Интегрированный урок в 5 классе по теме: «Интонации зимы в музыкальных и литературных произведениях»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Цель: знакомство с видами интонаций в музыкальных и литературных  произведениях.

Задачи:

1. Дальнейшее изучение выразительных и изобразительных интонаций в произведениях искусства, знакомство с вокальными, инструментальными,  пластическими интонациями, нахождение и определение интонаций в музыкальных и литературных произведениях, пробуждать интерес к произведениям  русских поэтов и писателей, прививать любовь к прочтению художественных произведений.

2. Развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову. Развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умение представлять картину, нарисованную автором. Развитие музыкальных,  вокально-хоровых  способностей у учащихся. Развивать  интонационный  и ритмический  слух, творческие способности.

 3.Поощрять стремление учащихся к самостоятельному изучению материала. Воспитывать в детях чувство любви к искусству во всех его проявлениях. Воспитывать чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonacii.otkrytyy_urok.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе

по теме: «Интонации зимы в музыкальных и литературных произведениях»

Цель:

Знакомство с видами интонаций в музыкальных и литературных  произведениях.

Задачи:

1.Дальнейшее изучение выразительных и изобразительных интонаций в произведениях искусства.

   Знакомство с вокальными, инструментальными,  пластическими интонациями.

   Нахождение и определение интонаций в музыкальных и литературных произведениях.

   Пробуждать интерес к произведениям  русских поэтов и писателей.

   Прививать любовь к прочтению художественных произведений.

2. Развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову. Развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умение представлять картину, нарисованную автором. Развитие музыкальных,  вокально-хоровых  способностей у учащихся. Развивать  интонационный  и ритмический  слух, творческие способности.

 3.Поощрять стремление учащихся к самостоятельному изучению материала. Воспитывать в детях чувство любви к искусству во всех его проявлениях. Воспитывать чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы , любить свою Родину.

Ход урока:

I.Орг.момент. Музыкальное приветствие.

II. Исполнение песни «Здравствуй, зимушка-зима!»  (Слова:  Г.Ладонщикова;  Музыка: Л.Маковской)

III. Актуализация темы урока.

1.Продолжим разговор об интонации. Мы говорили о том, какие бывают интонации в разговорной и музыкальной  речи. Об интонационном зерне. О ритмической интонации.

- Выразительные интонации – выражают чувства, мысли, переживания, настроение.

- Изобразительные интонации – изображают образ героя, человека, животного, состояние природы.

- Ритмическая интонация – вырастает из ритмического зерна.

- Зерно интонации – это маленькая, музыкальная интонация  из которой  вырастает мелодия.

Как вы думаете, что вырастает из мелодического зерна?        

Мелодическая интонация. Мелодия,  может быть песней, маршем или танцем. По маленькой интонации мы можем  определить  характер, настроение музыки, жанр, лад, ритм, темп.

Что такое интонация – это выразительность.

Полное определение интонации: (с  латыни) выразительное произношение, наполненное  и окрашенное чувствами, переживаниями. Музыкальные интонации богаче, тоньше, разнообразнее, чем интонации разговорной речи.

2.Беседа об интонации  на уроках литературного чтения.

Со словом интонация мы встречаемся не только на уроках музыки, но также на уроках литературного чтения.

-Когда именно? Действительно, при чтении художественных произведений.

3.Закрепление знаний о жанре произведений, об авторах произведений.

На доске вы видите произведения и авторов, которые  их написали .Наша с вами задача: определить к какому жанру относится каждое произведение, а также назвать автора.

Н.А.Сладков                              «Первый зимний день»

К.Г. Паустовский                       «Белая береза»

С.Есенин                                      «Песенка подо льдом»

А.С.Пушкин                                  «Пороша»

Ф.И.Тютчев                                   «Зимняя дорога»

-Так же вы видите портреты писателей и поэтов. Кого вы узнаете? Что вы знаете о них?

4. Чтение стихотворений отдельными учениками.

- Что объединяет эти произведения. Они о природе.

5.Работа над пословицей. Закрепление знаний об интонации.

-На доске вы видите пословицу

«Никакое искусство не заменит природу»

-Как вы понимаете пословицу?

- Прочитайте ее с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, прочитайте спокойно.

IV Постановка цели урока. Изучение нового материала.

1.- Что нового мы узнаем сегодня на уроке, какую проблему сегодня решим?

2.Физ. минутка «Серебристые снежинки».

В этой физ. минутке мы использовали элементы пластического  интонирования.

Пластическая интонация  - это пластические, плавные  движения под музыку.

3.Беседа о вокальных, инструментальных, пластических интонациях.  

Сегодня мы будем говорить о вокальных, инструментальных, пластических интонациях.  Все произведения, которые мы будем слушать, исполнять, читать, разбирать посвящены зимней тематике.

Ребята, кому знакомо слово «Вокал»?  Каким  синонимом  его можно заменить?

Правильно, это слово можно заменить  словом  «Петь».  

Людей,  которые занимаются  профессиональным  пением, называют   «Вокалисты».

Мы с вами тоже занимаемся пением, но нас нельзя назвать вокалистами.

Музыкальные интонации,  которые мы поем называются песенными или вокальными.

Вокальные интонации – это интонации , которые поют. В песнях,  которые мы с вами исполняем,  присутствуют вокальные интонации.

Теперь несложно понять, что же будет относиться к инструментальным интонациям.

Инструментальные интонации  - это интонации, которые исполняются на музыкальных инструментах.

Слушание музыкального произведения Клода Дебюсси «Танцующий снег».

Перед прослушиванием произведения учитель читает стихи. Для развития творческого воображения названия произведения не говорится.

Вокальные

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

А под утро снегом

Поле забелело,

Прочно пеленою

Все его одело.

Какие интонации вы услышали в этом произведении?  

(Инструментальные, изобразительные, выразительные, мелодические)

Что хотел показать нам композитор этой музыкой?

Что вы представили, слушая это музыкальное произведение?

-В этом произведении рисуется два художественных образа: танцующих снежинок  и вьюги.

Какими словами можно описать это произведение? (легкое, плавное, мягкое, изящное, танцевальное)

Какие ощущения вызвала у вас эта музыка?

Слушая это музыкальное произведение возникло  ощущение сказочности, волшебства, нереальности, таинства, загадочности, мечтательности, ожидания чего-то неожиданного. В произведении  есть грусть, печаль, настороженность, страх, волнение, сострадание к снежинкам, восхищение.

Писатели, поэты, музыканты и художники в своих произведениях воспевают красоту русской зимы. Многие хорошо известные нам стихи превратились в песни. В некоторых произведениях есть песенные интонации.

4.Работа над произведениями  Н.Сладкова «Песенки подо льдом», К.Г. Паустовского «первый зимний день».

1)- В каком  произведении описана песня, похожая на ручеек? / Н.Сладков «Песенки подо льдом»/.Найдите и прочитайте какой описана песенка? Кто пел эту песню? Что пело песню еще? Прочитайте об этом.

2)Пересказ произведения отдельными учениками.

3) Найдите предложения , которые можно прочитать с восклицанием, с вопросительной интонацией, прочитать спокойно .

4) Словарная работа.

-В предложениях встретились словосочетания: лазоревый потолок, курчавится пар, подледная певунья. Найдите значение слов в словаре Ожигова.

- Какие чувства возникают при чтении этого произведения?

- Что понравилось больше всего в этом произведении?

- Если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали?

-Если бы вы были композиторам , какие бы музыкальные интонации использовали?

 V . Итог  урока

Сегодня мы с вами знакомились с различными  музыкальными,  литературными и художественными произведениями.

Что объединяло эти произведения?

Единый художественный замысел, единая тематика (зима).

Сегодня мы еще раз убедились в том, чтобы произведения были ярче и выразительнее нужно использовать интонации.

VI  Анализ работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Мастер-класс по теме "Работа учащихся с музыкальным произведением"

Фрагмент урока музыки по теме «Ленингардская симфония – героическая симфония!» - 7 класс...

Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"

Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической....

Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»

Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...