Программа "Музыкальная шкатулка" по подготовке детей к школе (компонент музыка)
рабочая программа
В дошкольной гимназии, в соответствии с предложенной программой «Музыкальная шкатулка», реализуется содержание по теме: «Музыка, музыка всюду нам слышна…», которая раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, о многообразии музыкальных жанров, знакомятся с нотной грамотой, делают первые шаги в познании тайн оперы и балета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnaya_shkatulka.doc | 130 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №17 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
Дополнительная образовательная программа
в группах по подготовке детей к школе
«Музыкальная шкатулка»
Учитель:
Агеева Людмила Александровна
Первая квалификационная категория
г. Когалым, 2018
Пояснительная записка
Программа по музыке для подготовки детей к школе разработана и составлена в соответствии с программой эстетического воспитания детей от 6 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной.
В соответствии с учебным планом для подготовки детей к школе по музыке отводится 24 часа (количество часов в неделю -1 час).
Изучение музыки направлено на достижение следующей цели:
- общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Она включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.
Цель музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные:
- ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями музыкальных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
В дошкольной гимназии, в соответствии с предложенной программой «Музыкальная шкатулка», реализуется содержание по теме: «Музыка, музыка всюду нам слышна…», которая раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, о многообразии музыкальных жанров, знакомятся с нотной грамотой, делают первые шаги в познании тайн оперы и балета.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней;
- пение;- инструментальное музицирование;
- музыкально-пластическое движение;
- драматизация музыкальных произведений;
- импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
- метод наблюдения за музыкой;
- метод убеждения и увлечения музыкой;
- метод импровизации;
- метод размышления о музыке;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод восхождения от частного к общему.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, индивидуальные.
К концу года дети смогут научиться:
- Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
- Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьеся.
- Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание).
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Содержание программы
Тема | Элементы основного содержания | |
1 | О чем и как рассказывает музыка | П.Чайковский «Сентябрь»; «Осень» из цикла «Времена года»А.Вивальди; «Листопад»Т.Попатенко; «Улетают журавли»В.Кикто; «Вальс-шутка»Д.Шостакович; «Плетень»рус.нар.мел; «Танец с колосьями»И.Дунаевский; «Прялица» рус.нар.песня |
2 | Природа и музыка | «Осень»А.Александрова; «Октябрь»П.Чайковского; «Здравствуй,Родина моя!»Ю.Чичкова; «На горе-то калина»р.н.п.; «Веселый крестьянин»Р.Шумана; «Море», «Белка»Н.А.Римского-Корсакова; «Грустная песня»Г.Свиридова; «Дождик»Н.Любарского |
3 | В стране разноцветных звуков | «Ноябрь»П.Чайковского; «Марш»С.Прокофьева; «Огород»эст.нар.п.; «Цветные флажки»Е.Тиличеевой; «Лиса по лесу ходила»рус.нар.песня; «Пестрый колпачок»Г.Струве; «Хорошо у нас в саду»В.Герчик; «Журавли»В.Лившиц |
4 | Сказка в музыке | «Зима пришла»Г.Свиридова; «Будет горка во дворе»Т.Попатенко; «Зимняя песенка»М.Красева; «Новогодний хоровод»С.Шнайдера; «Хорошо,что снежок пошел»А.Островского; «В пещере горного короля»,«Шествие гномов»Э.Григ; «Медведи пляшут»М.Красева; «Танец снежинок»А.Жилина; «Танец петрушек»А.Даргомыжского; «Под Новый год»Е.Зарицкой |
5 | Зимняя фантазия | «Тройка» Г.Свиридова; «Елка»Е.Тиличеевой; «К нам приходит Новый год»Е.Тиличеевой, «Зимняя песенка»М.Красева; «Органная токката ре-минор»И.Баха; «Зайка»В.Карасева; «Конь», «Вальс»Е.Тиличеевой; «Зимний праздник»М.Старокадомского |
6 | Музыкальные инструменты и игрушки в музыке | «Табакерочный марш» А.Даргомыжского; «Шарманка»Д.Шостаковича; «Кампанелла»Ф.Листа;«Танец с саблями»А.Хачатуряна; «Дудка»Е.Тиличеевой; «Мамин праздник»Ю.Гурьева; «Самая хорошая»В.Иванникова; «Колыбельная»В.Моцарта; «Свирель да рожок»Ю.Чичкова; «На гармонике»А.Гречанинов; «Матрешки»Ю.Слонова; «Пришла весна»А.Базь |
7 | Песня-танец-марш | «Кавалерийская»Д.Кабалевского; «Праздник Победы»М.Парцхаладзе; «Военный марш»Г.Свиридова; «До свидания,детский сад»Ю.Слонова; «Мы теперь ученики»Г.Струве; «Урок»Т.Попатенко; «Полька»Ю.Чичков; «Вальс»Г.Бахман.Урок-концерт, с участием всех групп и подготовленным сценарием, репертуаром. |
итого |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема |
О чем и как рассказывает музыка. П.Чайковский «Сентябрь» - слушание музыки | |
«Осень» из цикла «Времена го да» А. Вивальди; Дружат музыка и краски - рисунок под музыку. | |
Вокально хоровая работа «Листопад» Т.Попатенко; Музыкально-ритмические игры. | |
«Вальс-шутка»Д.Шостакович - слушание; «Прялица»рус.нар.песня - разучивание. | |
Природа и музыка. «Осень» А.Александрова - слушание музыки. | |
«Здравствуй,Родина моя!» Ю.Чичкова; Музыкально-ритмические игры | |
«Море», «Белка» Н.А.Римского-Корсакова; Творческая работа под музыку. | |
«Грустная песня» Г.Свиридова - разучивание; Музыкально-ритмические игры. | |
В стране разноцветных звуков. «Ноябрь» П.Чайковский - слушание. | |
«Марш» С.Прокофьев - слушание; Музыкально-ритмические упражнения с палочками. | |
«Цветные флажки» Е.Тиличеева - разучивание; Вокально-хоровая работа. | |
«Пестрый колпачок» Г.Струве - разучивание; Игра на музыкальных инструментах. | |
Сказка в музыке. «Будет горка во дворе» Т.Попатенко - разучивание. | |
«В пещере горного короля»,«Шествие гномов» Э.Григ- слушание; движение под музыку. | |
«Танец петрушек» А.Даргомыжский - слушание; Музыкально-ритмические игры. | |
«Под Новый год» Е.Зарицкая – разучивание. Вокально-хоровая работа. | |
Зимнин фантазия. «Тройка» Г.Свиридов - слушание. | |
«К нам приходит Новый год» Е.Тиличеева - разучивание; Музыкально-ритмические упражнения с палочками. | |
«Органная токката ре-минор» И.Бах - слушание; Знакомство с музыкальными инструментами. | |
«Конь», «Вальс» Е.Тиличеева - слушание; Творческая работа под музыку. | |
Музыкальные инструменты и «игрушечная» музыка. «Табакерочный марш» А.Даргомыжский - слушание. | |
«Танец с саблями»А.Хачатурян - слушание; Музыкально-ритмические упражнения с палочками. | |
«Самая хорошая» В.Иванников - разучивание; Вокально-хоровая работа. | |
«Свирель да рожок» Ю.Чичков - разучивание; Знакомство с музыкальными инструментами. |
Используемая литература:
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Камертон: программа музыкального образования детей дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2006,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
- Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
- Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
- Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
- Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
- Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
- Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 5-7 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
- Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с.
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (воспитание и доп. образование детей)
Приоритетные программы по музыкальному развитию:
- Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 1999.
- Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: ЛГОУ, 1996,1997.
- Коренева Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 1999.
- Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Праздник каждый день/ программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
- Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,1999.
- Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М.: «Гном- Пресс», 1999.
- Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
- Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
- Тарасова К. В. , Петрова М. Л. , Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
- Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
- Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )
Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высоког...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»...
Конспект открытого занятия по подготовке детей к школе «Путешествие на планету Знаний»
Данное занятие обобщает и систематизирует знания дошкольников, развивает познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику ру...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Весёлая академия"
Программа полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования....
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы при подготовке детей к школе.
Основной целью обучения грамоте является:-научить детей осмысленному чтению и подготовить руку к письму. Подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с форми...
Консультация: Проектная деятельность по подготовке детей к школе "Год перед школой"
Консультация предназначена для педагогов и специалистов ДОУ, работающих с воспитанниками по подготовке детей к школьному обучению....
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"
Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников к обучению в школе....