Урок концерт "Романс"
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме
Это урок ,который воспитывает в учениках любовь к русскому искусству, к русскому романсу,сближает ученика и учителя в раскрытии образов современности,а также участие родителей в этом концерте, как исполнителей романсов могут возвысить их в глазах собственных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_koncert_romans.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования Нижнеилимского района
МОУ « СОШ №4 г.Железногорска-Илимского».
ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА.
(открытый урок- концерт в 7 классах ).
СОСТАВИТЕЛЬ
Мамедова Нушафарим
Таир кызы
Учитель музыки.
г. Железногорск _Илимский
2012г.
ТЕМА: ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА.
УРОК - КОНЦЕРТ .
(Проводить урок, надо в свободной и не принуждённой атмосфере. Можно,
также провести в актовом зале за столами с приглашёнными родителями. Раздать детям стихи, что бы подготовились, нашли интересные данные о романсе. Романсы исполняются педагогом, детьми, а так же могут исполнять родители.)
ЦЕЛЬ: научить понимать и любить русский романс. Объяснить что такое «Романс»
Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
ЗАДАЧА: обеспечить психологический настрой и подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку. Развитие исполнительских и творческих навыков и умений.
ТИП УРОКА:
Углубление знаний.
МЕТОДЫ:
Беседа, исполнение , показ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальные инструменты: синтезатор, музыкальный центр, мультмедия.
Показ презентации.
Учитель: РОМАНС… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем уроке концерте мы познакомимся с историей возникновения романса и становлением этого музыкального жанра в России.
В музыкальном словаре дано такое определение романса; «Романс – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением ( чаще всего фортепианным)».
Слово романс происходит от испанского слова «romanse» , то есть исполнение на испанском языке. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни, пели на испанском языке.
Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. Во все века, во всех странах существовали лирические песни , про любовь. Их пели простые деревенские девушки и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми. Аристократы 17 века презрительно относились к простонародным песням . Даже само слово песня казалось им плебейским . Вот тогда –то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «Романс».
Звучит колокольчик.
Продолжает ученик : Издатель русской музыкальной культуры Татьяна Ивановна Ливанова пишет : «Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду ,где для этого хватало музыкальной грамотности. Это тяга к самостоятельному распеванию поэтических текстов захватывает по меньшей мере весь 19 век, а так же остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.»
Учитель.
Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны нам также , как были близки и понятны людям прошлого века.
Русский бытовой романс явление неоднородное. В нем четко прослеживается три основные жанровые линии: русской народной песни, элегии и баллады.
Романс сходный с русской народной песней, как бы своеобразное лирическое высказывание . В нём ярко выражен национальный характер. Мелодия, такого романса схожа с протяжной народной песней.
Прослушайте романс « Красный сарафан» А. Варламова, слова А. Дельвига.
Ученик.
Щёчки рдеют алым жаром,
Соболь инеем покрыт
И дыханье легким паром
Их ноздре твоих летит
Дерзкий локон в наказанья
Поседел в шестнадцать лет
Не проа ли нам с катанья?
Дома ждёт тепло и свет
И пуститься в разговоры
До рассвета про любовь?
А мороз свои узоры
На стекле напишет вновь.
Прослушайте русский бытовой романс « Не брани меня- родная » А. Дебюк
Петр Петрович Булахов талантливый русский композитор, написавший много прекраных романсов.
Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия "Не пробуждай воспоминаний" и лирический романс в ритме полонеза "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу».
Ученик.
Душа хотела быть звездой,
Но никогда ,как с неба полуночи
Сияя светила, как живые очи
Глядит на сонный мир земной,-
Но днём, когда сокрытые, как дымом
Палящих солнечных лучей
Они как божество, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
Послушайте старинный романс « Гори, гори моя звезда».
Ученик .
ЭЛЕГИЯ – это лирико- философское стихотворение .Примером романса имеющегося сходство с элегией может служить прекрасный романс « Утро туманное» на слова Тургенева . В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.
Учитель.
Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843г. Всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной , происшедшего полтора года назад. Тогда , в марте 1842г. Он написал ей прощальное письмо: « Я, всё хочу забыть, всё , исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Ученик читает стихи.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства
Мечты развеются твои
И жизнь твоя пройдет незрима
В краю безлюдном, безымянном
На не замеченной земле-
Как исчезает, облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…
Звучит романс «Утро туманное».
Ученик.
Я был опять в саду твоём
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоём
Бродили, говорить не смея.
Как сердце робкое влекло
Излить надежду, страх и лени,-
А юный лист тогда на зло
Нам посылал так мало тени
Теперь и тень в саду темна
И трав сильней благоуханье
Один зарёю соловей
Таясь во мраке, робко свищет
И под навесами ветвей
Напрасно взор кого- то ищет.
Послушаем романс « Отцвели хризантемы в саду». Муз. Николая Ивановича Харито, слова Шумского.
Учитель.
Известный музыковед и композитор Шишкин Н. Е. Писал: « когда я слушаю музыку мне всегда кажется. Что сердце моё медленно поднимается в голубой неохватный простор и где- то там физически ощутимо соприкасается с бесконечностью. Мне почему -то хочется плакать от счастья или от сознания того , что живу на этой трудной земле.»
Завершает наш урок –концерт романс Шишкина Н. Е. «Ночь светла».
ИТОГ : ребята понравился вам урок концерт?
Ответы детей.
Какие впечатления остались от урока ?
Ответы детей.
Какой романс вам понравился больше всего?
Ответы детей.
Перечислите все прозвучавшие романсы.
Кто скажет что такое «Романс».
Ребята благодарю Вас всех за ваше творчество , за ваши ответы. Я думаю этот урок запомнится вам на всю жизнь . Любите творчество своего народа ,чтите все её истоки. Ведь именно любовь есть та вершина, тот свет, который вечно освещает храм человеческой души.
Урок окончен. Звучит любой романс. И дети выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...