Урок на тему: "Инструментальная полифония"
план-конспект по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Инструментальная музыка»
З а д а ч и : дать понятие «полифония», познакомить с органом, вариантами исполнения полифонии ( хор a capella, инструментальный квартет, орган)
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л : И.С.Бах: «Ария» (струнный квартет), токката и фуга d-moll.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : старинный квартет ( XVII- XVIII ), орган.
Х О Д У Р О К А
- Повторение.
В начале урока вспомнить термин «многоголосие», основные черты народных песен и церковных гимнов.
- На прошлом уроке мы с вами побывали в тех далеких временах, когда не было современных музыкальных инструментов. Скажите, какой инструмент у человека всегда с собой? (голос)
2. Слушание: как звучит орган.
- А теперь продвинемся во времени немного вперед и попадем в XVI век, который был полон очень важными для музыки событиями. В это время появляется не только церковная музыка, но и светские сочинении я. То есть сочинения для исполнения «в свете» - на праздниках, балах. Именно тогда получил развитие и «король инструментов» - орган. Давайте послушаем его голос.
Звучит фрагмент токкаты d-moll И.С.Баха.
- Попробуйте охарактеризовать звучание органа (громко, мощно, торжественно)
- А теперь познакомимся с этим инструментом поближе. Рассмотрите его внешний вид, строение. ( фотография органа)
- Попробуйте понять, почему у нее такое мощное. Яркое звучание и откуда берется множество голосов, которые создают такую плотную музыкальную ткань.
- На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, уходя рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены вертикально, другие – горизонтально, а некоторые даже подвешаны на крюках. У современных органов число труб доходит до 30 тысяч. Самые большие – высотой более 10м, самые маленькие – 10мм. Кроме того, орган имеет воздухонагнетальный механизм – мехи и воздуховоды, и кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления механизмом.
Звук органа производит огромное впечатление. Это как бы целый оркестр. У органа несколько (от2 до 7) ручных клавиатур – мануалов, расположенных терассообразно. Особая клавиатура – ножная педаль. Она имеет 32 клавиши - для игры носком и каблуком.
Органы всегда строились для определенного помещения, поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших – орган Домского собора в Риге.
Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесебию, жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос. Постепенно инструмент совершенствовался и к XVI в. приобрел почти современный вид.
- Как вы думаете, есть ли еще на свете такой же большой инструмент? (нет) Верно. А «королем инструментов» его зовут за то, что он один может заменить целый оркестр. Послушайте еще раз прозвучавший фрагмент и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучит одновременно.
Повторное прослушивание фрагмента.
- Итак, сколько голосов? (сначала один, а потом много). Вспомните, как называется такое звучание? (многоголосие, что значит «много голосов»).
3. Знакомство с понятием «полифония».
- Сегодня мы познакомимся с другим термином, который произошел от греческих слов «поли» -много, и «фон» - звук. А все вместе – «полифония». Но это не просто много звуков, а несколько мелодий, которые звучат одновременно.
Давайте попробуем изобразить эти самостоятельные мелодии с помощью движения вместе с пением русской народной песни «Со вьюном я хожу». ( разделить класс на 3 группы и выстроить их в три цепочки. Ведущий каждой цепочки описывает свою фигуру – круг, зигзаг и т.д. Это и будет иллюстрацией самостоятельного голоса. Так как спеть многоголосие дети еще не сумеют)
4. Слушание и анализ полифонии.
Демонстрация изображения струнного квартета.
- Мы видим целую семью из четырех инструментов. Скажите, есть ли у них что-нибудь общее? (да, они похожи своей формой)
- Правильно, а чем они различаются? (размером)
- Молодцы. Эти инструменты называются: скрипка, альт и виолончель. Они из одной группы струнно-смычковых инструментов, так у всех есть струны и смычок.
А еще они различаются своими голосами. У кого самый низкий голос? ( у виолончели), а самый высокий? (у скрипки)
- Когда они вместе исполняют какую-нибудь многоголосную музыку, то каждый инструмент берет себе одну мелодию, а при звучании эти мелодии сплетаются воедино и мы слышим «разговор четырех умных людей».
Давайте послушаем с вами отрывок такого произведения-разговора. ( звучит «Ария» И.С.Баха).
- Каков характер такой музыки? (неторопливый, напевный, задумчивый). Давайте попробуем изобразить свою полифонию, но только не мелодическую, а ритмическую.
Разделить класс на две группы.
1-я группа: ПI / ПI (дили-дон, дили-дон)
2-я группа: IП/ IП (дон-дили, дон-дили)
Повторить несколько раз, чтобы дети уловили ритмическое чередование.
5. Рассказ о композиторе И.С.Бахе.
-Обратите внимание на этот портрет. (демонстрация)
- Как выдумаете, этот человек жил в давние времена или это наш современник? ( он жил давно).
- Почему? ( Он в старинной одежде, у него на голове парик)
- Да, этот человек жил давно, в 1685-1750 гг. Это знаменитый композитор Иоганн Себастьян Бах. Музыку. Которую мы слушали сегодня, написал он.
И.-С.Бах был удивительным человеком. Он родился в небольшом немецком городке Эйзенахе. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Позже он освоил орган и клавесин и был лучим исполнителем музыки на этих инструментах среди современников. Музыка Баха при его жизни не получила признания. Современники считали ее слишком яркой, красочной и человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Интерес к музыке База возник почти 100 лет спустя после его смерти, благодаря немецкому композитору Ф.Мендельсонй-Бартольди, который начал публично исполнять произведения Баха. Прошло уже более 250 лет со дня смерти Баха, а музыканты всего мира до сих пор поражаются красоте и вдохновению, мастерству и совершенству его музыки.
6. Итог урока.
- На этом уроке вы познакомились с органом. Как его еще называют? (король инструментов). Что такое «полифония»? На греческом языке «поли» - это… (много), «фон» - (звук)
- Правильно. А еще мы познакомились с величайшим мастером полифонической музыки. Как его имя? ( Иоганн Себастьян Бах)
- Замечательно. Со струнным квартетом мы не прощаемся, будем слушать его еще не раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
Вопросы образного толкования полифонии на уроках фортепиано в старших классах ДМШ.
Основой данной разработки стал обобщенный мною опыт мастеров прошлого и настоящего, а также собственная практика преподавателя ДМШ....
Урок в 6 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Фуга - высшая форма полифонии"
Урок знакомит учащихся с вышей формой полифонии - фугой, с творчеством И.С. Баха и художественными полотнами М. Чюрлёниса. Способствует развитию фантазии и воображения, чувства прекрасного....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»
Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК. Тема: "Работа над полифонией"
Урок по фортепиано, тема 4 года обучения....
Презентация на тему : "Инструментальные средства создания веб-сайтов"
Данная презентация послужит Вам для создания простых веб-страниц...