Использование технологии проблемного обучения в музыкальном образовании детей
методическая разработка по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка.
Использование технологии проблемного обучения на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе «Ансамбль».
Автор:
Дудник О.А.,
методист,
педагог дополнительного образования ДТДиМ
Колпинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2017г.
Занятия проходят по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе «Ансамбль».
Образовательная программа «Ансамбль» имеет художественно - эстетическую направленность.
Актуальность образовательной программы «Ансамбль» заключается в том, что она направлена на поддержание и развитие у детей интереса к музыке, на развитие их творческих способностей, помогает им раскрыть мир собственных духовных чувств и переживаний. Ансамблевое музицирование предполагает коллективную деятельность, что дает детям возможность творческого общения и самовыражения, воспитывает уважение друг к другу, ответственность. Кроме того, во время коллективных концертных выступлений дети чувствуют себя уверенно на сцене, что является залогом удачного выступления, и как следствие этого, повышение самооценки, веры в свои силы, создание основы для формирования успешной личности.
Обучение по данной программе позволяет приобщить детей к миру прекрасного, так как в процессе обучения они имеют возможность познакомиться с произведениями народного жанра, с яркими и образными пьесами современных композиторов. Это, несомненно, наполнит духовный мир детей, расширит их познания в области музыкального искусства.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Ансамбль» в том, что
- в процессе освоения разнообразного музыкального репертуара отечественных и зарубежных композиторов, музыки народных жанров у детей воспитывается уважение к национальной и зарубежной культуре;
- освоение игры на музыкальном инструменте развивает у детей мыслительный процесс;
- игра в коллективе воспитывает чувство товарищества, ответственности и толерантности;
- концертная деятельность, предусмотренная образовательной программой, является стимулом для самостоятельной работы над музыкальными произведениями, что способствует становлению самостоятельной личности, вырабатывает умение добиваться положительного результата.
Цель образовательной программы «Ансамбль»:
создание условий для творческого самовыражения детей посредством приобщения к ансамблевому музицированию.
Задачи образовательной программы.
Обучающие:
- формирование навыка игры в ансамбле;
- формирование навыка игры на музыкальном инструменте;
- формирование знаний по музыкальной грамоте;
- формирование знаний о композиторах;
- формирование навыка игры по дирижерскому жесту;
- формирование навыка чтения нот с листа.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, ладово-гармонического чувства);
- развитие ассоциативно-образного мышления;
- развитие артистических и эмоциональных качеств.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативных качеств, ответственности, дисциплины, толерантности;
- воспитание художественного вкуса;
Отличительная особенность образовательной программы в том, что
срок реализации ограничен четырьмя годами, желающие обучаться дальше, смогут продолжить свою творческую деятельность в оркестровом коллективе.
Возраст детей:
Программа предназначена для детей 9-13 лет.
Условия набора детей:
для обучения принимаются дети 9 лет из «Оркестровой студии».
Сроки реализации образовательной программы:
программа рассчитана на 4 года обучения.
Форма и режим занятий:
групповые занятия занятия по 12 человек по программе «Ансамбль» проходят один раз в неделю, продолжительностью один академический час (36 часов год).
Кадровое обеспечение:
На каждую ансамблевую подгруппу, в случае необходимости (в зависимости от состава учащихся и репертуара), на основании решения педагогического совета «Оркестровой студии» и приказа директора ДТДиМ, дается один концертмейстерский час в неделю.
Формы проведения занятий:
беседа с элементами практической работы,
практическая работа с элементами беседы.
Форма организации детей на занятии:
Групповая.
Методы обучения на занятиях:
- словесный - объяснение терминов, новых понятий;
- наглядный - исполнение педагогом предлагаемого репертуара, демонстрация учебных карточек и иллюстраций;
- практический - практические задания и упражнения;
- метод проблемного обучения - поиск нужной динамики, штрихов, аппликатуры, создание художественного образа произведения.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения учащиеся:
- приобретут навык ансамблевого музицирования;
- освоят основные приемы игры на музыкальном инструменте;
- будут знать музыкальную грамоту;
- будут знать виды ансамблей: дуэт, трио, квартет, квинтет;
- будут знать краткую характеристику творчества композиторов, авторов программных произведений;
- будут уметь исполнять произведения народных и классических жанров;
- приобретут навык игры по дирижерскому жесту;
- приобретут навык теоретического анализа музыкального произведения (тональность, форма, жанр);
- будут знать основные музыкальные термины на итальянском языке;
- приобретут навык артистического выступления перед зрителем;
- приобретут навык совместной творческой деятельности;
- на основе совместной творческой деятельности воспитают в себе дисциплину, ответственность, толерантность;
- приобретут навык слушания музыки.
Способы определения результативности:
- вводный контроль: беседа на выявление первоначальных представлений;
- текущий контроль: беседа на усвоение пройденного материала, наблюдение педагога;
- промежуточный контроль, итоговый контроль по окончании учебного года: зачеты в конце каждого учебного полугодия;
- итоговый контроль по окончании обучения по образовательной программе: экзамен.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- выступления на концертах в ДТДиМ;
- выступления на городских конкурсах;
- выступления на мероприятиях районного уровня.
Технология проблемного обучения.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания.
Методическими основами проблемного обучения на занятиях по программе «Ансамбль» являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Для реализации целей и задач данной технологии используются различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (аппликатура, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются путь приобретения знаний и навыков, пути развития мысли, при формировании данного понятия, умения, навыка.
Тема занятия: «Разбор нотного текста ансамблевых партий: чтение с листа в медленном темпе».
Технология проблемного обучения.
Прием соревнования.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, вот и начался новый учебный год. Вы все отдохнули и с новыми силами мы с вами погрузимся в мир музыкальных образов.
Мы начинаем изучать с вами две новых пьесы:
П.И. Чайковский «Немецкая песенка» и Р. Бажилин «Белоснежка».
В исполнении педагога звучит произведения П.И.Чайковского «Немецкая песенка» и Р. Бажилина «Белоснежка».
Педагог: Наверняка вам знакома эта песенка.
Учащиеся: кто-то отвечает «да», но большинству эта мелодия не известна.
Педагог: давайте подумаем к какому жанру относится данное произведение? Какой образ у вас сложился при его прослушивании? Сколько частей в данной пьесе?
Учащиеся: Жанр – песня, но под нее можно и танцевать. Образы-пастушок, овечки на лугу, кто-то услышал тирольский йодль – жанр народных песен альпийских горцев.
Педагог: Перед вами стоят партии данного произведения. Но в них не проставлена аппликатура, динамика и штрихи. Вы должны будете их сами определить.Сейчас вы должны постараться воплотить эти образы с помощью известных вам уже динамических оттенков и штрихов и разрешить данную проблему.
Но конечно сейчас будем разбирать только первую часть, состоящую из 8-ми тактов, а не целую пьесу.
(Педагог предварительно прохлопывает ритмический рисунок. Учащиеся повторяют. Также проводится необходимая предварительная работа, связанная с чтением с листа. Перед учащимися на пюпитрах стоят три вида партий: I, II, III. Перед каждым пюпитром 4 учащихся. Дается время на самостоятельный разбор нотного текста – 10 мин.).
Итак, время на самостоятельный разбор отрывка «Немецкой песенки» истекло.
Сейчас сыграет группа I-ой партии.
(Каждый учащийся из группы играет свой отрывок. Остальные три группы обсуждают и выбирают наиболее подходящий вариант. Все участники данной группы вместе проигрывают этот вариант. Также происходит и с остальными группами.)
Педагог: А сейчас нужно соединить три варианта партий.
(Учащиеся вместе с педагогом соединяют вместе изучаемый отрывок).
Педагог: Теперь давайте обсудим добились ли мы с вами желаемого результата? Воплотили ли мы образы представленные нами в начале занятия?
(Идет обсуждение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.
статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...