Внеклассное мероприятие "Музыкальный волшебник М.И.Глинка"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Аминова Гульдався Максутовна

 

Данный урок позволяет учащимся  встретиться со средствами музыкальной выразительности. Музыкальное занятие построено с привлечением игровых форм деятельности Учащиеся   на примере прослушивания музыкальных отрывков   знакомятся  с творчеством  русского композитора М.И.Глинки. Слушая отрывки из музыкальных произведений, они  умеют различить героев положительных и отрицательных., сравнивать их образы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_volshebnik_m.docx21.96 КБ
Файл muzykalnyy_volshebnik_m.docx21.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный волшебник М.И.Глинка

Цель проведения: знакомство с творчеством русского композитора М.И.Глинки; развитие музыкального восприятия и слуха; воспитание интереса и любви к музыке.

Участники: фея Музыки,  Скрипичный ключ.

Звучит начало «вальса-фантазии» М.И.Глинки. Появляется фея Музыки.

Фея. Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы  мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно  дольше. Какой замечательной пьесой открывается наше сегодняшнее свидание с музыкой. Она называется «Вальс-фантазия», и написал её великий русский композитор Михаил Иванович Глинка.( показывает портрет композитора и рассказывает  кратко о детских и юношеских годах)

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня ) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.[1] В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

(Вбегает Скрипичный ключ)

Ключ. Я не опоздал? Здравствуйте, ребята!

Фея. Ты успел вовремя, дорогой Скрипичный ключ! Ребята, угадайте, что это за помощник явился к нам сегодня на день музыки?

Дети. Это в гости к нам пришёл главный помощник и командир над нотами – Скрипичный ключ.

Ключ. Ребята, я мчался изо всех сил, словно паровоз, который изобразил композитор М.И.Глинка в своей «Попутной песне». Помните. Музыка такая бурная, быстрая, она рисует как паровоз мчится изо всех сил по рельсам. (напевает начало песни)

Фея.  Дорогой Скрипичный ключ, ты не только пришел к нам вовремя, но и начал свой разговор о композиторе Михаиле  Ивановиче Глинке, с  чьей музыкой мы сегодня встретимся на уроке.

Ключ. Вот как хорошо! Ребята, а вы знаете  что я очень люблю музыку  Михаил Ивановича Глинки. А ещё мне нравятся его  слова  о музыке. Он сказал: «Музыка-душа моя».

Фея. И самое интересное заключается в том, что эти слова он сказал, когда был ещё совсем маленьким мальчиком и в усадьбе его ьродителей  с ним занимался домашний учитель. Но маленикий Миша так часто отвлекался, потому что уже тогда его мысли были полны музыкальных звуков.

Ключ. А откуда и где он мог слышать музыку? Ведь это было так давно, когда не было ни телевидения, ни радио?

Фея. Во-первых, и Миши Глинки была очень музыкальная няня. Будущий композитор слышал в её исполнении очень  много  разнообразных песен. Она пела песни веселые, печальные. Эти песни очень любил слушать Миша и полюбил их навсегда.

Ключ. А еще Михаил Глинка родился недалеко от города Смоленска. Этот город славился своими народными певцами-умельцами. А няня его Авдотья  Ивановна считалась одной из лучших песенниц. Голос  у неё был бархатный, мягкий . Как бывало запоет она (напевает):

    Среди долины ровныя

На гладкой высоте

               Растет –цветет высокий дуб

В могучей красоте.

Фея. А ты знаешь, Скрипичный ключ, что Михаил Иванович Глинка на основе этой народной песни написал  удивительную  музыку- вариации. Послушайте, ребята, как звучит эта красота: меняется одна и та же мелодия. Композитор как-будто всякий раз помещает кусочек музыки в новую рамочку, тему мы узнаём, а а её наряд стал совершенно иным, чем прежде.

(Прослушивание вариации М.И.Глинки на тему песни «Среди долины ровныя»)

Михаил Иванович Глинка много путешествовал, но эти поездки  не были  простым отдыхом.   В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений , где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей  занимался с лучшими европейскими педагогами.

Фея. И каким был учеником? Он радовал или огорчал своих учителей

Ключ. Представьте себе, что юный Глинка оказался очень старательным учеником, что вскоре  просто-напросто  превзошёл своих учителей. Учителя сами об этом говорили. Михаил был очень старательным учеником, его стали называть словом «маэстро», что значит учитель.

Фея. Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».  Сейчас мы её послушаем, а вы ребята постарайтесь услышать в мелодии  одни и те же звуки, которые как бы вращаются на одном и том же месте. Композитор словно возвращает свои мысли к одному и тому же- думам о своей Родине.

(Прослушивание     пьесы  частично)

А в следующей части мы увидим и услышим  в музыке какие-то светлые моменты, оживленную мелодию. Это воспоминание  чего-то доброго и веселого. И в конце опять слышится грустная музыка, грусть по любимой родине вновь возвращается к композитору.

(Прослушивание  до конца)

Ключ .У  Глинки есть музыка, посвященная родной природе. Сейчас мы услышим романс, который называется « Жаворонок». Мелодия этого романса очень простая и легко запоминается. А музыкальное сопровождение словно передает чириканье маленькой птички, которая  то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.

Фея. Жаворонок- первая весенняя птичка, говорят, что её прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с зимой и наступает весна- красна.

(Прослушивание романса М.И.Глинки «Жаворонок»)

Фея. Вот видите, ребята, таланту композитора подвластны все стороны человеческой жизни- тоска по родине, радость от встречи с весной. А ещё композитор как самый настоящий волшебник сочинял музыку, которую  было очень трудно отличить  от народной музыки. Услышав  такую  музыку с  первого раза даже  может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ.  Давайте послушаем песню Михаила Ивановича Глинки « Воет ветер в чистом поле». Обратите внимание на то, что песня созданная профессиональным композитором, напоминает народную.

( Прослушивание песни «Воет ветер в чистом поле»)

Фея. Действительно, если не знать, что эту песню сочинил композитор, можно подумать, что она народная. А М.И. Глинка такое призвание считал высшей похвалой. Он говорил так: « Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её только аранжируем»

Ключ. А что означает слово «аранжируем»?

Фея. Это значит делать обработку. Но надо сказать , что композитор очень скромничал, на самом деле у него был огромный музыкальный талант. Недаром так красива музыка, которую он сочинял. А вот знаешь ли ты, Скрипичный ключ, какие сказочные произведения написал этот композитор?

Ключ. Конечно, знаю. Михаил Иванович Глинка создал целую оперу на сюжет сказки поэта А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный и храбрый Руслан отправляется на её поиски. Для этой оперы композитор написал много прекрасной музыки. Мне нравится из них «Марш Черномора» Давайте послушаем этот марш.

Фея. Послушайте , ребята, как рисует в своей поэме автор А.Пушкин облик страшного Черномора.

…  Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет….

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Ключ. В «Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них – мощная, грозная. Но потом музыка становится таинственной, сказочной. Мы слышим звучание колокольчиков, перезвон, который раздается в заколдованном царстве Черномора.

(Прослушивание «Марша Черномора» М.И.глинки)

Фея. Я рада, ребята, что вы сегодня на уроке познакомились с музыкой великого                         волшебника М И. Глинки.

Ключ. А надеюсь, что вы запомнили романс «Жаворонок» и «Марш Черномора».

Фея. О произведениях этого композитора можно говорить  очень долго и много. Поэтому давайте скажем музыке Глинки «до свидания», а значит – до новых встреч.



Предварительный просмотр:

Музыкальный волшебник М.И.Глинка

Цель проведения: знакомство с творчеством русского композитора М.И.Глинки; развитие музыкального восприятия и слуха; воспитание интереса и любви к музыке.

Участники: фея Музыки,  Скрипичный ключ.

Звучит начало «вальса-фантазии» М.И.Глинки. Появляется фея Музыки.

Фея. Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы  мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно  дольше. Какой замечательной пьесой открывается наше сегодняшнее свидание с музыкой. Она называется «Вальс-фантазия», и написал её великий русский композитор Михаил Иванович Глинка.( показывает портрет композитора и рассказывает  кратко о детских и юношеских годах)

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня ) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.[1] В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

(Вбегает Скрипичный ключ)

Ключ. Я не опоздал? Здравствуйте, ребята!

Фея. Ты успел вовремя, дорогой Скрипичный ключ! Ребята, угадайте, что это за помощник явился к нам сегодня на день музыки?

Дети. Это в гости к нам пришёл главный помощник и командир над нотами – Скрипичный ключ.

Ключ. Ребята, я мчался изо всех сил, словно паровоз, который изобразил композитор М.И.Глинка в своей «Попутной песне». Помните. Музыка такая бурная, быстрая, она рисует как паровоз мчится изо всех сил по рельсам. (напевает начало песни)

Фея.  Дорогой Скрипичный ключ, ты не только пришел к нам вовремя, но и начал свой разговор о композиторе Михаиле  Ивановиче Глинке, с  чьей музыкой мы сегодня встретимся на уроке.

Ключ. Вот как хорошо! Ребята, а вы знаете  что я очень люблю музыку  Михаил Ивановича Глинки. А ещё мне нравятся его  слова  о музыке. Он сказал: «Музыка-душа моя».

Фея. И самое интересное заключается в том, что эти слова он сказал, когда был ещё совсем маленьким мальчиком и в усадьбе его ьродителей  с ним занимался домашний учитель. Но маленикий Миша так часто отвлекался, потому что уже тогда его мысли были полны музыкальных звуков.

Ключ. А откуда и где он мог слышать музыку? Ведь это было так давно, когда не было ни телевидения, ни радио?

Фея. Во-первых, и Миши Глинки была очень музыкальная няня. Будущий композитор слышал в её исполнении очень  много  разнообразных песен. Она пела песни веселые, печальные. Эти песни очень любил слушать Миша и полюбил их навсегда.

Ключ. А еще Михаил Глинка родился недалеко от города Смоленска. Этот город славился своими народными певцами-умельцами. А няня его Авдотья  Ивановна считалась одной из лучших песенниц. Голос  у неё был бархатный, мягкий . Как бывало запоет она (напевает):

    Среди долины ровныя

На гладкой высоте

               Растет –цветет высокий дуб

В могучей красоте.

Фея. А ты знаешь, Скрипичный ключ, что Михаил Иванович Глинка на основе этой народной песни написал  удивительную  музыку- вариации. Послушайте, ребята, как звучит эта красота: меняется одна и та же мелодия. Композитор как-будто всякий раз помещает кусочек музыки в новую рамочку, тему мы узнаём, а а её наряд стал совершенно иным, чем прежде.

(Прослушивание вариации М.И.Глинки на тему песни «Среди долины ровныя»)

Михаил Иванович Глинка много путешествовал, но эти поездки  не были  простым отдыхом.   В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений , где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей  занимался с лучшими европейскими педагогами.

Фея. И каким был учеником? Он радовал или огорчал своих учителей

Ключ. Представьте себе, что юный Глинка оказался очень старательным учеником, что вскоре  просто-напросто  превзошёл своих учителей. Учителя сами об этом говорили. Михаил был очень старательным учеником, его стали называть словом «маэстро», что значит учитель.

Фея. Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».  Сейчас мы её послушаем, а вы ребята постарайтесь услышать в мелодии  одни и те же звуки, которые как бы вращаются на одном и том же месте. Композитор словно возвращает свои мысли к одному и тому же- думам о своей Родине.

(Прослушивание     пьесы  частично)

А в следующей части мы увидим и услышим  в музыке какие-то светлые моменты, оживленную мелодию. Это воспоминание  чего-то доброго и веселого. И в конце опять слышится грустная музыка, грусть по любимой родине вновь возвращается к композитору.

(Прослушивание  до конца)

Ключ .У  Глинки есть музыка, посвященная родной природе. Сейчас мы услышим романс, который называется « Жаворонок». Мелодия этого романса очень простая и легко запоминается. А музыкальное сопровождение словно передает чириканье маленькой птички, которая  то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.

Фея. Жаворонок- первая весенняя птичка, говорят, что её прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с зимой и наступает весна- красна.

(Прослушивание романса М.И.Глинки «Жаворонок»)

Фея. Вот видите, ребята, таланту композитора подвластны все стороны человеческой жизни- тоска по родине, радость от встречи с весной. А ещё композитор как самый настоящий волшебник сочинял музыку, которую  было очень трудно отличить  от народной музыки. Услышав  такую  музыку с  первого раза даже  может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ.  Давайте послушаем песню Михаила Ивановича Глинки « Воет ветер в чистом поле». Обратите внимание на то, что песня созданная профессиональным композитором, напоминает народную.

( Прослушивание песни «Воет ветер в чистом поле»)

Фея. Действительно, если не знать, что эту песню сочинил композитор, можно подумать, что она народная. А М.И. Глинка такое призвание считал высшей похвалой. Он говорил так: « Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её только аранжируем»

Ключ. А что означает слово «аранжируем»?

Фея. Это значит делать обработку. Но надо сказать , что композитор очень скромничал, на самом деле у него был огромный музыкальный талант. Недаром так красива музыка, которую он сочинял. А вот знаешь ли ты, Скрипичный ключ, какие сказочные произведения написал этот композитор?

Ключ. Конечно, знаю. Михаил Иванович Глинка создал целую оперу на сюжет сказки поэта А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный и храбрый Руслан отправляется на её поиски. Для этой оперы композитор написал много прекрасной музыки. Мне нравится из них «Марш Черномора» Давайте послушаем этот марш.

Фея. Послушайте , ребята, как рисует в своей поэме автор А.Пушкин облик страшного Черномора.

…  Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет….

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Ключ. В «Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них – мощная, грозная. Но потом музыка становится таинственной, сказочной. Мы слышим звучание колокольчиков, перезвон, который раздается в заколдованном царстве Черномора.

(Прослушивание «Марша Черномора» М.И.глинки)

Фея. Я рада, ребята, что вы сегодня на уроке познакомились с музыкой великого                         волшебника М И. Глинки.

Ключ. А надеюсь, что вы запомнили романс «Жаворонок» и «Марш Черномора».

Фея. О произведениях этого композитора можно говорить  очень долго и много. Поэтому давайте скажем музыке Глинки «до свидания», а значит – до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебники среди нас" игра - путешествие (внеклассная работа)

Внеклассное мероприятие, подготовленное стршеклассниками для детей первого класса и детей старшей группы детского сада. Всю мероприятие старшеклассники проводят и готовят сами. В материале представлен...

Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о творчестве композитора Э.Грига "Северный Волшебник"

Литературно-музыкальная композиция с использованием призентации в интересной форме рассказывает учащимся о биографии,жизненном и творческом пути Эдварда Грига....

Презентация к внеклассному занятию "Жизнь и творчество М.И.Глинки"

Данная презентация знакомит учащихся с жизнью и творчеством великого композитора М.И .Глинки...

Внеклассное мероприятие в 3 классе, драматизация сказки "Волшебник Изумрудного города"учениками 6 класса

Презентация по сказке "Волшебник Изумрудного города" на немецком языке, выложенная мною раннее была использована на этом мероприятии. Ученица 6 класса читала пояснения к слайдам, а с главными героями ...

Методическая разработка внеклассного занятия "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила"

Методическая разработка по теме "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила" содержит конспект внеклассного мероприятия по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и опере М.И. Глинки. В содержание включены фрагменты опе...

Внеклассное мероприятие по географии "Волшебник Раменского города" (К 90-летию города Раменское)

Внеклассное мероприятие по географии "Волшебник Раменского города" (К 90-летию города Раменское)...