Использование технологии проблемного обучения в музыкальном образовании детей
методическая разработка по музыке на тему

При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (аппликатура, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются путь приобретения знаний и навыков, пути развития мысли, при формировании данного понятия, умения, навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Использование технологии проблемного обучения на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе «Ансамбль».

Автор:

Дудник О.А.,

методист,

педагог дополнительного образования ДТДиМ

Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2017г.

   Занятия проходят по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе «Ансамбль».

Образовательная программа «Ансамбль» имеет художественно - эстетическую направленность.

         

         Актуальность образовательной программы «Ансамбль» заключается в том, что  она направлена на поддержание и развитие у детей интереса к музыке, на развитие их творческих способностей, помогает им раскрыть мир собственных духовных чувств и переживаний. Ансамблевое музицирование предполагает коллективную деятельность, что дает детям возможность творческого общения и самовыражения, воспитывает уважение друг к другу, ответственность.  Кроме того, во время коллективных концертных выступлений дети чувствуют себя уверенно на сцене, что является залогом удачного выступления, и как следствие этого, повышение самооценки, веры в свои силы, создание основы для формирования успешной личности.

        Обучение по данной программе позволяет приобщить детей к миру прекрасного, так как  в процессе обучения они имеют возможность познакомиться  с произведениями народного жанра, с яркими и образными пьесами современных композиторов. Это, несомненно,  наполнит духовный мир детей, расширит их познания в области музыкального искусства.

 

        Педагогическая целесообразность образовательной программы «Ансамбль» в том, что

  • в процессе освоения разнообразного музыкального репертуара отечественных и зарубежных композиторов, музыки народных жанров у детей воспитывается уважение к национальной и зарубежной культуре;
  • освоение игры  на музыкальном инструменте развивает у детей мыслительный процесс;
  • игра в коллективе воспитывает чувство товарищества, ответственности и толерантности;
  • концертная деятельность, предусмотренная образовательной программой, является стимулом для самостоятельной работы над музыкальными произведениями, что способствует становлению самостоятельной личности, вырабатывает умение добиваться положительного результата.

        Цель образовательной программы «Ансамбль»:

создание условий для творческого самовыражения детей посредством приобщения к ансамблевому музицированию.

        Задачи образовательной программы.

Обучающие:

  • формирование навыка игры в ансамбле;
  • формирование навыка игры на музыкальном инструменте;
  • формирование знаний по музыкальной грамоте;
  • формирование знаний о композиторах;
  • формирование навыка игры по дирижерскому жесту;
  • формирование навыка чтения нот с листа.

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, ладово-гармонического чувства);
  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • развитие артистических и эмоциональных качеств.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативных качеств, ответственности, дисциплины, толерантности;
  • воспитание художественного вкуса;

Отличительная  особенность образовательной программы в том, что

 срок реализации ограничен четырьмя годами, желающие обучаться дальше, смогут продолжить свою творческую деятельность в оркестровом коллективе.

Возраст детей:

Программа предназначена для детей 9-13 лет.

Условия набора детей:

для обучения принимаются дети 9 лет из «Оркестровой студии».

 Сроки реализации образовательной программы:

программа рассчитана на 4 года обучения.

Форма и режим занятий:

групповые занятия занятия по 12 человек по  программе «Ансамбль»  проходят один раз в неделю, продолжительностью один академический час (36 часов год).

Кадровое обеспечение:

На каждую ансамблевую подгруппу, в случае необходимости (в зависимости от состава учащихся и репертуара), на основании решения педагогического совета «Оркестровой студии» и приказа директора ДТДиМ, дается один концертмейстерский час в неделю.

Формы проведения занятий:

беседа с элементами практической работы,

практическая работа с элементами беседы.

Форма организации детей на занятии: 

Групповая.

Методы обучения на занятиях:

  • словесный - объяснение терминов, новых понятий;
  • наглядный - исполнение педагогом предлагаемого репертуара, демонстрация учебных карточек и иллюстраций;
  • практический - практические задания и упражнения;
  • метод проблемного обучения - поиск нужной динамики, штрихов, аппликатуры, создание художественного образа произведения.

Ожидаемые результаты.

 К концу обучения учащиеся:

  • приобретут навык ансамблевого музицирования;
  • освоят основные приемы игры на музыкальном инструменте;
  • будут знать музыкальную грамоту;
  • будут знать виды ансамблей: дуэт, трио, квартет, квинтет;
  • будут знать краткую характеристику творчества композиторов, авторов программных произведений;
  • будут уметь исполнять произведения народных и классических жанров;
  • приобретут навык игры по дирижерскому жесту;
  • приобретут навык теоретического анализа музыкального произведения (тональность, форма, жанр);
  • будут знать основные музыкальные термины на итальянском языке;
  • приобретут навык артистического выступления перед зрителем;
  • приобретут навык совместной творческой деятельности;
  • на основе совместной творческой деятельности воспитают в себе дисциплину, ответственность, толерантность;
  • приобретут навык слушания музыки.

 Способы определения результативности:

  • вводный контроль:  беседа на выявление первоначальных представлений;
  • текущий контроль: беседа на усвоение пройденного материала, наблюдение педагога;
  • промежуточный контроль, итоговый контроль по окончании учебного года:  зачеты в конце каждого учебного полугодия;
  • итоговый контроль по окончании обучения по образовательной программе: экзамен.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • выступления на концертах в ДТДиМ;
  • выступления на городских конкурсах;
  • выступления на мероприятиях  районного  уровня.

Технология проблемного обучения.

       Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания.

     Методическими основами проблемного обучения на занятиях по программе «Ансамбль» являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.

   Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
    Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Для реализации целей и задач данной технологии используются различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

  При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (аппликатура, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются путь приобретения знаний и навыков, пути развития мысли, при формировании данного понятия, умения, навыка.

Тема занятия: «Разбор нотного текста ансамблевых партий: чтение с листа в медленном темпе».

Технология проблемного обучения.

Прием соревнования.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, вот и начался новый учебный год. Вы все отдохнули и с новыми силами мы с вами погрузимся в мир музыкальных образов.

Мы начинаем изучать с вами две новых пьесы:

П.И. Чайковский «Немецкая песенка» и Р. Бажилин «Белоснежка».

В исполнении педагога звучит произведения  П.И.Чайковского «Немецкая песенка» и Р. Бажилина «Белоснежка».

Педагог: Наверняка вам знакома эта песенка.

Учащиеся: кто-то отвечает «да», но большинству эта мелодия не известна.

Педагог: давайте подумаем к какому жанру относится данное произведение? Какой образ у вас сложился при его прослушивании? Сколько частей в данной пьесе?

Учащиеся: Жанр – песня, но под нее можно и танцевать. Образы-пастушок, овечки на лугу, кто-то услышал тирольский йодль  – жанр народных песен альпийских горцев.

Педагог: Перед вами стоят партии данного произведения. Но в них не проставлена аппликатура, динамика и штрихи. Вы должны будете их сами определить.Сейчас вы должны постараться воплотить эти образы с помощью известных вам уже динамических оттенков и штрихов и разрешить данную проблему.

  Но конечно сейчас будем разбирать только первую часть, состоящую из 8-ми тактов, а не целую пьесу.

(Педагог предварительно прохлопывает ритмический рисунок. Учащиеся повторяют. Также проводится необходимая предварительная работа, связанная с чтением с листа. Перед учащимися на пюпитрах стоят три вида партий: I, II, III. Перед каждым пюпитром 4 учащихся. Дается время на самостоятельный разбор нотного текста – 10 мин.).

Итак, время на самостоятельный разбор отрывка «Немецкой песенки» истекло.

Сейчас сыграет группа I-ой партии.

(Каждый учащийся из группы играет свой отрывок. Остальные три группы обсуждают и выбирают наиболее подходящий вариант. Все участники данной группы вместе проигрывают этот вариант. Также происходит и с остальными группами.)

Педагог: А сейчас нужно соединить три варианта партий.

(Учащиеся вместе с педагогом соединяют вместе изучаемый отрывок).

Педагог: Теперь давайте обсудим добились ли мы с вами желаемого результата? Воплотили ли мы образы представленные нами в начале занятия?

   (Идет обсуждение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...