Можем ли мы услышать живопись.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Можем ли мы увидеть живопись.Презентация.Возьмите в руки краски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.ppt | 2.85 МБ |
mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.doc | 40 КБ |
vozmite_v_ruki_kraski.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, - Знай, что это натюрморт .
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется портрет .
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Игорь Эммануилович Грабарь. Февральская лазурь
Алексей Степанович Степанов Цугом
ЗИМНЕЕ УТРО Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С. Пушкин ЗИМНЯЯ ДОРОГА По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… А.С. Пушкин
Размышление Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943)
Прелюдия Соль-диез минор
Прелюдия Соль мажор
Анализ произведений С. Рахманинова Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна? Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор? Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями? Что могут передать интонации аккомпанемента? Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор» Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
Итог урока Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Возьмите в руки краски, Возьмите в руки кисти, Пусть запоют на ветках Серебряные листья. Пусть засверкает в небе Симфония огней. Раскрасим быль и небыль Фантазией своей. Припев: Нас заворожил Мир цветов и линий, Под рукой ожил – Красный, желтый, синий. Откройте ваши души И распахните чувства – Мы прикоснемся вместе К священному искусству. Случайно разольется На парту акварель, И в ком-то вдруг проснется Великий Рафаэль. «Творите и мечтайте» - Инструкция на диво, Но строго соблюдайте Масштаб и перспективу. Порывы вдохновенья, Минуты торжества, Поверьте, не заменят В искусстве мастерства. Возьмите в руки краски
Домашнее задание Составить синквейн к прелюдиям С.Рахманинова
1. images.yandex.ru › зимний пейзаж http://goldarms.ru/painting4.htm 2. Виктор Цыганов - Русские сказочные пейзажи. http://www.photoshop-net.tk/2011/02/blog-post_15.html 3. Картина "Натюрморт со сливами и айвой". http://artnow.ru/ru/userinfo/0/9820/comments/15.html 4. Годустова С., Натюрморт с фруктами, 50х40, холст, масло. http://www.folomade.ru/taxonomy/term/604/0 5. http://www.xrest.ru/original/244340/ 6. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. http://art.liim.ru/galleries_hr/hr09m/hr09m-03-23.html 7. igor-grabar.ru › files/grabar25.php 8. Степанов Цугом.jpeg. http://ol-ga-best.mylivepage.ru/image/2370/23523 Источники материалов
9. http://www.audiopoisk.com/track/srahmaninov/mp3/ preludia-sol_-diez-minor 10. http://musiclist.org.ua/song/511745.html 11. Рахманинов С. Прелюдии для фортепиано. http://www.russianclip.com/browse.da?sectionId=300&categoryId=3013&author=Рахманинов С. 12.Рахманинов С.В., 'Тринадцать прелюдий. http://books.vsenashel.ru/frontend.nsf/navIndex?OpenNavigator&stage=offer&offId=529694&progId=132 13. Сергей Васильевич Рахманинов. http://www.manwb.ru/articles/arte/music/vinogradova 14. aboutschool.ucoz.ru › load/13-1-0-736 Источники материалов
Предварительный просмотр:
Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).
Ход урока
Оргмомент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.
Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы
- О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)
- К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).
- Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.
Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Давайте сейчас проверим.
II. Работа по теме урока.
- Беседа-сравнение картин и стихотворений.
- Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
- Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
- Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А.С. Пушкин
- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
- В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
- Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
- Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
- Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
- Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
- Что могут передать интонации аккомпанемента?
- Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
- Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
- Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
- Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)
Использованная литература:
- Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
- Л.В. Назарова «В мире звуков, слов и красок». Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса. Издательский центр «Добродея» ГП «Саратовтелефильм».
Предварительный просмотр:
Возьмите в руки краски.
Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной
2. Откройте ваши души 3. "Творите и мечтайте" —
И распахните чувства — Инструкция на диво,
Мы прикоснёмся вместе Но строго соблюдайте
К священному искусству. Масштаб и перспективу.
Случайно разольётся Порывы вдохновенья,
На парту акварель, Минуты торжества,
И в ком-то вдруг проснётся Поверьте, не заменят
Великий Рафаэль. В искусстве мастерства.
Припев. Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Можем ли мы услышать живопись
Материалы к уроку музыки...
Можем ли мы услышать живопись?
разработка урока музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?
презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...
Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...
Можем ли мы услышать живопись
Методическая разработка урока для 5 класса...
урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"
на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова....