7 класс. Классическая музыка в современной интерпретации
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

 

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по проблеме современности классической музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Классическая музыка в современной интерпретации.

Цели урока:

  1. Научить учащихся оценивать интерпретации классических произведений с нравственной и духовной позиции.
  2. Формирование слушательской культуры и эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать у учащихся представление о видах  исполнительской интерпретации.
  2. Формирование умения анализировать современные исполнительские интерпретации.
  3. Научить видеть границы между продолжением традиции новаторством и разрушением им традиции.

 Развивающие:

  1. Формирование  критического мышления через анализ особенностей интерпретации Токкаты d moll И.С. Баха у разных исполнителей.
  2. Развитие творческой активности учащихся.

   Воспитательные:

  1. Формирование  навыков  оценки исполнительской интерпретации  с духовно-нравственных и эстетических позиций.
  2. Воспитание любви и интереса к классической музыке.

Цель, которую могут для себя определить учащиеся: научиться понимать особенности исполнительской интерпретации.

Задачи (ставят для себя учащиеся по шаблону):

  1. Послушать …
  2. Сравнить …
  3. Проанализировать …
  4. Научиться оценивать …

Тип урока: формирование новых знаний.

ТСО:

ПК;

фонограммы;

видеоматериалы:

презентация

карточки с алгоритмом анализа произведения.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

  1. представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;
  2. этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;
  3. восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.

        Метапредметные УУД

  1. инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;
  2. осуществление  поиска нужной информации, используя ИКТ;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  4. осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований;
  5. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  8. устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

                                                           Ход урока:

  1. Приветствие.

  1. Актуализация.

- Тема нашего урока (сл.1): Классическая музыка в современной интерпретации. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «классика»?

= Классика это …

-(сл. 2) КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры.

- Как вы понимаете выражение «непреходящая ценность»?

=

- А что такое классическая музыка?

=

-(сл.3) В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

-Вспомните, о каких вечных ценностях говорили миру Моцарт, Бетховен, Бах?

=

- В современной нашей жизни нам нужны эти ценности?

=

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

=Узнать особенности интерпретации классической музыки

=Узнать, какая интерпретация сохраняет ценности классической музыки

=Научиться понимать, какая интерпретация качественная, а какая нет

Проверка Д/З

 - К сегодняшнему уроку вы должны были найти определение термина «интерпретация», используя различные источники информации: словари, интернет. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите информацию, которую он нашёл, сравните со своей, дополните свои знания.

(взаимоконтроль)

- А теперь проверьте правильность выполнения Д/З. Это то определение, к которому мы будем обращаться на уроке. (сл. 4).

(самоконтроль)    

                 

-Интерпретация  — истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.

В искусстве — творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим), в соответствии с индивидуальным слуховым опытом исполнителя, а также способностью к игре. Исполнительская интерпретация - толкование авторского текста.

(сл. 5) Виды исполнительской интерпретации:

      1. Копирование, воспроизведение уже существующего.

-Что значит копирование? Это точное выполнение указаний композитора (темп, динамика, нюансировка, штрихи, характер и т.д.).

      2. Изобретение, созидание нового.

-Если ваше определение отличается от данного, запишите себе в тетрадь.

Сегодня мы поговорим о втором виде интерпретации - изобретение, созидание нового, т. е. о новаторском подходе к исполнению классического произведения.

-Предлагаю подобрать глаголы, соответствующие понятию «интерпретация»

(сл. 6)

   Интерпретация

    почувствовал

       понял  

исполнил (личное прочтение)

свобода трактовки, новаторство:

новые акценты, изменения в СМВ

мелодия, ритм, темп, тембр, фактура, гармония

-Вывод: второй вид интерпретации может привести к изменению не только СМВ, но и изменению или подмене самой идеи произведения.  

А отсюда вытекает проблемный вопрос: какая должна быть новаторская интерпретация, чтобы не исказить идею и смысл произведения.

Послушайте часть из знаменитого произведения великого композитора. Я не буду называть ни его имени, ни его произведения. Сможете ли вы в такой интерпретации сами его узнать?

-Цель задания: определить степень свободы интерпретации от композиторского замысла.

Задача: после слушания музыки вы должны рассказать не о характере произведения, а о том, какие чувства эмоции вы испытывали при звучании этой музыки.

(Бах. Токката и фуга ре минор)

= Учащиеся делятся впечатлениями

-Сейчас мы поработаем в группе. На столе у вас картинки, выберите ту, которая соответствует  прозвучавшей музыки. Объясните свой выбор.

=

-Вы узнали произведение?

=

-У нас в классе есть ребята, которые занимаются в школе искусств и, наверняка смогут рассказать об этом произведении.

=

-В данной интерпретации была ли нарушена авторская идея или нет? Ответы должны быть аргументированы.

=

-Цель следующего задания: дать оценку интерпретации – синтезу музыки и видео.

 (фильм http://www.youtube.com/watch?v=_3d2tPxVm2Q)

-Была ли нарушена в данном случае идея произведения? Можно ли использовать первый вариант для озвучивания этого фильма?  

=

- А мы с вами являемся интерпретаторами в музыке?

=

-Каждый раз, когда мы исполняем песню, мы вкладываем в её исполнение своё понимание идеи песни, свои чувства и эмоции. Я предлагаю исполнить (интерпретировать) песню …

-Пришло время ответить на вопрос: какая должна быть интерпретация, чтобы не исказить идею и смысл произведения.

=

- Необходимы ли критерии качества исполнительской интерпретации, каковы они, как вы думаете?

=

-Я думаю, что главным критерием качества исполнительской интерпретации выступает глубина проникновения в духовное содержание произведения и способность донести до слушателя истинную его идею, не искажая в нём нравственные и духовные ценности.

Цель следующего задания: посмотрите видеоролики (в сети интернет) исполнения токкаты ре минор и заполните таблицу (работа в группах)

Средства музыкальной

выразительности

оригинал

В. Зинчук

Рок - обработка

В. Мэй

Техно -обработка

Мелодия

Лад  

Ритм

Темп

Тембр

Динамика

Регистр

Фактура

Идея

К кому обращается

Разговор с

Разговор с

Разговор с

- В каком из трёх представленных вариантов заложен глубокий смысл, какой из них заключает в себе нравственные и духовные ценности? Какой из этих вариантов может нас воспитывать, делать нас лучше, чище, добрее, подвигать на самосовершенствование?

=

-Необходимы ли критерии качества исполнительской интерпретации, каковы они, как вы думаете?

=

-Я думаю, что главным критерием качества исполнительской интерпретации выступает глубина проникновения в духовное содержание произведения и способность донести до слушателя истинную его идею, не искажая в нём нравственные и духовные ценности.

-Пришло время подвести итоги урока.

  Продолжи предложения:

Мне запомнилось…

Оказывается,…

Чему научились…

Что вызвало затруднение……

Что можно сделать, чтобы улучшить….

Достигли мы цели урока…

Как вы себя оцениваете…

 

-Спасибо, вы замечательно работали на уроке, мне было интересно и приятно с вами общаться. Все получают за работу отличную оценку. Вторую отличную оценку получают ребята, которые были более активны.  

-Запишите в дневниках домашнее задание на выбор на следующий урок:

1. Прочитать и пересказать содержание рок – оперы «Звезда и смерть Хоаккина Мурьетты»

2. Сообщение о композиторе Алексее Рыбникове

3. Сообщение о чилийском поэте Пабло Неруде

Ссылки на интернет ресурсы: http://www.youtube.com/watch?v=iBsDtd3VbjI

                                                  http://www.youtube.com/watch?v=Im_-T3G9rPo

                                 

                                                  http://www.youtube.com/watch?v=iBsDtd3VbjI

                                                               http://school-collection.edu.ru/collection/

                                                  http://www.musenc.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и современные дети.

Влияние классической музыки на интеллектуальные особенности человека....

Раскрытие личности героев классических произведений в современной интерпретации на уроках домашнего чтения

17 февраля 2016 года состоялась дискуссионная площадка по теме "Литературный герой в кино и в книге" в конференц-зале ИМЦ Московского района г. Санкт-Петербурга, где мне посчастливилось выступать с до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Тест по музыке 7 класс " Классическая музыка"

Материал данного теста можно использовать при закреплении или повторении темы " Классическая музыка" в 7 классе...