Разработка открытого урока по музыке в 5 классе
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме

Тема урока: «Мир русской песни».

 

Цели урока:

- учащиеся должны научиться видеть взаимосвязь между музыкой и поэзией, рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песни, познакомиться с исполнителями русской песни;

- способствовать развитию правильной речи, внимания, мышления;

- воспитывать уважение учащихся к учителям, друг к другу.

 

Умения и навыки:

- учащиеся должны знать определение песни, музыки, поэзии, взаимосвязь между данными понятиями;

- уметь петь, находить взаимосвязь между разными видами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока90.5 КБ
Office presentation icon mir.ppt2.68 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовил учитель музыки: Мелкунян Жанета Борисовна

Тема урока: «Мир русской песни».

Цели урока:

- учащиеся должны научиться видеть взаимосвязь между музыкой и поэзией, рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песни, познакомиться с исполнителями русской песни;

- способствовать развитию правильной речи, внимания, мышления;

- воспитывать уважение учащихся к учителям, друг к другу.

Умения и навыки:

- учащиеся должны знать определение песни, музыки, поэзии, взаимосвязь между данными понятиями;

- уметь петь, находить взаимосвязь между разными видами искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  1. Оргмомент. (2мин.)
  2. Объяснение нового материала. (30 мин.)
  3. Закрепление(5мин.)
  4. Задание на дом. (1мин.)
  5. Подведение итогов и озвучивание оценок. (2мин.).

Ход урока.

Поздороваться с учащимися и присутствующими на уроке учителями.

Слова и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют , нередко спорят и борются , нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы. Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из приятных на слух слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает  стихотворение в музыкальное произведение Так поэзия становится частью музыки.

 

Я прочитаю вам стихотворение Е. Растопчиной: «Слова и звуки»(Слайд 2)

     

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!


- О чем говорит нам поэтесса? (о поэзии и о музыке)

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в
 песне)

Ребята, а что такое песня?(песня это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма интонации)(Слайд 3)

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Учитель : Давайте споем песню на слова М.Матусовского, музыка В.Баснера «С чего начинается Родина». (Слайд 4)

Учитель: О чем эта песня?

Учитель: Прошу вас, при звучании данной песни подумать над следующим вопросом:

 - Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?(В этой песне главное и мелодия и слова ,потому что  они выражают любовь к родине и нежность.)

(любовь к родине, нежность)

На свете немало песен , и написано о них немало. И это понятно; ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Годы ученья, годы труда , будни и праздники , сражения и победы – всё оставляет свои песни.

Ребята а какие праздники мы с вами знаем , которые имеют свои песни ? (день рождения, новый год, 8 марта и т.д.) Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: (Слайд5)
Попросим  прочитать данное стихотворение учащегося 5 класса

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…


Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.


Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной.

Учитель: А что мы  понимаем под названием «народная песня»?

Народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития культуры любого народа. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.(Слайд 6)

Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.

(просмотр картины Шишкина) (Слайд 7)

Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник",

(живописный сюжет называется "Среди долины ровная" автор картины        Иван Шишкин. Художник изобразил просторный русский пейзаж)

Живёт и русская народная песня "Среди долины ровная" давайте послушаем ребята.(прослушивание песни) (Слайд 8)

Какие стороны жизни отражала народная песня?

(Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.)

     Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот). (Слайд 10)

 

Пишите обозначение слова легато; Легато (итал. legato, буквально — связно, плавно), в музыке связное исполнение звуков с возможно более плавным, незаметным переходом от одного к другому. В нотном письме обозначается лигой или словом legato. (Слайд 11)

Показ картины В. Поленова  «Монастырь над рекой»

Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". Каким должно быть звучание музыки, если будем напевать данные четверостишья? (Слайд12)

Ученик: Мелодия песни должна быть нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.

Слушание: "Ах, ты, степь широкая:", (Слайд 13)

Какие чувства у вас были до прослушивание и после прослушивании е песни ?

Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов

    (Чтение стихотворения всем классом)

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

С начало давайте познакомимся с нотной записью песни «Вечерный звон»

На нотной записе ми видим аккомпанемент песни

Значит аккомпанемент-это инструментальное сопровождение одного солирующего голоса

Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?

В вашем ответе вам будет помогать иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон"(Слайд 19)

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова(Слайд 18)

Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляетсяУченик: Песни - весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.

Народные песни всегда исполнялись либо народом , либо  певцами, выходцами из народа, такими как Шаляпин Ф., Лемешев С ., Зыкина Л., Русланова

Концертно-театральный мир предреволюционных лет  отмечен  личностями  романтическими и  легендарными. И одной из таких ярких исполнительниц народных песен и романсов была  Надежда Васильевна Плевицкая, которая родилась в Курской губернии в 1879 году в селе Винниково   — русская певица (меццо-сопрано). (Слайд 21) Трудно поверить, что непритязательное искусство этой крестьянской певицы-самородка могло найти столь восторженный отклик у самых требовательных и интеллектуально утонченных слушателей России. Разве не поразительно, например, что такой универсальный знаток искусства, как выдающийся кинорежиссер С.М.Эйзенштейн отважился     назвать     пение Плевицкой в числе наиболее сильных эстетических впечатлений своей жизни — наряду с  Шаляпиным  и   Чаплином.

Предлагаю прослушать русскую народную песню в ее исполнении (Слайд 22)

В каком вокальном жанре звучит данное произведение?

 Д/з: какие еще вокальные жанры существуют, дать им определение.

Закрепление: Какие стороны жизни отражала русская народная песня? Что именно вам понравилось из всего сказанного и изученного на уроке?

:Русская народная песня отражала:

  1. природу России, её пейзажи (привести пример)
  2. быт, чувства и переживания людей (привести пример)
  3. будни и праздники народа (привести пример)

Вывод: сегодня на уроке мы проследили связь между различными аспектами жизни русского народа, которые отражаются в русских народных песнях, передаваемых из поколения в поколение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Открытый урок по музыке 5 класс

Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"...

Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."

История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева,  А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке 8 класс Тема: «Музыка «Серьёзная» и «Легкая»»

Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьёзной музыки»: показать, что их объединяет, а что различает.Музыкальная драматургия: песня Петрова &la...

Разработка открытого урока по музыке в 6 классе Джаз - искусство 20го века

Открытый урок по музыке на тему "Джаз- искусство 20го века" проведен в феврале 2020 года.К этому уроке прикреплен разработка, самоанализ и презентация....

Разработка открытого урока по музыке в 3 классе " Музыкальные инструменты. Скрипка."

Разработка открытого урока ФГОС по музыке в 3 классе "Музыкальные инструменты.   Скрипка."Прикреплены самоанализ, презентация и разработка урока....