Можем ли мы услышать живопись
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Материалы к уроку музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок музыки 5 класс35 КБ
Microsoft Office document icon mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок №6

 Тема: «Музыка, которую необходимо объяснять словами»

Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.

Задачи: Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок);  муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (исполнение).

Ход урока

Оргмомент.  Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

     Что такое содержание в музыке? Что такое муз. образ? Какое произведение мы слушали на прошлом занятии? Какой образ передается в произв. «Этюд №12» Скрябина? ( образ человека)

Сегодня на уроке мы узнаем как же в искусстве передается образ природы.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.
  1. Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

  1. Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
  2.  Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                  А.С. Пушкин

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

                                А.С. Пушкин

  1. Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
  2. В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?

  1. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и  «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

  1. Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
  2. Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
  3. Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
  4. Что могут передать интонации аккомпанемента?
  5. Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
  6. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
  7. Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
  8. Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с  народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).

III.  Итог  урока.

     Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.

     Исполнение песни муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой»

Использованная литература:

Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.



Предварительный просмотр:

Урок №6

 Тема: «Музыка, которую необходимо объяснять словами»

Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.

Задачи: Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок);  муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (исполнение).

Ход урока

Оргмомент.  Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

     Что такое содержание в музыке? Что такое муз. образ? Какое произведение мы слушали на прошлом занятии? Какой образ передается в произв. «Этюд №12» Скрябина? ( образ человека)

Сегодня на уроке мы узнаем как же в искусстве передается образ природы.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.
  1. Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

  1. Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
  2.  Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                  А.С. Пушкин

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

                                А.С. Пушкин

  1. Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
  2. В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?

  1. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и  «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

  1. Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
  2. Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
  3. Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
  4. Что могут передать интонации аккомпанемента?
  5. Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
  6. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
  7. Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
  8. Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с  народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).

III.  Итог  урока.

     Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.

     Исполнение песни муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой»

Использованная литература:

Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можем ли мы услышать живопись.

Можем ли мы увидеть живопись.Презентация.Возьмите в руки краски....

Можем ли мы услышать живопись?

разработка урока музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись?"...

презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?

презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...

презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит  материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...

Можем ли мы услышать живопись

Методическая разработка урока для 5 класса...

урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"

на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова....