Педализация в фортепианных произведениях
методическая разработка по музыке по теме

Использование педали

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дворец творчества Детей и молодёжи Восточного Окружного Управления города Москвы

Отдел музыкального развития

«Педализация в фортепианных произведениях»

Автор: Аристова Наталья Анатольевна

Москва 2009


Начало работы над педалью.

Педализация обогащает художественные возможности инстру-умента.

С помощью педали исполнитель проявляет свою индивидуаль ность, вкус, способность разнообразить красочность звучания.

Часто хорошее исполнение воспитанника проигрывает из-за не брежной, неумелой педализации. Следует «проверить ухом» своё исполнение, а нога чтобы не мешала выразить себя.

Педаль необходимо использовать систематически. Использование педали от случая к случаю не даёт возможности ребёнку приобре сти нужные навыки.

Педаль применяется в случаях, когда...:

  1. нога достаёт до лапки педали
  2. ребёнок сидит правильно за инструментом
  3. овладел навыками игры legato
  4. получил достаточную пианистическую подготовку
  5. научился контролировать слухом свою игру
  6. уже может «проверить ухом» результаты своей педализации (приблизительно 2-ой год обучения)

Следует перед работой над педалью объяснить, рассказать, для чего нужна педаль. Сыграть отрывки с различным использованием педали. Обратить внимание и слух воспитанника на их звучание, и показать:

  1. как педаль способствует усилению звука
  2. как педаль способствует певучести звука
  3. как, благодаря педали, можно объединит legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга
  4. как педаль помогает объединить аккордовые последовательности
  5. как педаль помогает объединить бас с далёким аккордом или гармонической фигурацией
  6. каким образом можно использовать педаль для обогащения, окраски звучания

Следует рассказать воспитаннику о механизме фортепианных деталей:


  1. открыть крышку рояля (пианино) и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны
  2. это даёт возможность извлечённому звуку продолжить звучание, он «оживает», окрашивается обертоновыми призвуками, возника ющими на других струнах, становится полнее, ярче.

Параллельно - рассказать о фзшкции левой педали, которая имеет другое демпферное устройство.

-        с нажатием левой педали вся клавиатура сдвигается вправо - поэ
тому при нажатии на клавишу, молоточек ударяется не по трём
струнам, а по двум (в старинных инструментах - по одной). Отсюда
обозначение una corda - одна струна

Полученный таким способом звук - тише, мягче, приобретает матовую окраску.

Важно объяснить ребёнку положения ноги:

  1. пятка упирается в пол у педали
  2. носок касается педальной лапки

« Педаль берётся пальцами ноги» - К.Н.Игумнов

  1. носок ноги «прилепился» к педальной лапке. Он плавно бесшумно её опускает и так же бесшумно даёт возможность ей подняться
  2. не следует делать движение корпусом вместе с ногой.

Упражнение № 1

Поиграть звуки или аккорды в разных октавах:

  1. на «раз» - берётся звук
  2. на «два» - плавно опускается нога
  3. на «три» - слушать, как тянется звук

Взятый звук или аккорд должен быть воспринят ухом.

Упражнение № 2 Соединить несколько звуков подряд.

Это «запаздывающая» педаль: одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается. Таким образом, звуки связываются друг с другом. А «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно вовремя подхватить педалью новый звук.


Упражнение № 3

Поиграть хроматическую гамму. При педализации малой секунды, грязная педаль особенно слышна.

Следить, чтобы пальцы не передерживали предыдущие звуки, и приучать воспитанника «проверять ухом» чистоту звучания.

Разобрать с применением педали произведения. Например:

  1. Тегцель «Прелюдия»
  2. П.Чайковский «Похороны куклы»
  3. П. Чайковский «Болезнь куклы»
  4. А. Хачатурян «Андантино»

На начальном этапе педаль всегда фиксируется в тексте и берётся

после долгих звуков.

Например:

  1. П.Чайковский «Сладкая грёза»
  2. Р. Шуман «Романс»

В этих произведениях педаль помогает объединить мелодическую линию, способствует её певучести.

Постепенно воспитанник начинает употреблять педаль не только для связи отдельных звуков, но и для краски, поддерживая мело дией гармонию.

Педаль должна использоваться постоянно. Таким образом будет постепенно накапливаться опыт в педализации. Педаль даётся сразу после выученного текста. Педаль является началом отделки произ ведения.

Основные недостатки в детской педализации.

1 .Стук ногой. Нога не «прилепилась» к педальной лапке, а подни мается над ней.

  1. Нога сидит глубоко на педали. Педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания, хотя воспитанник педализирует правильно.
  2. Воспитанник передерживает звуки пальцами
  3. Воспитанник спешит начать педаль - звучат предыдущие звуки. Отсюда педаль «грязная».

Неполная педаль.

Неполная педаль служит для того, чтобы:

  1. изменить тембр
  2. придать чистоту исполнению
  3. внести новые краски

Объяснить так же воспитаннику, что минимальное нажатие педали всегда «очистит» мелодическую фигурацию от «чужих» звуков. Таким образом преодолевается гармоническая «грязь».

Обобщив рассказ о педали, можно сказать, что существует три вида педали:

  1. запаздывающая
  2. прямая
  3. полупедаль

При постоянном использовании педали, зарождается педальная инициатива, накапливается постепенно опыт. Нужно сказать воспитаннику о левой педали. Она чаще применяет ся в современной музыке. Пояснить, что употребление левой педа ли не заменит Р и РР (тихо и тишайше). Она лишь изменяет тембр звука, его краску, и в этом её очарование.

На четвёртом (и далее) году обучения воспитанники должны знать, что : в глубине нажатия педальной лапки и её постепенном снятии-все секреты тонкой педализации.

Заключение: (напоминание педагогу)

  1. Знакомство с педалью -на 2,3 годах обучения
  2. Развивать навыки педализации регулярно
  3. Педализации необходимо учить, как и любой стороне фортепиан ной игры
  4. Первое время при введении, педаль фиксируется в тексте
  5. Не заз^ивать педаль механически
  6. Воспитанник должен понимать: - цель педализации

  1. почему, где, когда её брать
  2. проверять результат слухом

-        Помнить, что педаль - это начало отделки произведения


  1. в средних и старших годах обучения - не фиксировать педаль, т.к. это лишает инициативы, приучает механически исполнять все фик сированные указания
  2. Постоянно напоминать воспитаннику, что педализация управляет слухом
  3. Приучать воспитанника самому решать, где использовать педаль, воспитывать самостоятельность, слуховой контроль
  4. Не бояться вводить неполную педаль
  5. Объяснять воспитаннику, что : - уловить до конца движение ноги не возможно, - установить точно, в какой момент, как глубоко нажать или снять педальную лапку - очень трудно. Поэтому это всегда решает ухо, которым «управляет» тонкое понимание музы ки, чуткий слух и хороший вкус.
  6. «Воспитывать ухо» - оно даёт приказ ноге. Только слух проверяет чистоту звучания
  7. Помнить: Основа педализации - гармоническая ясность
  8. не «маскировать» педалью недостатки исполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ

В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»

Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах.  Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...

Методический доклад на тему : « О МОЦАРТЕ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепи...

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Нижнесортымская детская школа искусств»Сургутский район     Методическое сообщениепре...

Педаль и педализация в фортепианном классе

Педализация играет черезвычайно важную роль в искусстве пианиста.Музыкант, не обладающий способностью чито педализировать, никогда не сможет донести до слушателя исполняемые произведения....

«Развитие навыков педализации в фортепианном классе ДМШ»

Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано.  Ни  какой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное  и...