Педализация в фортепианных произведениях
методическая разработка по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дворец творчества Детей и молодёжи Восточного Окружного Управления города Москвы
Отдел музыкального развития
«Педализация в фортепианных произведениях»
Автор: Аристова Наталья Анатольевна
Москва 2009
Начало работы над педалью.
Педализация обогащает художественные возможности инстру-умента.
С помощью педали исполнитель проявляет свою индивидуаль ность, вкус, способность разнообразить красочность звучания.
Часто хорошее исполнение воспитанника проигрывает из-за не брежной, неумелой педализации. Следует «проверить ухом» своё исполнение, а нога чтобы не мешала выразить себя.
Педаль необходимо использовать систематически. Использование педали от случая к случаю не даёт возможности ребёнку приобре сти нужные навыки.
Педаль применяется в случаях, когда...:
- нога достаёт до лапки педали
- ребёнок сидит правильно за инструментом
- овладел навыками игры legato
- получил достаточную пианистическую подготовку
- научился контролировать слухом свою игру
- уже может «проверить ухом» результаты своей педализации (приблизительно 2-ой год обучения)
Следует перед работой над педалью объяснить, рассказать, для чего нужна педаль. Сыграть отрывки с различным использованием педали. Обратить внимание и слух воспитанника на их звучание, и показать:
- как педаль способствует усилению звука
- как педаль способствует певучести звука
- как, благодаря педали, можно объединит legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга
- как педаль помогает объединить аккордовые последовательности
- как педаль помогает объединить бас с далёким аккордом или гармонической фигурацией
- каким образом можно использовать педаль для обогащения, окраски звучания
Следует рассказать воспитаннику о механизме фортепианных деталей:
- открыть крышку рояля (пианино) и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны
- это даёт возможность извлечённому звуку продолжить звучание, он «оживает», окрашивается обертоновыми призвуками, возника ющими на других струнах, становится полнее, ярче.
Параллельно - рассказать о фзшкции левой педали, которая имеет другое демпферное устройство.
- с нажатием левой педали вся клавиатура сдвигается вправо - поэ
тому при нажатии на клавишу, молоточек ударяется не по трём
струнам, а по двум (в старинных инструментах - по одной). Отсюда
обозначение una corda - одна струна
Полученный таким способом звук - тише, мягче, приобретает матовую окраску.
Важно объяснить ребёнку положения ноги:
- пятка упирается в пол у педали
- носок касается педальной лапки
« Педаль берётся пальцами ноги» - К.Н.Игумнов
- носок ноги «прилепился» к педальной лапке. Он плавно бесшумно её опускает и так же бесшумно даёт возможность ей подняться
- не следует делать движение корпусом вместе с ногой.
Упражнение № 1
Поиграть звуки или аккорды в разных октавах:
- на «раз» - берётся звук
- на «два» - плавно опускается нога
- на «три» - слушать, как тянется звук
Взятый звук или аккорд должен быть воспринят ухом.
Упражнение № 2 Соединить несколько звуков подряд.
Это «запаздывающая» педаль: одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается. Таким образом, звуки связываются друг с другом. А «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно вовремя подхватить педалью новый звук.
Упражнение № 3
Поиграть хроматическую гамму. При педализации малой секунды, грязная педаль особенно слышна.
Следить, чтобы пальцы не передерживали предыдущие звуки, и приучать воспитанника «проверять ухом» чистоту звучания.
Разобрать с применением педали произведения. Например:
- Тегцель «Прелюдия»
- П.Чайковский «Похороны куклы»
- П. Чайковский «Болезнь куклы»
- А. Хачатурян «Андантино»
На начальном этапе педаль всегда фиксируется в тексте и берётся
после долгих звуков.
Например:
- П.Чайковский «Сладкая грёза»
- Р. Шуман «Романс»
В этих произведениях педаль помогает объединить мелодическую линию, способствует её певучести.
Постепенно воспитанник начинает употреблять педаль не только для связи отдельных звуков, но и для краски, поддерживая мело дией гармонию.
Педаль должна использоваться постоянно. Таким образом будет постепенно накапливаться опыт в педализации. Педаль даётся сразу после выученного текста. Педаль является началом отделки произ ведения.
Основные недостатки в детской педализации.
1 .Стук ногой. Нога не «прилепилась» к педальной лапке, а подни мается над ней.
- Нога сидит глубоко на педали. Педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания, хотя воспитанник педализирует правильно.
- Воспитанник передерживает звуки пальцами
- Воспитанник спешит начать педаль - звучат предыдущие звуки. Отсюда педаль «грязная».
Неполная педаль.
Неполная педаль служит для того, чтобы:
- изменить тембр
- придать чистоту исполнению
- внести новые краски
Объяснить так же воспитаннику, что минимальное нажатие педали всегда «очистит» мелодическую фигурацию от «чужих» звуков. Таким образом преодолевается гармоническая «грязь».
Обобщив рассказ о педали, можно сказать, что существует три вида педали:
- запаздывающая
- прямая
- полупедаль
При постоянном использовании педали, зарождается педальная инициатива, накапливается постепенно опыт. Нужно сказать воспитаннику о левой педали. Она чаще применяет ся в современной музыке. Пояснить, что употребление левой педа ли не заменит Р и РР (тихо и тишайше). Она лишь изменяет тембр звука, его краску, и в этом её очарование.
На четвёртом (и далее) году обучения воспитанники должны знать, что : в глубине нажатия педальной лапки и её постепенном снятии-все секреты тонкой педализации.
Заключение: (напоминание педагогу)
- Знакомство с педалью -на 2,3 годах обучения
- Развивать навыки педализации регулярно
- Педализации необходимо учить, как и любой стороне фортепиан ной игры
- Первое время при введении, педаль фиксируется в тексте
- Не заз^ивать педаль механически
- Воспитанник должен понимать: - цель педализации
- почему, где, когда её брать
- проверять результат слухом
- Помнить, что педаль - это начало отделки произведения
- в средних и старших годах обучения - не фиксировать педаль, т.к. это лишает инициативы, приучает механически исполнять все фик сированные указания
- Постоянно напоминать воспитаннику, что педализация управляет слухом
- Приучать воспитанника самому решать, где использовать педаль, воспитывать самостоятельность, слуховой контроль
- Не бояться вводить неполную педаль
- Объяснять воспитаннику, что : - уловить до конца движение ноги не возможно, - установить точно, в какой момент, как глубоко нажать или снять педальную лапку - очень трудно. Поэтому это всегда решает ухо, которым «управляет» тонкое понимание музы ки, чуткий слух и хороший вкус.
- «Воспитывать ухо» - оно даёт приказ ноге. Только слух проверяет чистоту звучания
- Помнить: Основа педализации - гармоническая ясность
- не «маскировать» педалью недостатки исполнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ
В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....
«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»
Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах. Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...
Методический доклад на тему : « О МОЦАРТЕ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепи...
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Нижнесортымская детская школа искусств»Сургутский район Методическое сообщениепре...
Педаль и педализация в фортепианном классе
Педализация играет черезвычайно важную роль в искусстве пианиста.Музыкант, не обладающий способностью чито педализировать, никогда не сможет донести до слушателя исполняемые произведения....
Методическая разработка концерта-презентации альбома фортепианных произведений А. Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
В разработке приведен сценарий концерта...
«Развитие навыков педализации в фортепианном классе ДМШ»
Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Ни какой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное и...