Учимся правильно петь
статья по музыке (7 класс) по теме
Учимся правильно петь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penie_metodika.doc | 36 КБ |
Поющие свирели.doc | 29 КБ |
svirel_poet.doc | 29.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Учимся правильно петь»
Из опыта работы учителя музыки Малаховской А.С
.МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я. Фалалеева
Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников..
. И не просто пение, а красивое пение. Радость и наслаждение при соприкосновении с пением дети получат лишь в том случае, если им привита культура пения, для этого необходимо учиться, под руководством умелого педагога, с первого класса. В своей многолетней педагогической деятельности я придавала огромное значение формированию правильного красивого звука, но, к сожалению, дефицит времени заставлял находиться в постоянном поиске: как добиться нужных результатов при наименьших затратах времени. Мне очень повезло, но постоянно обучаясь. в бывшем институте усовершенствования учителей, встречалась и училась у прекрасных и талантливых педагогов: Г. Струве, Дмитрия Ефремовича Огородного, Наталии Рыбкиной, врача фонопеда Виктора Вадимовича Емельянова, Абрамовой Ларисы Юрьевны, Галины Николаевны Стрельниковой. Находясь в постоянном поиске, и изучая опыт и методики этих талантливых людей, выработала свою методику, при применении которой смогла добиться высоких результатов. И сегодня я с удовольствием поделюсь своей методикой .
Практическое занятие:
1 расслабим мышцы голосового аппарата ( подышали, как собачки),
2 зафиксировали это ощущение, запомнили его.
3 с этим ощущением извлекаем звук - ленный, – а - а - а
4 берем дыхание носиком ( как будто нюхаем цветок), на секунду задерживаем и выталкиваем с силой звук через открытый. расслабленный голосовой аппарат.
5 получился слишком откровенный, открытый, некрасивый звук.
6 представим себе красивый округлый сосуд, в который мы помещаем этот «некрасивый» звук, формируем красивый, мягкий, воздушный, как облако, звук, не забывая при этом, о дыхании (носиком), о расслабленных мышцах голосового аппарата (как собачка дышит).
7 играем в эхо: учитель извлекает правильный красивый звук, соблюдая выше описанные правила: ле ( целая нота), ля, ли. лю
ученики повторяют, как эхо, дирижируя за учителем,
при этом нужно следить за округлостью звука, дыханием.
8 Обратимся к песенному репертуару и воплотим красивый звук в исполнение песни о маме: «Милая моя…..»
Возможности диапазона детского голосового аппарата первого регистра очень ограничены, и для исполнения высоких нот, во избежание повреждения голосовых связок, необходимо умение переходить на второй голосовой регистр, запасной голос «фальцет». Вновь первоначальная позиция: расслабили мышцы голосового аппарата . дыхание носиком и упражнения для второго регистра: подражаем птицам «ку-ку», «ку-ка-ре-ку» и тд, животным «мяу», и т.д. , мы заблудились в лесу «А - у» и т. д. затем вокальные упражнения по восходящему принципу. обращая внимание на округлость звука, мягкость, воздушность и т. д. затем,переходим к песенным упражнениям.
9 Песня «Милая…» теперь уже с использованием фальцетного звука.
10 После того, как мы отработали основный принципы извлечения красивого правильного звука, с использованием разных регистров голосового аппарата, подготовили его к пению, приступим к работе над исполнением любимой, очень красивой песни «Малиновый звон» А. Морозова. (вокально - хоровая работа)
11 Считаю актуальным, в преддверии 75 годовщины победы под Москвой исполнение песни:
« Мы запомним суровую осень скрежет танков и отблеск штыков,
и в веках будут жить 28,самых храбрых твоих сынов ….» , вы, ребята, догадались, это песня «Моя Москва». муз И. Дунаевского на сл. И Лисянского. ( работа над исполняением песни).
Вывод:
Уче
Соп Ученик, соприкасаясь с пением, творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
Предварительный просмотр:
Методика работы со свирелями
Из опыта работы учителя музыки Малаховской А.С. МАОУ СОШ №1
С древних времен люди мечтали подражать голосам природы - пению птиц, звону ручья, порывам ветра и шелесту травы, шуму морских волн. И делали это не только голосом, но и при помощи звуков разных инструментов.
Педагогами – музыкантами замечено, что игра на музыкальном инструменте колоссально способствует творческому развитию музыкальности детей. В условиях массового музыкального воспитания, когда в классе находится от 12 до 30 детей, это сделать очень трудно. Однако, есть вариант обучения, всех без исключения учащихся, игре на пластмассовой свирели с шестью отверстиями. Этот инструмент выбран не случайно. Простота звукоизвлечения и удобство прикрывания отверствий («пенечков») позволяет достаточно быстро освоить основные способы игры. Но чтобы превратить освоение этого музыкального инструмента в еще один творческий процесс, а не копирующий акт деятельности предлагается ряд проверенных приемов в работе с детьми разных возрастных групп.
В программу «Музыка» (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Т.С. Шмагина) очень органично может войти элементарное музицирование. Вот перечень произведений, которые полностью или частично можно исполнить на свирели:
Раздел: «Россия - Родина моя»
С.С Прокофьев С.С. Прокофьев «Вставайте. люди русские» (3кл) П.И. Чайковский: «Тема из 4 симфонии» (3 кл.) М. глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин» ( 3 и 4 кл.); Г.В. Свиридов «Романс» ( 3 кл.) ; русские народные песни: «Солдатушки», «У зори-то, у зореньки» ( 4 кл.).
«День, полный событий»:
С.С. Прокофьев «Сказочка» (2кл.) ; Э. Григ «Утро» (3 кл); русские народные песни: «Во саду пи в огороде», «Во поле береза стояла» (4кл.)
«О России петь - что стремиться в храм»
П.И. Чайковский « Утренняя молитва». (2 и 3 кл.) Ф, Шуберт «Аве, Мария» (3 кл.)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Русская народная песня «Светит месяц» (2 и 4 кл.); Н.А. Римский - Корсаков «3-я песня Леля из оперы «Снегурочка» (3кл.)
«В музыкальном театре»
П.И. Чайковский Тема «Веснянка» из 3 части Первого концерта для фортепиано с оркестром; Л. Бетховен «Сурок» (3 кл.)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва –реке» (4 кл.); М.И. Глинка «Жаворонок» (2 кл); И.С. Бах «Волынка» ((2 кл.)
В теме «День. полный событий» пьесу С Прокофьева «Сказочка» можно попробовать сыграть уже на первых уроках во 2 классе: все исполняют партию левой руки на 3 нотах, а учитель играет тему на свирели или на фортепиано. Также это произведение можно сыграть в этой жнее теме в 3 классе. Очень проникновенно может прозвучать «Утренняя молитва» П.И. Чайковского в 3 классе в теме «О России петь - что стремиться в храм». В этой же теме учитель может сыграть от начала до конца « Аве, Мария» Ф Шуберта.
Не обязательно играть все произведения до конца, достаточно и фрагментарного исполнения. Однако необходимо выбрать музыку, которую нужно выучить и исполнить «как на концерте». Особенно это касается музыки, представленной в темах «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Великолепно звучит «Сурок» Бетховена, «Вальс» Е. Дога, «Лунный вальс» Дунаевского и др.
Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание интереса и любви к музыке, формирует любовь к прекрасному. Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая способствует гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию, дети реже болеют, развивается воображение, объем непроизвольного внимания.
Основной принцип прохождения материала: от простого к более сложному, с использованием простых мелодий до многоголосных произведений; от легких пьес, до сложных концертных произведений..
В нашей школе, под моим руководством, заведена многолетняя традиция - каждый класс - оркестр. Систематически проводятся конкурсы на школьном уровне. Концертный оркестр «Поющие свирели» является украшением всех школьных праздников и концертов. Занимают первые места на конкурсах и фестивалях.
Предварительный просмотр:
Свирель поет
(из опыта работы учителя музыки Малаховской А. С. МАОУ СОШ№1 п. Монино)
Игра на свирели - это уникальная система приобщения к музыке, доступная каждому.
Игра на свирели - это «дыхательная гимнастика» и профилактика простудных заболеваний.
Игра на свирели дает ребенку счастье быть творцом и исполнителем мелодий
Игра на свирели способствует развитию дыхания и голосовых навыков ребенка, развивает его музыкальный слух и музыкальную память
Игра на свирели развивает мелкую моторику рук
Ига на свирели активизирует работу правого головного полушария.
Игра на свирели способствует развитию интереса и любви к национальной музыке своего народа, формированию интереса и любви к пению, к музицированию, к сольному исполнению.
Рекомендации в помощь учителю, который начинает создавать класс игры на свирели:
1 Водная беседа с родителями и детьми, с демонстрацией музыкальных возможностей свирели ( исполнение на свирели учителем или учащимися, музыкальных произведений)
2 Обучению на свирелях необходимо отводит не менее 1 -2 ч. в неделю, в ином случае. ничего не получиться. Недостаточно времени, отведенного учителем на уроке музыки.
2 Приобретенные свирели обязательно индивидуальны, с этой целью они находятся в закрывающихся папках, на которых обозначены имя , фамилия владельца. Проводиться беседа с детьми и родителями о соблюдении необходимых гигиенических правил в обращении со свирелью.
3 Свирели хранятся в кабинете музыки , домой не выдаются, т. к. детям свойственно забывать их дома, терять и т. д., мало того, не умея еще на ней, как следует, играть, своим свистом будут раздражить всех домочадцев.
4 Начинать бучение необходимо с объяснения значимости дирижерских жестов. « Вы - музыканты, оркестр, я ваш дирижер, музыканты должны подчинятся дирижерскому жесту, иначе музыки не будет». Объясняются дирижерские символы.
5 Затем следует обучить детей умению правильно держать свирель, здесь необходима доброжелательность, фантазия, (придумать какую - ни будь сказочку), быть к каждому очень внимательным, напоминая, что свирелька «живая», ей можно даже дать имя, она твоя теперь подружка и т. д. ,и , конечно же, только похвала!
6 Обучение продолжается в сказочной, игровой форме, можно много придумать интересного, главное, чтобы дети легко преодолели этот трудный для них этап начального обучения, а для стимула я ввожу поощрительные бонусы, разных цветов: красные - 5 баллов, синие 4б.,
зеленые - 3 б., Полученные за работу на занятиях бонусы, приклеиваются в папочку с внутренней стороны, таким образом, к концу учебного года, имея награды, дети получают дипломы об окончании 1- го года обучения игре на свирелях в торжественной обстановке в присутствии родителей.
7 Бесспорно, не все дети одинаково успевают, некоторым деткам дается обучение игре на инструменте трудно, как сделать так, чтобы дети не чувствовали своей ущербности? И здесь я нашла выход: весь класс поделила на ансамбли: «Солнышко», «Радуга», «Звездочка» и т. д. и каждому ансамблю дала для концертного исполнения соответственные их уровню произведения, причем, ни в коем образе, не подчеркивать, того, что вы слабые, поэтому такие легкие произведения. Дети не должны этого почувствовать. Учитель должен постоянно выражать свое восхищение, связанное с оценкой исполнения детьми произведений. Замечания делать очень осторожно и тактично.
8 Необходимо постоянно обращать внимание на дыхание: вдох носиком, медленный выдох, извлекая звук. Соблюдение фраз, связанных с дыханием, также очень важно при разучивании произведений.
9 Детям очень трудно запомнить наизусть произведения, им необходимо видеть перед собой ноты. С этой целью я изобрела плакаты, на которых пишу музыкальные символы, помещаю его на стенд, который расположен на уровне детских глаз, таким образом, дети свободно и легко исполняют , видя перед собой музыкальные символы.
10 Когда дети освоили игру на свирели, приобретаем второй комплект, теперь уже, для занятий на дому. Также помещаем их в папочки, к ним прилагаются ноты и диск с аккомпониментом, а также рекомендации к выполнению домашних заданий.
11 Во втором классе свирели вводятся в урок. Дети легко читают музыкальные символы с листа, исполняя программные произведения и игра на свирели помогает лучше понять музыкальное произведение, его нравственную сущность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"
Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...
Учимся правильно оформлять реферат
В этой работе школьники учатся правильно оформлять рефераты, доклады пользуясь граммотно средствами Word....
МАСТЕР-КЛАСС «Учимся правильно дышать!»
Урок обучает профилактическим упражнениям на формирование осанки и предупреждение и профилактику плоскостопия, развивает координационные способности, воспитывает дисциплинированность, спло...
внеклассное занятие "Учимся правильно улыбаться "
Что такое улыбка? Улыбка - это естественное отражение нашего настроения. Наверняка вы встречали людей, которые идут по улице и мило улыбаются. Но встречали и очень угрюмых людей. На каких же приятней ...
Сборник музыкальных упражнений "Учите детей петь"
В сборнике представлены материалы для развития музыкальной речи, музыкального слуха и звукопроизношения а также скороговорки, считалки, рифмовки, чистоговорки....
Учим детей петь
«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи в области пения детей младшего возраста:1.учить петь естественным голосом, протяжно.2.внятно произносить слова, прави...
Методическое пособие "Учимся правильно петь"
Методическое пособие предназначено для использования студентами педагогических колледжей и учителями музыки. В нем рассмотрены упражнения, которые помогут улучшить развитие голоса, артикуляции, дыхани...