Сборник музыкальных упражнений "Учите детей петь"
учебно-методический материал по музыке на тему

Трубникова Вера Аркадьевна

В сборнике представлены материалы для развития музыкальной речи, музыкального слуха и звукопроизношения а также скороговорки, считалки, рифмовки, чистоговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_uprazhneniy.docx30.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красногвардейская СОШ №1

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПЕТЬ

Автор-составитель: Трубникова В.А.,  учитель музыки МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» С. Плешаново, Красногвардейского района, Оренбургской области

Сборник музыкальных упражнений

2013 год

ПРЕДИСЛОВИЕ

         Уважаемые педагоги, воспитатели, музыкальные руководители! Перед вами сборник с материалами на развитие музыкальной речи, музыкального слуха и звукопроизношения. В ней вы найдете скороговорки, считалки, рифмовки, чистоговорки. Все они легко запоминаются, содержание их связано с теми предметами и явлениями, которые окружают наших современных детей, поэтому они будут им абсолютно близкими и понятными. Представленные материалы позволят значительно пополнить словарный запас ваших детей, расширить их кругозор, а также совершенствовать свои вокальные возможности.

       Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности.

    Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение    товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов.

        Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры участников хоров. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся. Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств.

Скороговорки для развития дикции вокалистов

Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа 
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).   Ясной, четкой дикцией, грамотной речью владеют далеко не многие. Особенно нам, педагогам, у которых наибольшая часть занятия основана на словесном объяснении это просто необходимо для работы с детскими музыкальными коллективами. Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши
скороговорки. Что же мы имеем в виду под понятием «четкая и ясная речь?»

      Во-первых: произносим предложение, не проглатывая слоги и окончания, а для этого нужна определенная тренировка.

      Во-вторых: нужно научиться говорить на хорошей опоре звука.

      В третьих: просто научиться правильно дышать и произносить слова на крепком выдохе (говорить не в себя, а из себя). И, конечно, знать, как правильно произносится то или иное слово. Я сделала небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

 Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

                          **********

Все скороговорки не перевыскороговоришь.

                          **********

Сшит колпак да не по колпаковски,

Вылит колокол да не по колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

                               *******

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

                                *******

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет. Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.

                                *******

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

                                *******

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

                                *******

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

*******

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

                                *******

 Прохор и Пахом ехали верхом.                Тощие щёки у тощей щуки.

 Дружба дружбой - служба службой.        Федот, да не тот.

 Дед Евсей пасёт гусей.                                   Водолаз вёз воду из водопровода.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.                Курьера курьер, обгоняет в карьер.

У ежа ежата, у ужа ужата.                             Сорок сорок съели сырок.

*******

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли мышки погулять.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон.

*******

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек

не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

прострочены в срок –

Сразу поссорились

сорок сорок.

*******

Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

Приказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три румяных поросенка:

Карасенок поросят

Перекрасил в поросят!

*******

Снег скрипучий,

Мороз трескучий,

Ветер рьяный,

Народ румяный.

*******

В середине января
В школе праздник букваря.

Мы прочли букварь до корки,

За работу нам - пятерки!

*******

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

ЕГОРКИНЫ СКОРОГОВОРКИ

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

«Посреди двора дрова!»

«Жук над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа!»

«А в перелеске перепел

Перепелку перепел!»

«Мышь шуршит у шалаша,

Векше* шишку шелуша!»

«Лилии полили ли,

Иль увяли лилии?»

«Аня нынче нянина,

Нина няня Анина».

«Мамами любимы мы –

Самыми любимыми!»

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

Ю. Черных

СЧИТАЛКИ

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек – отвечай!

*******

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Если скучно стало,

Начинай сначала.

*******

На лугу стоят овечки,

Шерсть закручена в колечки,

А играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка-пастух!

У него хороший слух.

*******

Шалуны-балуны

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода из народа,

Выходи из хоровода,

А ты добрый молодец
Становись в самый конец.

*******

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи-ка поиграть.

Встали в круг и ну считать,

Да водилку выбирать.

Стал им Спиря-Спиридон,

Выходи-ка от нас вон.

*******

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

*******

Тишка

Исподтишка

Тащит

Кишмиш из мешка.

Тишка!

Кишмиш – не мышь,

Так что, плутишка,

Кыш…

*******

За поселком у поселка

В поле пела перепелка.

Перепел прилетел,

Перепелку перепел.

*******

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон.

                                         *******

       ДИАЛОГИ ИЗ СКОРОГОВОРОК

           Попробуем фантазировать и сделать диалог из сложных скороговорок. Работают два человека, им раздается текст:

- Всех скороговорок не переговорить, не перевыскороговорить, неперевыскороговорить.

-Но прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

-Нет, всех скороговорок не переговорить, не перевыскороговорить, неперевыскороговорить, не перевыскороговорить, не перевыскороговорить!

-Однако прыгают, прыгают, прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке, как караси на сковородке, прыгают, прыгают, прыгают скороговорки.

-Перескороговорить? Перевыскороговорить?

-Не перескороговорить! Не перевыскороговорить!

-Надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

-Перескороговорить, перевыскороговорить все скороговорки надо!

-Надо!

                                         *******

-Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,

-а баран-буян залез в бурьян,

-а у бобра шапка добра, а у бобрят богатый наряд.  

-Услышь-ка, в перелеске перепел перепелку перепел.

-Подумаешь, в перелеске перепел, перепелку перепел, а вот мышь шуршит у шалаша, белке шишку шелуша: -лилии полили ли иль увяли лилии?

-Не полили лилии, не увяли лилии, так как на дворе-подворье погода размокропогодилась.

-Да-а-а-а, погода размокропогодилась, а у нас на дворе трава, на траве дрова, раз  дрова, два дрова, три дрова. Дрова вдоль двора, дрова поперек двора, не вместит двор дров. Дрова надо выдворить на дровяной склад.  

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К СКОРОГОВОРКАМ

Для более четкого произношения и совершенствования артикуляционного аппарата попробуйте небольшие скороговорки повторять 3-5 раз.

         Использование музыкальных упражнений должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей, путем стимулирования слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

          Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей и пониманием задач вокальной работы.

           В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память. Повтор имеет  большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно влияет на общее развитие ребенка.

                                  СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предисловие-3
  2. Скороговорки для развития дикции вокалистов-4
  3. Егоркины скороговорки-8
  4. Считалки-9
  5. Диалоги из скороговорок-12
  6. Рекомендации к скороговоркам-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник музыкальных театральных постановок и мероприятий на англ

Представляю Вашему вниманию книгу, которую можно использовать в школьных спектаклях на английском языке...

Учебная программа по вокалу «Развитие творческих компетентностей средствами музыкального образования» «Учимся петь»

Программа предназначена для детей с 10 до 17 лет. Занятия по программе для учащихся, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой учащиеся приобретают знания и практические навыки, разв...

Учим детей петь

«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи  в области пения детей младшего возраста:1.учить петь естественным голосом, протяжно.2.внятно произносить слова, прави...

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Сборник Музыкальное ассорти

Цель сборника «Музыкальное ассорти»  (выпуск 1, 2023г.)  --  обновить традиционный репертуар  учащихся детских музыкальных школ. В сборник включены пьесы разного у...