Этнокультура в музыкальном образовании детей
статья (музыка) на тему
Работа посвящена теме воспитания у учащихся музыкальной культуры в концепции изучения темы "Культура разных стран и народов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokultura_v_muzykalnom_obrazovanii.doc | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема методической работы:
«Этнокультура в музыкальном образовании современного школьника».
В наше время возникла колоссальная диспропорция между наработанным человечеством богатством культуры, проявляющимся в материальных и духовных творениях, способах деятельности и его невостребованностью. Все в большей мере возникает давление поверхностной массовой культуры, активно навязываемой средствами коммуникации.
На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса, необходимой в современную эпоху нашествия западной культуры.
В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням. А в программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, содержание уроков музыки в 4 классе было целостно выстроено на этнокультурном принципе. Дети постигали музыку народов разных стран, расширяя границы изучения от родной культуры к охвату всех континентов земного шара. Данный подход соответствовал актуальной для социализма идее развития дружбы народов, однако программа отразила и негативные тенденции: игнорировалась старинная обрядовая и религиозная культура русского народа, количество фольклорных образцов было невелико.
Поэтому с 2009 года я перешла на УМК «Музыка» под руководством Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. Данная программа позволяет решить одну из актуальных задач современного образования и воспитания: обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления. Огромна роль учителя в пропаганде духовной культуры в школе, в формировании у детей духовно-нравственного сознания. Изюминка уроков музыки – опора на народное искусство. Учитель обеспечивает возможность представителю любого этноса освоить родную культуру и культуру других народов.
Цель методической работы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования заключаются в формировании у учащихся: - гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, преемственности поколений; - социальной культуры, включающей культуру межличностных отношений;
-толерантности к иному образу жизни и стилю мышления; - эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта; - образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Тема воспитательной системы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Пигари» - «Школа как соцкультурный центр на селе». В рамках реализации данной системы разработан проект «Диалог культур» (русской и казахской культуры), в основу которого положено воспитание личности в этнокультурных традициях.
В России этнокультурное образование опирается на традиционную культуру русского народа, рассматривающуюся в контексте взаимосвязей с культурами близких и далеких народов, живущих в полиэтническом пространстве России и за ее пределами. Особенно это актуально для нашего района, так как он – приграничный. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами.
Работа над данной темой начата в 2008 году и рассчитана на три года. За два года работы есть уже определенные результаты деятельности в данном направлении.
Формирование культурного поля ребенка во многом зависит от эффективности применяемых на уроках методик. В своей работе я использую технологию игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр для учащихся младших классов. Переживание, своего рода духовное «проживание» стадиального этапа даст ребенку возможность впоследствии соотносить личный художественный опыт с процессами развития других культур. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операция участников, имитирующих реальные действия. На уроках музыки ребята могут представить себя в гостях у князя Игоря, либо поющими в седле, на лошадях. Важен деятельностный подход, при котором создается реальная ситуация «проживания» ребенком форм традиционной культуры. С этой целью на уроках музыки я организовываю театрализацию народных обрядовых песен. Например: «Ой, да ты калинушка», где ребята инсценируют прощание девушки с юностью, с отчим домом.
В поиске путей развития активного самостоятельного мышления ученика мне помогает проектная технология. Теоретические знания, получаемые при обучении, ребенок реализует на практике. На одном из уроков в 9 классе по теме «Культура края» я рассказала о местной народной умелице Светлане Фёдоровне Соколовой, мастере тряпичных кукол. Все её куклы – персонажи из сказок, спектаклей – ярки, красочны и неповторимы, имеют свой облик и свой характер. Среди этих замечательных кукол есть образ Аксиньи, героини из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», Солоха, цыганка. Этот урок стал началом большой проектной работы «Природа – источник народного творчества». Итогом работы стала встреча с народной умелицей. Светлана Федоровна подарила куклы школе для постановки кукольных музыкальных спектаклей.
Одним из путей активизации интереса у подростков к урокам музыки является обучение с использованием ИКТ. С помощью современных музыкальных инструментариев (компьютерные музыкальные программы, синтезатор) ребята 7-9 классов создают аранжировки народных мелодий, песен, танцев. Для иллюстрирования музыкального материала учащиеся делают презентации. Работа ученицы 7 класса Зацарининой Александры «Милый сердцу край» позволила ребятам увидеть неброскую красоту степного края.
Реализация методической темы продолжается во внеурочной работе. Это организация праздников русской и казахской народной культуры. Каждый из них – это целый комплекс различных воспитательно-развлекательных дел, в орбиту которых включаются все учащиеся школы. Каждый из этих двух дел имеет логическое завершение – искрометные задорные народные праздники: Масленица и Наурыз.
Народное гулянье «Госпожа широкая Масленица» началось с веселой сценки «Сказ про бедную сиротку Настеньку или проводы русской зимы». Каждый класс был представлен в русском народном стиле: здесь присутствовали и юноши в косоворотках с гармошками, и девушки с русыми косами в сарафанах. На столах – самовары, чай с мёдом, баранки, пироги, блины. Конкурсы частушек, русских народных песен, катание на «русских тройках» порадовали присутствующих.
В день весеннего равноденствия традиционно проходит праздник «Наурыз – символ новой весны». Ребятами был представлен спектакль по казахской легенде «Красный тюльпан». Подбор музыкального материала, постановка народного танца, знакомство с особенностями национального костюма способствовало повышению уровня знаний в сфере национальных отношений, традиции и обычаев.
С целью расширения музыкального кругозора, а также совершенствования исполнительских навыков и умений, разработана программа кружковой работы «Камертон». Особое внимание уделяется произведениям духовно-патриотической направленности. Участники кружка – победители конкурсов: «Я люблю тебя Россия», «Вдоль по улице…», «Звездный дождь».
В 2008 году в районе состоялось открытие «Дома Дружбы», где созданы благоприятные условия для распространения культурных ценностей народов живущих в Озинском крае и поддержание толерантности между различными этническими группами. Учащиеся нашей школы – активные участники районных, зональных театрализованных представлений, народных праздников.
В рамках реализации проекта «Диалог культур» я планирую продолжить знакомство учащихся с традициями и обычаями других народов. В плане проведение «Ярмарки национальных культур».
Широкий взгляд на фольклор как комплекс видов народного творчества, его жизнь во времени и пространстве, роль в культуре чрезвычайно важен для образования современного человека. Освоение фольклора становится базой полихудожественного развития личности, формирования этнокультурного и исторического сознания, гражданской позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании
Актуальные проблемы музыкального образования детей В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...
Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...
Взаимодействие с семьей в вопросах музыкального образования детей
Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Известны исторические факты, что в семьях музыкантов, где естественным обра...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Использование технологии проблемного обучения в музыкальном образовании детей
При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (аппликатура, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются путь приобретения знаний и навыков, пути р...
Современные методы музыкального образования детей
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зав...