Использование проекта «В защиту семьи» общественного движения «Содружество София» на уроках музыки
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
Омское областное общественное движение «Содружество «София» разработало проект «В защиту семьи». Выставка направлена на повышение духовно-нравственного уровня взрослых и детей через приобщение их к православным истокам семьи, духовной национальной культуре семейного бытия, традиционных семейных ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией. Во все времена именно вера помогала и спасала русских людей. Православие – тот оплот, на котором держалась и держится земля русская. Поэтому невозможно духовно-нравственное воспитание без изучения, знания православной истории, традиций.В своей работе я хочу показать, как использую материалы проекта на уроке музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proekta.docx | 24.05 КБ |
prilozhenie.pptx | 1.96 МБ |
prilozhenie1.pptx | 2.2 МБ |
prilozhenie2.pptx | 2.89 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование проекта «В защиту семьи»
общественного движения
«Содружество София»
на уроках музыки
МОУ «СОШ №110»
Вальдт Людмила Фёдоровна
учитель музыки
"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином. Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”. Школа должна помочь ребёнку понять, что человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.
Конечно, музыка более других наук призвана учить хорошему: добру, справедливости, совестливости, честности, умению любить, любоваться красотой. Но очень трудно детей, особенно в подростковом возрасте, учить любить классическую музыку, да ещё уметь это делать, уложившись в один час в неделю, и когда очень серьёзна в духовном отношении проблема рок – музыки. Приходится находить отдельные вещи, о которых можно говорить более менее положительно, и стараться расширять музыкальный кругозор своих учеников. «Трудом душевным … должно наполнить душу и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности», по словам К.Д.Ушинского.
Настоящим открытием и помощью в подготовке и проведении уроков для меня стал проект «В защиту семьи». Омское областное общественное движение «Содружество «София» разработало этот проект. Я пока ещё только изучаю проект и пользуюсь только некоторыми материалами: сборниками песен, видеофильмами, а особенно выставкой «В защиту семьи». Выставка направлена на повышение духовно-нравственного уровня взрослых и детей через приобщение их к православным истокам семьи, духовной национальной культуре семейного бытия, традиционных семейных ценностей. Из выставки я выбрала несколько страниц. «Русь Святая, храни веру православную», «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли», «У свята корня благочестивы и ветки», «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей».
Страницу «Русь Святая, храни веру православную» я использовала в 4 классе в теме «О России петь, что стремиться в храм» и в 5 классе в теме «Всю мою жизнь несу Родину в душе». Для школьников этого возраста приоритетное значение имеют информационно – развивающие и репродуктивные методы обучения, позволяющие приобщить ребят к определённым этическим знаниям. Я использую следующие формы и приёмы работы: ролевые игры, решение ситуативных задач, рассказ, беседа, конечно, вместе с музыкой, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание. Ребята уже могут понимать, что рассказ о ком – то другом может иметь отношение и к ним самим, воспринимают притчи заповеди Иисуса Христа как основные нравственные ориентиры современной жизни.
Страница «Русь Святая, храни веру православную» лаконично, ярко рассказывает и о нас, и о том, почему наша Родина – Святая Русь. Ребята на уроке рассказывают о святых земли русской, узнают, что церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Образ Святой Руси неизменно ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами. И мы любуемся иконами и храмами православными, слушаем сердечные русские песнопения, молитвы. Важно, чтобы в пении ребята уловили и отзвуки небесной гармонии, искренность и чистоту чувства, живущих в людях вопреки их заблуждениям, а также внимательно относились к тексту, осмыслению произнесённого слова, ведь роль слова была основополагающей в христианском учении: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Зная всё это, ребята начинают глубже понимать и русскую народную песню «Вечерний звон», и картину И.Левитана, и «Светлый праздник» С.Рахманинова, и кантату «Александр Невский» С.Прокофьева, и стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…»
Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
А потом можно предложить ребятам темы и вопросы для обсуждения: Что такое Родина? Что она значит для вас? Если бы вы были автором толкового словаря, как бы вы истолковали понятия «отчий дом», «Отечество», «род», «народ», «Родина – мать»? Как, по – вашему, проявляется в человеке любовь к родному краю? Какие традиции своего народа вы знаете? Что такое служение народу и отечеству? и т.д.
В средней школе идёт процесс социального созревания личности. В этом возрасте фактором формирования личности школьника является общественное мнение коллектива сверстников. Ребята в этом возрасте способны к определённому анализу и оценке своих духовных качеств. Чтобы поддерживать высокую работоспособность, способствовать удовлетворению их быстро меняющихся интересов, формы работы должны быть максимально разнообразны. При изучении тем необходимо ориентировать обучаемых на самостоятельный поиск примеров в художественной литературе, периодической печати. Это позволяет включить учащихся в более осмысленный познавательно – воспитательный процесс.
Исходя из этого, в 6 классе я пользовалась разделом выставки «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» в темах «Зачем живёшь на свете ты», «Сила музыки». Слушая музыку П.И.Чайковского, мы с ребятами говорили о необыкновенной любви Петра Ильича к матери и обращались к заповедям божьим, размышляли о том, почему после заповедей, говорящих об отношении человека к Богу, первой среди заповедей, говорящих об отношениях человека к человеку, следует заповедь о почитании родителей. На уроке мы читали рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», слушали песню Ф. Шуберта «Старый шарманщик».
Вот стоит шарманщик
Грустно за селом,
И рукой озябшей
Он вертит с трудом.
Топчется на месте,
Жалок, бос и сед.
Тщетно ждёт бедняга,
Денег в чашке нет!
Люди и не смотрят,
Слушать не хотят,
Лишь собаки злобно
На него ворчат.
Конечно, на уроке мы больше говорим о музыке: о средствах музыкальной выразительности, формах музыки, слышим в песне безысходность человека, душевную усталость, одинокую бедную жизнь. Но я пытаюсь вызвать ребят на разговор о почитании родителей, обращаясь к заповедям, обсуждая вопросы: в чём заключается смысл пятой заповеди? Что говорит о почитании родителей народная мудрость? Как мы почитаем своих родителей? И тогда ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к реальности в целом. Ребёнок начинает ценить приобретённые социальные знания.
Замечательная страница выставки «У свята корня благочестивы и ветви» очень помогает в теме «Современность в музыке». Так же как у человека есть корни, есть корни и у музыки, ведь музыка часть жизни.
Так корни говорят листам:
Мы те, которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час.
Но только помните ту разницу меж нас.
Что с каждою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас.
И.А.Крылов
В 8 классе в блоке «Традиции в музыке» одна из важных тем – тема любви. Ученики в этом возрасте уже начинают осознавать себя как личность. У них появляется потребность самовыражения, самоутверждения, развития самосознания. Мы уже можем говорить с ребятами о том, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить на долгие годы. Мы всё больше осознаём необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по- прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя исправить.
Слушая музыку П.И.Чайковского, раскрывая образ Татьяны из оперы «Евгений Онегин», образ такой искренности, такой высоты, приводя в пример впечатления Марины Цветаевой, для которой образ Татьяны стал «уроком смелости, уроком гордости, уроком верности, уроком судьбы, уроком одиночества», можно говорить о целомудрии. «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей». Ребятам нужно объяснять, что целостный внутренний мир, созидаемый в процессе целомудренного образа жизни, является достоянием подростка. Честь и чистая совесть для человека – самое ценное, чем он обладает.
Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» писал, что «большинство людей рассматривает проблему любви только с точки зрения того, любят ли их, нежели какова их способность любить других».
Любить – самому в высоту подниматься
Тернистою узкой тропой.
Любить – это в райские двери стучаться,
Другого ведя за собой.
М.Палиевский
Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Замечательно, что у нас в Омске существует общественное движение «Содружество София», которое разрабатывает и создаёт проекты, методические пособия, помогающие нам самим знакомиться с православной культурой, приобщать к ней детей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией. Во все времена именно вера помогала и спасала русских людей. Православие – тот оплот, на котором держалась и держится земля русская. Поэтому невозможно духовно-нравственное воспитание без изучения, знания православной истории, традиций.
Я обязательно продолжу знакомство и изучение проекта «В защиту семьи» и буду применять его на своём уроке. Уроки не проходят даром, и я вижу в поступках детей, в их поведении и ответственность за свои слова и мысли, и честность, и благодарность. Ведь память сердца надёжнее памяти ума.
Использованные ресурсы:
1. Е.М.Колодина. Духовно-нравственная культура. БОУДПО «институт развития образования Омской области»,2009
2. Православная культура Омского Прииртышья.ГОУДПО «ИРООО»,2006
3. Т.И.Белозёрова. Выставка «В защиту семьи»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на ...
Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.
Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)Цель...
Фрески Софии Киевской - урок музыки в 6 классе
"Фрески Софии Киевской" в урок входит : конспект, презентация ....
Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"
В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения мультимедийных средств на уроках. Применением ИКТ на уроках муз...
3.2.Общественная оценка деятельности учителя по организации участия обучающихся в социально значимых проектах, молодежных и детских общественных объединениях (благодарности, дипломы, по данным на сайтах и форумах учреждений, общественных организаций и пр.
Копии благодарностей, сертификатов...
Использование стратегии визуальной коммуникации в целях активизации восприятия внимания на уроках музыки.
Современный городской человек живет в искусственной звуковой среде: шум транспорта, предприятий, звучащая отовсюду музыка и другие неприродные звуки. Поэтому он поневоле развил в себе способность сопр...