Разработка открытого урока по музыке в 5 классе
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме
Тема урока: «Мир русской песни».
Цели урока:
- учащиеся должны научиться видеть взаимосвязь между музыкой и поэзией, рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песни, познакомиться с исполнителями русской песни;
- способствовать развитию правильной речи, внимания, мышления;
- воспитывать уважение учащихся к учителям, друг к другу.
Умения и навыки:
- учащиеся должны знать определение песни, музыки, поэзии, взаимосвязь между данными понятиями;
- уметь петь, находить взаимосвязь между разными видами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 90.5 КБ |
mir.ppt | 2.68 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подготовил учитель музыки: Мелкунян Жанета Борисовна
Тема урока: «Мир русской песни».
Цели урока:
- учащиеся должны научиться видеть взаимосвязь между музыкой и поэзией, рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песни, познакомиться с исполнителями русской песни;
- способствовать развитию правильной речи, внимания, мышления;
- воспитывать уважение учащихся к учителям, друг к другу.
Умения и навыки:
- учащиеся должны знать определение песни, музыки, поэзии, взаимосвязь между данными понятиями;
- уметь петь, находить взаимосвязь между разными видами искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
- Оргмомент. (2мин.)
- Объяснение нового материала. (30 мин.)
- Закрепление(5мин.)
- Задание на дом. (1мин.)
- Подведение итогов и озвучивание оценок. (2мин.).
Ход урока.
Поздороваться с учащимися и присутствующими на уроке учителями.
Слова и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют , нередко спорят и борются , нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы. Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из приятных на слух слов, которые легко поются.
Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение Так поэзия становится частью музыки.
Я прочитаю вам стихотворение Е. Растопчиной: «Слова и звуки»(Слайд 2)
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- О чем говорит нам поэтесса? (о поэзии и о музыке)
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)
Ребята, а что такое песня?(песня это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма интонации)(Слайд 3)
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Учитель : Давайте споем песню на слова М.Матусовского, музыка В.Баснера «С чего начинается Родина». (Слайд 4)
Учитель: О чем эта песня?
Учитель: Прошу вас, при звучании данной песни подумать над следующим вопросом:
- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?(В этой песне главное и мелодия и слова ,потому что они выражают любовь к родине и нежность.)
(любовь к родине, нежность)
На свете немало песен , и написано о них немало. И это понятно; ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Годы ученья, годы труда , будни и праздники , сражения и победы – всё оставляет свои песни.
Ребята а какие праздники мы с вами знаем , которые имеют свои песни ? (день рождения, новый год, 8 марта и т.д.) Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: (Слайд5)
Попросим прочитать данное стихотворение учащегося 5 класса
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
То же можно сказать и о песне народной.
Учитель: А что мы понимаем под названием «народная песня»?
Народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития культуры любого народа. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.(Слайд 6)
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
(просмотр картины Шишкина) (Слайд 7)
Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник",
(живописный сюжет называется "Среди долины ровная" автор картины Иван Шишкин. Художник изобразил просторный русский пейзаж)
Живёт и русская народная песня "Среди долины ровная" давайте послушаем ребята.(прослушивание песни) (Слайд 8)
Какие стороны жизни отражала народная песня?
(Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.)
Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот). (Слайд 10)
Пишите обозначение слова легато; Легато (итал. legato, буквально — связно, плавно), в музыке связное исполнение звуков с возможно более плавным, незаметным переходом от одного к другому. В нотном письме обозначается лигой или словом legato. (Слайд 11)
Показ картины В. Поленова «Монастырь над рекой»
Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". Каким должно быть звучание музыки, если будем напевать данные четверостишья? (Слайд12)
Ученик: Мелодия песни должна быть нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.
Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.
Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.
Слушание: "Ах, ты, степь широкая:", (Слайд 13)
Какие чувства у вас были до прослушивание и после прослушивании е песни ?
Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
С начало давайте познакомимся с нотной записью песни «Вечерный звон»
На нотной записе ми видим аккомпанемент песни
Значит аккомпанемент-это инструментальное сопровождение одного солирующего голоса
Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?
В вашем ответе вам будет помогать иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон"(Слайд 19)
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова(Слайд 18)
Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляетсяУченик: Песни - весь просторный русский пейзаж.
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.
Ученик: Мелодии песен величавы.
Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.
Народные песни всегда исполнялись либо народом , либо певцами, выходцами из народа, такими как Шаляпин Ф., Лемешев С ., Зыкина Л., Русланова
Концертно-театральный мир предреволюционных лет отмечен личностями романтическими и легендарными. И одной из таких ярких исполнительниц народных песен и романсов была Надежда Васильевна Плевицкая, которая родилась в Курской губернии в 1879 году в селе Винниково — русская певица (меццо-сопрано). (Слайд 21) Трудно поверить, что непритязательное искусство этой крестьянской певицы-самородка могло найти столь восторженный отклик у самых требовательных и интеллектуально утонченных слушателей России. Разве не поразительно, например, что такой универсальный знаток искусства, как выдающийся кинорежиссер С.М.Эйзенштейн отважился назвать пение Плевицкой в числе наиболее сильных эстетических впечатлений своей жизни — наряду с Шаляпиным и Чаплином.
Предлагаю прослушать русскую народную песню в ее исполнении (Слайд 22)
В каком вокальном жанре звучит данное произведение?
Д/з: какие еще вокальные жанры существуют, дать им определение.
Закрепление: Какие стороны жизни отражала русская народная песня? Что именно вам понравилось из всего сказанного и изученного на уроке?
:Русская народная песня отражала:
- природу России, её пейзажи (привести пример)
- быт, чувства и переживания людей (привести пример)
- будни и праздники народа (привести пример)
Вывод: сегодня на уроке мы проследили связь между различными аспектами жизни русского народа, которые отражаются в русских народных песнях, передаваемых из поколения в поколение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Открытый урок по музыке 5 класс
Тема: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"...
Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."
История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева, А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Открытый урок по музыке 8 класс Тема: «Музыка «Серьёзная» и «Легкая»»
Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьёзной музыки»: показать, что их объединяет, а что различает.Музыкальная драматургия: песня Петрова &la...
Разработка открытого урока по музыке в 6 классе Джаз - искусство 20го века
Открытый урок по музыке на тему "Джаз- искусство 20го века" проведен в феврале 2020 года.К этому уроке прикреплен разработка, самоанализ и презентация....
Разработка открытого урока по музыке в 3 классе " Музыкальные инструменты. Скрипка."
Разработка открытого урока ФГОС по музыке в 3 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка."Прикреплены самоанализ, презентация и разработка урока....