Разработка урока "Развитие музыки". 2 класс
методическая разработка по музыке
Разработка урока "Развитие музыки". 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_razvitie_muzyki.doc | 810.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Развитие музыки» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского.
Тип урока: урок-применение знаний.
Цель: углубить знания учащихся по теме «Развитие музыки», убедить, что музыка-это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика;
- формирование эмоционального отношения к музыке;
- формирование осознанного отношения к музыке.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития;
- развивать умение анализировать , сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, интерес к музыке;
- воспитывать бережное отношение друг к другу;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, СД- диск, фортепиано.
Методическое обеспечение:
- Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», Э. Григ «В пещере горного короля», русская народная песня «Со вьюном я хожу»,Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
- Наглядность: мультимедийная презентация.
- Литературный материал: Д. Мориа «Всё зависит от того, на что ты настроен».
Структура урока: организационный момент, повторение изученного материала, закрепление изученного на новом материале, практическая работа, обобщение, домашнее задание, оценивание.
Виды деятельности: слушание музыки, выполнение задания в процессе слушания музыки, ответы на поставленные вопросы, вокально-хоровая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, музыкально-исполнительский, стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение .
Ход урока
Вход. Звучит «Утро» Э. Грига. Задание: зайти в характере музыки. Приветствие.
(Слайд №1. См. приложение)
- Удобно ли было заходить под такую музыку? (Она плавная, песенная, а не маршевая. Но создаёт определённое настроение: ласковое, доброе, нежное, приветливое).
- Узнали это произведение? Как оно называется, кто автор? (ответы детей)
- С какими словами мы пели эту мелодию? (исполнение).
- Кто видел, как всходит солнце? Мы сразу всё солнце видим на небе? (Нет, оно постепенно всходит. Вначале мы видим краешек, потом половинку, потом всё больше и больше. И, наконец, всё солнце ослепительно сияет на небе).
- Попробуем в своём исполнении передать эту постепенность восхода. Споём на гласную «у». Затем, чтобы поярче было, на какую гласную споём?.. (На «о»), а потом?.. (На «а»). Давайте распределим гласные по рядам: начинает первый ряд, потом подключается второй (на «о») и, наконец, третий ряд (на «а»). (Поют начало темы «Утра»).
- Вот появилась целая музыкальная тема. Удалось нам создать ощущение постепенного высветления интонации? (Да).
- Благодаря какому виду развития мы этого достигли? (Динамическому и тембровому видам развития).
- Попробуйте сравнить музыкальную картину восхода солнца и картину, нарисованную художником. Есть разница? (Художник может изобразить на картине только какой-то один момент, но изобразить на одной картине постепенность восхода солнца он не может. Композитор, наоборот, может выразить именно развитие, движение. Нарисованная картина - неподвижная, а музыкальная - живая).
- А если музыка живая, она, как всё живое, развивается, движется. И если научиться наблюдать за её изменениями, то тогда начнёшь глубже понимать, о чём она рассказывает. Научиться понимать музыку нелегко. Содержание музыки нельзя увидеть или прочесть, можно лишь прочувствовать, пережить.
Но в жизни есть много такого, что кажется непонятным. Например, многим из нас, даже взрослым, кажется непонятным, опасным лес. Родители вас никогда в лес одних не отпустят. Почему? (Можете заблудиться). А охотник боится леса? (Нет). Почему? Он умеет ориентироваться. По каким-то ему одному известным приметам он умеет читать информацию о лесе. По следам может узнать, какие животные и птицы здесь были. По солнцу, не имея часов, может узнать время. По солнцу же, не имея компаса, найти дорогу домой. По встревоженным голосам птиц почувствовать приближение опасного зверя и т. д. То есть, охотник умеет вслушиваться и всматриваться, анализировать и делать выводы. Он понимает язык леса.
То же и в музыке. Овладев языком музыки, научившись вслушиваться, мы сможем музыку понять.
На прошлых уроках мы как раз учились музыкальному языку. Рисовали картинки, чтобы прочнее запомнить музыкальные термины. Давайте сейчас обратимся к этим картинкам.
Терминологическая разминка. Разгадывание зашифрованных картинок. (Слайды №№2-7. См. приложение).
-Молодцы! Теперь обратимся к музыке. Послушайте тему и охарактеризуйте её.
( Звучит тема пьесы «В пещере горного короля» Э. Грига)
- Характер зловещий, таинственный, сказочный, маршевый.
- Какая музыка может вырасти из этой темы?
(Слушание: «В пещере горного короля» Э. Грига)
- Вам понравилась музыка?
- Изменился ли характер первоначальной темы? (Да)
- Как изменился? (Великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, от тихого - к громкому, от маршевой музыки - к танцевальной.)
- Какие средства музыкальной выразительности помогли передать эту картину? Какие виды развития вы услышали? (Динамическое, темповое, тембровое, жанровое).
(Слайд №8. См. приложение)
Благодаря разным средствам музыкальной выразительности одна и та же тема каждый раз звучала по-новому, она развивалась.
- Мы послушали произведение Эдварда Грига «В пещере горного короля». В нём рассказывается о том, как главный герой - Пер Гюнт попал в пещеру, где живут маленькие злые существа – тролли.
(Слайд №9. См. приложение)
- Используя разнообразные приёмы развития, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ.
Эта музыка была написана Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
(Слайд №10. См. приложение)
Драма - это произведение для театра. Впоследствии из музыки к драме композитор составил две сюиты для оркестра
(Слайд №11. См. приложение).
Что такое сюита? Это цикл пьес разного характера, объединённых общей темой: все они рассказывают об одном герое - Пер Гюнте.
На одном из следующих уроков мы послушаем третью часть этой сюиты.
Подведём итоги. Какие виды развития помогли нам разобраться в содержании музыки? (Ответы детей).
(Слайд №12. См. приложение)
- О каких видах развития мы ещё не говорили? (Об исполнительском и ладовом).
– Что такое исполнительское развитие? (Мы можем по-разному исполнять песню).
- Как?
- В унисон, каноном, с подголоском.
(Слайд №13. См. приложение)
Русская народная песня «Со вьюном я хожу» (Исполнение).
- Мы исполнили четыре куплета по-разному. А зачем? (Чтобы красиво было, интересно).
Это очень старая песня. Её пели ещё ваши бабушки и прабабушки. С самых давних времён люди стремились к красоте. Стремились украсить свою жизнь. Сделать её радостной. Они украшали свой быт и песни. Они сами творили красоту . И мы тоже испытываем радость, когда поём эти песни.
- А в связи с какой песней мы говорили о ладовом развитии? ( «Любитель-рыболов» Старокадомского М.)
- Где в музыке мы слышим подсказку, что рыбалка закончится неудачно? (В припеве чередуются мажор и минор).
(Слайд №14. См. приложение)
Исполнение песни.
Обобщение. Мы сегодня повторили средства музыкальной выразительности. Мы слушали, анализировали, пели, размышляли. Учились понимать язык музыки, чтобы понимать содержание музыки. Чем большими умениями человек обладает, тем ярче он воспринимает мир. Вдумайтесь, человек с нарушением зрения не видит предметов, красок. Он весь мир воспринимает только на слух, на ощупь, через разные другие органы чувств. Человек, у которого нарушен слух, не слышит мир. Находясь на лугу, в лесу, видя красоту природы, он не слышит пения птиц, журчания ручья. А если человек развил в себе все способности: и умение видеть, и умение слышать, то каким ярким и интересным ему покажется мир. Он тогда будет видеть и слышать в нём то, чего другие и не замечают.
Я прочитаю вам одну притчу. “Я шёл со своим другом - индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити, и он внезапно воскликнул: «Я слышу сверчка». «Ты с ума сошёл», - ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолёты. «Но, я правда слышу сверчка» ,-настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни. «Удивительно, - отозвался я.-У тебя, должно быть , фантастический слух». «Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен»,- объяснил он. «Мне трудно в это поверить»,-сказал я. «Ну , смотри»,-предложил мне мой мудрый друг и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет. Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги. «Видишь,- блеснули глаза индейца,- всё зависит от того, на что ты настроен”.
(«Всё зависит от того, на что ты настроен» Д. Мориа)
-На что настроен слух американца? (Только на обыденные шумы: звон монет, гудки машин).
- А слух индейца? (А индеец слышит гораздо больше. Он настроен слышать и видеть мир гораздо богаче. Он слышит то, чего не слышат другие, многому может радоваться, даже маленькому сверчку. А радости американца ограничены звоном монет).
- А вы какой бы хотели иметь слух: как у индейца или американца? (Ответы детей).
- Будем на уроках музыки развивать наш слух, чтобы богаче воспринимать мир.
Я вам прочитала притчу, а вы попробуйте дома с родителями подумать, в каких ещё обстоятельствах вам может пригодиться умение вслушиваться. Как это умение может обогатить вашу жизнь? Это будет вашим домашним заданием.
Наш урок закончен. Я хочу поблагодарить всех ребят, которые активно участвовали в обсуждении разных вопросов урока.
(Слайд №15. См. приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
Разработка урока музыки в 5 классе «Музыка и живопись»
ЧТО ЗНАЧИТ ВЫРАЖЕНИЕ "ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА" И "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ"?...
разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"
Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...