Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк""
презентация к уроку по музыке по теме

Подгурская Анастасия Николаевна

Презентация создана по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petya_i_volk.pptx983.96 КБ
Файл plan-konspekt_petya_i_volk.docx20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тембр – это окраска звука

Слайд 2

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев

Слайд 3

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Слайд 4

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Слайд 5

Тема Пети (струнные смычковые инструменты)

Слайд 6

Птичка (флейта)

Слайд 7

Утка (гобой)

Слайд 8

Кошка (кларнет)

Слайд 9

Дедушка (фагот)

Слайд 10

Волк (валторна)

Слайд 11

Охотники (большой барабан, литавры)



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68»

г. Санкт-Петербург

Конспект разработала:

Подгурская Анастасия Николаевна

Должность: учитель музыки

Конспект урока музыки на тему:

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева

«Петя и волк»

(инструменты симфонического оркестра)

Тема урока: «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с инструментами симфонического оркестра на

примере симфонической сказки «Петя и волк».

УУД:

- выявлять разные по смыслу интонации;

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и

сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

- соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными

образами и их развитием.

Оборудование:

1. интерактивная доска, ноутбук;

2. презентация урока;

3. интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева

«Петя и волк»;

4. мультипликационный фильм «Петя и волк».

Методы:

1. словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и

слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

2. просмотр и прослушивание симфонической сказки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Добрый день» слова и музыка И. Меньших.

Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам

поиграть игру, которая называется «Угадай».

(Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята

по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не

видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз).

Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно

определить ваши имена?

Примерные ответы учащихся: по голосу.

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить,

чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий

и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя

окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари

и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое  и

короткое определение.

(Слайд 2- тембр)

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого

человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у

каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого

музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует

огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из

них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему

виду, но и по тембру.

1.Новая тема

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой «Петя и волк» .А написал

эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 3 – портрет композитора).

Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная,

симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что

написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым

композитором, который решил познакомить ребят со звучанием

симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях

запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд -

лейтмотив)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА,

ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И

перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и

играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения

дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры

инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема –

лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет

этот лейтмотив.

(Слайд 4 – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в

духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа

инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 5– струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его

музыка?

Примерные ответы учащихся:

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это

птичка. (Слайд 6 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот

инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте

внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание

темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы детей:

- Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и

летает над землей, не зная куда приземлиться.

Учитель: Не плохо!

Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже

деревянно-духовой инструмент (Слайд 7 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит

«гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной

лапки на другую, и крякает.

Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще

один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 8 – кошка,

кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9 – дедушка,

фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места

опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также

инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по

звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им

именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски

ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 10 – волк, валторны).

Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.

Слушание ____________темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы

услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный

или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые

идут по следам Волка (Слайд 11 – охотники, ударные). Сейчас внимательно

послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее

исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

Учитель: Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов.

А именно литавры и барабаны.

- Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической

сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты,

которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать

тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим

мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической

сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все

те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых

говори сегодня (просмотр мультфильма).

3. Рефлексия.

- А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать

музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

*****

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою… флейта просвищет,

Закрякает уткой…гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и

решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение

интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева

«Петя и волк».

4. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Урок музыки на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

Цель:научить ребят анализировать различать тембр инструментов симфонического оркестра...

Презентация к уроку музыки 6 класс "Волшебная сила музыки"

Эта презентация - красониая  иллюстрация к уроку....

Презентация к уроку музыки 1 класс "Повсюду музыка слышна"

Повсюду музыка слышнаЦель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи: 1. Расширять музыкально - слуховой опыт учащихся и их представления о музыкальной культур...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Музыка утра"

Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств,...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Расскажи сказку"

Цели урока: Воспитать у детей интерес к русскому народному творчеству, помочь им увидеть добро и зло, красоту музыки, слова, изобразительного  искусства, научить оценивать поступки героев.План ур...