Конспект открытого урока в 5 классе
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Конспект открытого урока в 5 классе.
Тема урока: Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока:
1. Знакомство с новым материалом.
2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.
3. Накопление слушательского опыта.
4. Воспитание познавательного интереса и творческой активности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного:
- Назовите тему триместа (музыка и живопись).
- Размышляя о взаимовлиянии музыки, живописи и литературы, можно ли говорить об общих темах в этих видах искусств (да – это пейзаж, общее название видов музыки и живописи - жанр).
- Что вам помогло запомнить жанры живописи? (песня).
- Перечислите жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), музыки (песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт).
- Найдите в учебнике репродукцию картины, которая соответствовала бы звучащему музыкальному фрагменту (звучит «Эхо» О. Лассо, картина А. Саврасова «Вид швейцарских Альп»).
На экране горы, звучит музыка С. Прокофьева из балета «Золушка».
- Соответствует ли музыка представленному пейзажу? (нет).
- Какую репродукцию картины из учебника вы можете дать как иллюстрацию этому произведению (стр. 124, Грабарь «Иней»).
- Какие бы стихи вы смогли бы прочесть как иллюстрацию к этой музыке и картине (стихи А. С. Пушкина стр.123 - 124).
- Посмотрите ещё на картины художника Левитана, все они изображают весну в её разные периоды. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. И. Чайковского «Времена года». Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник», имеет эпиграф стихотворение А. Майкова: «Голубенький, чистый подснежник – цветок, а подле сквозистый последний снежок. Последние грёзы о горе былом и первые грёзы о счастье ином…». Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом стремления к жизни (слушание).
Вопросы после прослушивания:
- Что передаёт музыка П. И. Чайковского (настроение радости), соответствует ли это чувство представленным репродукциям картин.
Вывод. Итак, и музыка, и живопись передают чувства человека. Картины этим и отличаются от фотографий – они не только фиксируют окружающий мир, но и несут информацию об отношении художника к окружающему миру.
Музыка также является своеобразным ребусом – композитор пишет музыку, передавая в ней своё видение окружающего мира, исполнитель воплощает замысел автора в жизнь, а слушатель каждый раз разгадывает загадку композитора и исполнителя. Поэтому часто можно услышать что, слушая первый раз какое – либо произведение людям оно не понравилось, а при повторном прослушивании появляется желание послушать его ещё раз, понять, разобраться (высказывание Л. Кассиля).
Знакомство со следующим произведением мы начнём с разгадывания кроссворда.
Задание: Разгадайте кроссворд.
1. небольшой относительно завершённый оборот в литературе и музыке (фраза)
2. Вид искусства выражающий мысли и чувства через звук (музыка).
3. Вполне завершённый отрывок из музыкального произведения или часть картины (фрагмент).
4. Система взаимосвязей звуков по высоте, несёт интонации светлые – мажор или грустные, мягкие - минор (лад).
По диагонали получили слово «фуга» - так называется картина Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (картина и портрет композитора на экране). Это же название мы встречаем и в полифонической музыке.
- Фуга в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах. Сравните фугу И. С. Баха и картину Чюрлёниса (разбор и слушание целиком).
- Итак, сумели мы увидеть музыку? (да).
- А можно ли услышать живопись?
Посмотрите на картины И. К. Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Константинополя при лунном освещении».
- Послушайте музыку Н. А. Римского-Корсакого.
- Какой картине, вы считаете, может соответствовать эта музыка?
- Какие песни можно исполнить, глядя на эти картины? («Девятый вал» - «Пятнадцатилетний капитан» - картина и песня передают взволнованность, опасность. «Вид Константинополя» - «Капитан Немо» - спокойствие, размышление).
Исполнение песен.
- Сумели мы услышать живопись? Литературу? И капитан Немо и Дик Сенд – герои романов Жюля Верна. Кто читал книги этого автора? Захотелось ли вам прочесть книги об этих героях, узнать их историю? А вы любите рисовать? К следующему уроку нарисуйте то, что вам запомнилось больше всего.
Вывод:можно увидеть музыку, услышать живопись, нарисовать литературных героев, сочинить песню о жанрах живописи. Все искусства взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 39 КБ |
k_uroku.ppt | 1.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5 классе.
Тема урока: Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока:
1. Знакомство с новым материалом.
2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.
3. Накопление слушательского опыта.
4. Воспитание познавательного интереса и творческой активности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного:
- Назовите тему триместа (музыка и живопись).
- Размышляя о взаимовлиянии музыки, живописи и литературы, можно ли говорить об общих темах в этих видах искусств (да – это пейзаж, общее название видов музыки и живописи - жанр).
- Что вам помогло запомнить жанры живописи? (песня).
- Перечислите жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), музыки (песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт).
- Найдите в учебнике репродукцию картины, которая соответствовала бы звучащему музыкальному фрагменту (звучит «Эхо» О. Лассо, картина А. Саврасова «Вид швейцарских Альп»).
На экране горы, звучит музыка С. Прокофьева из балета «Золушка».
- Соответствует ли музыка представленному пейзажу? (нет).
- Какую репродукцию картины из учебника вы можете дать как иллюстрацию этому произведению (стр. 124, Грабарь «Иней»).
- Какие бы стихи вы смогли бы прочесть как иллюстрацию к этой музыке и картине (стихи А. С. Пушкина стр.123 - 124).
- Посмотрите ещё на картины художника Левитана, все они изображают весну в её разные периоды. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. И. Чайковского «Времена года». Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник», имеет эпиграф стихотворение А. Майкова: «Голубенький, чистый подснежник – цветок, а подле сквозистый последний снежок. Последние грёзы о горе былом и первые грёзы о счастье ином…». Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом стремления к жизни (слушание).
Вопросы после прослушивания:
- Что передаёт музыка П. И. Чайковского (настроение радости), соответствует ли это чувство представленным репродукциям картин.
Вывод. Итак, и музыка, и живопись передают чувства человека. Картины этим и отличаются от фотографий – они не только фиксируют окружающий мир, но и несут информацию об отношении художника к окружающему миру.
Музыка также является своеобразным ребусом – композитор пишет музыку, передавая в ней своё видение окружающего мира, исполнитель воплощает замысел автора в жизнь, а слушатель каждый раз разгадывает загадку композитора и исполнителя. Поэтому часто можно услышать что, слушая первый раз какое – либо произведение людям оно не понравилось, а при повторном прослушивании появляется желание послушать его ещё раз, понять, разобраться (высказывание Л. Кассиля).
Знакомство со следующим произведением мы начнём с разгадывания кроссворда.
| |||||||
| |||||||
Задание: Разгадайте кроссворд.
1. небольшой относительно завершённый оборот в литературе и музыке (фраза).
2. Вид искусства выражающий мысли и чувства через звук (музыка).
3. Вполне завершённый отрывок из музыкального произведения или часть картины (фрагмент).
4. Система взаимосвязей звуков по высоте, несёт интонации светлые – мажор или грустные, мягкие - минор (лад).
По диагонали получили слово «фуга» - так называется картина Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (картина и портрет композитора на экране). Это же название мы встречаем и в полифонической музыке.
- Фуга в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах. Сравните фугу И. С. Баха и картину Чюрлёниса (разбор и слушание целиком).
- Итак, сумели мы увидеть музыку? (да).
- А можно ли услышать живопись?
Посмотрите на картины И. К. Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Константинополя при лунном освещении».
- Послушайте музыку Н. А. Римского-Корсакого.
- Какой картине, вы считаете, может соответствовать эта музыка?
- Какие песни можно исполнить, глядя на эти картины? («Девятый вал» - «Пятнадцатилетний капитан» - картина и песня передают взволнованность, опасность. «Вид Константинополя» - «Капитан Немо» - спокойствие, размышление).
Исполнение песен.
- Сумели мы услышать живопись? Литературу? И капитан Немо и Дик Сенд – герои романов Жюля Верна. Кто читал книги этого автора? Захотелось ли вам прочесть книги об этих героях, узнать их историю? А вы любите рисовать? К следующему уроку нарисуйте то, что вам запомнилось больше всего.
Вывод: можно увидеть музыку, услышать живопись, нарисовать литературных героев, сочинить песню о жанрах живописи. Все искусства взаимосвязаны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3
А. Саврасов. Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)
И. Грабарь. Иней. Восход солнца.
И. Левитан. Цветущие яблони (Фрагмент)
И. Левитан. Весна. Большая вода
В. Борисов-Мусатов. Весна.
ф р а з а м у з ы к а ф р а г м е н т л а д
Микалоюс Константинос Чюрлёнис
М. Чюрлёнис. Фуга
Фуга в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах
И. Левитан. Начало весны И. Айвазовский. Девятый вал.
И. Айвазовский . Вид Константинополя при лунном освещении, 1846
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...