Тема: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 4-й класс.
план-конспект по музыке по теме
Цель: Воспитание бережного отношения к музыкальным традициям России и своего города.
Задачи:Познакомить учащихся с новыми фактами музыкальной истории Перми, биографией композиторов.
Задуматься над великой силой музыки и выдающимися музыкантами России.
Обобщить понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель» (выступление детей в качестве дирижеров, певцов-исполнителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Урок музыки в 4-м классе, III четверть.
Цель: Воспитание бережного отношения к музыкальным традициям России и своего города.
Задачи: Познакомить учащихся с новыми фактами музыкальной истории Перми, биографией композиторов.
Задуматься над великой силой музыки и выдающимися музыкантами России.
Обобщить понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель» (выступление детей в качестве дирижеров, певцов-исполнителей).
Методы: Принципы и методы художественной педагогики.
Музыкальный материал:
- И.С.Бах «Шутка» из «Сюиты №2».
- П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
- А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».
- В.А.Моцарт «Симфония №40».
- С.Прокофьев «Вальс Полночь» из балета «Золушка».
- М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин
- Е.Крылатов «Ты – человек».
- Е.Крылатов «Колокола».
Слайд 1
Звучит «Турецкое рондо» В.А.Моцарта.
У: Здравствуйте, ребята! Знакомо ли вам это произведение?
Д: Да, это произведение В.Моцарта .
Представьте на минуту, что из нашей жизни исчезла музыка. Матери не поют колыбельных песен своим малышам, духовые оркестры перестали играть бодрые, героические марши на торжественных парадах, закрыты все музыкальные театры, концертные залы, художественные фильмы и мультфильмы мы смотрим без музыкального сопровождения. Музыка не звучит ни по радио, ни по телевидению, ни с кассет, ни с дисков, нет больше ни музыкальных школ, ни консерваторий, в летних детских лагерях не слышно ни песен, ни танцев…
У: Возможно представить такую ситуацию?
Д: Ответы детей.
Унылая и скучная картина! Ведь музыка так глубоко входит в нашу жизнь, что сама становится частью этой жизни. Мы иногда ее даже не замечаем, а вот если бы она исчезла, все сразу заметили это, и примириться с этой потерей никто бы не смог, даже те, кто думает, что не любит ее.
Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.
Музыка может открыть свои тайны слушателям благодаря вдохновению и мастерству кого:
Д: Благодаря композитору и исполнителям.
У: Сегодня на уроке мы будем говорить, что нужно для того, чтобы быть музыкантом, композитором, слушателем.
В биографии каждого человека обязательно есть что-то отличное от других, свое, неповторимое. Это относится и к композиторам, но есть у них общее –ранняя любовь к музыке.
М.И.Глинка, живший в раннем детстве в деревне, очень любил слушать крестьянские песни и перезвон церковных колоколов. А самая большая радость для него была, если он слушал игру оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов его дяди.
О Шопене известно, что он часами просиживал у ног матери, когда она играла на фортепиано разные польские танцы и песни. Он удивлял всех своей музыкальной одержимостью: он был погружен в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть на фортепиано какую-нибудь запомнившуюся мелодию. Первое свое музыкальное сочинение Шопен написал в возрасте семи лет.
В.А.Моцарт в три года радовался созвучиям, находя их на клавесине, в четыре – мгновенно запоминал маленькие музыкальные пьесы, делает первую попытку написать концерт для клавесина.
С.Прокофьев – с пяти лет талантливый мальчик открыл для себя мир серьезной музыки. В пять с половиной он сочинил первую пьесу, а в девять – свою первую оперу. В 13-летнем возрасте Сережа предстал перед приемной комиссией Петербургской консерватории.
В жизни будущих композиторов наступал момент, когда любовь к слушанию музыки неизбежно переходила в стремление самому начать заниматься ею. Дети придумывали себе такие музыкальные забавы: Глинка очень любил бить чем попало по медным тазам разной величины (старался этим подражать колокольному звону). Игры такие были не только забавными, но и полезными – они прививали любовь к музыке.
А вслед за этим была серьезная учеба, а потом – сочинение собственной музыки.
У: Приходилось ли быть вам самим в роли композитора?
Д: Ответы детей.
Большинство детей пытаются сочинять музыку так же, как рисовать и лепить, строить что-то, сочинять сказки, истории, разыгрывать какие-нибудь сценки вроде «театра». Вспомните, когда вы были маленькими, пели своим куклам колыбельную, озвучивали марши при игре в солдатики. Но вы пели не где-то услышанную песню или мелодию, а сочиняли свою.
У: Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра?
Д: ответы детей.
А может с такими словами рождается музыка:
Чистый лист бумаги,
Нотная строка…
Звуки всей Вселенной
В мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
Е.Арсенина.
Сочинять музыку – это редкий и удивительный дар, а быть композитором – это слышать мир, слушать свое сердце и передавать свои мысли, переживания, радость языком музыки.
Мир каждого композитора индивидуален, каждый пишет о своем, сокровенном. А мы с вами – слушатели – вступаем в диалог с музыкой, композитором, т.е. композитор разговаривает с нами языком музыки.
Мы с вами познакомились с творчеством многих композиторов. Давайте вспомним их и постараемся указать, чья это музыка.
Звучат фрагменты произведений, дети отгадывают и говорят, почему они так думают: И.С.Бах «Шутка» из «Сюиты №2»,
П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей,
А.Хачатурян «Танец с саблями»,
В.А.Моцарт «Симфония №40»,
С.Прокофьев «Вальс Полночь».
У: Вот какая разная музыка у композиторов, а почему?
Д: Ответы детей (каждый вкладывает в нее свою неповторимую душу).
У: А какое музыкальное произведение вы сочинили бы сейчас, если были бы композиторами?
Д: Ответы детей.
У: Вот написана музыка, переложена на ноты, а дальше? Никто ее не слышал, никто ее не знает. Кто нужен музыке?
Д: Исполнитель, музыкант
У И.А. Крылова есть басня «Квартет». Повествуется о том, что:
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: « погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»
Разные варианты предлагались, но музыка не звучала, одна фальшь получалась у этих четырех горе-музыкантов, пока Соловей не решил их сомненье словами: «Чтоб музыкантом быть, так надобно…»
Д: Уменье.
Музыкант в первую очередь - творец, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателем. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством. К тому же исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, «оживляя» ее, а вносит свою индивидуальность, частичку своего «я». «Исполнение – это второе творение» - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн. Всемирно известный русский виолончелист, дирижер Мстислав Ростропович говорил: «Если я играю Бетховена – я немного Бетховен».
Во все времена композиторы, художники, поэты, писатели, артисты, музыканты, исполнители прославляли своим творчеством свою страну и те места, которые очень дороги каждому из нас – свою «малую родину», то место, где родился творец.
И нам с вами тоже есть чем гордиться, ведь город Пермь известен во всем мире как один из самых музыкальных, культурных и театральных городов.
У: Назовите театры, которые есть в нашем городе?
Д: Ответы детей.
Слайд 2- театр оперы и балета.
Во второй половине Х1Х века, когда во многих других, более крупных губернских центрах Российской империи (Самара, Нижний Новгород) не было оперных театров, Пермь стала одним из самых «музыкальных» городов страны.
15 сентября 1895г. состоялось открытие первого сезона театра оперы и балета, положившего начало яркому периоду в истории пермской оперы.
Лето 1941 года Пермский театр оперы и балета гастролирует в Оренбурге. Неожиданное известие о начале войны ошеломляет всех. Кажется, невозможно играть, петь, танцевать в то время. Когда пылают советские города и села. В театре созданы концертные бригады, артисты выступают на призывных пунктах, на вокзале, откуда уходят на фронт первые воинские эшелоны.
Из Ленинграда в Пермь в связи с эвакуацией прибыл старейший русский оперный театр – театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Хотя многие артисты ушли на фронт, в репертуаре театра сохранилось десять спектаклей. Пребывание в Перми театра им.С.М.Кирова явилось крупным событием в культурной жизни города. В «пермский» период ленинградцы выпустили три премьеры.
В суровые годы Великой Отечественной войны советские писатели, художники, артисты, композиторы не прерывали творческой деятельности. Они создавали новые произведения.
У каждого произведения, как и у каждого человека, есть Родина. Родиной балета «Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева является Пермь. Именно в Перми композитор сочинял прекрасную музыку по мотивам сказки Шарля Перро.
Слайд 3.
В 1943 году по приглашению дирекции Кировского театра в Пермь приезжает Сергей Сергеевич Прокофьев для доработки и постановки балета «Золушка».
«Летом 1943 года я приехал в Пермь, - вспоминал Прокофьев, - получил комнату в гостинице «Семиэтажка», неподалеку от Камы… Я нашел огромный коллектив Кировского театра, втиснутым в скромное помещение городской оперы, сцена была маленькой, чуть ли не четвертой частью ленинградской. Но коллектив театра был вознагражден за все трудности тем интересом и даже обожанием, с которым встречали жители Перми каждый спектакль и его участников. Зрительный зал был переполнен».
С «Золушкой» родился один из самых поэтических спектаклей о горестной жизни падчерицы, униженной, осмеянной злой мачехой и ее дочерьми Злюкой и Кривлякой. В каждом эпизоде, где появляется Золушка или где о ней только «упоминается», музыка наполняется душистым теплом и лаской, становится мягкой и лиричной.
Нежность, возвышенность музыки «Золушки», торжествующее добро были тем прекрасным миром, который в годы суровых испытаний воплощал мечты о будущем, о победе.
Слайд 4.5.
Давайте вспомним «Вальс Полночь». Звучит «Вальс Полночь».
У: Почему во время войны люди посещали театры, концерты? Идет война, но артисты выступают, музыка звучит и в тылу, и на фронте.
Д: Ответы детей.
У: А почему Золушка мечтает о бале?
Д: Бал – это праздник.
Да, бал – это ожидание праздника, таких праздников у Золушки было совсем немного.
Люди во все времена тянулись к красоте, добру. И для пермяков может быть созвучно состояние Золушки – посещение спектаклей в театре тоже было большим событием, праздником. И бой часов, и радостная музыка – все это созвучно тем временам, наполненным тревожным ожиданием и радостью победы.
Театр уж полон;
Ложи блещут…
Представьте себе такую картину. Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в помещении, расположенном внизу перед сценой, уже собрались музыканты.
У: Как называется это помещение?
Д: Оркестровая яма.
Слайд 6 – оркестровая яма.
Музыканты настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание, А ведь еще будут певцы-солисты и хор…
Зрители рассаживаются по своим местам, оркестр настроил инструменты. В зале гаснет свет и в оркестровой яме появляется…
Д: Дирижер.
У: Какую роль выполняет дирижер, какая его задача?
Д: Руководить оркестром, объединить музыкантов и исполнителей.
Дирижер в переводе с французского – управлять, руководить, направлять. Дирижер – уникальная профессия. Он не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора – характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Дирижер – душа оркестра. Он должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, разбираться в стиле произведения, обладать великолепным слухом, владеть каким-то музыкальным инструментом.
У: А дирижер может быть исполнителем?
Д: Да, он исполнитель.
Итак, дирижер – тоже исполнитель, как и певцы и музыканты.
Слайды 7, 8, 9, 10.
Давайте обратимся к учебнику (стр.119). Кто из музыкантов, чьи фотографии вы видите, вам знаком. Многие композиторы были прекрасными дирижерами, певцами, музыкантами. Давайте еще раз вспомним всемирноизвестные имена: Мстислав Ростропович, Дмитрий Борисович Кабалевский, Святослав Рихтер, Сергей Лемешев, Владимир Спиваков, Евгений Светланов, Герберт фон Караян, Евгений Мравинский.
Слайд 11.
С 2001 года главным дирижером Пермского театра оперы и балета является очень известный дирижер, музыкант, который осуществил постановку многих спектаклей, среди них балет С.Прокофьева «Золушка». А кто именно главный дирижер Пермского театра оперы и балета им.П.И.Чайковского – постарайтесь сами узнать, просмотрев внимательно афиши.
Давайте мы тоже с вами побудем в роли дирижеров-исполнителей. Представьте себе: перед вами сцена, в оркестровой яме – оркестр. Все исполнители смотрят на вас, звучание музыки откликается на движение ваших рук.
Дирижировать мы будем знакомое вам произведение: «Танец с саблями»
из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ».
Хочу только напомнить, что Родиной балета «Гаянэ» является тоже город Пермь. В 1942 году во время пребывания в Перми композитором был написан балет «Гаянэ».
Арам Ильич надолго запомнил одну из памятных пермских встреч: «Я шел однажды в театр. У входа заговорил со мной какой-то человек… Он сказал, что даст за билет на спектакль «Гаянэ» пачку табаку и еще что-то, столь же дефицитное, кажется, масло. Я взял его под руку и к его удивлению и радости провел в театр через служебный вход. Так велика была духовная жажда людей…»
Слайд 12.
Итак: «Танец с саблями» из балета А.Хачатуряна «Гаянэ» - дирижирует 4-Б класс.
У: Что хочется сказать, поделитесь своими впечатлениями. Оцените свою работу.
Д: Ответы детей.
У: Мы с вами попытались быть композиторами, дирижерами. Продолжите фразу «Чтоб музыкантом быть, так надобно…»:
Д: Ответы детей.
Можно сделать вывод: уменье владеть мастерством – так играть, так танцевать, так петь – что люди идут еще и еще раз на один и тот же спектакль, на концерт, многократно слушают одно и то же произведение.
Сегодня мы говорим с вами о Перми музыкальной – С.Прокофьев, А.Хачатурян – музыку этих композиторов знает и любит весь мир.
Слайд 13.
Не найти в России человека, который бы не знал песни из кинофильма «Приключения Электроника», которые написал композитор Евгений Крылатов. Но только жители Пермского края могут с гордостью сказать: «Это наш земляк!» Действительно, Евгений Крылатов жил в Перми в рабочем поселке на улице Уральская, учился в музыкальной школе №2 ( у цирка), окончил Пермское музыкальное училище.
Слайд 14.
Мы с вами будем в качестве исполнителей – исполним песню Е.Крылатова «Ты – человек» из кинофильма «Приключения Электроника». Трудность мастерства исполнителей заключается в том, что надо суметь понять, «услышать сердцем», что хотел сказать композитор, постараться донести мысли композитора до каждого слушателя. У певцов есть такое выражение – пой душой, пой, как говоришь.
Е.Крылатов «Ты – человек» - исполняет хор 4-Б класса.
Итог: Мы сегодня с вами познакомились с новыми фактами музыкальной истории, биографией композиторов, побывали в роли композиторов, исполнителей, дирижеров. Еще раз утвердились во мнении, что музыка – самый таинственный и самый универсальный вид искусства.
Слайд 15.
Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.
На композитора надо учиться? ( Надо).
На исполнителя надо учиться? (Надо).
А на слушателя? (Тоже надо).
Хочу пожелать вам, чтобы музыка, ее прекрасные звуки жили и звучали в ваших душах всегда.
Слайд 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 4-м классе на тему "Чтоб музыкантом быть - так надобно уменье".
Урок подготовлен с использованием цифровых образовательных ресурсов. Считаю необходимым использовать презентацию на уроке, поскольку это зрелищный, насыщенный видеоряд, книжные иллюстраци...
Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы людям радость дарить- нужно добрым и вежливым быть."
Внеклассное мероприятие представляет собой конкурс команд ....
Разработка урока английского языка по теме "Бременские музыканты идут к нам в гости" 3 класс
На данном уроке повторяется тема "школьные принадлежности и цвета", повторение вопросительной конструкции "How many", и модального глагола "must". Урок построен на основе путешествия по школьным предм...
Классный час с презентацией на тему:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Подготовлен для учащихся 7 класса, обучающихся по программе 8 вида. Посвящён подведению итогов работы над проектом о подарках....
Классный час на тему "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Материал для классного часа...
Классный час на тему: "Чтобы радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть!"
Классный час на формирование у обучающихся класса этических норм поведения в обществе....
Конспект ООД по «Физическому развитию» в соответствии с ФГОС ДО для детей 4 -5 лет Тема «Чтоб здоровым сильным быть, ты со спортом подружись»
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни. Профилактика простудных и других заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, привитие чувства ответственности за свое здоровье, уве...