Педагогическое наследие С.Е.Фейнберга.
материал (музыка) по теме
Представленный материал предназначен для повышения профессионального уровня преподавателей детских музыкальных школ, студентов средних и высших учебных заведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat-s.e.feynberg.doc | 72.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Вступление…………………………………………………… 2
2. Краткий биографический очерк…………………………….. 2
3. Личность педагога…………………………………………… 6
4. Педагогические принципы С.Е.Фейнберга………………… 7
5. Исполнительские приемы С.Е.Фейнберга………………….. 9
6. Заключение…………………………………...……………… 11
7. Литература…………………………………………………… 12
Вступление
В истории мировой культуры найдется немного примеров такого бурного цветения самых разнообразных творческих индивидуальностей, какие являет собой русское искусство начала ХХ века. Новые смелые идеи, развившись и сформировав целые творческие направления, реализовались в усилиях многих замечательных художников и значительно обогатили сокровищницу мирового искусства во всех его областях.
Одним из интереснейших русских музыкантов, чье разнообразное творчество формировалось и созревало в это время, был Самуил Евгеньевич Фейнберг. Композитор, педагог, пианист и музыкальный исследователь - С.Е.Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства сказал свое слово. Как композитор он обладал оригинальным необычным видением и собственным, только ему присущим творческим методом, создал свой образный мир. Пианистическое искусство С.Е.Фейнберга, неповторимое по тонкости и глубине проникновения в сущность музыки, принесло ему мировое признание. Его педагогическая фортепианная школа дала богатые плоды. Многие ее положения и установки открывают перспективные пути для творческого развития пианизма. Теоретические труды Фейнберга по музыкальной эстетике и пианизму также содержат множество интересных и ценных положений и наблюдений, актуальных в наше время и устремленных мыслью в будущее. Самуилом Евгеньевичем Фейнбергом двигало постоянное стремление отвоевать у природы новую, тщательно скрытую в ее недрах красоту. Ему была свойственна нестандартность мышления и колоссальная работоспособность. По существу во всех сферах своей музыкальной деятельности он был новатором, хотя к новаторству как к таковому никогда не стремился.
Краткий биографический очерк
Самуил Евгеньевич Фейнберг родился 26 мая 1890 года в Одессе. Его отец – Евгений Ильич Фейнберг происходил из бедной семьи. Окончил юридический факультет Одесского университета. Это был демократический, прогрессивно мыслящий человек. Мать – Анна Акимовна происходила из высоко культурной, но бедной семьи Рабиновичей. Она получила прекрасное образование: отлично владела французским и немецким языками, любила и превосходно знала русскую классическую литературу. Она была лишена музыкальных данных в обычном понимании этого слова, но обладала особым музыкальным чутьем. Она пела длинные колыбельные песни на слова Лермонтова, Пушкина, Полонского. Несомненно, эти ранние музыкальные впечатления, связанные со светлым, нежным образом матери, не могли не наложить отпечаток на необычайную музыкальность мальчика.
Уже в раннем детстве на Самуила Евгеньевича сильное действие оказывала каждая встреча с музыкой. Он не мог понять, как другие дети могут играть, когда звучит музыка. Уже в 5 лет у Сени обнаружился абсолютный слух. Он начал заниматься с учительницей сестры – Софьей Абрамовной Гуревич – профессиональной пианисткой, закончившей Московскую консерваторию. Маленький Сеня мало интересовался постановкой рук, сухими упражнениями. Он предпочитал импровизировать. Самостоятельно разучивал сонаты Моцарта и нетрудные сонаты Бетховена, что не встречало поддержки со стороны Гуревич. Лишь с 10 лет он становится учеником Александра Федоровича Иенсена.
В 1904 году с благословения А.Ф.Иенсена С.Е.Фейнберг начал заниматься с Александром Борисовичем Гольденвейзером. Став вначале учеником Филармонии, он затем вместе со своим новым профессором перешел в Московскую консерваторию. Общение с этим замечательным музыкантом, разносторонне одаренным и высокообразованным человеком, дало новый мощный импульс развитию С.Е.Фейнберга. На первых же уроках Самуила Евгеньевича покорило совершенство и своеобразие исполнения его нового учителя. «Александр Борисович во время наших занятий умел как никто оживлять и раскрывать красоту классических образов. Мне до сих пор кажется, что маленький несовершенный «Беккер», …, был наделен какими-то тайными скрытыми звуковыми возможностями».
В педагогике А.Б.Гольденвейзер основное внимание уделял классике. У него С.Е.Фейнберг проходил, главным образом, произведения И.С.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена. С ним началась работа над изучением всего цикла «ХТК» И.С.Баха. Задавал А.Б.Гольденвейзер и Ф.Шопена и Ф.Листа. Заметив пробел в пальцевой технике своего ученика, А.Б.Гольденвейзер засадил его за этюды К.Черни. Самуил Евгеньевич честно переиграл их почти все – из 740-го опуса. Это, конечно, дало свои результаты, но, может быть, еще больше пытливого юношу двигали поиски собственных путей в преодолении пианистических преград – собственных нетрадиционных представлений о существе и структуре той или иной трудности. В основе каждой из них он стремился выявить что-то более простое. В последствие этот принцип стал фундаментальной основой, на которой базировалась феноменальная виртуозность Самуила Евгеньевича Фейнберга.
Новые сильные музыкальные впечатления часто служили толчком для импровизации, для собственного творчества. Импровизируя, Самуил Евгеньевич Фейнберг мог проводить за роялем многие часы, что, конечно, отражалось на планомерных занятиях. Под влиянием А.Б.Гольденвейзера он начал ограничивать себя в этом и стал отдавать предпочтение сочинению перед импровизацией. А.Б.Гольденвейзер, будучи необычайно строгим к самому себе, старался привить эту черту своим ученикам. Он предостерегал от дилетантского и поверхностного отношения к искусству и, также как и Иенсена, оказал большое влияние на выработку характера своего талантливого ученика.
С.Е.Фейнберг окончил консерваторию в 1911 году. В его дипломную программу входили Концерт Ф.Генделя, Адажио В.Моцарта, Прелюдия, хорал и фуга С.Франка, 3-й концерт С.Рахманинова и два тома «ХТК» И.С.Баха. В течение всей жизни Самуил Евгеньевич Фейнберг сохранил титанический масштаб освоения фортепианного репертуара. Он играл всего И.С.Баха, все сонаты Л.Бетховена, А.Скрябина, произведения Ф.Шопена, Р.Шумана, Ф.Листа, многое из П.Чайковского, С.Рахманинова, Н.Метнера, был первым исполнителем многих произведений отечественных композиторов – С.Прокофьева, Н.Мясковского, Ан.Александрова.
Оригинальность музыкального мышления, с одной стороны, и стремление к скурпулезной аналитической работе с авторским текстом с другой, соединились в исполнительском искусстве С.Е.Фейнберга. Звук трактовался им как выражение образа. Сколько образов – столько и различных звучаний. Характерной особенностью исполнительского почерка Самуила Евгеньевича Фейнберга было его пристрастие к быстрым темпам. Однако в игре пианиста никогда не чувствовалось поспешности, суеты: все компоненты фактуры – каждый ее голос – неизменно оказывались рельефно прочерченными. Для инструментального интонирования С.Е.Фейнберга была характерна манера акцентировать начало фраз, что объяснялось превосходным пониманием акустики (взятый мягко, без акцента, звук имеет способность дольше длиться). Над совершенствованием пианизма С.Е.Фейнберг работал всю жизнь, вплоть до последних своих дней.
Композиторское наследие С.Е.Фейнберга в основном состоит из фортепианной и вокальной музыки: три концерта, 12 сонат, «Детский альбом», Рапсодия на кабардино-балкарские темы, 2 фантазии, транскрипции русской и западно-европейской классики, 50 романсов, обработки народных песен.
При всей жанровой многогранности творчество С.Е.Фейнберга необычайно цельно. Бесспорно, эволюция происходила, стиль менялся, но неизменными оставались принципы. В течение всей жизни Самуил Евгеньевич Фейнберг ощущал постоянную потребность проникнуть в глубинную сущность различных явлений музыкального искусства. В юные годы он создает капитальный музыковедческий труд «Судьба музыкальной формы», в котором исследует проблемы природы музыки, ее место в ряду других искусств, историческую эволюцию, перспективы развития в будущем.
Педагогической работой С.Е.Фейнберг начал заниматься с 17-летнего возраста, еще будучи студентом консерватории. В 1922 году Самуил Евгеньевич Фейнберг был приглашен в Московскую консерваторию, где вел класс фортепиано и заведовал кафедрой. Одновременно он вел в течение ряда лет класс фортепиано в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Многие его ученики пользуются широкой известностью как талантливые исполнители и педагоги.
В процессе многолетней и разносторонней музыкальной деятельности С.Е.Фейнберг постепенно пришел к ряду принципов в отношении изучения фортепианно-исполнительского искусства, которые легли в основу его практической работы в области педагогики. С.Е.Фейнберг обращает внимание не только на чисто пианистическое образование своих учеников, но и на их идейное и музыкальное, в широком смысле слова, воспитание. «Исполнитель должен обладать передовым мировоззрением, разносторонним эстетическим и музыкальным образованием». Громадное значение в искусстве пианиста имеет репертуар, который он играет. «Мы учимся на тех произведениях, которые играем, учимся на них не только тому, как надо раскрывать музыкальное содержание, но и пианистическому мастерству…»
Начав свою педагогическую деятельность в 1922 году в качестве профессора Московской консерватории, Самуил Евгеньевич Фейнберг регулярно проводит семинары, делает доклады, пишет статьи, посвященные вопросам исполнительства, методике преподавания фортепиано, музыкальной эстетике. В последние годы жизни С.Е.Фейнберг начал писать книгу по теории исполнительства. Книга «Пианизм как искусство» вышла уже после смерти автора в 1966 г. в редакции его брата Л.Е.Фейнберга и профессора В.А.Натансона.
40 лет продолжалась педагогическая деятельность С.Е.Фейнберга в Московской консерватории. Каждый урок в классе С.Е.Фейнберга был событием высокого творческого накала. Не было ни одного бледного «проходящего» урока «на скорую руку». Замечательные результаты педагогической деятельности С.Е.Фейнберга общепризнаны. Среди его учеников множество известных пианистов, активно концертирующих и преподающих во многих консерваториях и других музыкальных учебных заведениях нашей страны и за ее рубежами. Теоретические работы мастера вместе с его опытом педагог-практика составляют емкое понятие «Фортепианная школа С.Е.Фейнберга». Его ученики: И.Аптекарев, В.Мержанов, В.Петровская, Я.Зюзин, Н.Емельянова, З.Игнатьева, В.Бунин, В.Натансон, Л.Рощина, И.Ещенко.
Личность педагога
В богатейшем арсенале средств Фейнберга-педагога важнейшую роль играла сама его личность. В его присутствии всегда возникала атмосфера исключительной значимости всего происходящего в классе – музицирования, упорной работы над шлифовкой пианистического мастерства, высказываний. Эта атмосфера возникала благодаря его авторитету, ореолу прославленного музыканта. Входя в класс, Самуил Евгеньевич Фейнберг всегда здоровался за руку, и этот простой человеческий жест доброты и доверия помогал ученикам обрести уверенность, желание показать лучшее, на что они способны. Он никогда не ругал, не распекал, не пугал. Едва заметной тени разочарования на его лице было достаточно, чтобы ученик не знал, куда ему деваться от стыда за недоученный урок. Но такое случалось крайне редко. Он никогда не вышучивал своих учеников, не унижал их достоинств, независимо от степени их талантливости. Стилю его отношений с учениками, да и со всеми людьми, никогда не изменяло достоинство и благородство. У него никогда не было любимчиков, в классе не было соперничества – царил дух товарищества. Взаимная доброжелательность была нормой отношений между учениками С.Е.Фейнберга. Не было случая, чтобы Самуил Евгеньевич высказал в присутствии своих учеников что-нибудь неодобрительное о педагогической работе их бывших учителей, хотя многое в его работе шло вразрез с привычными школьными аксиомами. Атмосферу высокого творческого накала С.Е.Фейнберг порой разряжал шуткой, метким сравнением.
Особенно много внимания Самуил Евгеньевич Фейнберг уделял ученикам в течение первых двух лет обучения, давая основной «заряд». В последствии он предоставлял им больше самостоятельности. Совершенствованием пианизма он занимался всегда, на всех этапах обучения и со всеми, доводя решение отдельных задач до максимального приближения к идеалу прямо на одном уроке. Работая над изучением произведений, С.Е.Фейнберг пользовался образами, аналогиями из области литературы, изобразительных искусств. Он не «преподносил» аудитории свои находки: все его сокровища рождались в классе просто, без подчеркивания. Самуилу Евгеньевичу была свойственна большая человеческая скромность. Но при этом ему была чужда ложная скромность. Он превосходно знал, насколько велики его владения в безграничном царстве музыки. С.Е.Фейнберг не был склонен преуменьшать свои достижения и стремился привить такое же правильное самосознание своим ученикам. К педагогике он относился с чрезвычайной ответственностью, нередко специально учил новые произведения, чтобы в совершенстве показать ученикам. Человек слова, никогда не нарушавший своего обещания, точный и обязательный в крупном и в мелочах, С.Е.Фейнберг своим примером приучал учеников к дисциплине во всем: и в занятиях, и в повседневной жизни.
Педагогические принципы С.Е.Фейнберга
Самуил Евгеньевич Фейнберг в процессе многолетней работы с учениками выработал и свои оригинальные педагогические методы. Он их разделил на три основные группы: объяснение, показ и наведение.
С.Е.Фейнберг не уставал подчеркивать, что понимание художественной сути произведения способно уже на ранних стадиях работы над ним дать быстрые результаты. Часто верное понимание смысла музыки избавляет пианиста от многих часов механической работы, зубрежки. С.Е.Фейнберг считал необходимым объяснить ученику особенности формы сочинения, помогал найти верный темп, границы его возможных отклонений. Детально рассматривалась динамика, принципы. Самуил Евгеньевич не уставал убеждать ученика в том, что «в пианизме не существует однозначного подхода ко всем трудностям. Каждая эпоха, композитор требует соответствующего характера движений. Число таких задач и комбинаций неисчислимо».
Работа над движением, жестом велась С.Е.Фейнбергом особенно тщательно в первые годы обучения, так как большинство его новых учеников страдало обилием лишних движений. «Опытный педагог осторожно очищает игру начинающего пианиста от вредных наслоений, так как за этим недостатком нередко скрывается искреннее чувство, повышенная художественная одаренность». Чаще всего в работе в классе С.Е.Фейнберг пользовался непосредственным показом. Но в начале работы избегал играть произведения целиком, чтобы не подавить творческую инициативу. Ощущения полной раскрепощенности учеников достигал путем косвенного наведения на решение других серьезных задач. Так, стремясь освободить ученика от излишнего напряжения, скованности, Самуил Евгеньевич концентрировал его внимание на осязании кончиками пальцев клавиатуры.
Огромное значение в воспитании пианиста С.Е.Фейнберг придавал репертуару. Часто для первых заданий выбирал произведения, редко исполняемые на концертной эстраде. Считал, что много произведений укрепляют память. Не допускал небрежности при повторении ранее выученных произведений.
При изучении нового произведения Самуил Евгеньевич Фейнберг пользовался следующими методами:
1) Первое знакомство: советовал проиграть пьесу целиком, попытаться схватить ее музыкальную сущность; учил сразу добиваться реального воплощения нужного звучания: не отодвигать отделку и «высокие материи» на заключительный этап работы, а сразу шлифовать маленькие отрезки – «кирпичики», находя верное звучание, связанные с ним движения, ощущения в настоящем темпе, в нужных звуковых пропорциях, которые должны быть и в будущем концертном исполнении.
2) Работа над текстом: не советовал сразу учить наизусть, считал, что слишком короткий период игры по нотам не дает возможности вжиться в круг музыкальных идей автора, приучал глубже вчитываться в текст произведения, точно исполнять его, но различать собственно нотный текст и авторские исполнительские указания – критически осмысливать редакции, призывал играть по ur’text’y.
3) Преодоление пианистических трудностей: считал, что путь к преодолению трудности лежит через ее художественное постижение. Чтобы сразу хорошо сыграть трудное место, нужно точно определить его границы. «Необходимо для каждого трудного места найти подходящую силу и окраску звука, быть может – проиграть в медленном темпе. Пользуясь позиционным методом, нужно правильно расположить переносы руки, определить рубежи позиции, чтобы они были удобны играющему. Разбить эпизод на мелкие элементы и для каждого построить короткое упражнение» .
Требования к упражнениям:
1) упражнение должно соответствовать поставленной задаче;
2) упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность;
3) упражнение должно быть максимально коротким;
4) упражнение должно давать результаты в короткий срок.
Для школы С.Е.Фейнберга характерно такое толкование принципа позиционной игры, при котором рука занимает новую позицию не в последний момент, а заранее, чтобы иметь возможность наилучшим образом подготовить руку и успеть приспособиться к клавиатуре для дальнейшего исполнения. Самуил Евгеньевич боролся против школьной привычки подкладывать 1 палец в арпеджированных и гаммообразных пассажах – советовал пользоваться педалью. С.Е.Фейнберг учитывал возможности каждого пальца при решении художественных задач. «Роль 5 пальца в правой и левой руке совершенно различна. В левой руке – это область тяжелых басов, в правой – чаще моменты острого подчеркивания верхних нот в беглых пассажах. 4 палец способен к изысканной утонченности звучания». Перед экзаменами говорил ученикам: «Так и играйте». В последние дни советовал не перенапрягаться, не проигрывать трудные места перед выходом на сцену, разыгрываться на других произведениях. Эстрадные потери и провалы памяти Самуил Евгеньевич Фейнберг считал результатом неправильных методов занятий. Уверенности исполнения помогают ясное представление о форме сочинения, его тональном плане, особенностях репризы, сравнительные отличия тем в экспозиции и репризе сочинения. Пианист всегда должен знать, в каком месте формы он находится.
Исполнительские приемы С.ЕФейнберга
Самуил Евгеньевич Фейнберг рассматривал две функции педали: обогающе-декоративную, призванную способствовать достижению максимального разнообразия красочно-тембровой стороны звучания, и тектоническую, назначение которой проявляется в процессе создания самой гармонической ткани произведения, задуманного композитором в расчете на ее непременное конструктивное участие. Он убедительно показывал, что нотная запись шопеновско-листовского и современного пианизма учитывает формообразующую роль педали. С другой стороны полифоническая музыка барокко, ранняя добетховенская классика требовали строго лимитированной педали. Применение С.Е.Фейнбергом педали имело множество нюансов: в одном случае она нажималась до взятия звука на клавиатуре – при этом рояль звучал особенно мягко; в другом – одновременно. Использовал запаздывающую педаль. Предостерегал учеников от одновременного резкого снятия рук вместе с педалью, обрезающего как ножницами музыкальную линию. Снятие рук в таких случаях всегда должно предшествовать мягкому постепенному снятию педали. С первых уроков С.Е.Фейнберг много внимания уделял искоренению вредных привычек. Это школьная привычка - выдерживать пальцами то, что и так выдерживается педалью. Самуил Евгеньевич Фейнберг показывал, что это дублирование не влияет на звучность. С другой стороны, применение так называемой ручной педали не должно дублироваться ножной педалью, которая может затуманить голосоведение.
Взгляды С.Е.Фейнберга на проблемы исполнения отличаются смелостью. В трактовке любого композитора Самуил Евгеньевич во главу угла ставил постижение самой музыки – ее глубинного содержания. Раскрытие этого содержания, неизменная верность живому звуку музыки сообщают его толкованию стиля свежесть и естественность. Особенно ярко это проявляется в трактовке С.Е.Фейнбергом творчества И.С.Баха. Рассуждая об исполнении баховских произведений, он ставит вопрос: «Как использовал бы сам гениальный композитор достоинства современного рояля? Возможно, что ознакомившись с особенностями наших инструментов автор «ХТК» совсем не одобрил бы реставрационно-музейных тенденций.» Признавая все же правомерность этих тенденций для токкатообразных пьес и эпидов, Самуил Евгеньевич Фейнберг тем не менее решительно выступает за «полножизненный метод» трактовки И.С.Баха – метод, в полную силу использующий богатейшие возможности современного рояля – его звуковую мощь, гибкость и экспрессию динамики. Обосновывая право пианиста использовать при исполнении И.С.Баха темповые отклонения, С.Е.Фейнберг подчеркивал в первую очередь их исключительную выразительность, а также отсутствие веских оснований считать, что И.С.Бах совсем не пользовался этим родом экспрессии.
Самуил Евгеньевич Фейнберг – один из немногих художников, игру которого можно узнать сразу, с первых нот. Известно, что достижение звучащего, певучего piano – серьезная проблема для многих музыкантов. Владение С.Е.Фейнбергом этой важнейшей частью пианистического мастерства основывалось на разнообразном использовании веса свободной руки, на выверенности тончайших соотношений горизонтальных линий музыкальной ткани, на умелом использовании принципа «набора» и постепенного «расходования» звука. У него никогда не было «беззвучного» piano. Каждая, даже самая тихая нота, несла на себе полную смысловую нагрузку, говорила с полной внятностью. Мощное, но никогда не резкое forte С.Е.Фейнберга также зависело от точности распределения звуковых пропорций. Виртуозно применяя принцип относительности звучания, он создавал впечатление грандиозного ff при минимуме затрат мускульной энергии. Одно из основных правил при игре f гласило: при самом сильном f исполнитель должен иметь еще некоторый резерв для прибавления звучности. Это правило гарантировало от опасности возникновения грубого звучания. Мощи ff С.Е.Фейнберга способствовало и его умение точно и гибко использовать вес корпуса. Характерной особенностью исполнительского почерка С.Е.Фейнберга было его пристрастие к быстрым темпам. Вместе с тем в его игре не чувствовалось поспешности, суеты. Быстрые темпы С.Е.Фейнберга – результат его быстрого мышления. Но, поскольку он мыслит ясно, слушатель также успевает воспринимать логику движущегося смысла музыки. Для мощных басовых нот Самуил Евгеньевич Фейнберг предпочитал использовать 1 палец – независимо от цвета клавиши.
Заключение
Основными тезисами пианизма он считал, прежде всего, главенство художественного постижения произведения над механической работой, индивидуальный подход к каждому конкретному сочинению; творческий, а не «музейный» подход к характеру фортепианной звучности при исполнении старинной (классической) музыки; проявление индивидуального начала исполнителя не вопреки авторскому тексту, а как результат внимательного вчитывания в него и глубокого его постижения; роль нотного текста и исполнительских указаний; роль традиции как стимула для поиска нестандартного решения в отличие от консервативной и омертвляющей искусство роли привычки; принцип рационального постижения пианистической трудности; стремление находить простое в сложном; отношение к упражнению как к средству овладения художественной задачей, а не как к гимнастике; правило «исключения мнимых трудностей» и многое другое. Этим установкам Самуил Евгеньевич Фейнберг оставался верен всю жизнь.
Принципы Самуила Евгеньевича Фейнберга как истинного представителя русской фортепианной школы и в настоящее время всесторонне используются в детской музыкальной педагогике.
Литература
- С.Е.Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь. – Москва: Советский композитор, 1984.
- С.Е.Фейнберг. Путь к мастерству//Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. – Москва: Музыка, 1965.
- С.Е.Фейнберг. Пианизм как искусство. – Москва, Классика–XXI, 2003.
- А.Николаев. Г.Г.Нейгауз и С.Е.Фейнберг о фортепианном искусстве//Вопросы музыкально-исполнительского искусства. – Москва: Музыка, 1969.
- А.Алексеев. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга//Мастера советской пианистической школы. – Москва, Музгиз, 1954.
- М.Соколов. «Детский альбом» С.Е.Фейнберга//Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2. – Москва: Музыка, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"
Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой
Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...
Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой
Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...
Педагогическое наследие Н.К.Крупской
Наше педагогическое наследие в творчестве и работах Н.К.Крупской , которая была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.Творчество Н.К.Крупской очень мног...
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского
Данный материал был представлен на районных педагогических чтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому....
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....