7 класс. Классическая музыка в современной интерпретации
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по проблеме современности классической музыки
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Классическая музыка в современной интерпретации.
Цели урока:
- Научить учащихся оценивать интерпретации классических произведений с нравственной и духовной позиции.
- Формирование слушательской культуры и эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать у учащихся представление о видах исполнительской интерпретации.
- Формирование умения анализировать современные исполнительские интерпретации.
- Научить видеть границы между продолжением традиции новаторством и разрушением им традиции.
Развивающие:
- Формирование критического мышления через анализ особенностей интерпретации Токкаты d moll И.С. Баха у разных исполнителей.
- Развитие творческой активности учащихся.
Воспитательные:
- Формирование навыков оценки исполнительской интерпретации с духовно-нравственных и эстетических позиций.
- Воспитание любви и интереса к классической музыке.
Цель, которую могут для себя определить учащиеся: научиться понимать особенности исполнительской интерпретации.
Задачи (ставят для себя учащиеся по шаблону):
- Послушать …
- Сравнить …
- Проанализировать …
- Научиться оценивать …
Тип урока: формирование новых знаний.
ТСО:
ПК;
фонограммы;
видеоматериалы:
презентация
карточки с алгоритмом анализа произведения.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
- представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;
- восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.
Метапредметные УУД
- инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;
- осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Ход урока:
- Приветствие.
- Актуализация.
- Тема нашего урока (сл.1): Классическая музыка в современной интерпретации. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «классика»?
= Классика это …
-(сл. 2) КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры.
- Как вы понимаете выражение «непреходящая ценность»?
=
- А что такое классическая музыка?
=
-(сл.3) В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.
-Вспомните, о каких вечных ценностях говорили миру Моцарт, Бетховен, Бах?
=
- В современной нашей жизни нам нужны эти ценности?
=
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
=Узнать особенности интерпретации классической музыки
=Узнать, какая интерпретация сохраняет ценности классической музыки
=Научиться понимать, какая интерпретация качественная, а какая нет
Проверка Д/З
- К сегодняшнему уроку вы должны были найти определение термина «интерпретация», используя различные источники информации: словари, интернет. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите информацию, которую он нашёл, сравните со своей, дополните свои знания.
(взаимоконтроль)
- А теперь проверьте правильность выполнения Д/З. Это то определение, к которому мы будем обращаться на уроке. (сл. 4).
(самоконтроль)
-Интерпретация — истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.
В искусстве — творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим), в соответствии с индивидуальным слуховым опытом исполнителя, а также способностью к игре. Исполнительская интерпретация - толкование авторского текста.
(сл. 5) Виды исполнительской интерпретации:
1. Копирование, воспроизведение уже существующего.
-Что значит копирование? Это точное выполнение указаний композитора (темп, динамика, нюансировка, штрихи, характер и т.д.).
2. Изобретение, созидание нового.
-Если ваше определение отличается от данного, запишите себе в тетрадь.
Сегодня мы поговорим о втором виде интерпретации - изобретение, созидание нового, т. е. о новаторском подходе к исполнению классического произведения.
-Предлагаю подобрать глаголы, соответствующие понятию «интерпретация»
(сл. 6)
Интерпретация
почувствовал
понял
исполнил (личное прочтение)
свобода трактовки, новаторство:
новые акценты, изменения в СМВ
мелодия, ритм, темп, тембр, фактура, гармония
-Вывод: второй вид интерпретации может привести к изменению не только СМВ, но и изменению или подмене самой идеи произведения.
А отсюда вытекает проблемный вопрос: какая должна быть новаторская интерпретация, чтобы не исказить идею и смысл произведения.
Послушайте часть из знаменитого произведения великого композитора. Я не буду называть ни его имени, ни его произведения. Сможете ли вы в такой интерпретации сами его узнать?
-Цель задания: определить степень свободы интерпретации от композиторского замысла.
Задача: после слушания музыки вы должны рассказать не о характере произведения, а о том, какие чувства эмоции вы испытывали при звучании этой музыки.
(Бах. Токката и фуга ре минор)
= Учащиеся делятся впечатлениями
-Сейчас мы поработаем в группе. На столе у вас картинки, выберите ту, которая соответствует прозвучавшей музыки. Объясните свой выбор.
=
-Вы узнали произведение?
=
-У нас в классе есть ребята, которые занимаются в школе искусств и, наверняка смогут рассказать об этом произведении.
=
-В данной интерпретации была ли нарушена авторская идея или нет? Ответы должны быть аргументированы.
=
-Цель следующего задания: дать оценку интерпретации – синтезу музыки и видео.
(фильм http://www.youtube.com/watch?v=_3d2tPxVm2Q)
-Была ли нарушена в данном случае идея произведения? Можно ли использовать первый вариант для озвучивания этого фильма?
=
- А мы с вами являемся интерпретаторами в музыке?
=
-Каждый раз, когда мы исполняем песню, мы вкладываем в её исполнение своё понимание идеи песни, свои чувства и эмоции. Я предлагаю исполнить (интерпретировать) песню …
-Пришло время ответить на вопрос: какая должна быть интерпретация, чтобы не исказить идею и смысл произведения.
=
- Необходимы ли критерии качества исполнительской интерпретации, каковы они, как вы думаете?
=
-Я думаю, что главным критерием качества исполнительской интерпретации выступает глубина проникновения в духовное содержание произведения и способность донести до слушателя истинную его идею, не искажая в нём нравственные и духовные ценности.
Цель следующего задания: посмотрите видеоролики (в сети интернет) исполнения токкаты ре минор и заполните таблицу (работа в группах)
Средства музыкальной выразительности | оригинал | В. Зинчук Рок - обработка | В. Мэй Техно -обработка |
Мелодия | |||
Лад | |||
Ритм | |||
Темп | |||
Тембр | |||
Динамика | |||
Регистр | |||
Фактура | |||
Идея | |||
К кому обращается | Разговор с | Разговор с | Разговор с |
- В каком из трёх представленных вариантов заложен глубокий смысл, какой из них заключает в себе нравственные и духовные ценности? Какой из этих вариантов может нас воспитывать, делать нас лучше, чище, добрее, подвигать на самосовершенствование?
=
-Необходимы ли критерии качества исполнительской интерпретации, каковы они, как вы думаете?
=
-Я думаю, что главным критерием качества исполнительской интерпретации выступает глубина проникновения в духовное содержание произведения и способность донести до слушателя истинную его идею, не искажая в нём нравственные и духовные ценности.
-Пришло время подвести итоги урока.
Продолжи предложения:
Мне запомнилось…
Оказывается,…
Чему научились…
Что вызвало затруднение……
Что можно сделать, чтобы улучшить….
Достигли мы цели урока…
Как вы себя оцениваете…
-Спасибо, вы замечательно работали на уроке, мне было интересно и приятно с вами общаться. Все получают за работу отличную оценку. Вторую отличную оценку получают ребята, которые были более активны.
-Запишите в дневниках домашнее задание на выбор на следующий урок:
1. Прочитать и пересказать содержание рок – оперы «Звезда и смерть Хоаккина Мурьетты»
2. Сообщение о композиторе Алексее Рыбникове
3. Сообщение о чилийском поэте Пабло Неруде
Ссылки на интернет ресурсы: http://www.youtube.com/watch?v=iBsDtd3VbjI
http://www.youtube.com/watch?v=Im_-T3G9rPo
http://www.youtube.com/watch?v=iBsDtd3VbjI
http://school-collection.edu.ru/collection/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
жизнь классической музыки в современном мире
проект учителя музыки...
Классическая музыка и современные дети.
Влияние классической музыки на интеллектуальные особенности человека....
Как приучить современных детей к классической музыке
Консультация для родителей...
Раскрытие личности героев классических произведений в современной интерпретации на уроках домашнего чтения
17 февраля 2016 года состоялась дискуссионная площадка по теме "Литературный герой в кино и в книге" в конференц-зале ИМЦ Московского района г. Санкт-Петербурга, где мне посчастливилось выступать с до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Тест по музыке 7 класс " Классическая музыка"
Материал данного теста можно использовать при закреплении или повторении темы " Классическая музыка" в 7 классе...