Можем ли мы услышать живопись
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Материалы к уроку музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки 5 класс | 35 КБ |
mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок №6
Тема: «Музыка, которую необходимо объяснять словами»
Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.
Задачи: Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (исполнение).
Ход урока
Оргмомент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Что такое содержание в музыке? Что такое муз. образ? Какое произведение мы слушали на прошлом занятии? Какой образ передается в произв. «Этюд №12» Скрябина? ( образ человека)
Сегодня на уроке мы узнаем как же в искусстве передается образ природы.
II. Работа по теме урока.
- Беседа-сравнение картин и стихотворений.
- Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
- Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
- Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А.С. Пушкин
- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
- В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
- Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
- Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
- Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
- Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
- Что могут передать интонации аккомпанемента?
- Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
- Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
- Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
- Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой»
Использованная литература:
Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
Предварительный просмотр:
Урок №6
Тема: «Музыка, которую необходимо объяснять словами»
Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.
Задачи: Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой» (исполнение).
Ход урока
Оргмомент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Что такое содержание в музыке? Что такое муз. образ? Какое произведение мы слушали на прошлом занятии? Какой образ передается в произв. «Этюд №12» Скрябина? ( образ человека)
Сегодня на уроке мы узнаем как же в искусстве передается образ природы.
II. Работа по теме урока.
- Беседа-сравнение картин и стихотворений.
- Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
- Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
- Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А.С. Пушкин
- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
- В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
- Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
- Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
- Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
- Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
- Что могут передать интонации аккомпанемента?
- Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
- Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
- Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
- Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни муз. и сл. Ю. Визбор «Изгиб гитары желтой»
Использованная литература:
Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Можем ли мы услышать живопись.
Можем ли мы увидеть живопись.Презентация.Возьмите в руки краски....
Можем ли мы услышать живопись?
разработка урока музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?
презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...
Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...
Можем ли мы услышать живопись
Методическая разработка урока для 5 класса...
урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"
на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова....