Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.
материал по физкультуре

Шиманова Наталия Павловна

Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Осуществление коррекции недостатков психического и физического развития средствами музыкально-ритмической деятельности.

Я работаю учителем физической культуры в средней школе №4 города Тамбова. На протяжении многих лет наша школа работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Практически в каждой параллели открыты классы адаптированного обучения. В основном это дети с ЗПР, но также есть умственно отсталые дети и дети – инвалиды. Продолжительность обучения для таких детей в начальной школе увеличена на год и составляет 5 лет. Хочу заметить, что несколько лет назад в классах адаптированного обучения в основном у детей был диагноз ЗПР, но сейчас мы отмечаем  факт ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. Поэтому при работе с детьми с ОВЗ для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, укрепления и сохранения здоровья , духовного склада и реализации своих потенциальных возможностей.

Одним из таких условий в нашей школе является включение в программу по физической культуре для обучающихся начальной школы уроков ритмики. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

        Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

 Программа состоит из четырех разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве
  2. Ритмико-гимнастические упражнения
  3. Игры под музыку
  4. Танцевальные упражнения

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен.

Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

            Свою работу я строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей и потребностей детей с ОВЗ, доступность материала, постепенность его усложнения. В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной  работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность,  положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:

  • дидактический материал;
  •  игровую деятельность;
  • совместную деятельность «учитель-ученик»  при выполнении задания;

В своей работе использую следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

И, конечно, при работе с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать определенные условия:

1.Индивидуальный подход

     Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу  из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.

  2. Индивидуальное оценивание обучающихся с ОВЗ

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Для этого применяю индивидуальное оценивание обучающихся:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных заданий.

3.Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ

 Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности психического и физического развития детей 2-3 лет.

Материал выступления на первом родительском собрании. Раскрывает особенности психического и физического развития детей 2-3 лет....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

"Роль юрты в формировании психического и физического развития детей"

Юрта – единственная вещь в истории человечества, конструкция которой не претерпела никаких изменений за 3000 лет использования. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы. Структура юрты...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...

Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.

Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память....