Методический доклад на тему : « О МОЦАРТЕ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
учебно-методический материал по музыке на тему
Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепиано.
Исполнение Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой- всё должно быть абсолютно, предельно ясным. Вся специфика особого туше, необходимого для того, чтобы играть Моцарта, заключена в подушечке пальца. Такое туше производит четко очерченный и плотный звук – самостоятельный и очень определенный, его отточенный контур предотвращает слипание с окружающими звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_motsartu.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепиано. Известный моцартовед Альфред Эйнштейн резко осуждает тех, кто исполняет концерты Моцарта на клавесине. И он, конечно, прав: вся клавирная музыка Моцарта – это фортепианная музыка, ибо даже те немногие сочинения, которые он в молодые годы писал для других клавишных инструментов, он исполнял впоследствии на фортепиано.
В обширной, составляющей несколько томов, переписке Моцарта с отцом мы встречаем множество описаний клавесинов, клавикордов и пианофорте. Отсюда и идёт путаница: каким же был моцартовский инструмент. Однако всё очень просто: в детстве Моцарт играл главным образом на клавесине, а позже, в результате знакомства со Штейном, замечательным инструментальным мастером, стал предпочитать фортепиано. Однако клавесин, столь богатый по своим звуковым краскам, не мог исчезнуть из его памяти. Прежде всего, Моцарт вспоминал о нём в пьесах инструментального характера, например, в звукоизобразительном и смелом рондо в турецком стиле. На струнном щипковом инструменте, каковым является клавесин, изящество и утонченность моцартовского мелодического рисунка становятся острее.
Но для передачи всей выразительности bell canto наилучшим образом , согласно вкусу Моцарта, подходит пианофорте. Те, кому посчастливилось слышать игру на пианофорте самого Моцарта, с восхищением отзывались о его кантилене, лившейся, казалось, из горла самого певца, нежели с клавиатуры инструмента. Его игра в виртуозных пассажах была блестящей, но не изобиловала громкостью и была соразмерна темпу человеческого шага.В медленных частях она становилась чувственной, оставаясь при этом одухотворённой, живой, отмеченной вопросительными и восклицательными знаками и цезурами, оттеняющими каждую фразу словно арию или речитатив, спетые с той нежной проникновенностью, которую можно услышать только у величайших певцов. «Руки у него были маленькие и изящные,- писал Франц Нимечек в биографии Моцарта, - и он знал, как пользоваться ими на клавиатуре с такой легкостью и в такой естественной манере, что удовольствие смотреть на него было не меньшим, чем удовольствие его слушать».
Исполнение Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой- всё должно быть абсолютно, предельно ясным. Вся специфика особого туше, необходимого для того, чтобы играть Моцарта, заключена в подушечке пальца. Такое туше производит четко очерченный и плотный звук – самостоятельный и очень определенный, его отточенный контур предотвращает слипание с окружающими звуками. Из такого особого контакта пальцев с клавишами и рождается истинное качество звучания пианофорте. Что же касается басовых нот, то они полновесны, но не тяжелы.
Большое место в выразительной сокровищнице Моцарта занимает артикуляция. Иногда это - оркестровка, иногда – смычковые штрихи, часто – вокал в разнообразных проявлениях. Пожалуй, ни один композитор не подвергался такому безграничному произволу редакторов, как Моцарт, особенно его фортепианные произведения. Расставленные многочисленными редакторами штрихи резко отличаются от подлинных авторских. Для того что бы понять, что так смущало редакторов, по какой линии шли их беззастенчивые поправки и каков же наконец, подлинный смысл моцартовских штрихов остававшийся столь непонятным в течение больше чем столетия, нужно знать значение штрихов в доромантической музыке. Лиги Моцарта и Бетховена не представляют собой символ, знак акустического legato. Их функции тоньше и богаче. Legato – значит связно, связано в некоторое единство, а не просто в смысле непрерывности. Штрихи, их обозначения проще понять в смычковой музыке. Ноты, взятые на один смычок, как бы вытекают из первой ноты, извлекаемой атакой смычка. Группа нот связана и
подчинена атакующей ноте (это подчинение может быть обусловлено гармонически,
интонационно, ритмически, часто по всем линиям вместе, но связывающая в группу значимость её начала, на которую падает атака, остаётся в силе).
Фортепианные штрихи Моцарта следует рассматривать подобно скрипичным: не как формальную прерывность звучания, а как выразительный нюанс, объясняющий, подчеркивающий интонационное строение, гармоническое действие, ритмическую иерархию.
Изучая штрихи Моцарта, убеждаешься в их закономерной последовательности и в
тонкости нюансировки. Закономерности эти лежат в нескольких плоскостях.
- Одна из характернейших черт письма Моцарта- атака гармонического задержания, иногда выраженное длинным форшлагом, иногда выписанного. Атака эта выражается новой лигой . Длинный форшлаг, диссонирующая вспомогательная нота, приходящая вместо аккордовой, - могущественное средство выразительности, не потерявшее силу и в наши дни. Если у Шопена мелодия незаметно вплывает в эти задержания, то у Моцарта этот приём чаще встречается на новой гармонии или на новом положении аккорда. Диссонирующая нота как бы разрубает мелодию своей смелостью, неожиданностью и должна быть отделена , не должна сливаться с предыдущим течением мелодии.
- Перемена гармонии, опора мелодии на новую гармонию почти всегда влечёт атаку, новую лигу. Атаки при помощи лиг подсказывают верное произнесение.
- Затакт у Моцарта, как и у Бетховена, чаще имеет взрывчатый характер. В отличии от шопеновских всплывающих секст (ноктюрны E- dur, Es – dur), у Моцарта затакт чаще состоит из группы нот, но сильное время атакуется. Вообще же музыке Моцарта, как, впрочем и Бетховена, более свойственен хорей – начало на сильном времени, особенно в медленных частях.
- Не только после затакта, но и внутри музыкальной фразы сильное время часто атакуется. Построение мелодии у Моцарта чаще ступенчатое, то есть мелодия редко движется длительно в одном направлении и редко охватывает большой диапазон, не изменяя направления, как это встречается у Шопена. Именно потому , что она возникает подобно мелодии со словами, она ближе к
человеческой речи с её частыми интонационными понижениями и
повышениями.
- Моцарт часто не пишет ни легато, ни стаккато. Обычно в этих случаях редакторы услужливо пишут лиги. Между тем случаи эти закономерны. Если помнить, что между легато и стаккато не только акустическая разница (слитность или прерывность звучания), а главным образом интонационная, если не формально , а по существу внутреннего смысла подходить к штрихам, то мы оценим необходимость и тонкую значимость
штриха, соответствующего деташе на скрипке .Штрих этот употребляется Моцартом в различных случаях, например с целью драматизации мелодии.
- Короткие лиги имеют иногда чисто декламационный характер.
- Штрихи зачастую служат разнообразию, противопоставлению, регистровке, инструментовке. Иногда это как бы украшения в колоратурной мелодии – смена штрихов делает более выразительной длинную вокальную линию.
- Между полным легато и стаккато большой диапазон различных длительностей каждой ноты, да и стаккато может носить разный характер, быть грациозным , летучим, острым и т.п. Четверть, исполняемая стаккато, как правило, длиннее восьмой или шестнадцатой. Но шестнадцатые, обозначенные стаккато в колоратурном пассаже, мягче, вокальнее, чем отрывистые восьмые в энергичной музыке.
Особенно тонкая, неуловимая, изменчивая, но определимая точными словами манера присуща исполнению мелодии, разделённой лигами. Не следует забывать, что начало лиги – это начало смычка. А иногда – новое слово. Рука, исполняемая лигу, должна почувствовать атаку, перевоплотиться в смычок, произнести согласную. Иногда лиги можно даже связывать педалью, если уловлен психологический , речевой характер штриха. Рука, поднятая после лиги, более активно берёт следующую ноту или начало новой группы.
Ну, а как быть с педалями? Нужно ими пользоваться или нет? Мы знаем, что у пианофорте моцартовского времени наличествовали коленные рычажки либо педали. Их эффект был аналогичен действию педалей нашего современного фортепиано. К тому же описание достоинств штейновского пианофорте , которое оставил Моцарт, а так же отзывы о его собственной манере игры являются ясными указаниями на то, что педалями пользоваться необходимо, но делать это следует осторожно, дабы гармоническая и мелодическая ткань не становилась грузной, а оставалась ясной, легкой и прозрачной. Педаль сравнительно редко должна бать продолжительной – большей частью она лишь призвана подчеркнуть некоторые моменты; в то же время звучность ни в коем случае не должна быть сухой и жесткой. Очень трудно исполнение Моцарта именно из-за прозрачности музыки , скупой педали, когда каждый звук, взятый немного слабее или сильнее, слышен особенно отчетливо, чего не бывает, если мы играем много нот с насыщенной
педалью.
Часто думают, что Моцарта нужно играть каким-то «сниженным» звуком, и чуть ли не «бормочут что-то себе под нос»; между тем мелодии Моцарта должны звучать очень напевно и светло.
Чрезвычайно тонкого исполнения требуют все сопровождения. Во многих случаях Моцарт прибегал к примитивному сопровождению в виде «альбертиевых» басов и простых фигураций. Их исполнять очень трудно. Они должны звучать не механически, а помогать мелодии.
Особо следует упомянуть о моцартовских украшениях. Не говоря о том, что их следует играть правильно, надо сказать, что они предъявляют большие требования к исполнителю в художественном отношении. При исполнении украшений надо всегда помнить о том, что они не должны затемнять мелодическую линию. Надо проиграть её без орнаментики, чтобы понять, что она собой представляет, и потом, добавляя украшения, играть их так, чтобы мелодия всегда оставалась основой.
Исполнение сочинений Моцарта – одна из сложных задач для пианиста, как впрочем, и для всякого музыканта – исполнителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- В. Ландовская. О музыке. М., 1991г.
- А.Гольденвейзер. Пианисты рассказывают. Вып. 1 М., 1990г.
- Н. Голубовская. О музыкальном исполнительстве. Л., 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ
аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...
Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта
В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...
Методический доклад на тему: «Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ»
В работе над кантиленой важно уделить особое внимание работе над мелодией,уяснить её развитие,членение на построения большего или меньшего масштаба.Необходимо настойчиво добиваться,чтобы каждая фраза ...
Методический доклад на тему: «Лирические пьесы» Э. Грига - великое наследие в фортепианной педагогике»
В данной работе даются методические рекомендации к наиболее популярным в педагогическом репертуаре пьесам из цикла Эдаврда Грига "Лирические пьесы"...
Методический доклад "Воспитание осознанного отношения учащегося к работе над музыкальным произведением на различных ее этапах"
Доклад о работе над музыкальным произведением. Характеристика отдельных этапов работы. Рекомендации к успешному овладению музыкальным произведением....
методический доклад на тему "Методика изучения фортепианной кантилены"
В данной работе рассмаатриваются основные методы работы над кантиленой в классе фортепиано...
Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»
Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»...