Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк""
презентация к уроку по музыке по теме
Презентация создана по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petya_i_volk.pptx | 983.96 КБ |
plan-konspekt_petya_i_volk.docx | 20.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
Тема Пети (струнные смычковые инструменты)
Птичка (флейта)
Утка (гобой)
Кошка (кларнет)
Дедушка (фагот)
Волк (валторна)
Охотники (большой барабан, литавры)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68»
г. Санкт-Петербург
Конспект разработала:
Подгурская Анастасия Николаевна
Должность: учитель музыки
Конспект урока музыки на тему:
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева
«Петя и волк»
(инструменты симфонического оркестра)
Тема урока: «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с инструментами симфонического оркестра на
примере симфонической сказки «Петя и волк».
УУД:
- выявлять разные по смыслу интонации;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и
сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;
- соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными
образами и их развитием.
Оборудование:
1. интерактивная доска, ноутбук;
2. презентация урока;
3. интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева
«Петя и волк»;
4. мультипликационный фильм «Петя и волк».
Методы:
1. словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и
слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
2. просмотр и прослушивание симфонической сказки.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие «Добрый день» слова и музыка И. Меньших.
Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам
поиграть игру, которая называется «Угадай».
(Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята
по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не
видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз).
Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно
определить ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить,
чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий
и поэтому у всех он разный.
Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя
окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари
и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и
короткое определение.
(Слайд 2- тембр)
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого
человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у
каждого музыкального инструмента?
Примерные ответы учащихся: Да, есть!
Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого
музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует
огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из
них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему
виду, но и по тембру.
1.Новая тема
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой «Петя и волк» .А написал
эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 3 – портрет композитора).
Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная,
симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что
написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым
композитором, который решил познакомить ребят со звучанием
симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях
запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд -
лейтмотив)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА,
ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И
перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и
играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения
дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры
инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема –
лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет
этот лейтмотив.
(Слайд 4 – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в
духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа
инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
(Слайд 5– струнно-смычковые) – слушание темы.
Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его
музыка?
Примерные ответы учащихся:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это
птичка. (Слайд 6 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот
инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте
внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание
темы.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
- Веселое, радостное, счастливое.
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и
летает над землей, не зная куда приземлиться.
Учитель: Не плохо!
Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже
деревянно-духовой инструмент (Слайд 7 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит
«гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной
лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще
один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 8 – кошка,
кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
Примерные ответы детей:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9 – дедушка,
фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места
опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также
инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по
звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им
именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски
ворчливо и хрипловато. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 10 – волк, валторны).
Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.
Слушание ____________темы.
- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы
услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный
или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые
идут по следам Волка (Слайд 11 – охотники, ударные). Сейчас внимательно
послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее
исполняют. Слушание темы.
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Учитель: Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов.
А именно литавры и барабаны.
- Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической
сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты,
которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать
тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим
мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической
сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все
те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых
говори сегодня (просмотр мультфильма).
3. Рефлексия.
- А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать
музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
*****
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса:
Пичугою… флейта просвищет,
Закрякает уткой…гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и
решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение
интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева
«Петя и волк».
4. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева
«Петя и волк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Урок музыки на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"
Цель:научить ребят анализировать различать тембр инструментов симфонического оркестра...
Презентация к уроку музыки 4 класс Симфоническая сюита «Шахерезада»
Симфоническая сюита «Шахерезада»...
Презентация к уроку музыки 6 класс "Волшебная сила музыки"
Эта презентация - красониая иллюстрация к уроку....
Презентация к уроку музыки 1 класс "Повсюду музыка слышна"
Повсюду музыка слышнаЦель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи: 1. Расширять музыкально - слуховой опыт учащихся и их представления о музыкальной культур...
Презентация к уроку музыки 1 класс "Музыка утра"
Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств,...
Презентация к уроку музыки 1 класс "Расскажи сказку"
Цели урока: Воспитать у детей интерес к русскому народному творчеству, помочь им увидеть добро и зло, красоту музыки, слова, изобразительного искусства, научить оценивать поступки героев.План ур...