Как приучить современных детей к классической музыке
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospit.docx | 24.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как приучить современных детей к классической музыке.
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся». О. Уайль
От колыбельных до Баха.
«Чтобы понимать классическую музыку, нужно прежде всего ее слушать», - сказал Дмитрий Шостакович. С какого возраста начинать? Музыковед Ольга Ивановна Доброхотова советует - с самого рождения. «Мама поет колыбельную - вот отсюда и начинается любовь к музыке. И необязательно делать из ребенка профессионального музыканта. Музыка же пишется для всех. Просто очень важно, чтобы связь с музыкой не прерывалась все детство. Что маленький ребенок слышит в доме? Если классическая музыка составляет часть среды, в которой находится младенец, он начинает ощущать ее как свою. Частица этой атмосферы останется в его душе. Ее и надо родителям развивать. Маленький ребенок очень чутко реагирует на музыку. Он может, даже еще ничего не понимая, смеяться, когда слышит веселую музыку, или засыпать под музыку спокойную.
Формирование вкуса начинается не только с музыки, но и со сказок, со стихов - и в стихах есть музыка. Я не представляю, как можно воспитать ребенка, не читая ему народных сказок или Андерсена. Но, с другой стороны, - продолжает Ольга Ивановна, - понимать классическую музыку - это то же самое, что понимать какое-то серьезное литературное произведение, этому нельзя научиться вот так сразу. Ребенок же начинает знакомство с литературой не с "Войны и мира". У многих композиторов есть "детские альбомы" - у Чайковского, у Моцарта».
Ольга Ивановна советует начинать приобщение к серьезной музыке с того, что нравится: «Зацепился за что-то ухом - по радио, в записи, - и то, что вызывает ответное чувство, и надо развивать, слушать один раз, другой, третий. Ведь одно дело музыку воспринимать, другое - понимать. Моцарт легок для восприятия, но понять его по-настоящему, с его трагедией, с его печалью, которая стоит рядом с радостью, можно только с опытом жизни. Это постепенный путь».
Дмитрий Низяев, музыкант, композитор, один из авторов сайта «7нот», считает, что хорошая музыка для слушателя любого уровня найдет лазейку. «В отличие от поп-творений, серьезная музыка многомерна и многослойна. Взять, к примеру, Иоганна Себастьяна Баха - на мой взгляд, это самый великий композитор. Безусловно, Бах сложен. Так сложен, что и через несколько веков люди еще не разыщут всего, спрятанного в его музыкальных мыслях. Но это не означает, что Баха не стоит предлагать детям. Музыка дружелюбно и бережно относится к слушателю любого уровня. Романтически настроенный слушатель найдет богатую пищу для своей души, человек, склонный к размышлениям и вычислениям - пищу для мозга. И умудренный старец найдет в музыке Баха достаточно пищи для себя, и ребенок со своими короткими повседневными мыслишками найдет там столь же короткие и понятные высказывания. Тем более что у Баха очень много и легкой музыки, танцевальной и ненавязчивой».
Одновременно, советует Дмитрий Низяев, нужно по мере сил оберегать ребенка от поп-культуры: «Слишком легкий соблазн, от которого потом трудно отделаться, как от жвачки. Надо сделать, чтобы к тому моменту, когда ребенок с ней встретится, он имел внутреннюю защиту. Если ребенку с самого детства не давать возможности прикоснуться к серьезной музыке, он непременно будет подкуплен музыкой развлекательной, потому что она не требует никакого напряжения душевных сил».
Рисование звуком.
Если есть возможность - водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя!
На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац - в нем ставят оперы и балеты специально для детей. Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм - ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки.
Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы - ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку.
Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов - ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости. Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей - "рисовать настроение звуком". Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? - советует Дмитрий.
На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах. Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» - это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь. Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.
«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, - говорит Дмитрий, - то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет - и сменяйте деятельность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Классическая музыка в современной интерпретации
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по проблеме современности классической музыки...
Проект "Классическая музыка - детям"
Проект разработан в сфере межведомственных отношений между ДШИ и ДОУ....
жизнь классической музыки в современном мире
проект учителя музыки...
Как приучить детей любить классическую музыку?
Несколько советов родителям о музыкальных пристрастиях их детей....
Беседа для родителей "Музыкотерапия. Воздействие классической музыки на Вас и Ваших детей"
Конспект родительского собрания...
Классическая музыка и современные дети.
Влияние классической музыки на интеллектуальные особенности человека....
Влияние классической музыки на сознание детей начальных классов школы- интерната на примере новогоднего музыкального праздника
В статье использован опыт работы по эстетическому воспитанию детей в специальной школе- интернате VII вида....