Синтез искусств
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Урок-усвоение новых знаний.
Цели урока Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.
Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.doc | 105 КБ |
muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.pptx | 981.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка 7 классе
Тема Синтез искусств.
Тип урока урок-усвоение новых знаний.
Цели урока Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.
Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.
Оборудование:
Для учителя: Фортепиано, музыкальный центр, проектор, компьютер
Музыка А.Скрябина.
Портреты А.Скрябина, А.Блока, М.Чюрлёниса.
Репродукции «Царевна-лебедь» М.Врубеля; «Мистерия» Д.Алслога; «Фуга», «Соната моря» М.Чюрлениса; картина «Одинокий парус» Инны Поповой.
«Дерево ассоциаций» с цветными листочками.
Песня: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).
Для учащихся: Распечатанные слова песни М.М.Ипполитова-Иванова «Все склоны…» (Японская поэзия).
Кроссворд.
Ход урока: 1 этап Организационный.
2 этап Актуализация опорных знаний.
3 этап Объяснение нового материала.
4 этап Творческое задание и отработка музыкально-практических ЗУН.
5 этап Закрепление новых знаний.
6 этап Домашнее задание.
Синтез искусств.
А. Дольский Прозвучала авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».
«Прощай 20 век» Немного найдется в истории столетий, которые были бы столь же насыщены потрясениями – созидательными и разрушительными. - Давайте вместе вспомним, что принес нам 20 век?
- Полет в космос Юрия Гагарина, появление компьютера, интернета, ядерного оружия, СПИДа, изобрели пинициллин…..
- А чем ознаменовал себя 20 век в музыкальной культуре?
- Появился джаз, мюзикл, рок-опера, из живописи в музыку пришел импрессионизм, из поэзии символизм. Разные виды искусства: музыка, живопись, поэзия, театр, архитектура соединяются, объединяются в единое целое, образуя синтез искусства.
Тема урока - Синтез искусств.
Эпиграф: «Нации погибают или процветают в соответствии с тем, гибнут или процветают Поэзия, Живопись,
Музыка». Уильям Блейк.
«Россия – молодая страна, и культура ее – синтетическая культура. Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте;.. прозаик о поэте и поэт о прозаике… Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы друг от друга - философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры». А.Блок
Александр Блок этими словами ясно дает понять, в какой тесной взаимосвязи друг с другом находятся живопись, поэзия, музыка в начале 20 века.
Художники часто черпают вдохновение у родственных муз. Примеров тому множество:
композитор Александр Скрябин писал стихи, упражнялся в философии;
поэт Борис Пастернак сочинял музыку;
музыкант Феликс Мендельсон серьезно занимался живописью, поэзией, классической философией;
Микалоюс Чюрленис писал музыку и картины.
Большое место занимала музыка в поэзии А.Блока (1880-1921). Для него понятие «музыка» становится синонимом истины, света, добра.
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
1901год.
А художники? Стремились ли они уловить краски музыки?
Многие живописцы мечтали, чтобы в их картинах звучала музыка. Например, герои Михаила Врубеля (1856-1910) словно сошли с оперной сцены.
«Царевна-лебедь» Полотно «Царевна-лебедь» звучит как продолжение оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».Эта композиция была навеяна его музыкой. Жена у М.Врубеля была оперной певицей и часто блистала в операх Римского-Корсакого.
Портрет Чюрлениса
Взаимопроникновение музыки и живописи, синтез музыки и живописи наблюдается в работах Микалоюса Чюрлениса (1875-1911). Это литовский художник и композитор. Он хотел создать новый вид искусства – «зрелищную музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия – прелюдия, фуга, соната моря.
Фуга, соната - Что такое фуга?
моря (анданте) - Это многоголосное произведение, где все голоса одинаково важны.
Картины Чюрлениса представляют собой сочетание символов,
создающих волшебное «надреальное» царство.
Как вы заметили, музыка отображается поэтами и живописцами не конкретно, а образно: через отражение в воде, движении моря, облаков, шуме ветра.
Музыка как образец совершенства и гармони проникает в живопись, архитектуру, поэзию, театр и даже влияет на философские размышления.
Портрет Скрябина Оригинальная философия была у знаменитого русского композитора Александра Скрябина (1872-1914). Он считал, что искусство способно преобразить мир, людей, спасти человечество от зла:
О дивный образ божества,
Гармоний чистое искусство!
Царит всевластно на земле
Твой дух, свободный и могучий,
Тобой поднятый человек
Свершает словно подвиг лучший.
Придите все народы мира,
Искусству славу воспоем!
Эти стихи принадлежат самому композитору.
Звучит Скрябин Сейчас прозвучит один из популярных этюдов Скрябина, №12,
Этюд №12, соч. 8 Послушайте его внимательно, постарайтесь прислушаться к своим чувствам, может быть этот этюд вызовет в вашем воображении какие-то образы, картины?
- Какой характер был у музыки?
- Какие чувства может вызвать в душе у человека эта музыка?
«Одинокий парус» Одна моя ученица восьмиклассница, Инна Попова, принесла свою картину. Это её впечатления от 12 этюда Скрябина.
Мечтая стать пианистом-виртуозом, Скрябин из-за продолжительных занятий «переиграл» правую руку и она оказалась полупарализованной. Врачи строят мрачные прогнозы. Скрябин сильно переживает случившееся, он пишет: «… в 20 лет развившаяся болезнь руки… Первая серьезная неудача в жизни… Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге… Ропот на судьбу…»
Огромное желание играть, сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю. На протяжении нескольких месяцев, каждый день по несколько часов Скрябин делал специальные упражнения. Вскоре в дневнике появилась другая запись: »Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». Консерваторию по классу фортепиано он окончил с золотой медалью.
А.Скрябин также стремился к синтезу искусств и объединил в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков. Он создал образную систему цветного слуха:
C dur (F dur) - красный
G dur оранжевый
D dur желтый
A dur зеленый
E dur голубой
H dur бледно-синий
Fis dur синий
Dis dur фиолетовый
Es dur стальной
B dur с металлическим блеском
Если фортепианная музыка Скрябина позволяет «вслушиваться в себя», то симфоническая сфера композитора раскрывает глобальные вопросы, философского характера: Скрябин по-прежнему верит в преобразующую силу искусства, в победу добра над злом.
В течение 10 лет Скрябин вынашивал замысел «Мистерии» - произведения, которое должно было выполнить миссию всеобщего духовного очищения.
Репродукция Мистерия (от греческого тайна, таинство) – это музыкальный
Мистерии спектакль, театрализованное представление. Сюжеты Мистерий брались из Библии. В 13 веке представления Мистерий устраивались на городских площадях и продолжались в течение нескольких дней.
И вот, спустя сотни лет, в 20 веке возрождается Мистерия. По замыслу композитора она должна объединить все народы мира и очистить их души от зла. Содержание ее фантастично и грандиозно одновременно:
Индия… Горы… Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Здесь собрались все народы... Нет публики, нет сцены. Здесь все – «посвященные». Белые одежды… Поют хоры… Звуки, краски слились в одно целое. Движущаяся архитектура. Лучи уходящего солнца. Сияние первых звезд… Отныне лишь всепобеждающая сила Духа будет царить на Земле.
Звучит симфония №1(Анданте)
Попытайтесь одним, двумя словами выразить то, что испытали, чувствуете.
-…………………………………
А.Скрябин придумал новый «инструмент», который должен был излучать особые световые волны, при чем задолго до создания современной световой аппаратуры.
Творческое задание
Дерево цветовых - А вот вы, в какой бы цвет окрасили музыку Скрябина?
Ассоциаций -……………………………………….
- А если бы я вам предложила пофантазировать со вкусом? Приторный, кислый, соленый, терпкий, вязкий, сладкий…
-………………………………………………
Мистерия так и не осуществилась. Жизнь Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915.
Осиротела музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств… Вяч.Иванов
Но мы с вами знаем, что традиция синтеза искусств продолжается и сейчас. И сегодня мы разучим произведение, в котором интересным образом сплетаются и поэзия, и музыка, и воображаемые зрительные картины и даже цвет с холодом.
Разучивание, исполнение
М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия)
Подведение итогов: 1. Как звучит тема сегодняшнего урока?
2.Что такое синтез искусств?
Кроссворд «Синтез искусств»:
- Фамилия композитора, объединившего в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков.
- Вид искусства.
- Ещё одна муза.
- Главная муза сегодня на уроке.
- Поэт, в поэзии которого музыка занимала большое место.
- Русский художник, автор знаменитой «Царевны лебедь».
- Театрализованное представление 13 века (не осуществившаяся мечта А.Скрябина).
- Литовский художник и композитор, создавший новый вид искусства – «зрелищную музыку».
Мне бы хотелось завершить наш разговор вечно актуальными строками В.Шекспира:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья…
Звучит авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».
Дополнительный материал:
Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы –
Их очертания отчетливо нежны –
Все оттушованы старательно отливы,
Все жилки тонкие под кожицей видны.
Над грушами лежит разрезанная дыня,
Гранаты смуглые сгрудились перед ней;
Огромный ананас кичливо посредине
Венчает вазу всю короною своей.
Георгий Иванов
Из цикла
Японские стихотворения
Музыка М.Ипполитова-Иванова
Слова Ти Монори
Перевод А.Глускиной
Все склоны там, у горочки, покрыты цветом вишни,
Блестят, горят на солнышке, как мотылечка крылья.
Девочки P(пиано) Мотылечка крылья.
Мальчики F(форте) И вот мне кажется,
Девочки P - F что белые цветы – не вишни лепестки,
А просто снег!
Вместе Да, снег… Да просто снег…
Да просто снег!
4 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
1С | и | н | т | е | з | и | с | к | у | с | с | т | в | ||
5 | |||||||||||||||
2ж | 3 | ||||||||||||||
8Ч | |||||||||||||||
ю | |||||||||||||||
7м | |||||||||||||||
4м | |||||||||||||||
6В | р | у | б | е | л | ь | |||||||||
1С | и | н | т | е | з | и | с | к | у | с | с | т | в | ||
к | ы | ||||||||||||||
р | 5Б | л | о | к | |||||||||||
я | а | ||||||||||||||
б | |||||||||||||||
2ж | и | в | о | 3п | и | с | ь | ||||||||
н | о | ||||||||||||||
э | 8Ч | ||||||||||||||
з | ю | ||||||||||||||
7м | и | с | т | е | р | и | я | ||||||||
я | л | ||||||||||||||
ё | |||||||||||||||
н | |||||||||||||||
и | |||||||||||||||
с |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛЕКСАНДР БЛОК
ВРУБЕЛЬ «ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ»
МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС
ЧЮРЛЁНИС «ФУГА»
ЧЮРЛЁНИС «СОНАТА МОРЯ»
АЛЕКСАНДР СКРЯБИН
СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИСТЕРИЯ
ЯПОНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"
Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"
Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...
Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств
Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...
Урок искусства в 8 классе "Синтез искусств в создании художественного образа спектакля"
· познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественн...
Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс
Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....