Музыка и театр
материал по музыке (6 класс) по теме

Открытый урок в 6 классе по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_teatr.docx33.24 КБ
Файл otkrytyy_urok__6_klass.docx29.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и театр.

«Театральный занавес».

Цель урока:

  1. Продолжить знакомство с театром.
  2. Развивать интерес к театральному искусству.
  3. Воспитывать любовь к высокому искусству, к классической музыке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте ребята! Здравствуйте!»

Добрый день дорогие ребята и уважаемые  учителя.

Сегодня наш урок называется «Путешествие в театр»

    Но прежде, чем начать наш необычный урок, мы с вами распоемся и вспомним  распевку  «Звуки музыки» и песню «Четыре неразлучных таракана и сверчок»           ( исполнение песни)

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по театру. Но прежде мы с вами вспомним, как же нам попасть в театр?

-Как зрители узнают о начале спектакля,  оперы или балета? (из Афишы )

-А что такое афиша?

Афиша  - это объявление о спектакле, концерте, об опере, о балете.

-Что же делают дальше зрители, войдя в фойе театра? (покупают билет и театральную программу)

-А что такое театральная программа?

    Театральная программа - это небольшая книжка, в которой написано содержание театральных, концертных, балетных представлений. Это листок с перечнем исполняемых номеров, выступлений, действующих лиц и исполнителей.

-А что такое буклет?

Буклет - это краткий путеводитель, реклама.

Мы с вами купили билет, программу и вошли в зал. Тихо нашли свое место в зале, сели спокойно. Войдя в зал, прежде всего мы видим сцену, закрытую занавесом.

Ребята! Как вы думаете, какую роль играет занавес в театре?

-Для чего нужен занавес на сцене?

     Оказывается, занавес создается художником специально для данной пьесы или же только для одного действия, чтобы настроить зрителя на необходимый лад так же, как в музыке увертюра. Увертюра (в переводе с  французского)  означает  открытие, начало представления. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом.  Она, как зерно- интонация в сжатой форме раскрывает замысел балета и создается на основе ее главных тем.

    Так же и занавес, как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища, стараясь ненавязчиво, а иногда только символически рассказать о нем.

-Ребята! А кто исполняет увертюру?

-Симфонический оркестр.

-А кто управляет оркестром?

-Дирижер.

-А кто такой дирижер?

     Дирижер - это руководитель оркестра. А палочкой в руке дирижер показывает, когда нужно играть тем или иным инструментам.

      Итак, звучит музыка, открывается  занавес  и мы  с вами пришли сегодня в театр, чтобы познакомиться с музыкой гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.

П.И.Чайковский родился 7 мая 1840 года в рабочем поселке Воткинск.

      В родном Воткинске Чайковский провел только 8 детских лет, но добрые  воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. П.И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России.

      В 1865 году П. И. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию. А в 1866 году он стал преподавать в консерватории в г. Москве.

Умер композитор  6 ноября 1893 года.

-А кто мне скажет, какие балеты написал  П.И. Чайковский?  («Спящая красавица», «Лебединое озеро»,  «Щелкунчик»).

   А сегодня мы с вами познакомимся с балетом «Щелкунчик».

  -А что такое балет?

       Балет – это музыкально – театральное произведение, в котором  объединяются музыка, танец и сценическое действие. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет и действующие лица. Его герои действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а посредством танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима.

    Пантомима – это немая игра актеров, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

    И так, балет «Щелкунчик».

     Основой для балета «Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Э.Т А Гофмана об удивительных приключениях девочки, которые приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки.

    Как часто бывает и в народных сказках, реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Маша, её брат и их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник - все это реальные персонажи балета. А Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей- сказочные. Каждый из  персонажей имеет свою музыкальную характеристику.

     Музыка Чайковского искренне и правдиво передаёт детские переживания… Она восхищает разнообразием красок, неистощимой выдумкой и тонким мастерством. Композитор находит богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грёз и сновидений.

    В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года.

    …Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки.  («Марш» из балета – слушание )

   -В каком темпе исполняется марш? (быстром, умеренном)

    -Какое впечатление  он произвёл на вас? (радость, веселье, лёгкость)

    -Какую картину вы представляете? (картину радости)

    -Какой характер марша? (задорный, жизнерадостный, четкий, с легкими движениями).

      (Под  звуки  этого  марша в балете дети шагают вокруг елки, прижимая к груди драгоценные подарки.  Музыка  бодрая, задорная, воинственная).

     Но вот в зале появился новый гость – фокусник. В его руках  игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка  особенно нравится Маше. И когда её брат сломал Щелкунчика, засунув ему в рот большой орех, Маша очень огорчилась.

        Но Маше не спится. Тихо пробирается она к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал .Маше кажется, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают .Вдруг из всех щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и отважно бросается на мышиное войско. Оно отступает. Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает ее в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага, и мышиное войско обращается в бегство.

       Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает ее следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.

      Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца  Щелкунчика и Машу. Начинается праздник. Появляется стол с роскошными  угощениями.

Второе действие происходит в волшебном царстве сластей. Здесь композитор использовал такие танцы: арабский танец (кофе).

(музыка неторопливая, с медленной мелодией, с однообразным аккомпанементом, словно дышит зноем арабских пустынь.

Китайский танец (чай) - (этот танец живой, весёлый. Танцоры как заводные куклы, всё время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения чёткие, острые.

      Танец пастушков- один из самых изящных и грациозных номеров. В нём спокойный темп. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью. В конце праздника в танцах принимает участие и Фея  Драже. Хозяйка сказочного сахарного дворца загадочна и прекрасна.

       Её музыкальная характеристика выделяется необычным звучанием оркестра. Чайковский  здесь использовал новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный из Франции,- челесту.

      Челеста - ударно – клавишный инструмент, обладающий холодноватым, прозрачно- серебристым тембром.

       Один из самых популярных музыкальных номеров балета «Щелкунчик»- «Вальс Цветов». Звуки вальса похожи на плавные переливы волн. Вальс покоряет удивительным мелодическим богатством. Прекрасные напевные мелодии возникают одна за другой. Главную тему вальса исполняет хор четырёх валторн.

«Вальс цветов» - слушание и анализ.

-Какая музыка по характеру? (легкая, мягкая)

-Что придавало музыке сказочность? (воздушность, лёгкость).

       -Но вот занялась заря. Солнечные лучи заглянули в окошко. Осветили нарядную ёлку, молчаливых кукол в шкафу за стеклом и разбудили маленькую девочку, крепко спавшую в кресле.  Маша в изумлении оглядела знакомую комнату. Увидела смешного деревянного человечка у себя на коленях. Девочке показалось, что Щелкунчик лукаво подмигивает ей. Но неужели это был только сон? Так заканчивается балет.

      Сто восемнадцать лет назад  ( а именно в 1892 году) создал Пётр Ильич Чайковский сказку –  балет «Щелкунчик», но до сих пор она продолжает радовать и детей и взрослых.

Итог урока:

      Ребята! Сегодня мы на уроке благодаря сюжету балета «Щелкунчик»  по пали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро  Новый год. А в новый год происходят чудеса, волшебство.

-Ребята!  Что нового вы узнали на уроке?  (балет, пантомима, увертюра, занавес).

-С каким балетом вы познакомились? (балет «Щелкунчик»)

-Понравилась вам музыка, которую мы с вами слушали на уроке?

И в заключении урока исполним песню «Хор нашего Яна».

      Театр – это необычный волшебный мир, в котором звучит музыка, который дарит нам сказку, хорошее настроение. Радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий, а мы с вами должны уважать их труд. А наше уважение выражается именно в соблюдении правил этикета.

А вот какие помещения есть в театре, мы узнаем, разгадав кроссворд.

  1. Место, где сидят зрители во время спектакля? (зал).
  2. Место, где находятся зрители до и после спектакля? (фойе)
  3. Место, куда можно сдать на хранение одежду? (гардероб).
  4. Место, где зрители могут перекусить во время антракта? (буфет)

Зал, фойе, гардероб, буфет – все это помещения театра. А какое ещё помещение мы не назвали? (касса) . Это то помещение, где мы приобретаем билет.

А сейчас несколько полезных советов.

  1. В театр приходи празднично одетым.
  2. При входе не кричи, не толкайся.
  3. Билет покажи контролеру.
  4. В верхней одежде не входи в зал.
  5. Не опаздывай к началу представления
  6. Во время представления нельзя громко смеяться, вертеться, толкаться.

А теперь я задам вам вопросы, а вы должны дать правильный ответ

1 Что является сигналом к началу спектакля? (звонок)

2   После какого звонка начинается представление? (после третьего)

3   Как вы будете проходить в зрительный зал, громко или тихо? (тихо).

4  Все места в вашем ряду уже заняты. Как вы должны пройти к своему месту?

( лицом к сидящим).    

5 Спектакль закончился. Что делают зрители?  (тихо встают и направляются к выходу.)

Наш необычный урок подходит к концу. И мне очень хочется узнать, как вы усвоили сегодняшний материал в нашей школе этикета.

Какие действия недопустимы во время просмотра спектакля? Можно- (аплодировать, смотреть представление, огорчаться, улыбаться).

Нельзя – (шуршать, толкаться, бегать, жевать, кричать, вставать.)

А теперь вспомните, какие из этих слов обозначают профессии, а какие – помещения?   (фойе, зал, режиссёр, касса,  художник, актёр, гардероб).

Я надеюсь, что многие из вас усвоили правила поведения в театре и думаю, что вы всегда будете соблюдать все эти правила не только в театре, но и других местах.

Открытый урок  6 класс

Музыка и театр

Урок – путешествие

Театральная афиша, билет, буклет, театральная программа.

Цель урока:

  1. Дать учащимся первоначальные сведения о театре.
  2. Заинтересовать ребят практическим применением умений и навыков,  полученных на уроках музыки.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с правилами поведения в театре.
  1. Дать учащимся первоначальные сведения о спектакле.
  2. Воспитывать интерес к театру.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие: « Доброе утро! Добрый день!»

Добрый день дорогие ребята и уважаемые учителя!

Сегодня мы с вами ребята проведём необычный урок.

Тема нашего урока называется « Музыка и театр».

Но прежде, чем начать наш урок, мы с вами распоёмся и вспомним  распевку «Звуки музыки» и песню « Четыре неразлучных таракана и сверчок».

Сегодня мы познакомимся с чудесным видом искусства - театр, а также поговорим о музыке. Эти 2 вида искусства тесно связаны между собой, и не зря говорят, что музыка и театр – неразделимы.

Театр возник более 2-х с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции.

Актёры в то время играли в масках, и на ходулях ( это специальная обувь для выступления на сцене) – играли в театре в то время исключительно мужчины.

«Отцом русского театра» принято считать Фёдора Григорьевича Волкова. Это известный актер и театральный деятель, он организовал в 1750 году в городе Ярославле 1 русский публичный театр. Впоследствии актёры Волкова были вызваны в г.Петербург, но позже эта труппа ( актёры) была распущена.

В календаре театр имеет свой день, он так и  называется – Международный день театра. Отмечается этот праздник ежегодно 27 марта. Этот праздник отмечается во всём мире. Почему же был выбран именно этот день?  А вот почему.

27 марта в Древней Греции проходили Великие Диониссии- праздники, в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и безудержным весельем. Поэтому 27 марта принято отмечать как день театра.

А сейчас мы поговорим о школе этикета. Что такое « Этикет»?

Этикет  - в переводе с французского означает правила поведения.

Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в театре. Театр – это культурно- просветительское  учреждение. А какие ещё культурно – просветительские учреждения вы ребята знаете?  (библиотека, музей, кинотеатр, цирк.)

Прочитайте записанные на доске слова. Что общего в этих словах?

Кинотеатр                                    выставка

Музей                                           кино

Транспорт                                    спектакль

Цирк                                               представление

Театр

-Какие это места ( общественные, культурно – просветительские учреждения).

-какое слово здесь лишнее?  (транспорт - это средство для перевозки людей и грузов).

Во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета. Человек живёт в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.

Ребята, а какие театры вы знаете?

В г. Москве - находится  Большой театр.

В г. Санкт – Петербурге – Мариинский театр.

В г. Милане (Италия) –театр Ла Скала.

В г. Париже  ( Франция) – Гранд – опера.

Это самые известные во всем мире театры.

А откуда мы узнаём о театральном представлении?  (из афиши)

Афиша – от французского слова – объявление о спектакле, концерте, лекции .Афиша должна отражать характер представления посредством композиционного соотношения текста и изображения, характера избранного шрифта, цветной композиции  листа, силуэтной определённости изобразительного образа. Афиша должна восприниматься не только вблизи, но и издали, привлекая к себе внимание. Основное назначение афиши- рассказать о спектакле, о том, что там происходит, дать общее целостное представление о всём спектакле. Сообщить название, привлечь и заинтересовать зрителя.

Афиша не только зазывает на представление, но и рассказывает о нём. Любая буква на афише не должна быть нейтральной. Обложка книжки и афиша театрального спектакля имеют, по существу одни и те же задачи – привлечь внимание, заинтересовать, рассказать о содержании спектакля, об авторе. О художнике. И так, из афиши мы узнаём о представлении. Затем мы входим в театр и идём в кассу покупать билет.

А как выглядит билет? Что на билете написано? ( на билете указан ряд, место и цена для зрителя.

Войдя  в фойе театра нам могут предложить театральную программу или буклет. Что это такое?

Буклет – краткий путеводитель, реклама. Он сделан в форме книжки.

Театральная программа – это листок с содержанием театральных, концертных, цирковых представлений, а также листок с перечнем исполняемых номеров, выступлений действующих лиц и их исполнителей. Театральная программа и буклет, как и афиша, предварительно знакомят зрителя со спектаклем. Если  афиша  рекламирует спектакль, зазывает зрителя, давая лишь общие сведения о нём, то театральная программа даёт более полную информацию, называя всех действующих лиц спектакля, актёров, занятых в представлении, сообщает, что это за спектакль (опера, балет, драма, кукольное представление), называя автора, художника, композитора, режиссёра пьесы и других людей, работающих над спектаклем. Афиша висит в фойе или на улице, а театральную программу зритель держит в руках, читает, рассматривает перед представлением, она может остаться у него на память о спектакле.

Если афиша условна, то программа более конкретизирована, подробно описана обо всём.

     

   



Предварительный просмотр:

Открытый урок  6 класс

Музыка и театр

Урок – путешествие

Театральная афиша, билет, буклет, театральная программа.

Цель урока:1. Дать учащимся первоначальные сведения о театре.

  1. Заинтересовать ребят практическим применением умений и навыков,  полученных на уроках музыки.

Задачи:1 Познакомить ребят с правилами поведения в театре.

  1. Дать учащимся первоначальные сведения о спектакле.
  2. Воспитывать интерес к театру.

Ход урока.

Организационный момент.

1.Приветствие: « Доброе утро! Добрый день!»

Добрый день дорогие ребята и уважаемые учителя!

Сегодня мы с вами ребята проведём необычный урок.

Тема нашего урока называется « Музыка и театр».

Но прежде, чем начать наш урок, мы с вами распоёмся и вспомним  распевку «Звуки музыки» и песню « Четыре неразлучных таракана и сверчок».

Сегодня мы познакомимся с чудесным видом искусства- театр, а также поговорим о музыке. Эти 2 вида искусства тесно связаны между собой, и не зря говорят, что музыка и театр – неразделимы.

Театр возник более 2-х с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции.

Актёры в то время играли в масках, и на ходулях ( это специальная обувь для выступления на сцене) – играли в театре в то время исключительно мужчины.

«Отцом русского театра» принято считать Фёдора Григорьевича Волкова. Это известный актер и театральный деятель, он организовал в 1750 году в городе Ярославле 1 русский публичный театр. Впоследствии актёры Волкова были вызваны в г.Петербург, но позже эта труппа ( актёры) была распущена.

В календаре театр имеет свой день, он так и  называется – Международный день театра. Отмечается этот праздник ежегодно 27 марта. Этот праздник отмечается во всём мире. Почему же был выбран именно этот день?  А вот почему.

27 марта в Древней Греции проходили Великие Диониссии- праздники, в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и безудержным весельем. Поэтому 27 марта принято отмечать как день театра.

А сейчас мы поговорим о школе этикета. Что такое « Этикет»?

Этикет  - в переводе с французского означает правила поведения.

Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в театре. Театр – это культурно- просветительское  учреждение. А какие ещё культурно – просветительские учреждения вы ребята знаете?  (библиотека, музей, кинотеатр, цирк.)

Прочитайте записанные на доске слова. Что общего в этих словах?

Кинотеатр                                    выставка

Музей                                           кино

Транспорт                                    спектакль

Цирк                                               представление

Театр

-Какие это места ( общественные, культурно –просветительские учреждения).

-какое слово здесь лишнее?  (транспорт- это средство для перевозки людей и грузов).

Во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета. Человек живёт в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.

Ребята, а какие театры вы знаете?

В г. Москве- находится  Большой театр.

В г. Санкт – Петербурге – Мариинский театр.

В г. Милане(Италия) –театр Ла Скала.

В г. Париже( Франция) – Гранд – опера.

Это самые известные во всем мире театры.

А откуда мы узнаём о театральном представлении?  (из афиши)

Афиша – от французского слова – объявление о спектакле, концерте, лекции .Афиша должна отражать характер представления посредством композиционного соотношения текста и изображения, характера избранного шрифта, цветной композиции  листа, силуэтной определённости изобразительного образа. Афиша должна восприниматься не только вблизи, но и издали, привлекая к себе внимание. Основное назначение афиши- рассказать о спектакле, о том, что там происходит, дать общее целостное представление о всём спектакле. Сообщить название, привлечь и заинтересовать зрителя.

Афиша не только зазывает на представление, но и рассказывает о нём. Любая буква на афише не должна быть нейтральной. Обложка книжки и афиша театрального спектакля имеют, по существу одни и те же задачи – привлечь внимание, заинтересовать, рассказать о содержании спектакля, об авторе. О художнике. И так, из афиши мы узнаём о представлении. Затем мы входим в театр и идём в кассу покупать билет.

А как выглядит билет? Что на билете написано? ( на билете указан ряд, место и цена для зрителя.

Войдя в фойе театра нам могут предложить театральную программу или буклет. Что это такое?

Буклет – краткий путеводитель, реклама. Он сделан в форме книжки.

Театральная программа – это листок с содержанием театральных, концертных, цирковых представлений, а также листок с перечнем исполняемых номеров, выступлений действующих лиц и их исполнителей. Театральная программа и буклет, как и афиша, предварительно знакомят зрителя со спектаклем. Если афиша рекламирует спектакль, зазывает зрителя, давая лишь общие сведения о нём, то театральная программа даёт более полную информацию, называя всех действующих лиц спектакля, актёров, занятых в представлении, сообщает, что это за спектакль (опера, балет, драма, кукольное представление), называя автора, художника, композитора, режиссёра пьесы и других людей, работающих над спектаклем. Афиша висит в фойе или на улице, а театральную программу зритель держит в руках, читает, рассматривает перед представлением, она может остаться у него на память о спектакле.

Если афиша условна, то программа более конкретизирована, подробно описана обо всём.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС

Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...

План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....