахата- в центре бурочного промысла; в  Табасаране и в  Хучни - центре ковроделия; в Унцукуле - у искусных мастеров насечки металлом по дереву.  

Один миг соприкосновения с природой дает для воспитания больше, чем целые часы поучения. Мы считаем, что изучение своего края через экспедиции и экскурсии повышает интерес учащихся к получению новых знаний. Творческим результатом деятельности являются путевые дневники, рисунки, фотографии, зарисовки, сочинения, очерки и научно - исследовательские работы. В ходе экспедиций складываются доверительные, искренние и теплые отношения между детьми и учителями.  

В решение этих и других задач огромный вклад вносит школьный музей, который был создан в 1975 году   под руководством директора гимназии, известного краеведа  Меджидовой Ч.М. Музей  историко-краеведческого профиля ,  состоит из трех залов – этнографического, художественно – графического и боевой славы . В краеведческом музее школы собрано более двадцати тысяч экспонатов. Они размещены в трёх залах музея, в фойе гимназии, в кабинетах-филиалах музея.

В гимназии №35 с ноября 1993 года функционирует     ДОО «Наследники». Девиз организации «Жить по традициям гор».  Учащимися и педагогами составлена эмблема.  

В актив ДОО «Наследники входят 25 отрядов. Вся воспитательная работа в гимназии построена по 19 направлениям Всероссийского школьного краеведческого движения «Отечество».

Гимназия   №35 является базовой площадкой Республиканского штаба ТОКС    и Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения. В гимназии 7 ТОКСовских отрядов. За 30 лет были выпущены более 150 телевизионных передач в рубрике «ТОКСовцы Ленинкента рассказывают».

ТОКС-это мощное детское общественное- патриотическое движение.

С 2012 года учащиеся гимназии №35   встречают участников автопробега «Эстафета памяти» из Крыма, который проходит в рамках Международного общественного проекта «Наша Великая Победа». Участники автопробега, вместе с учащимися и педагогическим коллективом, раскрывают во дворе школы главный символ проекта - масштабную копию Знамени Победы (200 кв. м).

«Оставил надпись на стене Рейхстага...»

   Мы все хорошо знаем имя Героя России Абдулхакима Исмаилова, который водрузил знамя над рейхстагом. ТОКСовцы Ленинкента не раз бывали дома у героя, слушали трогательные рассказы о войне. В ходе очередной поисковой работы нам ТОКСовцам гимназии №35 стало известно, что живет в Дагестане скромный, мужественный человек, которому удалось дойти до Берлина и оставить   свой след на стене рейхстага. Очередной поиск привел нас в Сулейман-Стальский район в село Ашага Стал. Именно здесь проживает наш Герой, ветеран Великой Отечественной войны гвардии майор, ветеран педагогического труда, Казимагомедов Гаджимагомед Казимагомедович. Мы поехали на родину героя.

     Нас встретил внук ветерана и любезно пригласил в дом. А там стоял убелённый сединой аксакал в кителе полном орденами и медалями. Мы все окружили его и начали задавать вопросы. Он начал рассказывать о своем тяжелом боевом пути. Мы были поражены памятью ветерана, который помнил имена своих командиров, однополчан, номера полков, дивизий, названия и даты военных операций. Нам ТОКСовцам Гаджимагомед Казимагомедович рассказал, что он родился в Азербаиджанскои ССР, после служил командиром отделения стрелкового полка в городе Махарадзе Грузинской ССР. Когда началась Вов в 1942 году его направляют в 761-й стрелковый полк 317-й стрелковой дивизии 9-й армии для дальнейшего продолжения службы заместителем командира роты, а затем в 58-ю армию командиром стрелковой роты.

     «События семидесятилетней давности камнем лежат у меня на сердце со слезами на глазах, - вспоминал ветеран. – Все было в жизни: и горечь, и сладость. Но горечи было много, очень много: невзгоды, потери близких товарищей, любимых людей, голод, холод.

Гаджимагомед Казимагомедович рассказывал нам свою историю, живо, эмоционально, заново переживая события столь давних лет. На наш вопрос на каких фронтах вы воевали

Ветеран сделал незначительную паузу и продолжил свой рассказ:

«Волею судьбы мне пришлось участвовать в боевых действиях в обороне Кавказа в районе города Моздок за село Манкул. За умелое руководство и воспитание личного состава мне было присвоено очередное воинское звание старшего лейтенанта. Я также принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Украины, таких городов как Киев, Львов, Перемышль. В июле 1943 году мне присвоили звание гвардии капитана».

И самый главный вопрос, который нас ТОКСовцев интересовал. Какую же надпись вы оставили на стене рейхстага.

«Никогда не забуду тот день, когда я оставил за всех боевых товарищей, которые пали на войне за свою Отчизну, на стене рейхстага надпись: « Г.Казимагомедов. Лезгин. Ашагастал. Справедливость восторжествовала, мы победили! Ур-ра!!!"»

Заметив наш пристальный взгляд на полную грудь орденами и медалями нежно провёл рукой и начал рассказывать: Эти 2 ордена «Отечественной войны» 1 и 2 степеней, орден Красной Звезды, медали «За оборону 'Кавказа», «За отвагу», а вот «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За освобождение Ставрополя», «За взятие Берлина», «Ветеран 317-й стрелковой дивизии» Сегодня уважаемого аксакала, доблестного ветерана, который победил фашистского зверя в логове нацизма Гаджимагомеда Казимагомедова, больше всего волнует судьба нашего молодого поколения. Их отношение к историческому прошлому нашей Великой России. И мы уверены, что это встреча с ветераном оставит глубокий след в сердцах наших ТОКСовцев

И ни одна прочитанная книга, просмотренный фильм про войну, не заменит эту живую встречу. Гаджимагомед Казимагомедович один из последних из чьих уст мы можем услышать историю трагических событий 70 –летней давности.

«125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»

Мы даже не ожидали какой рождественский подарок ждет нас. Не было предела нашему счастью и восхищению, когда начальник республиканского штаба ТОКС Хавчаев Салам Абдурагимович объявил, что Министерство культуры РД в лице министра Зумруд Запировны Сулеймановой дарит нам туристические путевки в один из красивейших городов мира, город-герой, в северную столицу России в Санкт-Петербург. Это была наша мечта. По заданию штаба ТОКСовские отряды гимназии №35 в течение года собирали материал о блокадном Ленинграде, встречались с участниками блокадного Ленинграда Михеевой Галиной Ивановной, Сухомлиной Галиной Владимировной и Бессаловой Мариной  Владимировной, которые проживают в г. Махачкала. Мы практически заочно были знакомы с историей блокадного Ленинграда.  А тут нам выпала такая возможность воочию увидеть, соприкоснуться с живой историей. Как только мы узнали о предстоящей поездке, ТОКСовцы получили задание собрать интересные сведения о Санкт-Петербурге в архивах, в музеях, в библиотеках. Нам, ТОКСовцам, руководители предложили изучить работу Даниила Гранина «Блокадная книга».

    6 января 2013 года мы прибыли в Санкт-Петербург в аэропорт Пулково 1. Нас любезно встретил представитель туристической компании «Мир» Белоусов Валентин Игоревич.

По пути в гостиницу мы восхищались вечерним Санкт – Петербургом. Нас разместили в комфортабельные номера гостиницы «Ладога». 7 января с рождеством Христовым началась наша долгожданная экскурсия по городу. Нас сопровождала милая, доброжелательная экскурсовод Пшеничная Елена Сергеевна.

В первую очередь мы попросили Елену Сергеевну посетить исторические места блокадного Ленинграда. Только рассветало, когда мы прибыли на Пискаревское кладбище. Мы с гидом прошлись по аллее, остановились у вечного огня и мемориального комплекса. ТОКСовец Хайбулаева Самира прочитала стихотворение Надежды Петренко «Обелиск несломленным»

Потом посетили музей блокады и мемориальный комплекс «Разрыв блокадного кольца». Поднялись на Пулковские высоты, где шли ожесточенные бои, где были немцы, готовые прорвать оборону, но ленинградцы отстояли. В этот день мы посетили Петропавловскую крепость, а также Петропавловский собор. 8 января мы совершили пешеходную экскурсию по уникальному Невскому проспекту. Любовались архитектурной красотой и зимним пейзажем Санкт- Петербурга. Водный и речной Петербург словно замер, покрытый льдом. Но мы не переставали восхищаться архитектурными шедеврами города. Казанский собор - чудотворное создание русского зодчества, живописи.

По пути к знаменитому Эрмитажу мы остановились у «Медного всадника». Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть памятник Петра 1 - основателя города, было бы непростительно. И наконец, долгожданный Эрмитаж. Конечно же, мы были наслышаны об этом музее, видели по картинам. Войдя в этот храм, мы все на одном дыхании слушали экскурсовода Валерию, которая вела нас по сказочным залам. Не переставая восхищаться каждым экспонатом и шедевром музея, мы следовали за нашим экскурсоводом. Мы вышли из «Эрмитажа» с чувством исполненного долга, даже не почувствовали, как быстро завершилась экскурсия.

После «Эрмитажа» нас ожидал не менее приятный сюрприз: нас ждал храм Воскрешения Христова. Так завершилась наша пешеходная экскурсия по городу. А вечером решили прогуляться по вечернему Питеру. Шел легкий пушистый снег. К нашему счастью, погода в Питере была великолепная. Так быстро пролетели два дня пребывания в Питере. Нас ждал еще один день.

8 января рано утром нас ожидала не менее интересная экскурсия в Царское село, ныне г. Пушкино. Первое, что мы увидели, - это знаменитый лицей, где учился А.С. Пушкин, и, конечно же, памятник

А.С. Пушкину. Екатеринский дворец не переставал нас удивлять своим убранством и роскошью.

Вот и завершилась наша экскурсия по славному городу Санкт- Петербург. Мы покидали город с чувством исполненного долга, переполненные эмоциями. Мы глубоко признательны и безмерно благодарны Министерству культуры РД, лично министру Сулеймановой Зумрут Запировне, начальнику штаба ТОКСа РД Хавчаеву Саламу Абдурагимови- чу за представленную возможность выполнения проекта «Блокадный Ленинград» и за то, что именно нас выбрали на эту поездку. Это для нас большая честь. И мы оправдали возложенные на нас надежды.

ТОКСовский отряд «Поиск» выражает глубокую благодарность всем работникам туристической компании «Мир» за великолепный прием и за интересные экскурсионные мероприятия.

Такие поездки очень нужны юному поколению.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, и того, что пережило военное поколение, - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

«Токсовцы Дагестана по просторам легендарного Крыма».

    Ранним весенним утром 2 мая 2015 года ТОКСовцы Ленинкента под руководством Абдулаевой А.Г., и Магомедовым Р.З и сопровождающего помощника представителя РД в Крыму Багрова Вячеслава Николаевича ,  двинулись в путь. Поездка наша была посвящена 70-летию Победы над фашистской Германией. Целью поездки было: пройтись по местам подвига наших земляков - дагестанцев.

 Дорога  была долгой, но интересной и увлекательной. Наконец-то мы доехали   до Керченского пролива. Наш гид Вячеслав уже предупредил нас, что мы на полуостров переправимся на пароме.

Крым - земля замечательных революционных и боевых традиций; здесь находятся два овеянных славой города-герои - Севастополь и Керчь. В многочисленных монументах, обелисках, мемориальных досках увековечена память о мужественных  его защитниках и освободителях в годы Великой Отечественной войны. А так же нам стало известно, что много дагестанцев погибло в годы Великой Отечественной  войны, защищая Крым: восемь сыновей Дагестана стали героями Советского Союза, а Амет-хан Султан дважды героем.  

Остановились мы не далеко от Керчи в деревне Юркино, которая расположена на берегу Азовского моря. Мы как будто бы попали в  СССР, спустя столько лет после распада, здесь ничего не изменилось. Старые хаты с деревянными оградами, черепичная кровля, известковая побелка. При въезде в село, мы сразу обратили внимание на высокий обелиск на кургане. Мы, конечно же, поинтересовались у местных жителей что это за обелиск на кургане.

Дерий Юрий, 80- летний, хозяин пансионата «Де-Аз», рассказал нам, что в начале ноября 1941 года почти вся территория Крымского полуострова была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, а в декабре, вовремя наиболее напряженных боев под Севастополем, советское командование предприняло первую в Великой Отечественной войне крупную десантную операцию в районе Керчи и Феодосии. Главной целью этой операции было: овладение Керченским полуостровом и создание предпосылок для освобождения всего Крыма. Именно на этом холме высадился Керченско – Феодосийский десант.  

Мы вместе с Дерий Юрием поднялись на Курган Славы и были приятно удивлены тому, как был ухожен и огражден этот мемориальный комплекс.  Возложили полевые цветы к памятнику и почтили память погибших минутой молчания. Аджимушкайские катакумбы - непокоренная крепость России. В этот же день 3 мая после обеда мы продолжили    свой маршрут. И следующим пунктом нашей экспедиции стали Аджимушкайские каменоломни рядом с городом Керчь.

 Мы знали из истории о том, какие ожесточённое бои шли в этих местах , а также мы подробно прочитали, изучили книгу генерал – майора Омара Муртазалиевича «Аджимушкайский дневник офицера».  

 Аджимушкайские каменоломни — один из самых драматических памятников времен Великой Отечественной войны. В этих шахтах сотни лет велась добыча камня для построек, благодаря чему образовалась сложная система ходов, протянувшаяся на много километров. Часто на каменоломни осуществляли функцию защитных сооружений, где можно было спрятаться от врага. Но самую значительную роль, Аджимушкайские катакомбы сыграли именно в годы Великой Отечественной войны.

Ни одна прочитанная книга или услышанный рассказ, конечно же, не заменит то, что нам удалось увидеть воочию. При входе в каменоломни перед нами встали огромные глыбы скал, с барельефом величественных фигур защитников подземелья. Словно на страже стоят они и сегодня спустя 70 лет, охраняя покой всех тех, кто остался здесь навсегда. Наш гид Елена ознакомила группу с правилами поведения в подземелье. Вооружившись фонарями, мы начали спускаться по каменной лестнице. Когда мы спустились в темные коридоры катакомбы, то представили, что чувствовали люди, оказавшись тогда в таких условиях. Под тусклый свет фонаря следовали мы за нашим гидом, и, затаив дыхание, слушали жуткие сцены подземной борьбы. К обороне их тогда никто специально не готовил, да и отряд, состоявший из бойцов и командиров разных частей, требовал особого подхода. На первом же объединенном заседании командиров было принято решение не покидать каменоломни, а создать сильный очаг сопротивления и всячески наносить урон врагу. Надо своими глазами увидеть, какие только приспособления не придумали для того, чтобы выжить в этом подземелье смерти.

«В боях, а также от ран, обвалов, удушья и голода погибли тысячи советских бойцов и мирных граждан», -  рассказывала наш гид Елена. А когда мы подошли к камере, переполненной игрушками, мы сразу поняли, здесь умирали дети от жажды, голода, холода.Мы молча стояли, исподтишка вытирая слезы.

Героическая оборона Аджимушкайских каменоломен отвлекала на себя значительные силы противника. Пять с половиной месяцев продолжалась ожесточенная борьба этого подземного гарнизона с врагом. Поднялись мы наверх из подземелья, шли молча, сопереживая и переосмысливая жуткие сцены борьбы в подземелье.  По величию свершенного подвига непокоренная крепость на крымской земле –Аджимушкай занимает достойное место в истории как и Нерубаевские катакомбы под Одессой.

«Нашел покой в саду вишневом».

    Много скромных солдатских могил разбросала война по просторам земли. Есть в селе Глазовка Крыма место, которое называется садом Ярославского- садом Памяти.

На лавочке у кладбища сидели пожилые женщины, которые и рассказали нам много интересного из истории села в годы войны. Баба Варя повела нас к могиле Ярославских и поведала следующую историю: Здесь находился вишневый сад Ярославских. Хотя сада давно уже нет, есть кладбище, а сам Мефодий Павлович Ярославский лежит посреди кладбища под бетонной плитой.  Невозможно перечислить фамилии тех, кого на свой страх и риск, прямо под "носом" у фашистов хоронил в своем вишневом саду Мефодий Павлович, отец двух фронтовиков, сражавшихся далеко от дома. М.П.Ярославский хоронил погибших под покровом ночи, сколько хватало сил.

Бабушка Прасковья продолжила рассказ подруги, дав передохнуть ей от тяжести воспоминаний: «Бывало, только к утру утихнет канонада, старик тихо подходил к кровати, где спали дочери Вера и Паша, будил их:

        -Поскорее вставайте, пока не рассвело.

Хотелось спать, глаза слипались. С трудом девчата поднимались и вместе с отцом принимались за необычную работу. Укладывали на плащ-палатку, шинель или носилки, а то и, взгромоздив обвисшее тело бойца на плечи, несли в сад. Плакали от тяжести и страха:

- Больше не можем, папка, тяжело.

- Ничего, потерпите, дочки. Им, солдатам, было труднее, - отвечал Мефодий Павлович.

Так, в саду Ярославских появлялись новые и новые холмики: десять, тридцать, семьдесят, сто двадцать... Документы и медальоны девчата отдавали матери Анне Харлампиевне.

      На вопрос ТОКСовцев: "Кто ухаживает за кладбищем после смерти Ярославского? ", баба Варя   рассказала, что ухаживала их дочь Прасковья Мефодиевна. А затем за ним ухаживала много лет Левина Елена Петровна.  А в последнее время ученики глазовской школы два раза в год приводят в порядок этот памятный и всем дорогой мемориал.

       Мы сказали им, что это кладбище Ярославских дорого и нам, ТОКСовцам из Дагестана, потому что на мраморе высечены имена шести Героев Советского Союза, и среди них похоронен наш земляк Саадула Мусаев.

Одним из первых кто начал поиск   о наших земляках, воевавших на крымской земле, были учащиеся Буйнакского педагогического училища под руководством известного краеведа, заслуженного учителя республики Дагестан, Якобсон Раисы Владимировны. Именно им удалось найти место захоронения Сааудулы Исаевича Мусаева ведь он был выпускником педагогического училища.

Когда они узнали, что мы из Дагестана -земляки Саадулы Мусаева, то рассказали о том, что в Глазовке есть улица, названная в честь нашего героя. Мы начали поиски улицы имени Саадулы Мусаева. Токсовец Магомедов Сайпулла встретил на пути жителя села Павлиенко Владимира Васильевича.  Он и повел нас на улицу Мусаева. Нашего героя в Глазовке называют герой -педагог Саадула Мусаев. Не удивились мы и тому, что на этой улице живут семьи педагогов. Мы вошли во двор первого дома улицы. 24-летний хозяин Малехин Станислав проинформировал нас, что он является потомком Ярославского. И что они, внуки и правнуки, хранят память о героическом поступке Мефодия Павловича Ярославского и погибших солдат.

     ТОКСовцев заинтересовал такой вопрос: "Кто же был инициатором присвоения имени героя улице?" На этот вопрос нам мог ответить только председатель сельского совета Глазовского поселения Таиров Борис Валериевич. Мы застали его за привычным для хозяина дома занятием -косил траву. Глава села выдал нам архивную копию решения от 22 октября 1986 года, где говорится: «Исполком Глазовского сельского совета народных депутатов решил: назвать новую улицу в селе Глазовка в честь Героя Советского Союза сержанта Мусаева Саадулы Мусаевича, героически погибшего 1844 году в селе Глазовка».

Председатель совета пригласил нас на праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Великой Победы.

«Под серым венком гранита спокоен и честен их сон».

    Утром 6 мая мы направились в Сакский район село Геройское. Мемориальный комплекс в честь подвига девяти Героев Советского Союза в селе Геройское -  уникальный, неповторимый музейный комплекс степного Крыма, масштабность и своеобразие которого можно поставить в один ряд с оригинальным и интересным памятником героям Эльтигенского десанта.  Это село стало для нас родным и близким, так как на этой священной земле похоронен наш земляк, герой Советского Союза Магомед-Загид Абдулманапов .

Первый наш визит был к нашему старому другу А.А.Власовой. Она встретила радушно и пригласила в дом. Александра Александровна уже на заслуженном отдыхе. Занимается своим любимым делом: выращивает виноград.

      Она похвасталась своим питомником и подарила на память нашей школе новый сорт винограда «Памяти учителя». Мы прямиком направились в Дом культуры, где расположен музей 9 героев. Встретила нас директор дома культуры Сухотина Татьяна Юрьевна и провела нас в музей. Экскурсию провела нам заведующая музеем Пивень Оксана Сергеевна. В светлом уютном зале были размещены экспонаты. На стене висели портреты 9 героев. Наш взгляд сразу остановился на портрете нашего земляка Магомед-Загида. Рассказывая нам об их подвиге, гид неоднократно подчеркивала, что среди них Абдулманапов был самым храбрым и дерзким. Вся картина боя, которая произошла между разведчиками и фашистами, изображена на уникальной панораме.

 Слушая рассказ, мы представляли, какие ужасы пришлось пережить этим парням. Они стойко выдержали все испытания, которые выпали на их долю. ТОКСовец   Асхабалиева Саида дополнила рассказ о герое, рассказала о своей творческой работе «Двадцатая весна Магомед-Загида Абдулманапова».

В селе Геройское мы посетили школу, встретились с учащимися. Директор школы Вакалюб Валентина Августовна пригласила нас в школьный музей. Учащиеся гиды школы рассказали нам об истории села, об участниках ВОВ. Особенно затронуло нас стихотворение «Баллада о девяти», которое прочитала ученица 10 класса с Геройское Теймезова Алия.

Мы тоже рассказали поэму Р.Гамзатова «Солдаты России», которая расстроила всех.

Вместе с учащимися школы с. Геройское мы поднялись на величественный мемориал «9 героев» на окраине села. Здесь 13 апреля 1944 года стояли насмерть, защищая Крымскую землю, герои-саперы 19-го танкового корпуса. Мы подошли к мемориалу. У подножья расположился тот самый танк, на котором воевали разведчики. Танк был отремонтирован и ухожен. Мы, молча отсчитывая каждую ступеньку, поднялись на вершину холма. Перед нами встали огромные каменные глыбы с барельефом 8 героев. А в центре похоронено 8 героев. На мемориальной плите высечены их имена. Почтили память героев минутой молчания.  

И еще мы поинтересовались судьбой Василия Ершова, который чудом остался жив после зверских испытаний, которым подверглись разведчики. Педагог-организатор, ответственная за музей, Фукина Армедия Ливеровна рассказала нам, что его выходила местная жительница Ольга Сапко. Василий Ершов часто приезжал в Геройское, а в 1972 году его не стало. У ТОКСовцев сразу возник вопрос: «Почему администрация села не ходатайствует о том, чтобы Василия Ершова похоронили вместе с его друзьями 8 героями разведчиками?» Его имя должно быть высечено на мемориальной доске Кургана - славы. Заместителя директора по воспитательной работе Коняхину  Светлану  Александровну очень заинтересовал наш вопрос. Они обещали с этим вопросом обратиться к администрации Сакского района.

Мы покидали село Геройское с переполненным чувством гордости за своего земляка с глубоким уважением и благодарностью к жителям села Геройское за то, что они бережно хранят память о своих героях и передают из поколения в поколение.

«Орел парил над небом Крыма».

Из ставшего родным и близким уголком для дагестанцев, из села Геройское мы направились в еще одно дорогое нашему сердцу месту -Алупка.

        Именно Алупка стал следующим пунктом нашего маршрута, потому что поездка была посвящена 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя из села Цовкра Лакского района Амет-Хана Султана. Музей героя был создан в 1993 году при Алупкинском городском Доме культуры на правах общественного. Музей расположен на улице Ялтинская 20. Нас встретила директор музея Мухтерем Тефиде Усеиновна и любезно пригласила в музей. При входе, на прилегающей к зданию музея территории, мы сразу обратили внимание на макет самолета и, конечно же, поинтересовались этим экспонатом. ТефидеУсеиновна рассказала нам, что это макет самолета Ла-5, подаренный музею после съемок художественного фильма «Хайтарма» про Амед- хана Султана.  В первую очередь нас интересовал вопрос истории создания музея. Директор музея рассказала, как она собирала экспонаты.

Она ездила в Дагестан, побывала на родине героя в селе Цовкра Лакского района, посетила школу в городе Каспийск, названной именем героя. Была в городе Жуковский, где жил и работал в последние годы Ахмет- Хан Султан.В1993 году были собраны все экспонаты. Первоначально музей располагался в доме культуры. В доме героя в это время проживала его сестра, а в 2001 году было решено передать музею здание, расположенное на улице Ялтинская20. Здание 19 века, которое принадлежало  графине Никольской, говорят, в свое время здесь отдыхал В.И. Ленин. В 2007 году здание было отреставрировано. А в 2010 году, по приказу Министерства культуры Автономной Республики Крым, состоялось торжественное открытие музея Амет-Хана Султана.

  Коллекции музея размещены в двух залах. На первом этаже размещена музейная экспозиция, посвященная крымским татарам, участникам Великой Отечественной войны, видным деятелям культуры и науки. В этом же зале нашему вниманию был представлен документальный фильм «Хайтарма» про героя.  

На втором этаже в огромном зале вся экспозиция посвящена Дважды герою Советского Союза Амет –Хану Султану.  Наш гид ТефидеУсеиновна подробно рассказала нам о боевом пути героя. В настоящее время в   музее работает постоянно действующая экспозиция, посвященная Амет-Хану Султану, его семье и боевым соратникам. Ее основу составляют базовые материалы из фондов КРУ «Крымско-татарский музей искусств»,  воспоминания участников войны, коллег и соратников по лётно-испытательной работе, фотографии, архивные документы, письма, книги,  личные вещи и награды героя, лётное обмундирование. Среди экспонатов также представлены макеты самолетов времен Великой Отечественной войны, как отечественные, на которых он летал, так и вражеские, которые сбивал А. Султан, летной техники послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации.  

Экспонаты представлены в хронологическом порядке и  достоверно отражают недолгую, но яркую жизнь Амет – Хана Султана с момента рождения и до трагической гибели, на фоне исторических событий, которые он пережил вместе со своим народом. Нас особенно заинтересовал рассказ о том, как удалось герою спасти свою мать от депортации, и это лишь благодаря тому, что на груди у него была Звезда Героя. Кстати, его мать была единственная крымская татарка, которая была спасена от депортации в 1944г.

Ежегодно 25 октября  в Алупке проводятся торжественные мероприятия, посвященные дню рождения А. Султана, а 1 февраля, в день гибели летчика, - траурные митинги в Симферополе и Алупке.

Крым стал для нас таким близким и родным, что проезжая горные серпантины Крыма напоминал нам родной и близкий Атлы –Боюнский  перевал, а набережная Ялты наш седой Каспий. Мы гордимся тем, что крымчане приняли судьбоносное решение и волеизъявление о присоединении к России, а значит, доверяют и верят в нее.  И это поездка дала нам понять, что мы все едины в главном своем качестве – патриотизме, любви к объединившей нас России.

«Вечная память мужеству»

11.02.2016 года в МБОУ «Гимназия №35» состоялось мероприятие, посвященное 27-летию вывода советских войск из Афганистана «Вечная память мужеству».

На мероприятии присутствовали:

1. Командир республиканского ТОКСА, ветеран Афганской войны, боевой генерал Муртазалиев Омар Муртазалиевич.

 Ветераны Афганской войны.

 Начальник Управления образования г.Махачкалы Мансуров Тагир Мухтарович и специалисты.

 Заместители директора республиканского центра детско- юношеского туризма и краеведения Шейхов Омал Халажевич и Ибрагимов Гаджи Гусейнович.

В первую очередь гости посетили историко-краеведческий музей гимназии, который представлен в трех залах, фойе, кабинетах- филиалах.

Торжественное отрытие мероприятия началось с марша ТОК- Совских отрядов. ТОКСовские отряды гимназии рассказали о трагических событиях Афганской воины.

Роковой день 27 декабря 1979 года. Среди тех, кто первым пересекал чужую границу, были и дагестанцы. В Афганистане службу проходили 2 958 дагестанцев, в их числе 11 офицеров и 8 прапорщиков. Многие из них проявили незаурядное мужество и беспримерную храбрость. За отвагу и храбрость награждены боевыми орденами Отечества 769 человек. 140 отважных сынов Дагестана погибло в Афганистане, 4 пропали без вести. Верные воинской присяге «афганцы» с честью выполнили свой долг солдата и приказ Родины. Никто не вправе упрекнуть наших воинов. Они не по своей воле оказались на земле Афганистана. Нам нужно сделать все, чтобы имена павших, тех, кто не пощадил своей жизни и честно выполнил свой воинский долг, навечно остались в памяти новых поколений.

Рассказали о подвигах Героя Советского Союза Исрафилова А.И. и Героя России Гаджиева Н.О.

Минута молчанья - то много иль мало

За тех, кого рядом уж больше не стало?

За тех, чья судьба оборвалась так круто...

Минута молчанья. Молчанья минута...

    На торжественных мероприятиях республиканского и городского масштабов, особенно связанных с военными праздниками, мы видим стройного, с военной выправкой, немного сурового на вид мужчину. Это Омар Муртазалиевич Муртазалиев - боевой генерал, «Почетный чекист», «Заслуженный юрист», общественно- политический деятель, публицист и писатель - все это о нем. Генерал Муртазалиев Омар Муртазалиевич вспоминал, как он в составе оперативной группы оказался в Афганистане. ТОКСовцы рассказали о неоценимом вкладе Омара Муртазалиевича в патриотическое воспитании подрастающего поколения. О том, какую помощь он оказывает ветеранам Афганской войны, их семьям.

    Начальник Управления образования г. Махачкалы Мансуров Т.М. поздравил ветеранов Афганской войны, выразил искреннюю благодарность за неоценимый вклад Омара Муртазалиевича в патриотическое воспитание подрастающего поколения. «Благодарная память о Вашем подвиге не имеет права померкнуть, Вы всегда остаетесь для нас примером мужества, стойкости и героизма», - подчеркнул Тагир Мухтарович.

   ТОКСовцы рассказали о журналисте Гаджи Арипове. Много журналистов побывало на территории боевых действий. Они вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие. Одним из них был дагестанский журналист Гаджи Арипов. Много лет по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Арипов выпустил замечательную книгу очерков «Вечная память мужеству». В ней повествуется о мужестве и героизме дагестанцев, воевавших в Афганистане, о материнских сердцах, потерявших своих юных сыновей, об их неутихающей боли и стойкости в беде.

    Сын Гаджи Арипова Магомед Гаджиевич Арипов служил в Афганистане. Он вспоминал, как отец собирал материал для этой книги, какие благодарственные письма он получал от родных и близких. Перед учащимися выступили все участники Афганской войны, они рассказали о том, где они служили, эпизоды из боевых действий. Выразили благодарность за организованную встречу, сказали напутственные слова и пожелания учащимся.

«Марафон дружбы»

  И вот очередной праздник в стенах нашей гимназии, которая является базовым учреждением Республиканского штаба телевизионных отрядов краеведов-следопытов. По заданию штаба участники ТОКСа побывали во всех уголках бывшего Советского Союза, в том числе и в Крыму, посетили места боевой славы героев-дагестанцев, узнали многое об их бессмертном подвиге от местных жителей, которые увековечили их имена в названиях улиц, городов.

    Учащиеся и учителя гимназии 27 марта 2017 года встречали участников автопробега «Эстафета памяти», который проходит третий год в рамках международного общественного проекта «Наша Великая Победа». В состав делегации проекта вошли представители из Симферополя, Керчи, Феодосии и Ставрополя.

   Старт проекту был дан 17 марта в городе-герое Севастополь. Не случайно старт этого проекта был дан в этом городе, потому что именно этот город русской славы 22 июня 1941 года первым подвергся удару вражеской авиации.

Маршрут автопробега - это сто населенных пунктов, куда входят 13 городов-героев и 38 городов воинской славы. Встречали в гимназии по традиции в национальных костюмах, хлебом солью, под звуки зурны и барабана, зажигательной лезгинки.

  Память о многочисленных жертвах, понесенных народами Советского Союза в борьбе с немецкими захватчиками, присутствующие почтили минутой молчания.

   Гимназисты подготовили для гостей увлекательную концертную программу, посредством которой они могли ознакомиться с культурой и традициями Дагестана. Старшеклассники исполнили «Гимн горцев» на разных языках, хореографический ансамбль «Аманат» - приветственную лезгинку. Тепло было встречено выступление первоклашек в образе русских матрешек, которые исполнили частушки о дружбе.

   Руководитель автопробега Олег Слюсаренко поблагодарил гимназистов за теплый прием.

Участники автопробега, вместе с учащимися и педагогическим коллективом, раскрыли во дворе школы главный символ проекта - масштабную копию Знамени Победы (200квадратных метров).

Все эти мероприятия призваны способствовать укреплению межрегиональных дружеских связей, улучшению патриотического воспитания подрастающего поколения, повышению интереса к истории Отечества, особенно к периоду Великой Отечественной войны.

«На Мамаевом кургане тишина...»

В канун праздника Великой Победы группа учащихся - активистов города Махачкалы получила неожиданный подарок от начальника Управления образования города Махачкалы Т.М. Мансурова, который организовал поездку в город-герой Волгоград.     Главной целью поездки было соприкоснуться с героическим прошлым нашей родины, пройтись по местам боевой славы дедов и прадедов, укрепить патриотический дух подрастающего поколения и одновременно поощрить отличников учебы, спортсменов и активистов школ столицы.

     Ранним весенним утром 7 мая 2017 года группа учащихся в составе 12 человек под руководством учителей истории МБОУ «Гимназия №35» Абдулаевой А.Г. и Абдурахмановой P.P. отправилась в город-герой Волгоград.

     В дороге ребята успели познакомиться, подружиться. Этому способствовали и тренинги, которые проводили сопровождающие педагоги. Руководители ознакомили ребят с программой и целью поездки, провели викторину на знание истории Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, устроили конкурс чтецов на военную тематику. Все ребята активно принимали участие во всех конкурсах и показали хорошие знания истории Великой Отечественной войны.

8 мая был практически расписан по минутам, нам нужно было успеть реализовать программу нашего пребывания в городе-герое. Весь день нашу группу сопровождала преподаватель лицея №5 города Волгограда, большой патриот и знаток своего города Оборина А.М. После обзорной экскурсии по городу мы попали на Аллею Героев, где нам удалось пообщаться с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравить их с праздником, сказать слова благодарности, пожать их мужественные руки, сфотографироваться на память.

     Все мы с нетерпением ждали экскурсии по главной святыне Волгограда - Мамаеву кургану. Ребятам очень понравился скоростной трамвай, который доставил нас к подножию Мамаева кургана. Мы невольно замерли у подножия этого величественного комплекса, который олицетворяет стойкость, мужество и героизм советских солдат и офицеров. Пирамидальная аллея тополей перед нами открыла панораму мемориального комплекса города и реки Волги. Под пристальным взглядом окаменевших защитников Сталинграда, которые восстали из руин, мы молча поднимались на высоту, где виднелась величественная фигура статуи «Родина-мать зовет!». В центре мемориального комплекса находится бассейн, символизирующий Волгу, посередине бассейна расположена скульптура воина-богатыря «Стоять насмерть!». Это глубоко эмоциональный обобщенный образ защитника Сталинграда. Неизгладимое впечатление на нас произвели стены-руины, которые испещрены волнующими надписями.

     И вот мы подошли к залу Воинской славы. Вход в зал напоминает вход в блиндаж. Нас поразила торжественность обстановки, так как мы попали в тот момент, когда происходила смена караула. На стенах зала 34 приспущенные мозаичные знамена и на них написаны имена защитников Сталинграда. Вечный огонь - символ памяти людской, и приглушенная музыкальная композиция придавали особую эмоциональную окраску.

    Невозможно равнодушно пройти мимо композиции «Скорбь матери». Столько горя, боли и печали отражено на лице матери, что не можешь удержать слез. У этой композиции мы задержались дольше, и свои чувства Исрапилова Ф. и Сараби Н. выразили, прочитав стихи.

    Нескончаемый людской поток поднимался к главному монументу «Родина-мать зовет!». По дороге мы читали надписи на мемориальных плитах - искали плиту, установленную нашему земляку Х.Нурадилову. Ребята, как родному человеку, обрадовались, когда дошли до мемориальной плиты с фамилией Х.Нурадилова, и возложили цветы.

    Скульптура «Родина-мать зовет!» поражает своим величием, и кажется, как будто она и сегодня призывает своих сыновей бороться с врагами. Идея скульптора Вучетича Е.В., воплощенная в камне, точно выразила чувства и патриотический дух всего народа.

Потрясенные увиденным и услышанным, мы отправились на выставку экспозиции барельефов «Вехи Великой войны». Мы стояли, как зачарованные, перед шестью баннерами. Каждый баннер, как открытая книга, раскрывает историю великих битв времен Великой Отечественной войны. В барельефах отражена вся боль, трагедия, горе великой страны, которая, несмотря на все невзгоды, сумела отстоять независимость Родины и выстоять против захватчиков. Каждая деталь картины имеет глубокий смысл. Особенную эмоциональную окраску придавало музыкальное сопровождение рассказу гида. Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что гидом является сам автор барельефов, заслуженный работник культуры РФ С.В. Титлинов.

  Мы выразили благодарность С.В. Титлинову за те эмоции и чувства, которые мы пережили во время экскурсии, за патриотизм и бережное отношение к памяти народа и истории Великой Отечественной войны. По барельефу видно было, что автор как бы пропустил через свое сердце все события трагических военных лет. Мы очень рады, что побывали на этой необычной экспозиции, которая всех нас тронула до слез.

Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили очередь в музей Сталина. Этот музей был создан по просьбе ветеранов Великой Отечественной войны, при материальной поддержке общественности. Эмоциональный и интересный рассказ гида сделал экскурсию по музею незабываемой.

  Да, Победа в самой кровопролитной битве XX века досталась нашему народу дорогой ценой, и наглядным свидетельством этого является мемориальный комплекс «Мамаев курган».

    После обеда нас радушно встретили учащиеся лицея №5 г.Волгограда. Несмотря на выходной день, учащиеся и преподаватель истории Ирина Михайловна провели для нас экскурсию по лицею. Ребята с большой любовью и с гордостью рассказывали об истории школы, о выдающихся выпускниках и учителях лицея. Кстати, наша землячка Елена Исинбаева является выпускницей лицея №5. Учащиеся лицея сделали сладкие подарки нам, а мы подарили им сборник стихов Расула Гамзатова. Эмоции и чувства переполняли наших ребят: несмотря на усталость, им хотелось продолжения экскурсии, и мы отправились к знаменитому Дому Павлова и к руинам мельницы.

    Здесь мы увидели экспозицию военной техники времен Великой Отечественной войны, выразили свои эмоции, исполнив песню «Катюша».

Подводя итог пребыванию в городе-герое Волгограде, ребята высказывали свои впечатления. Вот некоторые из них:

Сараби Назрин - ученица МБОУ «Гимназия №7»: «Поездка в

Волгоград произвела на меня сильное впечатление, ведь Волгоград -

это город-герой. Я считаю, что это путешествие - огромный опыт для

меня, так как я узнала очень много об истории Великой Отечественной войны».

Курбанов Али - ученик МБОУ «Лицей №39»: «Безусловно, эта поездка была для меня чем-то большим, чем просто экскурсия, она стала частичкой моей души, ведь то, что я увидел, то, к чему я смог прикоснуться, действительно, нельзя было описать словами. С самого начала хотел бы сказать, что в процессе поездки я познакомился с прекрасными людьми, которые стали моими друзьями и которых я никогда не забуду. Огромное спасибо от всех родителей и детей Аминат Гаджиевне и Раисат Расуловне за интересное сопровождение экскурсии, за такую незабываемую поездку, действительно, патриотически важную для подрастающего поколения. Ведь в нынешнее время это очень важно - знать историю своей Родины».

Ребята другими глазами стали смотреть на события времен Великой Отечественной войны: они, побывав на священной земле Сталинграда, где каждая пядь земли окроплена кровью солдат, соприкоснулись с историей. Уверены, что им будет, что рассказать своим сверстникам. Хочется выразить благодарность инициатору данного проекта начальнику Управления образования Мансурову Тагиру Мухтаровичу, который, несмотря на свой плотный график работы, нашел время для организации поездки учащихся города в город-герой Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

Средства народной педагогики

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....

Средства народной педагогики.

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые...