Рабочая программа по музыки для начальных классов
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
В программу включена пояснительная записка, цели и задачи урока музыки так же требование к окончанию 4 класса и планирование уроков 1-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Komitet_administracii_Romanovskogo_rayona_po_obrazovaniyu.docx | 55.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Романовского района по образованию
МОУ Романовская основная общеобразовательная школа
Романовского района, Алтайского края
Согласовано на МО Утверждено
Директор школы
Протокол №----- Приказ №---------
Дата согласования Дата утверждения
«Музыка»
(образовательная программа Разработана на основании методических пособий учебников 1-4класс Е.Д.Критской, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина )
Автор-составитель: Рымарь О.Ю.
2010г.
Пояснительная записка
Программа по музыке для 1-4 классов разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, рассчитана на четыре года обучения. Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.С.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим в программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов.
Общая характеристика предмета.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
В соответствии со стандартом основного общего образования по искусству изучение музыки направлено на достижение следующих целей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
-формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-развития музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, Способность к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; её интонационно-образной природе, особенностям языка; музыкальном фольклоре.
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
-воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане в I-IV классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов). Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий. Поэтому в программе 20% учебного времени обращено при изучении культурных традиции алтайского края.
Программа направлена на постежения закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразиям форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временую природу музыки, её жанрового-стилистические особенности. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Название разделов является выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года:
-Музыка вокруг нас;
-Музыка и ты;
-Россия – Родина моя;
-День, полный событий;
- «О России –петь, что стремиться в храм..»;
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;
-В музыкальном театре;
-В концертном зале;
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…»;
Содержание тематического планирования базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинение современных композиторов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления. Определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение. Размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам. Работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации. Самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.
Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся начального образования
- ярко и устойчиво проявлять интерес к музыке.
- уметь размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий.
- развивать творческие способности в исполнительском мастерстве.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
- исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
1 класс
Задачи:
- Развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям;
-побуждать к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
-формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
-Развивать певческие умения и навыки (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания);
-развивать умения откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
-формировать навыки элементарного музицирования на простейших инструментах.
-осваивать элементы музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
-знать понятия: мелодия, марш, танец, песня, аккомпанемент, куплетная форма, ноты, звуки, звукоряд, нотоносец, скрипичный ключ, солист, хор, опера, балет. Названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, дудочка, волынка), своеобразие их интонационного звучания. Называть произведения(и авторов),в которых музыка ,,рассказывает” о Родине, героях войны. Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.
-уметь:
- отличать музыкальные звуки от немузыкальных;
-соблюдать основные правила урока: как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание;
-участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;
-принимать участие в элементарном импровизации;
-откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме;
-распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду.
-рассказывать о понравившейся музыке, услышанной вне урока;
-характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета;
-принимать участие в играх, пластическом интонировании
-петь по движению руки учителя: начало, кульминация, конец фразы;
-определять графику, мелодию песен;
-выявлять характер музыки; принимать организованное участие в общей игре;
-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
-называть понравившиеся произведения, звучавшие на уроке, объяснить свой выбор;
-внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки
-участвовать в сочинении музыки;
-уважительно относиться к творчеству своих товарищей
Тематическое планирование уроков в1классе
Темы уроков. | Музыкальный репертуар. | Количество часов. | |||
1полугодие. «Музыка вокруг нас». 1.Музы-покровительницы искусства. Хоровод муз. | П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик». Песни о школе. | 16ч. 2ч. | |||
2. Композитор – исполнитель – слушатель .Мелодия – душа музыки . Песни, танцы и марши. | Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского. | 2ч. | |||
3.Музыка осени. Образы осени в литературе, музыке. | Юдахина «Дождик». Попотенко «Скворушка прощается». | 1ч. | |||
4.Сочини мелодию. | Музыка Г. Свиридова, П. Чайковского. | 1ч. | |||
5. «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука. | Юдахина «Нотный хоровод», «Песенка о буквах». | 2ч. | |||
6. Музыка вокруг нас. | Песни по выбору. | 1ч. | |||
7. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. | Песни и стихи о музыке и музыкантах. | 1ч. | |||
8.Музыкальные инструменты: арфа, флейта. | «Шутка» И.Бах, произведение К.Глюка, С. Прокофьева. | 1ч. | |||
9.Звучащие картины. | Звучание инструментов: свирель, арфа, гусли, рожок. | 1ч. | |||
10. Разыграй песню. | «Почему медведь зимою спит» Л. Книппер | 1ч. | |||
11. «Пришло Рождество, начинается торжество». Родной обычай старины. | Рождественские песни колядки по выбору. | 2ч. | |||
12. Добрый праздник среди зимы. | Песни о зиме. Сказка Т.Гофмана и музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». | 1ч. | |||
2 полугодие. «Музыка и ты». | 17ч. | ||||
14. «Край, в котором ты живешь». Алтайский край малая родина | Исполнение песен о Родине. «Наш край» Д. Кабалевский. | 1ч. | |||
15.Поэт, художник, композитор. | «Пастораль» Г.Свиридов, А. Шнитке. | 1ч. | |||
16.Музыка утра. Музыка вечера. | Музыка П. Чайковского, Э.Грига, В. Салманова, А.Хачатуряна. | 2ч. | |||
17. Музыкальные портреты. | Менуэт Моцарт, Баба-Яга П.Чайковский, Болтунья С.Прокофьев. | ||||
18. «Музы не молчали». | Симфония №2 А. Бородина. Песни о защитниках Отечества. | 1ч. | |||
19.Музыкальные инструменты: пианино, рояль. | Пьесы для ф-но: «Сладкая слеза» П.Чайковского, «Волынка» И. Бах. Эстонская народная песня «У каждого свой инструмент». | 1ч. | |||
20.Мамин праздник. | Песенки о маме. | 1ч. | |||
21.Музыкальные инструменты. | Песни по выбору. | 1ч. | |||
22.Музыка в цирке. | «Выходной марш», «Голоп» И. Дунаевского, «Клоуны» Д.Кабалевского. Песни о животных. | 1ч. | |||
23. Дом, в который звучит. Путешествие в оперу-сказку. | Фрагмент из опер –сказок «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха – цокотуха» М. Красева. | 2ч. | |||
24. «Ничего на свете лучше нету» | «Бременские музыканты» Г. Гладкова. | 1ч. | |||
25.Афиша. Программа. | 1ч. | ||||
26.Музыка вокруг нас. Музыка и ты | 2ч. | ||||
итого | 33ч. |
2класс (34ч.)
Задачи:
-развивать у учащихся эмоционального и осознанного отношения к мпузыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимать содержания музыки простейших (песня, танец, марш). Более сложные (опера, балет, концерт, симфония) жанры в опоре на её интонационно-образный смысл;
-накоплять знания о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах её развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-развивать умение и навыки хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a cappella, пение хором, в ансамбле и др.);
-расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-дать сведения из области музыкальной грамоты знания в музыке музыкантов, исполнителей;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уметь:
-выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать названия произведения и их авторов; эмоционально откликаться на музыку;
-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средство музыкальной выразительности);
-исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
-характеризовать средство музыкальной выразительности, различать музыку по настроению, характеру, определять на слух звучания мажора и минора, пользоваться цепным, дыханием петь интонационно чисто;
-различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка, сочинять песенки, заклички;
-различать на слух состав исполнителей (хор, оркестр); прохлопать простой ритм знакомой песни;
-называть понравившиеся произведения, звучавшие на уроке, объяснить свой выбор;
-внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки.
Знать:
-слова и мелодию гимна России; любить народную музыку;
-характерные особенности музыкального языка народной песни;
-жанры русской народной песни, русские народные инструменты;
-знать способы исполнения народной песни в профессиональном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном стиле);
-певческую установку, соблюдать цепное дыхание;
-персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства; музыкальные инструменты симфонического оркестра;
-элементарные понятия в области музыкальной грамоты.
Тематическое планирование
Темы уроков. | Музыкальный репертуар. | Количество часов. |
1полугодие. «Россия- Родина моя» | 16ч. | |
1.Музыкальные образы родного края. Родное село-малая родина. | «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»М. Мусоргский. | 1ч. |
2. Гимн России | «Патриотическая песня» М. Глинка. | 1ч. |
3. «День, полный событий». Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный инструмент: фортепиано. | Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки» С. Прокофьев. | 2ч. |
4. Природа и музыка. | «Прогулка» М. Мусоргский. | 1ч. |
5.Танцы, танцы…. | Песни по выбору учителя. | 1ч. |
6.Эти разные марши. | Музыкально-ритмические движения под любую музыку. | 1ч. |
7. «Расскажи сказку» | Сказочные образы в музыке С. Прокофьева и П. Чайковского | 1ч. |
8.Колыбельные | «Сонная песенка» Р. Паульс, «Спят усталые игрушки» А. Островский. «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов. | 1ч. |
«О России петь – что стремиться в храм». 9.Колокольные звоны России. | «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | 1ч. |
10.Святые земли Русской. Молитва. | Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев. Народное песнопение о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви» | 3ч. |
11.Рождество Христово | П.Чайковский. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо». | 2ч. |
12.«О России петь – что стремиться в храм». | Новогодние песни по выбору. | 1ч. |
2 полугодие. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 18ч. | |
13 Русские народные инструменты. | Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская» | 1ч. |
14.Фольклор - народная мудрость. | Русские народные песни: «Выходили, красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». | 1ч. |
15. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа. | Масленичные песенки. Песенки – заклички, хороводы, игры. | 2ч. |
«В музыкальном театре». 16.Детский музыкальный театр. Опера на сказочный сюжет (Волк и семеро козлят М. Коваля). | Опера – сказка «Волк и семеро козлят» М. Коваль фр. | 1ч. |
17.Балет на сказочный сюжет («Золушка» С. Прокофьева). | «Золушка» фраг. из балета С. Прокофьева. | 1ч. |
18. Театр оперы и балета. Волшебная палочка | «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. | 2ч. |
19.Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка. | М.Глинка опера «Руслан и Людмила». | 1ч. |
20.«В музыкальном театре». «В концертном зале». 21.Музыкальные образы симфонической сказки « Петя и волк» С. Прокофьева. | «Петя и Волк» С.Прокофьев | 1ч. 1ч. |
22Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». | «Картинки с выставки» М. Мусоргский. | 1ч. |
23.Звучит нестареющий Моцарт! | 1ч. | |
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». 24.Волшебник цветик – семицветик. | «Песня о картинах» Г.Гладков. «Токката и фуга» И.Бах. | 1ч. |
25.Всё в движении | «Весна. Осень» из музык. Иллюстр. К повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридов. | 1ч. |
26. Музыка учит людей понимать. Два лада. | Пьесы Д. Кабалевского | 2ч. |
27.Могут ли иссякнуть мелодии? | «Пусть всегда будет солнце» А.Островский | 1ч. |
3 класс (34ч.)
Задачи:
-Дать первоначальное представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;
-накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
-вырабатывать умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
- продолжать совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
-развивать навыки хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- продолжать совершенствовать умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развивать навыки «свободного дирижирования».
-развивать ассоциативно-образное мышления и творческие способности учащихся;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уметь:
-определять и сравнивать характер музыки, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками, четко произносить текст;
-понимать духовную музыку, знать её особенности; размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий;
Знать:
-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности;
-творчество С.В.Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, К.В. Глюка, П.И.Чайковского.
- понимать особенности мюзикла; значение слова концерт, джаз;
-понимать музыка Л.Бетховена, Э.Грига, Г.Свиридова, С. Прокофьева;
-инструменты симфонического оркестра.
Тематическое планирование
Тема урока. | Музыкальный репертуар. | Количество часов. |
1 четверть «Россия – Родина моя». | 9ч. | |
1. Мелодия – душа музыки. | П. Чайковский Симфония №4 (2часть). | 1ч. |
2.Природа и музыка. | «Жаворонок» М. Глинка. «Благословляю вас, леса» П.Чайковского. «Романс» из повести А. Пушкина «Метель». | 1ч. |
3.Образы защитников Отечества в музыке. Жанры русской народной песни и канта. | Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни. | 1ч. |
4. Кантата « Александр Невский» С. Прокофьева | «Александр Невский» фрагменты из кантаты С. Прокофьев. | 1ч. |
5.Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. | «Иван Сусанин» фрагменты из оперы М. Глинки. Песни по выбору. | 1ч. |
«День, полный событий». 6.Образы природы. Портрет в музыке. Детские образы. | «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ. «Колыбельная» П. Чайковский. «Болтунья» С. Прокофьев. Детский альбом П.Чайковского и Детская музыка С. Прокофьева | 4ч. |
2 четверть. «О России петь, что стремиться в храм». | 7ч. | |
7.Два музыкальных обращения к Богородице. Древнейшая песнь материнства. | «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария» Ф. Щуберт. | 2ч. |
8.Образ матери в музыке, живописи, поэзии. | Песни о маме. «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин. | 1ч. |
9. Образ матери в современном искусстве. | 1ч. | |
10.Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. | «Осанна», хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Л.Уэббер. | 1ч. |
11.Святые земли русской: княгиня Ольга, князь Владимир. | Величание князю Владимиру и княгине Ольге. | 2ч. |
3 четверть 12. «О России петь – что стремиться в храм.» | 11ч. | |
13. «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины. | Былина о Добрыне Никитиче» обраб. Н. Римского-Корсакова. | 2ч. |
14.Сказочные образы в музыке. | Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. | 1ч. |
15.Праздники русского народа. Масленица. Звучащие картины. | Веснянки. Русские украинские песни. Сцены «Прощания с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова. | 2ч. |
«В музыкальном театре». 16.Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы М. Глинки. | 2ч. |
17. Опера «Орфей и Эвредика» К.Глюка. | «Орфей и Эвредика», фрагменты из оперы К. Глюк. | 1ч. |
18.Опера «Снегурочка» Н.Римского –Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. | «Снегурочка», фрагменты из оперы Н. Римский- Корсаков. | 1ч. |
19. «Садко» Н. Римского-корсакого. Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского. | 2ч. | |
20.В современных ритмах. | «Звуки музыки», фрагмент из мюзикла Р.Роджерс. Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова. | 1ч. |
«В концертном зале». 21.Музыкальное состязание. | Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. | 1ч. |
4 четверть. | 7ч. | |
22.Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. | 1ч. | |
23.«Сюита Э.Грига «пер Гюнт». 24.Жанры музыки: симфоническая сюита, симфония. | 1ч. 1ч. | |
25. Мир композитора – Л.Бетховен. | Соната №8 Л. Бетховен. | 1ч. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 26.Музыка в жизни человека. | тюд№12. Ф. Шопен. Прелюдии №7, №20. «Песня о друге», сл и муз. Высоцкого. | 1ч. |
27. Джаз – одно из направлений современной музыки. Известные исполнители. Джаз и музыка Дж. Гершвина. | Песни Н. Никитина. | 1ч. |
28. Мир композиторов: Г. Свиридов, С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. | 1ч. |
4класс (34ч.)
Задачи:
-расширять жизненно-музыкальные впечатления учащихся от общении с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
-выявлять характерные особенности русской музыки в сравнении с музыкой других народов и стран;
-воспитывать навыки эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, вырабатывать умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
-развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы; навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
-формировать потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; умения и навыки выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уметь:
- проникаться эмоциональным содержанием музыки, слушать и запоминать названия и авторов произведений;
-применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки в пении;
-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен исполнять на легато, нон легато;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Знать:
-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности, оркестров;
-творчество Л.Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова;
- народные песни, музыкальные праздники родного края, народные музыкальные инструменты;
-названия изученных жанров и форм музыки;
- понимать творчество И.Ф. Стравинского;
-музыкальные инструменты симфонического оркестра;
Тематическое планирование
Тема уроков. | Музыкальный репертуар. | Количество часов. |
1 четверть «Россия – Родина моя» | 9ч. | |
1.Мелодия. « Ты запой мне ту песню»– душа музыки. | С.Рахманинов концерт№3 | 1ч. |
2. «Чего не выразишь словами?» | «Вокализ» Рахманинов, «Школьный корабль» Г.Струве | 1ч. |
3. «Ты откуда, зародилась музыка?» «На великий праздник собралась Русь». | Русские народные песни. Отрывки из кантаты «Александр Невский» | 2ч. |
«О России петь – что стремиться в храм. 4.Святые земли Русской: Илья Муромец, князь Владимир, княгиня Ольга. | 1ч. | |
5. Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. | 1ч. | |
6. Праздники Православной церкви: Пасха. Тема праздника в духовной, народной музыке и произведениях русских композиторов. | Тропарь «Христос воскрес!» «Богородице Дево, радуйся!» С.Рахманинов | 1ч. |
2четверть «День, полный событий». 7.Один день с А.С.Пушкиным. Образы природы в поэзии и музыке. | 7ч. 2ч. | |
8.Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. | 1ч. | |
9.Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни, наигрыши. Обработка народной музыки. | 1ч. | |
10.Святогорский монастырь. Музыка Тригорского. | 1ч. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 11.Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность. | 1ч. | |
12.Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей» | 1ч. | |
13. Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А. Рублёва. | 1ч. | |
« В концертном зале». 3четверть. | 8ч. | |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 1ч. | |
15. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. | 3ч. | |
16.Мир образов Ф. Шопена, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского. | 3ч. | |
17.Царит гармония оркестра. | 1ч. | |
«В музыкальном театре» 18.Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка в опере. | 7ч. 3ч. | |
19.Опера «Хованщина» М. Мусоргского. Песня – ария. 20.Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна. | 2ч. | |
21.Особенности балета «Петрушка» И. Стравинского. | 1ч. | |
22.Театр музыкальных комедий. Оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса. | 1ч. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». | 4ч. | |
24. Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдия, этюд. | 1ч. | |
25.Мастерство исполнителя. | 1ч. | |
26.Музыкальная живопись. Музыкальная сказка. | 2ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по физкультуре для начальных классов и для 5-9 кл.
Распределение программного материала по часам на год....
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочие программы по музыке для начальных классов
Рабочие программы по музыке для 1-4 классов...