«ДОМИСОЛЬКА» ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка по музыке по теме

Слободчикова Валентина Михайловна

 

         Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на разви­тие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку совре­менная наука признает раннее детство периодом успешного развития му­зыкальных способностей, изначально заложенных в ребенке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domisolka.doc565.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Администрации Кетовского района Курганской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Кетовский дом детского творчества»

«ДОМИСОЛЬКА»

ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

                                               

                                                         

                                              Составила программу:   Слободчикова В.М.,

                                                                                 музыкальный руководитель

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...................................................................................   3

Методические рекомендации.........................................................................  5

Содержание программы..................................................................................10

 

 1. I ступень обучения (дети 4-и лет)

         1.1. Задачи обучения..............................................................................10

         1.2. Учебно-тематическое планирование.............................................12

         1.3. Учебно-методическое содержание................................................13

2.  II ступень обучения (дети 5-и лет)

       2.1. Задачи обучения................................................................................15

       2.2. Учебно-тематическое планирование...............................................17

       2.3. Учебно-методическое содержание..................................................18

3. III ступень обучения (дети 6-и лет)

      3.1. Задачи обучения.................................................................................19

      3.2. Учебно-тематическое планирование................................................20

      3.3. Учебно-методическое содержание...................................................23

Список литературы..........................................................................................27

Приложения. Произведения для слушания, пальчиковые игры, музыкально-ритмические фантазии, игры-миниатюры, упражнения для развития речи....................................................................................................................

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Проблема разработки образовательных программ, в том числе музы кальных, для детей раннего возраста, остается в настоящее время весьма актуальной, поскольку продолжается процесс обновления качества

музыкального образования детей.

         Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на разви тие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку совре менная наука признает раннее детство периодом успешного развития му зыкальных способностей, изначально заложенных в ребенке.

        Последовательно задачи музыкального воспитания и развития детей раннего возраста трансформируются в задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, т.е. в задачи музы кального образования детей.

        Данная разработка  программы  опирается  на следующие теорети ческие положения:

       •   теория Д. В. Эльконина и А. Я Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности  для развития ребенка;

       •    теории А. В Запорожца:

            -  о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответ ствии

                с чем основной линией развития ребенка является амплификация  

                (обогащение) его развития наиболее значимыми для ребенка формами

                и способами деятельности;

            -   о специфических видах детской деятельности и их роли в развитии

                 ребенка;

            -   о взаимосвязи обучения и творчества;

      •    теория Л. С Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и

           взрослыми как важнейшем условии вхождении его в человеческую куль -

           туру;

      •    теория Б. М Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии

           музыкальных способностей;

      •    теории Н. А. Ветлугиной:

           -  о художественно-образной основе музыкальной деятельности  до-

              школьников;

           -  о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей

              дошкольного возраста.

           Эта программа соответствует современным требованиям  к

образовательной программе. В ней учтены и представлены все необходи мые составляющие:

         -  программа носит развивающий характер, ориентирована на логиче ское

            системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкаль ной

            культуры в процессе овладения им детской музыкальной деятельно стью,

            без углубления в тематику какого-либо раздела;

       - содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.

        Основной целью данной программы является раннее приобщение детей к музыке и творческому процессу музицирования, сопровождающи мися положительными эмоциями и устойчивым интересом.

        Задачами программы «Домисолька» являются:

        1.  Развитие коммуникативных способностей детей (общение, уста новление контакта с детьми, их социальная адаптация в группе).

       2.  Приобщение детей к наследию мировой музыкальной культуры прошлого и современности.

       3.  Знакомство с многообразием жанров музыки в доступной и инте ресной форме.

       4.  Воспитание вокально-интонационных навыков, чувства метроритма, а также развитие тембрового и звуковысотного слуха.

       5. Приобретение элементарных сведений музыкальной грамоты.

       6.  Исследование различных способов получения звука и приобрете ние первоначальных навыков игры на шумовых и ударных инструментах, а также изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, металлических и др.).

Программа «Домисолька» представлена в виде 3-х ступеней му зыкального развития детей. Условно каждая ступень соответствует опре деленному году жизни ребенка, наполняемость групп зависит от возраста детей, а  именно:

          1 ступень - группа «Солнышко» (дети 4  лет, 6-8 чел.);

          II ступень - группа «Лучики» (дети 5 лет, 6-10 чел.);

          III ступень - группа «Радуга» (дети 6 лет, 8-12 чел.)

          Однако жестко привязывать ступень к конкретному возрасту не все гда необходимо, поскольку темп музыкального развития каждого ребенка индивидуален.

          Занятия по каждому предмету проводятся один раз в неделю, про должительность занятия 30-35 минут.

          Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на осно ве традиционных подходов.

          Программа включает: тематический план с расчасовкой по темам и годам

обучения, содержание предметов, разработ ку комплексных музыкальных занятий и приложения.

          На каждой ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности.

          Особенностью программы «Домисолька» является общий замы сел и единые задачи музыкального и ритмического занятий. С учетом этого построено каждое занятие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

         Первые шаги в музыке, первые впечатления... Каким будет занятие му зыки - полным сказок, приключений, игр, выдумок или скучным и утоми тельным? От первых впечатлений зависит дальнейший путь маленького музыканта. Работа с учащимися дошкольного возраста, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, так как первый учитель закладывает фундамент бу дущего отношения к музыке.

        Раннее детство - период, когда ребенок растет и развивается, с инте ресом познает окружающий мир. Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умст венных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приоб ретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике актив ности, - идеальный период для развития его музыкальности. Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение - уже в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда. Ребенок растет и развивается в языковой среде. Почему бы  не сделать музыку таким же не обходимым окружением ребенка?

       Практика показывает, что успех начального музыкального обучения  ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения пережи вать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять какое-либо задание. Поэтому нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фунда мент музыкального обучения для поддержания интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию.

       В чем же реализуется принцип удовольствия? Конечно, в игре. Иг ра является ведущим видом деятельности в раннем детстве. Именно игра доставляет удовольствие, становится лучшим выбором для ребенка. Делая выбор, человек (в данном случае ребенок) осуществляет процесс самораз вития. Это достижение есть психологическое отражение того, что идет от природы, движение к становлению способностей и возможностей челове ка. Педагог-философ нашего времени III. Амонашвили в книге «Размыш ление о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жестко: «Ребенок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого "человека-наставника", которому поручено руково дить его деятельностью и развитием. Природа не доверяла и не может до верить свое уникальное творение только заботам взрослых, будь они роди тели, учителя или другие люди».

       Когда мы идем наперекор интересам и возможностям детей, они раз ными способами сопротивляются: шалят и скучают, делают вид, что учат ся, притворяются, что им интересно, чтобы угодить нам, взрослым. Как из вестно, принуждение рождает сопротивление, которое ведет к еще боль шему принуждению. Круг замыкается, и из него для учителя есть только один выход - удовольствие и интерес ученика. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, получен ных в процессе активного общения с музыкой, вряд ли в дальнейшем ис пытает потребность слушать классическую музыку.

       Для детей игровой подход представляет собой единственно возмож ную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музы кальной. Превратить искусство в игру, а игру в искусство позволяют их общие корни. Содержащиеся в таком уроке специальные учебные задачи сочетают игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного с дру гим на основе творческого подхода. Учитывая очень юный возраст детей, можно утверждать, что наиболее продуктивной и интересной основой уро ка призвана служить сказка.

       Звуки и музыка являются поводом для игры, фантазии и сказки, ды хание которых живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Здесь вы двигается и реализуется идея об особом типе урока, который определяется как музыкально-дидактическая игра. В данном случае речь идет о целена правленной игре, которая подчинена достижению запланированного педа гогом, но все-таки игрового результата. В процессе игры происходит твор ческое освоение музыкальной науки. И урок становится творческим музи цированием. Ничем иным он быть и не может на начальном этапе обуче ния, если воспринимать детей как веселых и шутливых малышей, а не ти танов мысли.

        Игровой характер урока не означает анархии в его организации, как раз наоборот. Педагог планирует общий ход урока, но имеет в виду эле менты спонтанности и импровизационности, без которых невозможен урок с маленькими учениками. Детям нужно давать возможность выражать свои мысли, чувства, эмоции, и если вдруг малыши поворачивают ход урока в незапланированное русло, педагогу следует быть психологически готовым к этому и адекватно реагировать на любую неожиданность, иногда даже продолжать «играть» по правилам детей (помня о маленьком «мудром» человеке, живущем в каждом ребенке).

        Смысл действий педагога в процессе моделирования занятия состоит в том, чтобы выраженные в словах мысли перевести в чувственные образы, как бы спуститься или, наоборот, подняться к ребенку, к архаическим образным - формам восприятия. Об этом еще сто лет назад писал извест ный математик Л. Пуанкаре: «Размышлять о том, каким образом лучше внедрить новые понятия в девственный ум ребенка, - значит, в то же время размышлять о том, каким образом эти понятия были приобретены нашими предками...»

       Главное - нужно вернуть детям право быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам и возможностям. Детям необ ходимо творить и переживать, участвовать самим, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием личного опыта, надо «попробовать» самим «пребывать в ней», а не догадываться  самому -  петь, играть, танцевать, придумывать и изменять. А педагогу играть, танцевать и петь вместе с детьми. При этом необходимо сохранять равновесие между различными формами работы и заданиями на занятии. Темп чередования отдельных видов работ  и темп речи педагога должны быть подвижными. Дети любят, когда с ними говорят довольно быстро, их «завораживает» разнообразие, яр кость, калейдоскопичность и отталкивает медлительность, однообразие и скука. Именно поэтому каждый урок должен быть ярким, новым и непо вторимым. Новый сюжет должен быть той изюминкой, которая завладеет вниманием ребенка.

        Программа «Домисолька» предусматривает использование на за нятиях интересного и яркого наглядного материала:

        1) красочные иллюстрации сказок;

        2) репродукции картин художников;

        3) игрушки, поделки;

        4) музыкальные инструменты;

        5) аудиоматериалы;

        6) дидактический материал.

        Использование наглядного материала заинтересовывает детей, акти визирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде дея тельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость, прекрас ное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая ак тивность детей.

        В основу программы легли следующие методические принципы:

        - принцип полноты и целостности музыкального образования детей (совокупность знаний, умений и навыков по всем вилам музыкальной дея тельности, их органическая взаимосвязь);

        -  принцип последовательности (логичное постепенное усложнение задач музыкального образования и содержания музыкального репертуара);

        - принцип развивающего обучения (ориентация на «зону ближайшего развития ребенка»);

        -  принцип соотношения музыкального материала с природным ка лендарем (музыкальный материал выстроен в соответствии с временами года);

        -   принцип партнерства (доброжелательное, приветливое отноше ние, доминирование понятия «вместе»).

        Итак, музыкальное занятие, согласно предлагаемой программой структуре, имеет четкое построение:

        1) слушание музыки;

        2) пение;

        3) пальчиковая гимнастика;

        4) развитие чувства ритма, творческое музицирование;

        5) музыкально-ритмические движения, ритмопластика;

        6) игры, хороводы, пляски.

Слушание музыки

     

         С целью лучшего восприятия музыки для детей необходимо подби рать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембро вой окраской и понятным образным содержанием. Во время исполнения желательно применять соответствующие музыке иллюстрации, репродук ции картин, игрушки и другие наглядные пособия. Для лучшего «вхожде ния» в музыку можно использовать стихи или небольшие рассказы. Боль шое значение имеет звучание музыки в «живом» исполнении.

     

                                                              Пение

         Это один из основных видов музыкальной деятельности на занятии. Песенный репертуар должен, в первую очередь, приносить ребенку ра дость и удовольствие. Желательно, чтобы песни были доступными по со держанию, имели несложную, запоминающуюся мелодию. Диапазон песен должен соответствовать возрастным возможностям ребенка. По возможно сти, следует использовать в работе популярные и любимые детьми песенки из мультфильмов, а также знакомить с произведениями современных авто ров. Как вариант, можно применять пение под фонограмму.

Пальчиковая гимнастка

          Уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание при этом забавных стишков стиму лирует развитие пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Таким образом, пальчиковая гимнастика стимулирует деятельность полушарий головного мозга.

Развитие чувства ритма, творческое музицирование

         Упражнения на развитие чувства ритма должны быть включены в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть, И в то же время они являются одним из самых интересных разделов, позволяющих под ключать к работе воображение и фантазию ребенка. Освоение ритмиче ских рисунков и изучение длительностей следует проводить в игровой форме. Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкаль ных инструментах. Отхлопывать и отбивать ритм можно не только на ла дошках и ударных инструментах, но и по коленям, по животику, по щеч кам, пальчиками по столу и т. д. Для лучшего усвоения предлагаемого ма териала желательно использовать карточки, игрушки или картинки. Каж дое задание на развитие чувства ритма должно обязательно закрепляться. Педагог, по своему усмотрению, может его видоизменять, варьировать, либо усложнять.

Музыкально-ритмические движения, ритмопластика

       Этот раздел включает в себя следующие виды движений:

         1)  Общеразвивающие. Являются обязательными на всех музыкаль ных занятиях (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук, гимнастические движения с предметами). Именно они помогают закреплению таких поня тий, как пульс музыки, ее ритм и метр, а также способствуют развитию ко ординации.

        2)  Танцевальные (притопы, приставной и переменный шаги, подско ки и др.). Составляют основу при разучивании танцев.

        3)  Имитационные. Представляют собой имитацию различных дви жений и действий птиц, зверей, людей, транспортных средств и т. д. явля ются материалом для развития воображения и творческой активности.

        Возможно использование ритмизированных игр, считалочек и стиш ков с декламацией во взаимодействии с вышеперечисленными упражне ниями.

        Занятия ритмопластикой вырабатывают такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.

                                       Игры, хороводы, пляски

          Этот вид деятельности любят дети всех возрастов. Движение под му зыку не только развивает пластику детей, но и способствует раскрепоще нию, формированию ощущения свободы и уверенности, что немаловажно для становления личности ребенка.

        Разучивание плясок и танцев - довольно длительный процесс, но от работка движений не должна стать скучным процессом. Поэтому важно делать это в игровой, сказочной форме или чередуя с веселыми, легкими ролевыми играми. Также педагогу необходимо учитывать важность вклю чения в урок элементов фантазии и импровизационности.

        В хороводах, наряду с показом движений педагогом, обязательным является и его пение. Детям достаточно лишь подпевать. Главное чувст вовать характер и ритмическую пульсацию музыки.

       Для детей 5-6 лет можно включать в программу занятий современ ные танцы с использованием фонограмм, а также танцы с элементами те атрального представления.

       Вся работа по музыкальному воспитанию детей проводится в тесной взаимосвязи с прикладным творчеством (поделки из пластилина, глины, бумаги, рисование), а также параллельным развитием речи и таких процес сов, как мышление, воображения, восприятие, внимание, память, произ вольное поведение. Во время таких комплексных занятий у детей расши ряется кругозор, формируется богатый внутренний духовный мир. По мощником комплексных занятий, сочетающих в себе «науку музыки» с иг рой, фантазией и радостью, является сказка. Благодаря сказке, каждое занятие становится праздником, на котором непременно торжествует добро и красота.

           Программа «Домисолька» - лишнее подтверждение того, что вхождение в мир музыки может стать для каждого ребенка радостным и незабываемым событием.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. I ступень обучения (дети 4-х лет)

1.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

       

        1.1.1. Задачи психологические

        1. Установление эмоционального контакта с малышами, их социаль ная адаптация.

        2. Развитие эмоциональной отзывчивости, образного восприятия ок ружающего мира и мира музыки.

        3. Раскрытие истоков самостоятельности в совместной деятельности.

       1.1.2. Задачи музыкальные

       Введение детей в разнообразный мир звуков, музыкальных образов и представлений посредством:

       1. Слушания музыки и звуков природы, как в живом исполнении, так и в записи.

       2. Развития чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости, сти мулирование фантазии.

       3. Разучивания элементарных песенок и попевок. Подражание пре подавателю, подпевание отдельных слогов и слов песни. Работа над чет ким произнесением текста песен, над хорошей дикцией, правильной арти куляцией.

       4. Работы над речевыми упражнениями («считалочки», «жужжалочки», звукоподражалки, «звенелки», «шипелки»),

       5. Знакомства с регистрами. Развитие самостоятельной реакции на эвуковысотность.

       6. Интуитивного восприятия ритмической пульсации.

       7.  Метризации несложных слов. Прохлопывания элементарных рит мических рисунков. Дать начальные представления о протяженности зву ков (длинные и короткие).

       8. Знакомства с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», септима - «змея»).

       9. Использования на занятиях простейших ударных инструментов. Обучить начальным навыкам игры в шумовом оркестре.

1.1.3.  Задачи двигательные

       1. Формирование основных двигательных навыков. Одни из самых доступных движений - ходьба, бег, прыжки.

       2. Простейшие построения: шеренга (линия), круг, колонна.

       3.  Передача образов каких-либо персонажей (сказочных или реаль ных) при помощи характерных движений. Изображение повадок живот ных, птиц, действий людей, а также имитация хода автомобиля, поезда, парение самолета.

       4.  Проведение музыкально-двигательных игр с предметами (игруш ка, платочек, погремушка, мяч, палочка), либо с инструментами (ложки, бубен, колокольчики).

       5.  Выполнение упражнений, направленных на освобождение мышц рук, раскрепощение кисти, снятие напряжения в плечевых и локтевых сус тавах: «ветерок», «ленточки», «листочки», «волны», «крылья», «поющие руки» и др.

       6. Освоение элементарных танцевальных форм (шаги и притопы, по очередное выставление ноги, наклоны головы и туловища, «пружинки», подпрыгивания и др.).

       7.  Разучивание простейших плясок с применением вышеперечислен ных движений.

        Обучение двигательным навыкам необходимо проводить в увлека тельной форме. В двигательных, образных упражнениях, играх, а также плясках со храняется основной  принцип  ритмики: все движения должны быть органи чески связаны с музыкой, ее характером и подчинены средствам музы кальной выразительности.

1.2. Учебно- тематическое планирование (1 год обучения)

Тема, подтемы

Кол-во часов

Всего

Ритм

музыка

Тема 1. «Давайте, подружимся»

3

Подтемы: «Занимательное знакомство»

                     «Веселая зарядка»

2

1

1

1

Тема 2. «Звуки природы»

3

Подтемы:  «Все птички здесь»

                      «Красивый ручей»

                      «Дождь начинается»

1

1

1

Тема 3. «Лесные жители»

4

Подтемы:  «Здравствуй, лес, полный чудес!»

                      «Колобок» (русская народная сказка)

                      «Теремок» (но мотивам р.н.сказка)

                      «Рукавичка» (по мотивам р.н.сказка)

1

1

1

1

Темя 4. «Голоса с фермы»

2

Подтемы:   «Утро на ферме»

                       «Веселые гуси»

1

1

Тема 5. «Сказочные герои»

6

Подтемы:   «В гостях у Красной Шапочки»

                       «Храбрый  воробьишко»

                       «Советы Бабки-ёжки»

                       «Гуси-лебеди»

                       «Добрый доктор Айболит»

                       «Снегурочка»

1

1

1

1

1

1

Тема 6. «Времена года»

12

Подтемы: «Золотая осень»

                     «Зимушка-зима»

                     «Новогодний карнавал»

                     «Мамин праздник»

                     «Солнечная капель»

                     «Летний дождичек»

1

1

1

1

1

1

Тема 7. «Любимые игрушки»

6

Подтемы: «В магазине игрушек»

                     «Гремушечки-погремушечки»

                     «Веселые медвежатки»

2

2

2

1

1

1

1

1

1

           

                                                              Всего часов:

36

                                                                             

1.3. Учебно-методическое содержание

                Ритмика

                     Музыка

                       1

                          2

                                    Тема 1. «Давайте подружимся»

                Установление эмоционального контакта с малышами. Привлечение к участию в совместной творческой деятельности. Развитие эмоциональ ной отзывчивости, а также формирование уверенности в себе.                                      

 Знакомство проходит в форме увлекательного игрового занятия с лю бимыми игрушками детей, включающего пальчиковые игры, игры-превращалочки, игры-потешки, которые направлены на развитие эмо циональной отзывчивости, дружелюбия, открытости и доверительного отношения друг к другу.

                                          Тема 2. «Звуки природы»

Изображение состояний природы с помощью ритмопластики, эмоций и чувств

Проявление    видимого   интереса к слушанию, а также узнавание музыкальных образов. Звучащий мир. Голоса животных и птиц.

Дети знакомятся с птицами (кукушка, соловей, дятел и др.) и их голо сами, слушают журчание ручейка и его песню, изображают начинаю щийся дождик. Знакомятся с ударными инструментами - колокольчиком, треугольником.                        

Тема 3. «Лесные жители»

Изображение характерных движений и повадок лесных обитателей с по мощью пластики и мимики. Ролевое исполнение сказочного сюжета.

Обогащение слуховых музыкаль ных образов. Пение простейших попевок, посвященных лесу и его жителям. Выбор инструментов, характеризующих тот или иной персонаж.    

Дети «гуляют по лесу», «собирают грибы, ягоды, цветы», разговаривая с ними; изображают «встречающихся» животных Слушание музыки, выбор песен, двигательные импровизации осуществляются  в  соответствии с сюжетом сказки

                                       Тема 4. "Голоса с  фермы»

Изображение повадок домашних животных, простых плясок.

и характера их исполнения.

Слушание голосов домашних жи вотных, их узнавание. Освоение простейших ударных инструмен тов. Словесные характеристики животных.

Дети знакомятся с домашними .животными, подражают их голосам. Исполняются попевки (2-5 звуков). Речевые упражнения (кричалочки, жужжалочки, звукоподражалки, звенелки, шипелки и др.

Тема 5. «Сказочные герои»

Изложение сказочного сюжета. Участие детей в ролевой игре и театра лизованной постановке. Имитационные упражнения, изображающие движения и голоса героев сказки. Музыкальная иллюстрация образов.

Дети становятся участниками сказочного сюжета. Попадая в сказку и знакомясь с ее героями, малыши учатся делать выбор между добром и злом, хорошими поступками и плохими, а также моделировать свои действия в различных игровых ситуациях.    

                                            Тема 6. «Времена года»

Музыкально-двигательные игры,

пляски с использованием предметов, игрушек, соответствующих опреде ленному времени года. Изображение капелек дождя, снежинок. Освоение упражнений, направленных на рас крепощение мышц рук и плечевого пояса. Соотнесение характера и на строения музыки с двигательной ре акцией.

Слушание отрывков программ ных произведений, посвященных временам года. Характеристика природных явлений. Звучащая природа (дождь, снег, гроза, вью га). Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры варьируются в зависимости от времени года.

Дети знакомятся через музыку и картины с красками и настроениями времен года (песенка дождя, завывание вьюги, весенние ручейки, летняя гроза

Тема 7. «Любимые игрушки»

«Оживление и одухотворение» предметов. Пляски с использовани ем любимых игрушек и инструмен тов. Реакция на изменение динами ки, темпа, характера музыки.

Знакомство с основными музы кальными жанрами (песней, тан цем, маршем). Формирование самостоятельной реакции на высокие и

 низкие звуки.

Дети «общаются» с игрушками, рассказывают стихи о любимых иг рушках, танцуют и играют с ними. «Лечат», если игрушка «заболела», «помогают», если «попала в беду». Малыши учатся бережному отно шению ко всему, что их окружает.

2. II ступень обучения (дети 5 лет)

2.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

2.1.1. Задачи психологические

          1.    Сохранение эмоционального общения через сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

          2. Содействие становлению произвольного поведения детей.

          3. Развитие творческого воображения, произвольной памяти.

2.1.2. Задачи музыкальные

          1.  Накопление музыкальных впечатлений и исследование звучащего окружающего мира. Слушание музыки и звуков природы, как в живом ис полнении, так и в записи.

          2.  Знакомство с основными музыкальными жанрами (маршем, тан цем, песней).

          3. Знакомство в занимательной форме с некоторыми группами инст рументов (клавишных и ударных).

          4. Побуждение к образным и свободным импровизациям на ударных инструментах. Создание шумового оркестра из нескольких групп инстру ментов. Умение играть по очереди и вместе по жесту дирижера (педагога).

          5.  Работа над свободным дыханием и правильной фразировкой при пении. Формирование начальных навыков интонирования.

          6.  Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических ри сунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в так те. Усложнение вариантов воспроизведения заданных ритмических рисун ков (например, 1-я группа детей - исполнение четвертями, 2-я группа -восьмыми).

          7.  Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «бы стро» (темпы музыкального произведения), «мажор» - «минор», «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), «длительности» (четверти и восьмые).

          8.  Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», ок тава - «солнышко»).

          9.  Развитие слухового внимания: определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); предслышать и определять хлопком окончание музыкального построения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент».

2.1.3. Задачи двигательные

       

        1. Развитие двигательной сферы:

        -  закрепление основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыж ки);

        -  шаги (шаг на всю ступню, с высоко поднятым коленом, на полу пальцах);

        - бег «лошадки» (перескоки с ноги на ногу);

        -  закрепление упражнений, направленных на освобождение мыши рук, а также развивающие и общеукрепляющие;

        - развитие элементов плясовых движений (переменный шаг, дробный шаг. притопы, полуприседания с выставлением ноги на пятку или на но сок, поскоки, «пружинки»),

         2.  Более сложные построения (колонка, «шахматный порядок», су жение и расширение круга).

         3.  Проведение музыкально-двигательных игр с предметами (плато чек, ленточка, мяч, палочка, поделки из бумаги и других материалов), с инструментами (ложки, бубен, колокольчики, маракасы).

         4.  Работа над передачей в движении образов живой и неживой при роды (животных,  природных явлений), а также сказочных героев и других персонажей.

         5. Танцевальные этюды.

Важнейшей задачей остается развитие творческой активности, вооб ражения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 лет)

Тема

Кол-во часов

Тема 1. «Занимательное знакомство»

1

Тема 2. «В лесной тиши»

8

«Друзья леса»

«Лягушка-путешественница»

Серебряное копытце»

Волк и семеро козлят»

2

2

2

2

Тема 3. «Звуки природы»

3

«Вальс цветов»

«Шепчущие ветра»

«Восходящая луна»

1

1

1

Тема 4. «Деревенские музыканты»

1

Тема 5. «Увлекательные путешествия»

7

«Весёлый паровозик»

«Там на неведомых дорожках»

«В стране гномов»

«Её величество Снежная королева»

«Там, где лето круглый год»

«По морям, по океанам»

«Восточная сказка»

1

1

1

1

1

1

1

Тема 6. «Времена года»

12

«Осеннее настроение»

«Музыка дождя»

«Зимняя фантазия»

«Новогодняя сказка»

«Весна в окно стучится»

«Летняя пора»

2

2

2

2

2

2

Тема 7. «Не скучаем – поиграем»

4

«Хочу стать музыкантом»

«Музыкальная шкатулка»

2

2

Всего часов

36

2.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ритмика

музыка

1

2

Тема 1. Тема: «Занимательное знакомство»

Установление эмоционального контакта с детьми. Привлечение к участию в совместной деятельности, а также естественному, непринужденному движению под музыку.

Знакомство проходит в форме увлекательного игрового занятия с любимыми игрушками детей, включающего пальчиковые игры, игры-превращалочки, игры-потешки, которые направлены на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, открытости и доверительного отношения друг к другу.

Тема 2. «В лесной тиши»

Свободная импровизация на тему «Образы лесных обитателей сказки». Владение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), а также некоторыми элементами народных плясок, доступными координации ребёнка.

Обогащение слушательского опыта. Узнавание музыкальных образов. Развитие умения выражать восприятие музыки в пластическом движении, рисунке, словесном описании.

Дети знакомятся с голосами леса: пением птиц, журчаньем воды, языком зверей, с помощью элементов мимики и пантомимики учатся знакомиться и дружить с лесными обитателями, участвуя в театрализованных сказочных играх. «Вживание» в образы сказочных персонажей помогает ребёнку прочувствовать характеры героев. Добрые поступки находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, а зло – осуждается.

Тема 3: «Звуки природы»

 Включение в двигательные импровизации воображения, фан-тазии. Желание самостоятельно находить оригинальные движения для создания пластического об-

раза. Освоение упражнений,  развивающих плавность, полётность движений.

  Слушание музыки, способствующей погружению в мир фантазии и воображения. «Озвучивание» картин природы с использованием не только музыкальных инструментов, но и различные предметы. Разучивание стихов, песен, голосовых упражнений (звуки ветра, дождя, вьюги и др.)

Дети учатся слушать звуки природы, иногда неразличимые для человеческого уха.

Тема 4. «Деревенские музыканты»

Развитие умения передавать в пла стике характер и нрав домашних животных, птиц. Участие детей в театральных сценках. Разучивание плясок с элементами народного танца.

Слушание оркестра русских на родных инструментов. Знакомст во с «характерами» балалайки, гармошки. Пение с имитацией игры на инструментах. Слушание и угадывание голосов животных,  фермы.

Знакомство с инструментами русского народного оркестра.  Работа над плясками и песнями с элементами народного танца. Имитация и изображение  птиц, животных деревенского подворья. Участие детей в небольших сценках, помогающих раскрыть творческий потенциал  ре бенка.

Тема 5.  «Увлекательные путешествия»

Знакомство с элементами танцев

других народов. Участие в ска-зочном сюжете или путешествии, включает образно-игровые компо зиции (инсценирование  песен, сю жетные композиции с включением имитации, пантомимических дви жений); упражнения на развитие восприятия характера и содержа-ния музыкального произведении.

Знакомство и узнавание музыкаль ных характеров сказочных героев, а также жителей других стран и континентов. Выбор музыкальных инструментов для сопровождения музыкальных путешествий, «озву чивание» образов и действий. Уча стие в театрализованных  этюдах на развитие творческого воображения, фантазии.

Дети путешествуют по разным континентам, странам и городам, джунглям и пустыням. Города России, Норвегии, Лапландии,  жаркая Африка, волшебная Океания и загадочный Восток  - все по плечу нашим отважным путешественникам.

Тема 6. «Времена года»

Исполнение   танцев,  композиций

сюжетных    танцев соответственно временам года. Работа над пластикой, гибкостью, выразительностью дви жений в создании настроения и осо бенностей каждого  времени года. Опираясь на способность детей к подражанию, осваивать более сложные, разнообразные и оригинальные  движения для подведения детей к творческой интерпретации не только образов и явлении природы, но и музыкальных произведений

   Слушание  музыкальных  произве-

дений,  посвященных временам года. Исполнение песен,  стихов, пальчиковых игр, соответствую щих временам года.  Свободные и образные импровизации на удар ных инструментах и с другими предметами - звучащий окру жающий мир. Проведение празд ников: Праздника  Осени, Нового года, 8 марта.

,.i

Знакомство  с  программными  музыкальными  произведениями  русских композиторов. Посвященным  временам года. « Озвучивание» природных явлений. Песни, танцы, игры варьируются в зависимости от времени года.

Тема 7. «Не скучаем – поиграем»

Игры-дразнилки, превращалочки с движением. Шуточные игры-танцы. Проведение игр: «Ритмическое эхо», «Отгадай мелодию», «Я – композитор» или «Я – дирижёр».

Совместное  музицирование на ударных инструментах. Знакомство с дирижёром. Ритмизация песен из мультфильмов с использованием фонограмм и караоке

Дети знакомятся с оркестром, дирижёром. Пробуют себя в роли не только музыканта шумового оркестра, но и дирижёра. Музыкальная шкатулка таит в себе множество секретов: музыкальных загадок, ребусов, занимательных головоломок, игр-превращалок и мн. др.

Ill ступень обучения (дети 6-ти лет)

3.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

      3.1.1.  Задачи психологические

      1. Формирование самосознания, самоконтроля

      2.  Поддерживание интереса к содержанию эмоционально-насыщенной деятельности и мотивации достижение.

      3.  Развитие эмоциональной сферы, связанной с формированием об разных представлений.

      4. Развитие осмысленного восприятия.

      5.  Творческое освоение языковой деятельности – словотворчества

        3.1.2.  Задачи музыкальные

        1.  Продолжение накоплений музыкальных впечатлений и исследова ний          звучащего окружающего мира. Слушание музыки, как в живом ис полнении, так и в записи. Знакомство не только с отдельными инструмен тальными произведениями непродолжительного звучания, но и частями крупных циклических произведений (преимущественно программных) Воспитание навыка внимательного и вдумчивого слушания музыки. Разви тие умения узнавать музыку при повторном прослушивании. Знакомство с композиторами пройденных музыкальных произведений.

         2.  Расширение кругозора: знакомство в занимательной форме с исто рией происхождения и звучанием групп инструментов как симфоническо го, так и народною оркестров, рассказы о выдающихся людях искусства, объяснение новых музыкальных терминов и понятий

         3.  Закрепление понятий «регистр», «сильная и слабые доли», «ладо вая окраска звучания». Расширение знаний динамических оттенков  и длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая). Объяснение понятий «музыкальная фраза», «размер», «паузы» (восьмая, четвертная), «ноты» и «нотный стан», «музыкальные ключи» (скрипичный и басовый), «такт» и «затакт»,

        4.  Овладение дирижерским жестом,  достижение свободы, легкости и выразительности движений, соответствия жеста характеру музыки.

        5. Создание детского ударно-шумового оркестра.

        6.  Работа над интонированием и выразительным исполнением песен. Умение чувствовать характер произведения и испытывать в связи с этим нужную манеру исполнения, штрихи, динамику.

        7. Определение на слух интервалов (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

        8.  Усвоение различных ритмических рисунков с двигательным моде лированием. Одновременная пульсация различных длительностей у разных групп инструментов. Смена пульсации в соответствии с указаниями педа гога в процессе исполнения. Запись элементарного ритмического рисунка

        9. Восприятие, определение на слух и передача в движении темпов (быстрого, умеренного и медленного), включая их ускорение и замедление.

        3.1 1. Задачи двигательные  

        1.  Закрепление и совершенствование всех основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки).

        2.  Изучение шагов: на пятках, на внутренней и внешней стороне сто пы, шаг с высоким подъемом ноги, простой хороводный шаг, переменный шаг. дробный шаг, шаг с припаданием,  шаг польки, вальсовая дорожка.

        2. Тренировка поднимания на полупальцах в сочетании с полуприсе даниями.

        3. Изучение движений головы:

        - повороты направо-налево:

        - вверх-вниз;

        - наклоны в сторону с различной амплитудой.

       4.  Двигательная подготовка к пляскам, разучивание основных танце вальных движений:

        -  «пружинки»:

        - боковой и прямой галоп;

        -  элементы русской пляски (притопы; переменные притопы; прито пы двумя ногами поочередно; «ковырялочка», «качалочка», «козлик» и др.).

        5.  Разучивание движений рук;

-  хлопки («колокола», «колокольчики»,  «тарелки», «бубен», «ловим комариков», «подушечка», «хлопушки»);

- «вертушки» - повороты кистей рук от корпуса и обратно;

-  плавные движения рук;

-  положения рук в детских танцах и упражнениях, а также в народ ных плясках.

        6.  Гимнастические комплексы либо танцевальные этюды. Проводят ся без предметов или с предметами - мячами, ленточками, скакалками. Как правило, они проходят в конце урока и придают особую эмоциональность заключительной части занятия.

3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                   

                              Тема, подтемы

кол-во часов

                                             

 

 

Тема 1. «Забавное знакомство»

  2

 

Подтемы:  «Здравствуй, милый друг!»

                     «Я и мир звуков»

1

1

Тема 2. «В стране музыкальных инструментов»

12

Подтемы:  «Как все начиналось...»

                     «Его Величество Рояль»

                     «Инструменты симфонического оркестра»

                     «Оркестр и дирижер»

                     «Инструмент-оркестр - орган»

                    «Помощник в делах и забавах народных»

                     (об орке стре  русских народных инструментов)

2

2

2

2

2

2

Тема3. «Приветствуем вас, жители Страны звуков!»

8

Подтемы: «Музыкальные сны»

                    «Сказка о братьях-ладах»

                    «Гулливер в стране лилипутов» (звуки

                     длинные короткие)

                   «Этот удивительный ритм»

                   «Давайте помолчим... Госпожа Пауза»

                   «Сказка про сильные и слабые дольки»

                   «Про великую Силу звука»

                   «Путешествие в страну Звукляндию»

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема 4. «Тайны в музыке»

2

Тема 5. «Времена года»

5

  Подтемы: «Осенний калейдоскоп»

                      «Праздник осени»

                      «Зимняя сказка»

                      «Здравствуй. Дедушка Мороз!»

                     «Весенних красок волшебство»

1

1

1

1

1

Тема 6. «Последам любимых сказок и мультфиль мов»

4

2

2

Тема 7. «Зачарованный мир»                              3

Подтемы:

        «В пещере горного короля»

        «Духи полей и лесов»

        «Леший и русалки»

 

1

1

1

                                                                        Всего часов

36

1.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Ритмика

Музыка

1

2

Тема 1. «Забавное знакомство»

На лесной «поляне знакомств» - со вершенствование основных видов движения (ходьба, бег, подскоки). Разучивание игры «Я - вожатый», способствующей развитию сообра зительности, цепкости мышления, координации движений и фантазии.

Игры с именами. Знакомство и придумывание разных способов воспроизведения ритма слов. Ок ружающий мир звуков, что такое музыка (беседа с детьми)? Разви тие умения слушать и слышать му зыку во всем, что нас окружает.

Знакомство детей с педагогом и друг с другом может происходить во время песни, танца, игры с использованием различных игровых предме тов, музыкальных инструментов, а также с помощью оригинальных движении, словесных характеристик и пластических  образов.

Тема 2. «В стране музыкальных инструментов»

Разучивание ритмических упражнений, танцев, игровых фантазий с му зыкальным сопровождением (удар ные и шумовые инструменты). Игра «Оркестр и дирижер» - навыки ов ладения дирижерским жестом и иг ры в оркестре в сочетании с двигательными импровизациями. Сценки-игры (превращалочки) на тему «Жи вой инструмент».

Знакомство с историей происхо ждения и звучанием групп инст рументов симфонического и на родного оркестров. Слушание музыки разных композиторов, а также знакомство с некоторыми особенностями их творческого пути. Практическое исследование звучания некоторых инструмен тов. Исполнение обработок рус ских народных песен в составе оркестра ударных инструментов. Разучивание песен и инсцениро вание сюжета.

Дemu знакомятся в занимательной форме с историей происхождения и звучанием групп инструментов различных  оркестров, а также с компо зиторами, музыку которых слушают. Сами становятся музыкантами шумового оркестра и дирижерами: имитируют игру на более сложных инструментах.

Тема 3. «Приветствуем  вас, жители Страны звуков!»

Закрепление и усложнение основных видов движений. Умение чувство вать ритмический рисунок и выра жать его в движении, слышать смену регистров, определять на слух силь ную долю и подчинять этому свои движения. Двигательные импрови зации с декламацией стихов.

Постижение основ нотной грамо ты (ноты, длительности, паузы, лады, динамика, темп) посредст вом сказочных историй и занима тельных игр. Начальные навыки работы над интонированием, рас крытие интереса к выразительно му исполнению песен. Освоение более сложных ритмических фигур и рисунков.

Дети в сказочной, игровой форме постигают азы нотной грамоты. Знакомятся с веселыми нотками, серьезным господином Скрипичным Ключом и другими жителями удивительной страны звуков

Тема 4. «Танцы в музыке»

Разучивание     некоторых     элементов танцев и плясок народов мира.

Знакомство  с  музыкой   народов мира и инструментарием.

Знакомство  с  музыкой   народов мира и инструментарием.

Дети, «путешествуя» по глобусу, знакомятся с разными народами и ос-

новными особенностями их музыкальной культуры. Узнают некоторые элементы старинных танцев, а также современные ритмы и танцы народов мира.

Тема 5. «Времена года»

Разучивание танцев, игр, двига тельных импровизаций, пластиче ских этюдов варьируется в зависи мости от времени года.

Знакомство с программными произ ведениями А.Вивальди,  П. И. Чай ковского, И. А. Парфенова, с кар тинами русских художников, по священными временам года. Уста новление связей между музыкой и живописью. Цветное графическое изображение музыкального образа, характера музыки.

Слушание музыки, разучивание песен, танцев и игр варьируются в зави симости от времени года.

Тема 6. «По следам любимых сказок и мультфильмов»

Инсценировка сказочных сюжетов. Развитие способности к перевопло- щению, к эмоциональной и непо средственной передаче характеров героев. Стимулирование детских идей, фантазии импровизационности.

Развитие способности к музы кальной импровизации, а также к самостоятельному выбору музы кальных инструментов для харак теристики сказочных героев и мультипликационных персона жей. Разучивание песен из мультфильмов и музыкальных сказок. Инсценировка сюжета с помощью музыкально-ролевых игр.

Дети, участвуя в игровом сюжете сказки, знакомятся с ее героями и их музыкальными характеристиками. Развивают способность импровизи ровать с использованием оригинальных движений для создания образа героя и выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Тема 7. «Зачарованный мир»

Знакомство с мифами и легендами о загадочных существах, слушание музыки Э. Грига, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А.Лядова. Использование накопленных знаний в своих рассказах, высказываниях, фантазиях о музыке, а также отображение впечатлений в рисунке.  

Уме ние создавать выразительный музыкально-двигательный образ, изменять характер движения в соответствии с изменением настроения в музыке.

Дети узнают о загадочных, необычных существах (гномы, кобальты, феи. эльфы, русалки, лешие и др.). Музыка рисует их  характеры, образ жизни, язык, манеру двигаться все это способствует развитию дет ского воображения, фантазии, оригинального мышления        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Занятия с детьми 6 лет  по программе «ДОМИСОЛЬКА»

                         Сентябрь

  1. Праздник «День знаний»
  2. Забавное знакомство «Здравствуй, милый друг»
  3. Осенний калейдоскоп. Презентация «Связь музыки с живописью».
  4. Осень в творчестве композиторов. П.И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»

     Январь

  1. Страна звуков «Музыкальные сны».
  2. Минор и мажор. «Сказка о братьях-ладах».
  3. Звуки длинные и короткие. «Гулливер в стране лилипутов».
  4. Этот удивительный ритм.

Октябрь

  1. Я и мир звуков. Беседа «Что такое музыка».
  1. В стране музыкальных инструментов. Как всё начиналось?
  2. Музыкальные инструменты. Его величество Рояль.
  3. Праздник осени.

Февраль

  1. Госпожа пауза. Давайте помолчим.
  1. Сказка про сильные и слабые дольки.
  2. Про великую силу звука.
  3. Путешествие в страну  «Звукляндию» Презентация.

                            Ноябрь

  1. Инструменты симфонического оркестра. Презентация.
  1. Оркестр и дирижёр.
  2. Инструмент оркестра – орган.
  3. Оркестр народных инструментов – помощник в делах и забавах народных.

Март

  1. Танцы в музыке. Старинные танцы: гавот, полонез.
  2. Танцы народов мира.
  3. Современные ритмы и танцы.
  4. Зачарованный мир. «В пещере горного короля» Э.Грига

Декабрь

  1. Времена года. «Зимняя сказка».
  2. Слушание «У камелька» из цикла «Времена года П.Чайковского.
  3. Зимние персонажи «Здравствуй, дедушка Мороз».
  4. Праздник Ёлки.

       Апрель

  1. Произведения  Даргомыжского. Леший и русалки- необычные существа.
  2. Произведения Мусоргского. Духи полей и лесов.
  3. Весенних красок волшебство.
  4. Музыка весны. Детские пьесы А.Лядова.

Май

  1. По следам любимых сказок. «Золушка» Прокофьева.
  2. Музыкально-речевые игры. «Кошкин дом».
  3. Герои любимых мультфильмов. Характеристика персонажей с помощью музыкальных инструментов.
  4. Песни из мультфильмов. «Бременские музыканты

Занятия с детьми 5 лет  по программе «ДОМИСОЛЬКА»

                   Сентябрь

  1. День знаний.
  2. Занимательное знакомство.
  3. Жанры музыки. Песня, танец, марш.
  4. Музыка и сказка.

Январь

  1. Увлекательные путешествия. «Её величество – снежная королева».
  2. В лесной тиши. «Серебряное копытце». Знакомство с героями.
  3. В лесной тиши. «Серебряное копытце». Вживание в образы.

Октябрь

  1. «Осеннее настроение». Игры-шуршалки
  1. Звучащий окружающий мир.
  2. Друзья леса. Знакомство с голосами леса.
  3. Образы лесных обитателей.

Февраль

  1. В лесной тиши. «Волк и семеро козлят». Язык зверей в музыке.
  1. В лесной тиши. «Волк и семеро козлят». Музыка к сказке.
  2. Деревенские музыканты. Слушание оркестра р.н.и. – гармонь, балалайка.
  3. Увлекательные путешествия. «Там на неведомых дорожках» Образ Б.Я. в музыке.

«Ноябрь

  1. Времена года. Музыка дождя. Озвучивание природных явлений
  2. Творческая интерпретация образов и явлений природы.
  3. Хочу стать музыкантом. Ритмизация стишков. Презентация.
  4. Музицирование на ударных инструментах.

Март

  1. Времена года. «Весна в окно стучится»
  2. Озвучивание природных явлений с помощью предметов.
  3. Не скучаем – поиграем. Игры-превращалки с движением.
  4. Музыкальная шкатулка. Песни из мультфильмов.

Декабрь

  1. Времена года. «Зимняя фантазия» А.Вивальди. Музыка для использования  сопровождения показа зимних пейзажей. Презентация.
  2. Слушание музыки. «На тройке» П.Чайковского.
  3. Новогодняя сказка. Знакомство с музыкой к балету «Щелкунчик».
  4. Праздник новогодней ёлки.

Апрель

  1. Увлекательные путешествия. «Восточная сказка». Танцы востока.
  2. Весёлый паравозик. Узнавание музыкальных характеров сказочных героев. Э.Григ «В стране гномов».
  3. Э.Григ. В пещере горного короля»
  4. Звуки природы. Слушание музыки «Восходящая луна».

Май

  1. Звуки природы. Шепчущие ветра.
  2. Увлекательные путешествия. «Там, где лето круглый год» Театрализованные этюды на развитие фантазии творческого воображения.
  3. Времена года.«Летняя пора». Слуш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Дополнительная общеобразовательная программа "Английский язык" для детей Школы раннего развития

Программа «Английский язык» направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. В программе раскрываются содержание доступных и понятных сфер жизнедеятельности р...

Применение арт-терапевтической технологии на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития.

Цель:Развитие музыкальных способностей детей на основе применения арт–терапевтической технологии.Задачи:-научить правильно выполнять дыхательные упражнения- чисто интонировать звук-формировать вокальн...

Программа "Музыкальная шкатулка" по подготовке детей к школе (компонент музыка)

В  дошкольной гимназии, в соответствии с предложенной программой «Музыкальная шкатулка», реализуется содержание по теме: «Музыка, музыка всюду нам слышна…», которая...

Перспективы обучения детей дошкольного возраста в "Школе раннего развития"

В статье рассмотрены преимущества обучения ребёнка дошкольного возраста в школе раннего развития. Автором подчеркивается необходимость развития ребёнка с ранних лет....

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...