Современные методы музыкального образования детей
методическая разработка по музыке
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания образовательного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod2.docx | 18.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные методы музыкального образования детей
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания образовательного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.
В музыкальной педагогике методы музыкального образования рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета. Отвечающие целям и задачам педагогического процесса.
Методы музыкального образования можно определить, как систему взаимосвязанных действий педагога и ребенка. направленных на освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижение целей музыкального образования.
Так же, как и в общей педагогике, в музыкальном образовании широко используются методы. Которые классифицируются по источнику передачи и получения знаний (наглядные, словесные и практические), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстрационные, репродуктивные, игровые), по дидактическим целям (методы, способствующие усвоению, закреплению и совершенствованию знаний). Однако следует отметить, что обще дидактические методы в музыкальном образовании имеют свою специфику, обусловленную особенностями музыки. При этом процесс образно-художественного переживания музыки выступает в качестве важнейшей характеристики целевой функции обще дидактических методов, оказывая влияние на конкретизацию их формулировок: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, художественно-практический, музыкально-игровой.
Наглядно-слуховой метод связан с воздействием самой музыки на эстетическое чувство ребенка в процессе восприятия им музыкальных произведений. Объектом наглядности могут выступать музыкальные произведения, исполняемые педагогом или воспроизведенные с помощью музыкально-технических средств. Осмысление характера развития музыкальных интонаций является важнейшим условием реализации наглядно-слухового метода. По своему содержанию он близок к «методу наблюдения за музыкой» (Б.В, Астафьев), формирующему умение осмысленно воспринимать содержание музыки, следя за изменением ее интонации.
Наглядно-зрительный метод основан на конкретизации представлений ребенка о художественном образе музыкального произведения. Зрительная наглядность (использование картин, рисунков, предметов и т.д.) направляет восприятие ребенка в определенное русло, поэтому ее использование до прослушивания музыкального произведения не всегда бывает оправдано. Применение данного метода находится в прямой зависимости от уровня развития музыкального мышления ребенка.
Метод сравнения отвечает важнейшему принципу художественной дидактики, обоснованному выдающимся педагогом-музыкантом Д.Б.Кабалевским, -принципу «сходства и различия». Методический принцип сходства и различия адекватен принципу тождества и контраста – принципу организации самой музыкальной формы. Использование метода сравнения в музыкальной педагогике позволяет уточнить представления ребенка о характере развития музыкального образа в одном или нескольких музыкальных произведениях, близких или контрастных по образно-эмоциональному настрою, сравнить различные по характеру музыкальные произведения, различные виды искусства и т.д. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения позволяет развивать фантазию ребенка, его образное и ассоциативное мышление, что в конечном итоге оказывает влияние не только на процесс формирования его музыкальной культуры. Но и всей культуры восприятия жизни и осознание своих жизненных впечатлений.
Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой (воспроизведение музыки и передача переживаний, вызванных музыкой в разных формах исполнительской деятельности, выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в различных видах музыкальной деятельности и т.д.)
Особенность методов музыкального образования обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Отстаивая диалектический принцип соответствия методов изучения объекта природе самого объекта, Л.С.Выгодский писал: «…искусство есть особый способ мышления, который в конце концов проводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание…, но только другим путем. Искусство отличается от науки только своим методом…»
Своеобразие методов в области музыкального образования определяется их направленностью на освоение и присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора – исполнителя - слушателя.
Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства. Остановимся на их характеристике.
Метод создания композиций (Д.Кабалевский, Л.Горюнова) предусматривает объединение разных форм общения ученика с музыкой при исполнении одного произведения. Основой метода выступает синкретическая (греч. «соединение, объединение») природа искусства, как и всей культуры в целом. В качестве форм общения ученика с музыкой могут выступать: вокализация музыки, отражение ее в рисунке, воплощение музыки в пластике движений. Отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-театрализация, оркестровка музыкального произведения. Данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения. Значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.
Метод размышления о музыке направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке. Формирование его музыкального мышления. Метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания о музыке, зафиксированного в различных понятиях и категориях, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых ребенок. опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает. приходит к открытию новых истин, не о сознававшихся им ранее.
В процессе реализации данного метода педагог побуждает ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как сопереживание, сочувствие, сотворчество. Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить».
Метод забегания вперед и возвращения к пройдённому (Д.Б.Кабалевский) или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э.Абдулин) устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у учеников, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне.
Метод эмоциональной драматургии (Э.Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данной группы детей.
Метод музыкальных обобщений (Э.Абдуллин) направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематике программы, на формирование художественного мышления.
Метод моделирования художественно-творческого процесса нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения – от рождения замысла до момента его воплощения. Метод моделирования художественно творческого процесса обнаруживает связь с проблемным методом, так как затрагивает уровень мышления и качество знаний ребенка о музыке.
Реализация данного метода в области музыкального образования требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществления деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.
Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ученика:
-осознание творческого замысла и содержания музыкального образа;
-разработку логики развития сюжета и музыкального образа;
-выбор средств и приемов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике движений, на музыкальном инструменте и т.д.);
-придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса).
«Жизнь в образе» накладывает отпечаток на характер деятельности ребенка, который в процессе творчества сравнивает, соотносит. Выбирает и находит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить его слышание и видение того или иного явления или художественного процесса.
Метод моделирования элементов музыкального языка. Различные виды моделирования ритмических. Звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др., используемые в процессе реализации метода, облегчают восприятие и осознание детьми выразительных средств музыки.
Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный прием данного метода – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.
Метод активизации творческих проявлений ребенка. В основе метода лежит импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка в ситуации восприятия музыки.
Метод музыкального переинтонирования заключается в планомерном раскрытии ребенку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Сравнение интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.
Словесный метод в музыкальном образовании используется не только для передачи необходимой информации. Сколько для создания образно-психологического настроя в ситуации восприятия или исполнения музыки.
Основные разновидности словесного метода в музыкальной педагогике выступают для ребенка в качестве ориентиров при восприятии и исполнении музыки. К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение.
Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами.
Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагог. возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их музыкального развития и жизненного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.
Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....
«Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Работа в классе баяна и аккордеона....
ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Современные технологии музыкального образования»
Категория слушателей: учителя музыки общеобразовательных школ; музыкальные руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений;педагоги системы дополнительного музыкального образования...
Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...
О методах музыкального образования
Пройдя повышение квалификации в Московской академии профессиональных компетенций, захотелось поделиться некоторыми знаниями, которые возможно пригодятся для аттестации педагогов-музыкантов....