План-конспект урока по истории России в 9-м классе. Тема урока: «Крымская война 1853–1856 гг. Оборона Севастополя»
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Цель: сформировать представление о причинах Крымской войны, её ходе, итогах. На основании фактов истории прошлого и настоящего сформировать представление учащихся об этапах европейской, мировой и отечественной истории. Дать оценку внешнеполитическим событиям в мире и внешней политике России в конце XX нач. XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymskaya_voyna.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России в 9-м классе. Тема урока: «Крымская война 1853–1856 гг. Оборона Севастополя»

Разделы: История и обществознание, Видеоурок

Класс: 9

Ключевые слова: Крымская война 1853-1856 гг.


Цели урока: сформировать представление о причинах Крымской войны, её ходе, итогах. На основании фактов истории прошлого и настоящего сформировать представление учащихся об этапах европейской, мировой и отечественной истории. Дать оценку внешнеполитическим событиям в мире и внешней политике России в конце XX нач. XXI века.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, видеофрагмент «Оборона Севастополя», учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока - объяснение нового материала.

Формы работы: фронтальная.

Основные понятия и даты: «восточный вопрос», 18 ноября 1853г. - Синопское сражение, сентябрь 1854 - август 1855 г. - оборона Севастополя.

Ход урока

I этап. Постановка образовательных целей урока

Учитель на основе сформулированных целей урока совместно с учащимися формирует образовательную задачу и пути ее решения.

Фронтальная работа.

II этап. Актуализация знаний

Беседа с учащимися относительно 170 лет с начала Крымской войны 1853-1856 гг. Напомнить учащимся связь событий Переяславской рады, череды русско-турецких войн и присоединение Крыма к России. Также сообщить о том, что «Крымский вопрос» будет актуален в XX веке, когда территорию полуострова Крым передадут из подчинения РСФСР в УССР. По этой причине эта территория станет отрезанной от территории Российской Федерации по итогам Беловежских соглашений. Долгожданное воссоединение Крыма с Россией произойдет по результат референдума в 2014 году.

Показ учащимся обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию о воссоединении Крыма с Россией.

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросом: «справедливо ли воссоединение Крыма с Россией в 2014 году?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим одну из самых ярких, героических и трагических страниц истории России - Крымскую войну.

III этап. Изучение нового материала

Лекция с использованием средств ИКТ.

Учащиеся записывают в тетрадь основные имена, термины, даты событий.

IV этап. Итоги урока

Закрепление изученного на уроке материала; дать ответ на ранее поставленный вопрос «справедливо ли воссоединение Крыма с Россией в 2014 году?».

V этап. Домашнее задание

Читать параграф 13 (по учебнику К.А.Соловьёва, А.П.Шевырёва).

Объяснение нового материала

- Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его разрешением? (это отношение с Турцией. Противоречия, связанные с "восточным вопросом" продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века.)

- Вспомните, в результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (ДляРоссии быловажно обеспечивать безопасность черноморского побережья и благоприятный режим черноморских проливов - Босфора и Дарданелл - для свободного прохождения через них российских торговых судов. Кроме того, важно было не допустить возможности их открытия для военных судов западных держав.)

- Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость - Греция. Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета.)

Итак, в середине XIX века происходит обострение "восточного вопроса", вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока.

Что послужило поводом к началу войны?

Поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине. Султан отказался передать христианские святыни православному духовенству. Николай I стремился использовать возникший конфликт для решительного наступления на Османскую империю и выгодно решить для себя проблему черноморских проливов, полагая, что войну ему придется вести с одной ослабевшей империей. => Россия ввела войска в Дунайские княжества, принадлежавшие Турции => в 1853г. Турция объявила войну России.

Начальный этап войны. - апрель 1854 - первый этап

Война началась на двух фронтах - Балканском и Закавказском. На Балканском фронте происходили отдельные столкновения, в ходе которых ни одна из сторон не добилась существенных успехов. На Кавказе туркам удалось захватить недостаточно укрепленный пост Св. Николая, но их дальнейшее продвижение было остановлено русскими войсками. Турки потерпели тяжелое поражение под Карсом.Самым ярким событием этого периода войны стало Синопское сражение. 18 ноября 1853 г. отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены.

Определим значение Синопского сражения.

  • Разгром эскадры Осман-паши значительно ослабил военно-морские силы Турции.
  • Российский флот получал возможность поддерживать свои сухопутные войска на Дунае и Кавказе.
  • Предотвращена высадка десанта Турции и западноевропейских держав на кавказское побережье Черного моря.
  • Сражение продемонстрировало героизм, мужество и отвагу русских моряков.
  • Наглядно проявилось флотоводческое мастерство адмирала Нахимова.
  • Сражение подвело итог многовековому развитию парусных флотов. На смену парусным кораблям стали приходить корабли с паровой машиной.

Вступление в войну Англии и Франции. Март 1854-1856 гг. - второй этап

Разгром Турецкого флота вызвал тревогу в западноевропейских странах. Англия и Франция ввели свои эскадры в Черное море и объявили войну России. Вступление Англии и Франции в войну изменило соотношение сторон.

РОССИЯ

ТУРЦИЯ + АНГЛИЯ+ ФРАНЦИЯ = финансы

В марте 1854 г. Англия и Франция объявила России войну. Николай Iпопросил помощи у Австрии и Пруссии, но поддержки не получил. Эти страны присоединились к Англии и Франции. Ультиматум стран Европы - вывести войска из Дунайских княжеств, сохранить целостность Турции. Россия оказалась в изоляции. Вступление в войну Англии и Франции.

Причины вмешательства стран Европы в крымскую войну на стороне Османской империи:

  • Англия - рассчитывала получить Египет и Крит без помощи русских.
  • Франция - Наполеон III нуждался в «маленькой победоносной войне» для укрепления своего авторитета в стране.
  • Австрия и Пруссия - опасались усиления российского влияния на Балканах.
  • Сардиния - территории на Балканах.

Англо-французские войска атаковали на Черном море Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив и т.д. Все нападения были успешно отражены. Тем не менее, Николай I был вынужден под угрозой вступления в войну Австрии вывести войска из Дунайских княжеств, которые тотчас были заняты австрийцами.

Героическая оборона Севастополя

В сентябре 1854 г. англо-французский корпус высадился севернее Севастополя у Евпатории и начали наступление на Севастополь - главную крепость на Черном море. 8 сентября 1854 г. на р. Альма состоялось сражение. Потерпев неудачу, русский командующий А.Меньшиков отвел армию в центр Крыма и оставил город на произвол судьбы.

Англичане совершили ошибку, они обошли город и заняли позиции на юге, где Севастополь был очень хорошо укреплен. На севере укрепления отсутствовали.

Командующий обороной адмирал В.Корнилов приказал затопить у входа в бухту корабли Черноморской эскадры, чтобы не допустить в бухту корабли союзников. Перед затоплением с кораблей сняли пушки и перенесли их на береговые батареи. Оборона Севастополя длилась 11 месяцев.

На защиту города встали все жители. Дети приносили солдатам воду и продовольствие, а в промежутках между боями собирали неразорвавшиеся ядра. Строительство укреплений возглавил генерал-инженер Э.Тотлебен, создавший комплекс мощных оборонительных сооружений.Знаменитый хирург Н.Пирогов добровольно прибыл в Севастополь и здесь впервые провел операцию с использованием наркоза в полевых условиях. Матрос П.Кошка прославился вылазками в стан врага.

В результате ежедневных бомбардировок города погибли руководители обороны адмиралы В.А.Корнилов, В.И.Истомин, П.С.Нахимов. Мужество защитников потрясло современников. Николай I приказал считать месяц службы здесь за год.

В конце августа 1855 г. союзники провели последнюю, самую ожесточенную бомбардировку Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город, после чего начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Защитники крепости оставили южную часть Севастополя. Кроме южной части Севастополя, противником были заняты Керчь, Еникале, Анапа и Кинбурн.

Парижский мир 1856 г. Итоги войны

г. в Париже был подписан мирный договор:

  • все завоеванные города возвращались России и Турции
  • Черное море стало нейтральным
  • Россия лишалась права иметь здесь военный флот и должна была свергнуть береговые укрепления
  • дунайские княжества (кроме Бессарабии) переходили под контроль Турции.

Обобщив полученные знания, сформулируем «Какие проблемы российской действительности вскрыла Крымская война, и как она повлияла на международное положение России»: или причины поражения России в Крымской войне:

Причины поражения России:

  • Экономическая отсталость России
  • Военно-техническая отсталость от европейских стран
  • Устаревшее оружие
  • Отсутствие железнодорожного транспорта
  • Отсутствие паровых судов
  • Плохое снабжение армии
  • Рекрутская система набора в армию

- В чем вы видите главные причины отсталости России? (Наличие крепостного права в России.)

Значение войны:

  • Подорван международный авторитет России
  • Поражение в войне ускорило политические преобразования в стране
  • Началась освободительная борьба на Балканах

Итоги войны

  • Россия лишилась возможности иметь свой флот на Черном море
  • Однако она устояла под ударами объединившихся крупнейших держав мира.
  • Война показала необходимость быстрейшего и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть все новые и новые поражения от ушедшей вперед Европы.

Основные события Крымской войны 1853-1856 гг.

  • 18 ноября 1853 г. - Синопское сражение
  • март 1854 г. - объявление войны Англией и Францией России
  • сентябрь 1854 г. - высадка англо-французских войск в Крыму
  • 16 сентября - 27 августа 1855 г - оборона Севастополя
  • 18 марта 1856 г. - подписание Парижского мирного договора

Домашнее задание. § 13. Подготовить мини-выступления о героях обороны Севастополя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ

В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...

Крымская война 1853 - 1856 гг. Оборона Севастополя

Урок посвящен одному из ключевых событий истории России XIXвека – Крымской войне. В процессе урока учащиеся не только изучают важное историческое событие, но и отрабатывают общеучебные  уме...

Открытый урок "Крымская война" 1853-1856 гг.

Данный урок посвещен событиям Крымской войны. В ней участвовали Россия и её противники-Османская Империя,Англия,Франция и другие государства. В ходе этой войны русский флот в 1853 году разгромил турец...

Урок "Крымская война 1853-1856 гг."

На уроке рассматривается события и ход Крымской войны 1853-1856 гг. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный опрос, выступления учащихся. В конце урока проводится ...

конспект урока "Крымская Война 1853-1856 гг"

Конспект  разработан в соотвествии с требованиями ФГОС....