ОТКРЫТЫЙ УРОК. Тема: "Работа над полифонией"
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого занятия
Тема: «Работа над полифонией».
Возраст обучающихся: 12 лет
Год обучения: четвертый
Форма занятий: индивидуальная
Дата: _________
Цель: освоение полученных знаний о полифонии и применение этих знаний на примере инвенции До мажор Иоганна Себастьяна Баха.
Задачи:
обучающие:
- приобщение к классической музыке,
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,
- передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа,
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,
развивающие:
- развитие навыков полифонического мышления,
- формирование общего кругозора,
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
- развитие воли и управления своим поведением,
здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов,
- правильная организация пианистического аппарата.
План занятия:
- Организационный этап.
Начало занятия: Вводное слово педагога.
Ознакомление с темой и ходом занятия. Постановка целей и задач.
Мотивация на успех.
- Создание психологического настроя на учебную деятельность.
- Этап усвоения новых знаний.
Изучение темы. Слово педагога. Упражнения по новой теме. Последовательность работы. Здоровьесбережение.
- Этап закрепления изученного.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Методы и приемы:
- наблюдение,
- прослушивание музыкального произведения,
- аналитический,
- нескучные способы разучивания,
- практический,
- наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- художественные,
- информационно-компьютерные.
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты,
- дидактический материал,
- компьютер и электронная доска.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение полифонических пьес.
Уровень исполнения: хороший. Учащийся самостоятельно оценивает свои достижения. Педагог эмоционально поддерживает ребенка.
Задание на дом: закрепление знаний по полифонии, работа над голосами в полифонии.
Перспектива на следующее занятие: знание ранее изученных знаний и умение игры полифонических произведений, готовность изучать новый материал.
Поощрение.
Самоанализ педагога: Занятие прошло в режиме диалога обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: выучены темы по голосам, отработаны и проучены противосложения.
Ход занятия
1.Организационный этап. Проверка готовности обучающегося к занятию.
Педагог: Здравствуй! Мы начинаем наше занятие с тобой! Садимся правильно за инструмент.
Ребенок: Ставим плотно ноги на пол, спина прямая, плечи опущены, руки свободны, локти отведены в стороны.
2.Создание психологического настроя на учебную деятельность.
Педагог: Для начала разыграемся, играем гамму Ми мажор. Затем сыграем этюды и перейдем к работе над полифонией.
Ребенок: Хорошо, начнем с гаммы.
3. Этап подготовки к усвоению знаний. Ознакомление с темой и ходом занятия.
Педагог: Мы с тобой начали изучать полифонию. Давай вспомним, что означает это название?
Ребенок: В переводе с иностранного языка – многоголосие.
Педагог: Молодец, правильно!
Педагог: Давай теперь вспомним, какие бывают формы полифонии.
4. Этап усвоения новых знаний.
Ребенок: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Педагог: Инвенцию. Ты знаешь что означает слово «инвенция»?
Ребенок: Нет, не знаю.
Педагог: Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие), И. С. Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.
Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И. С. Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: «15 двухголосных инвенций и 15 симфоний».
В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры и расшифровки украшений.
Ребенок: Почему так получилось?
Педагог: Давай вспомним, для каких инструментов писал Бах?
Ребенок: Клавесин, клавикорд.
Педагог: Правильно! В автографе Баха есть ремарка, что инвенции посвящены «любителям клавира». Клавир – это собирательное название всех клавишных инструментов: клавесин, клавикорд, орган.
Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки и предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры.
А звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладал звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат веселые, быстрые и отчетливые пьесы.
Клавикорд Клавесин
Природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики.
Педагог: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?
Ребенок: Штрихи - Legato, Staccato, Tenuto.
Педагог: Но если Бах их не писал штрихов, то кто это сделал?
Это сделал Ферруччо Бузони - итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог. Отец Бузони был кларнетистом, его мать — пианисткой. Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыки Баха.
Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, и ты увидишь их. Все расшифровки украшений уже вписаны в текст.
Ферруччо Бузони (1866-1924гг.)
А теперь перейдем к пьесе. Инвенция – это полифоническая пьеса для нескольких голосов (т.е. многоголосная). Сначала звучит яркая запоминающаяся Тема в первом голосе. Второй голос вступает с такой же Темы – это Ответ. Продолжение звучания первого голоса во время Ответа во втором голосе называется Противосложением. Такты, где Тема не звучит, называются Интермедия.
Тема в инвенциях Баха – это ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.
Сыграй, пожалуйста, Тему инвенции.
Педагог: Хорошо, а теперь послушай инвенцию целиком и проследи за развитием Темы. (Педагог исполняет Инвенцию До мажор).
Педагог: Какая по-твоему эта Тема? Вспомни, какие образы у тебя родились при прослушивании этой инвенции.
Ребенок: Она веселая и игривая.
Педагог: Да, она очень живая и подвижная Тема. А теперь обратимся к форме полифонии. Какие разделы в ней? И что в них происходит?
Ребенок: Инвенция состоит из трех частей. В первой части Темы в правой руке играют главенствующую роль, а левая рука вторит правой. Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре. И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части, но главенствующая роль теперь переходит в левую руку, а правая вторит левой. И в третьей части обе руки становятся равнозначными по смыслу и звуку.
Педагог: Молодец, все правильно! Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь из этих разделов?
Ребенок: Конечно нет, это единое произведение, одно вытекает из другого.
Педагог: Какое отличие в звучании двух голосов? Я подскажу: нужно вспомнить про несколько мануалов у клавиров.
Ребенок: Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску.
Педагог: Правильно! Так как на клавесине мануалы отличались по звучанию, то следует предположить, что Тема игралась на «яркой» клавиатуре, а Противосложение на «тихой».
Давай найдем и сыграем все Темы в разных голосах. Играй голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. Пропевай нотами каждое проведение Темы – так быстрее запомнится мелодия.
(Ребенок находит в тексте все Темы инвенции).
Педагог: Хорошо, у тебя все правильно получилось! Молодец!
Давай теперь немного расслабимся и сделаем нашу гимнастику для рук.
Игра-упражнение «Засыпающая рука» - постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом.
При выполнении упражнения «Пустой рукав» - предлагается представить, что рука – это рукав пальто, плаща или куртки, и мы подняли этот рукав вверх, а когда ребенок почувствует, что рука расслабилась и стала тяжелой, то нужно свободно кинуть ее вниз, отдавая вес руки в пол.
Педагог: А давайте послушаем сейчас исполнение этой инвенции известным пианистом Гленом Гульдом, любившем играть музыку Баха и добивавшимся звучания рояля как на клавесине, и проанализируем его игру.
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=pe6oMxJIGQU&list=PL2EE4A7EB15389E0B)
Педагог: Еще у меня есть видео мастер-класса Александра Майкапара со своей ученицей Майей Оганян. Посмотрим фрагмент…
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=95XpPPSRn5Y
5. Этап закрепления изученного.
Педагог: Сегодня мы узнали много нового, и я прошу тебя вспомнить и назвать из каких элементов строится Инвенция?
Ребенок: Инвенция состоит из Темы, Ответа, Противосложения и Интермедии.
Педагог: Совершенно верно! А сколько частей в нашей инвенции?
Ребенок: В нашей инвенции три части.
Педагог: Правильно!
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Педагог: Молодец, ты хорошо сегодня поработал! Вот твое задание на дом. 1) Найти все Темы и уметь играть с любого места.
2) Найти Противосложения и играть с любого места.
3) Разобрать Инвенцию, не забывать про знаки и пальцы.
4) Посмотреть полностью мастер-класс Александра Майкапара.
Источник : http://www.youtube.com/watch?v=95XpPPSRn5Y
5) Найти Инвенцию До мажор И. С. Баха в разном исполнении и проанализировать игру пианистов.
Это твое домашнее задание. На сегодня все! До скорой встречи!
Ребенок: До свидания! Спасибо за занятие.
Рефлексия педагога: На занятии присутствовал воспитанник 4 года обучения, со средними музыкальными данными. В процессе занятия было изучено строение Инвенции и способы работы над полифонической пьесой. Особенностью этого занятия является то, что умения, которые получил ребенок, проявятся только после длительных и усердных занятий, с высоким уровней организации.
В процессе занятия показывается, как должна играться Тема, Ответ, Противосложение и Интермедия. Качество проделанной работы можно будет отследить на следующем занятии или после того как ребенок самостоятельно отработает это дома.
Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком.
Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Важно умение слышать полифоническую ткань. Учащийся развивает и углубляет свои знания о полифонии на всем протяжении обучения.
Список использованной литературы:
- http://classic-online.ru/ru/production/196
- http://www.youtube.com/watch?v=ZE64j8xMOD0
- http://www.youtube.com/watch?v=95XpPPSRn5Y
- Марк Зильберквит «Рождение фортепиано», Музыкальное издательство "П. Юргенсон", 2010
- И.С. Бах «Инвенции» редакция Ф. Бузони, Москва «Кифара», 1997
ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Емцева Анна Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Тема: «Работа над звукообразованием с детским хором».
Конспект открытого урока....
Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»
Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора ...
Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"
Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"...
План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"
План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...
Методическая разработка урока по фортепиано. Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»
Тема: Работа над полифонией в младших классах фортепиано ДШИ. Ознакомительный этап в работе над Маленькой прелюдии №2 До мажор И.С. Баха Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения з...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
Цель урока : Добиваться эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...