Метаморфозы одного лица. Михаил Врубель. Музейно-педагогическое занятие.
методическая разработка по мхк (8 класс)

Обнажать невидимое становится призванием Михаила Александровича Врубеля и основой его художественного метода, суть которого заключается в метаморфозах одного образа – человеческого лица – перетекает из темного в светлое, из одного героя в другого, из одного сюжета в следующий. Его разум проникает за границы видимого, уходит в потустороннее и приближает зрителю параллельную вселенную, из которой появляются и проявляются на холстах нечеловеческие глаза и тела.

Выставочный маршрут начинается у автопортрета 1905 года.

Руководитель коммуникации «открывает» общение, переводя с себя главную роль на персонажей картин, оживляя изображенных людей и делая их «настоящими» и «умеющими говорить».

Движение участников музейного занятия осуществляется двойным действием-переходом: от персонажа к персонажу (персонажный), от цвета к цвету (цветовой). Каждому участнику выдается браслет из камней, собранный по цветам на картинах. Он станет связующим элементом.

Черный цвет наполняется зеленым, зелено-черный переходит в лиловый сумрак ночи, из густоты ночи проступает темная глубина океана, белый становиться черным и расцвечивается всеми цветами сразу. Художник был способен видеть мир подвижным, с формами, перетекающими одна в другую, пугающими непостоянством и нестабильностью, настораживающими раздвоенным фокусом, привлекающими необычностью и невозможностью быть таким земным. Взгляд Богоматери из Кирилловской церкви Киева продолжается в лице испанки и итальянки (венецианки), Лучи утреннего солнца проступают в Душе сирени, Царевна-Лебедь преображается в Демона, ангельский лик Эмилии Праховой и Надежды Забелы-Врубель открывается в шестикрылом пророке Серафиме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метаморфозы одного лица в лучах солнца».

Автор разработки:

Иванова Ольга Алексеевна,

учитель 73 Ломоносовской гимназии

Санкт-Петербурга.

Музейно-педагогическое занятие «Метаморфозы одного лица в лучах солнца» на выставке «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».

Цель: развитие речевой коммуникации подростка в художественном музее.

Задачи:  

речевой коммуникации с музейным объектом и музейным педагогом:

  1. активация парадоксального и актуального мышления как условия формирования устной монологической речи подростка в открытом социальном пространстве музея;
  2. развитие монологической речи в форме короткого направленного высказывания, (запрограммированного вопросом) и/или продолженного высказывания/рассуждения (авторского), основанного на заданном описании картины и дополненного собственным опытом;
  3. речевое освоение и приятие персонажа картин как личной истории, проживание фрагмента его судьбы сейчас, тем самым разрешение проблемы вхождения современной жизни большого города в жизнь подростка;
  4. организация речевой коммуникации на пред- и посткоммуникативных стадиях музейного занятия в связи с программой внеурочной деятельности «Медиа-Арт» в отработке одного предложения как единицы речи и нескольких связных предложений как законченного высказывания;

 музейной межличностной коммуникации:

  1. использование подлинника картины для культурно-исторического диалога, построенного по заданной авторами линии драматургии выставки;  
  2. словесное освоение музейного пространства в разговорах на заданную тему и поиска иных, не проговоренных ранее личностных тем – в анализе концепции (идеи) выставки;
  3. принятие и координация возможного неизвестного общения на темы, предложенные другими посетителями выставки;
  4. возникновение неконтролируемых, дружеских для общения тем в обсуждении нового в организованном по иным принципам музейном пространстве;

методические задачи музейного и медийного занятия:

  1. продолжение формирование парадоксального мышления, основанного на сопоставлении далеких по времени и смыслам аналогий произведений искусства и культуры, что является одним из основных содержательных элементов программы внеурочной деятельности «Медиа-Арт»;
  2. создание учебного драматургического сценария выставки с поиском главного героя и его приключений-метаморфоз в контексте современности как материал для будущей заметки;
  3. возможность вариативного сочетания элементов занятия на выставке и продолжение разговора о метаморфозах мира в освоении этого понятия на урочных (литература) или внеурочных занятиях в школе; использование дополнительного элемента – каменного браслета – как активизатора внимания;
  4. возможность использовать фрагмент занятия на постоянной экспозиции зала Врубеля в Русском музее с продолжением в залах Третьяковской галереи;
  5. принятие руководителем группы роли медиума как дополнительного медийного канала, осуществляющего до-расшифровку сообщения, содержащегося как в отдельном экспонате, так и экспозиции в целом;
  6. активизация интеллектуально-эмоционального и нравственного «процесса, происходящего дважды: сначала в умах тех, кто разрабатывает экспозицию, а затем в умах посетителей, которые стремятся понять идею ее устроителей» (по Майлзу Р.С.) педагогическими средствами активного вопроса и активного пространства;
  7. перенос внимания с музейного экспоната на зрителя (ученика) в понимании персонажа как живого «человека» в общении (впечатление от раннего утра или ночи, звучания природы или молчания моря, встречи с людьми из художественного мира и людьми иного мировосприятия и пр.);
  8. формирования нового опыта общения, при котором не ученик слушает учителя и своих одноклассников, а его слушают незнакомые, мимо проходящие посетители музея;
  9. организация музейного события в целях принятия себя как современного участника жизни мегаполиса.

Ход занятия.  

Движение участников музейного занятия осуществляется двойным действием-переходом: от персонажа к персонажу (персонажный), от цвета к цвету (цветовой). Каждому участнику выдается браслет из камней, собранный по цветам на картинах. Он станет связующим элементом.

Черный цвет наполняется зеленым, зелено-черный переходит в лиловый сумрак ночи, из густоты ночи проступает темная глубина океана, белый становиться черным и расцвечивается всеми цветами сразу. Художник был способен видеть мир подвижным, с формами, перетекающими одна в другую, пугающими непостоянством и нестабильностью, настораживающими раздвоенным фокусом, привлекающими необычностью и невозможностью быть таким земным. Взгляд Богоматери из Кирилловской церкви Киева продолжается в лице испанки и итальянки (венецианки), Лучи утреннего солнца проступают в Душе сирени, Царевна-Лебедь преображается в Демона, ангельский лик Эмилии Праховой и Надежды Забелы-Врубель открывается в шестикрылом пророке Серафиме.

Обнажать невидимое становится призванием Михаила Александровича Врубеля и основой его художественного метода, суть которого заключается в метаморфозах одного образа – человеческого лица – перетекает из темного в светлое, из одного героя в другого, из одного сюжета в следующий. Его разум проникает за границы видимого, уходит в потустороннее и приближает зрителю параллельную вселенную, из которой появляются и проявляются на холстах нечеловеческие глаза и тела.

Выставочный маршрут начинается у автопортрета 1905 года.

Руководитель коммуникации «открывает» общение, переводя с себя главную роль на персонажей картин, оживляя изображенных людей и делая их «настоящими» и «умеющими говорить».

Лицо художника стерто или смазано, и кажется, что диваны, шкафы и камин четче и рельефнее, чем размытая и теряющая очертания фигура в черном пиджаке с бабочкой на стоячем воротничке белоснежной рубашки. (Серая кожа и черные круглые глаза как у привидения).

На каком ощущении вы себя ловите: фигура выходит из полотна? Как вы это видите? Объясните свое видение соотнесением фигуры и предметов интерьера? (Фигура «сидит у самого края, как бы вне комнаты, в которую помещена).

Возможно восприятие наоборот: черные глаза-порталы мгновенно утягивают нас вглубь комнаты, и дальше, за ее стены, и одновременно темно-серая фигура художника, отрываясь от нижней рамы, медленно вплывает в музейный зал и останавливается рядом с нами, что-то безмолвно спрашивая. Прислушиваешься, и понимаешь, что это немногословный разговор. Чтобы его продолжить нужно смотреть выставку и, возможно, увидеть художника во всех его персонажах. У каждого персонажа свой цвет. Возьмите браслет из цветных камней. Все персонажи обязательно пронизаны лучами, как камни на просвет. Свет – это ключ к разгадке изображенных людей. Сколько света проникает, такой персонаж. Проверим, светятся ли персонажи как драгоценные камни? Метаморфоза света.

Этап первый, красный.

Михаил Александрович Врубель часто исчезал во мраке темного, только ему видимого мира, но всегда возвращался обратно – он искал свет.  И находил. Во взгляде человека и Бога, Бога и демона, демона и ангела.

Ангельское подобие отобразил художник в облике Марии Девы с младенцем Иисусом. И выбрал для этого прием взгляда из темного неизведанного прошлого Древней Руси, из глубины природы идущего естества русской крестьянки – он открывается тем, кто останавливается перед изображением, на которое так трудно смотреть. Одно это делает Врубеля гением. В христианском понимании это не мы смотрим, а на нас смотрят. Мы предстоим перед Марией как перед вечностью.

На черно-белом эскизе не видны цвета настоящей иконы, а на ней прямой взгляд Богородицы усиливается темным-красным, по-другому – бордово-вишневым бархатом мафория и белыми жемчугами на подушке мраморного трона, на золотом фоне с белыми розами у ног. За спиной только желтый цвет – это райский свет, неземной.

На солнце всё начинает светиться, всё становится ярче, насыщеннее, плотнее и четче. Врывается в залы солнце с иконы? А с картин из Италии и Испании?

Действие-переход (персонажный). Музейный педагог подводит группу к двум вертикально-высоким картинам «Испания» (картина 1894 года) и Венеция (декоративное панно, 1893 год) для поиска солнца, который начинается со стихотворения Эмили Дикинсон («Я расскажу вам, как восходит солнце»).

Я расскажу вам, как восходит солнце.

По временам — лишь полоса

И башня в море аметиста,

Где краски скачут белками на небеса

По головам холмов, поднявших шляпы

Из птичьих стай, — и тихо я себе сказала:

«Должно быть, это солнце показалось!»

И да, и нет – такой мы получаем ответ. Просим уточнений и оказывается, что некоторые предметы окрашены в яркие цвета, поэтому видятся как солнечные, летними по нашим представлениям, с красками цветущих растений. Желтый называется быстрее, чем красный.

У Испанки лимонно-янтарный платок выделяет ее фигуру как главного персонажа, два других стоят на втором плане и смотрят на женщину со спины. И зритель, продолжая их взгляды, снова возвращается в центр картины[1].

У итальянки света еще больше – весь в желтых наслоениях яркий угол Дворца дожей, моста Вздохов, перспективы канала.

Вместо улиц — коридоры,

Где народ валит гуськом,

Зданья — мраморные горы,

Изваянные резцом.

Здесь — прозрачные дороги,

И в их почве голубой

Отражаются чертоги,

Строя город под водой.

здесь лишь статуи да бюсты

Жизнь домашнюю ведут;

Люди — их жилища пусты -

Все на площади живут.

Эта площадь — их казино,

Вечный раут круглый год:

Убрал залу Сансовино[2],

Крыша ей — небесный свод.

Пётр Вяземский – Венеция.

Вопрос-маркер. Что высвечивает солнце в человеке?          

 Для младших школьников:

  • Сколько солнечного света попало в центрального персонажа? (Учитель показывает на главную героиню, испанку Кармен на картине «Испания» и итальянку на картине «Венеция»). Как вы это для себя определили?
  • Вспомните испанское солнце, вы повторите его, если поймайте солнечный яркий цвет на просвет желтых камней. Посмотрите на свой каменный браслет и найдите светящийся желтый или красный? Какого цвета солнце на картинах Врубеля? Такой солнечный в испанской таверне художника Врубеля? Почему главный персонаж на солнце а второстепенные в тени?

Для старших школьников: 

  • Кроваво-красный общий колорит повторяет коварство и тайные замыслы тесной толпы людей на карнавале. Люди с темными сердца «интригуют друг друга - переглядываются, делают тайные знаки» (Дмитриева). «Пространство как бы спрессовано. Между юношей переднего плана и дамой на втором плане должно быть, судя по соотношению размеров, большое расстояние, но пространственный промежуток неощутим. Несмотря на уходящую вглубь улицу и объемную пластику фигур, пространство видится не стереоскопично: оно проецировано на плоскость» (Дмитриева). Помогает ли солнце, по-разному освещающее сердца людей, развязать затянутый «узел человеческих отношений» (Дмитриева)?
  • Какой свет отдают люди на картинах? Желтый? Красный? Светлый? Темный?

Действие-переход (персонажный). Возвращаемся к Богородице.

Каждая из изображенных привлекла внимание художника своим светом, внутри горящим так сильно, что воспламеняет сердца мужчин, и они начинают бороться за ее любовь. Сам художник был безответно влюблен в жену профессора искусствоведения Адриана Прахова, Эмилию Львовну[3], она зажгла его сердце сама того не желая. Какой он ее видел?  Вернемся, чтобы снова ее рассмотреть в образе Богоматери – алтарном лике 1885 года в Кирилловской церкви на Дорогожичах, в Киеве, построенной в 1139 году[4]. Какой свет излучает она?

Многие художники и исследователи искусства описывали свои впечатления от этой иконы. Наталья Дмитриева рассмотрела светлые глаза на крестьянском «многотерпеливом женском лице», которые «как будто созерцают что-то, другим неведомое». Нестеров почувствовал, что «…из всех этих зрачков, пристальных, немыслимо расширенных, огромных, веет потусторонней жутью, что сродни соблазнительному пафосу его вечного спутника – Демона».

Современники видели в образе Богоматери на только свет, но и тьму. Постигая божественную ангельскую сущность, Врубель очень близко подходил и к страшной демонической силе.  Отец художника, обеспокоенный здоровьем сына, навестил его в Киеве и оставил воспоминания о первом неоконченном Демоне, который показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Лики и морды смешивались в образном видении художника. Сквозь одно проступало другое.

В это самое время, когда Михаил Врубель реконструирует трех ангелов под куполом Софии Киевской, возвращаясь домой, он пишет демона.

Этап второй, зеленый.

Действие-переход (персонажный). Демона художник уничтожил, но взгляд остался, пронизывающий насквозь.  Пойдемте смотреть. (Руководитель группы ведет участников занятия к картине-панно «Утро» 1897 года)[5].

Вопрос-маркер. Взгляд русалок добрый или страшный?

 Для младших школьников:

  • Сколько русалок вы нашли? Какая из них только проснулась?
  • Какие из них нам не рады? Какие нас боятся, смотрят со страхом и отчаяньем?
  • Сколько лучей вы нашли? Как их различить? Лучи солнца не греют нас, кажется, сами ловят тепло. Так ли это?    

Для старших школьников: 

  • В женщине Врубель почувствовал двойную природу – светлую ангельскую и темную демоническую. Русалка тоже существо с двойной природой? Врубель это видел?
  • Аллегорические фигуры трактуют еще и как лучи солнца, скорее, лучи нашего настроения при восходе солнца, ведь каждый из нас по-разному встречает новый день. Назовите четыре утренних настроения человека.

Действие-переход (цветовой). Рассмотрите издалека южные картины художника: вблизи мы видели желтый и красный, какого цвета больше всего, если смотреть издалека?

Ведущий переводит взгляд всех участников обсуждения снова на панно «Утро», какой цвет преобладает здесь? К какому выводу вы приходите при колористическом сопоставлении? Будет верно то, что зеленый цвет переходит как основной из картины «Италия» и «Венеция» в картину «Утро»? В картине-панно «Утро» зеленый оживает? От того, что наступает утро? Отчего он кажется нам живым? Какой цвет способствует пробуждению каждого растения? (Движения зеленого создается сочетанием оттенков, прерываемого черным. Эта пульсация дает ощущение жизни).

Перед нами все оттенки зеленого. Найдите в вашем каменном браслете зеленый цвет, просветите его. Переведите взгляд на картину – здесь светится зеленый? Может светиться. Пойдемте смотреть. (Руководитель группы ведет участников занятия к картинам «Сирень» 1900 и 1901 годов)

Этап третий. Лиловый сумрак ночи.

Врубель говорил, что напишет сирень одной зеленой краской - и все же это будет самая настоящая сирень. На этом экспериментальном пути он накладывает несколько красок одну на другую, создавая многослойную живопись, в которой то один цвет, то другой будто вырываются из соцветий, отчего они делаются живыми, мигающими, качающимися на ветру.

Мастихин вместе кисти лепит объемную текстуру цветов и листьев в сине-фиолетовых «врубелевских» красках с использованием голубого тона – берлинской лазури. Согласно представлению художника о цвете (импрессионистическом по технике, в которой смешение красок происходит в глазах зрителя) гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах от черно-синего к бледно-голубому, доведенных до разделения (дифференцированности), почти неуловимого для глаза, ради эффекта целого.

Действие-переход (цветовой). Отойдите далеко от двух картин сирени, вы ощутили эффект смешения цветов? Разложите куст зелени на цвета, а потом снова сложите. Какого цвета сирень: справа от вас работа 1900 года, в ней какого больше цвета; слева «Сирень» 1901 года – в ней какой цвет главный?

Найдите на своем каменном браслете цвета, смешанные в сирени, просветите их – проступает таким же цветом солнце сквозь листву на этих двух полотнах?

Вопрос-маркер. Если художник так тщательно смешивает цвета и добивается зеленого, то кто эта фигура в черном?

Действие-переход (персонажный). Утренний луч солнца остановился в сирени и посмотрел на нас.

Для младших школьников:

  • Эта фигура вышли из куста сирени или только собирается войти в него?
  • Почему складывается ощущение, что она может исчезнуть? Как скоро?

Для старших школьников: 

  • Шелестит сирень? Разделите ваше восприятие на громкий и тихий мир – почему Дриада[6] погружает нас в молчание? (Она прикладывает палец к губам, призывая смотрящих к молчанию).
  • Посмотрите на мир двояко: с одной стороны рассмотрите дриаду как тень, ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы и темные провалы глаз – взойдет солнце и она исчезнет; с другой стороны посмотрите на дриаду как на продолжение ветвей, с черными волосами, скрывающими тело, и кожей, отражающей лунный свет, когда она находится внутри кристаллической фактуры сирени, с гранеными формами «неорганической природы», каменной. Так Дриада из какого мира? Она живая?

Появившись на картине 1900 г., Дриада переходит на картину 1901 года. Она сто лет жила на загнутом крае холста и только в 1956 году на выставке к столетию со дня рождения художника явилась зрителю. На выставке Мир искусства 1903 года впервые была выставлена эта «Сирень» и приобретена Иваном Абрамовичем Морозовым.

Фигура на скамейке – это Надежда, жена художника. Он писал ее портрет на хуторе сына художника Ге, супруга сестры Надежды Забелы, в Черниговской губернии.

Душа сирени, дриада, дрема, русалка – все пытались отгадать жительницу из другого мира. А может быть это нимфа Сиринга, в которую влюблен Сатир? Она, гонимая паном, укрылась за цветущим кустом сирени. Прекрасна была юная нимфа, как две капли воды похожа на Артемиду, в короткой одежде, тот же колчан за спиной, лук со стрелами в руках, только не золотой, а из рога. Не хотела она встречи с козлоногим сатиром и добежав до воды стала молить речного бога спрятать ее. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Срезал он несколько тростинок и сделал свирель, назвав ее сирингой. Нежные звуки шелеста издает та сладкозвучная свирель.

Действие-переход (персонажный). Хотите послушать, как она звучит? Пойдемте.

(Руководитель группы ведет участников занятия к картине «Пан» 1899 года).

Музыка бога пастбищ и пастухов могла быть и другой, нередко в лесу настигающая путника шквалом падающих и нападающих деревьев, завывающая, шумящая, скрипящая, вызывающая панический страх. Да, панический от слова «пан». Считается, что это сын Гермеса и нимфы Дриопы так пугает людей. А Паном его назвали, потому что сумел рассмешить своим диким и веселым нравом всех богов Олимпа («пан» от греческого «весь»).

Слышите у Врубеля? Какую музыку только что играл Сатир? Как природа отозвалась?

В одном из томов французского писателя Анатоля Франса, который художник, знавший восемь языков и имевший два университетских и одно художественно-академическое образование, читал на языке подлинника, прочитал рассказ «Святой Сатир». Там описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира – козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами: «…на седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Курносое лицо обрамляла белая борода… жесткие волосы покрывали его грудь. Ноги с раздвоенным копытом от ляжки до ступни поросли густой шерстью… Его голубые и ясные глаза блестели на изображённом морщинистом лице…».

Вы заметили, что за Паном Врубеля не греческая природа, а русские березы? Это деревня Хотылёво (Брянская область), имение меценатки искусств и общественной деятельницы, княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Там гостил Михаил Врубель с женой своей Надеждой Забелой и писал ее портрет. Но прочтя рассказ о Святом Сатире, стер ее фигуру и вписал новый образ.

Один пастух, имени его мы не знаем, но все говорят, что спина его была из меди, увидел однажды Пана, нечаянно заметил, как бог дикой природы, пастбищ, пастухов и стад, горных и лесных угодий, бог плодовитости и плодородия пронесся и исчез в темноте ночи. Вон там.

Действие-переход (персонажный). Кто это там в степи?

(Руководитель группы ведет участников занятия к картине «К ночи» 1900 года).

Чего только не увидится в ночи – черноволосый пастух-цыган или рогатый Пан? Кто же это?

Веет прохладой ночи. Смотрите, пролетел ветер. Он уносит тепло земли, ведь солнце так сильно накалило землю за день. Мы еще чувствуем жар дня. Рыжий конь лишь чуть виден, где-то далеко стадо, все смешалось. Чертополох горит красно-багровыми и фиолетово-багряными факелами. Как живые они переговариваются, шепчутся. Чего только не померещится в сумерках, к ночи!

 Действие-переход (персонажный). Что видно в перламутре морской раковины? Художник смог увидеть в белой перламутровой ракушке русалок. Точнее, дочерей океана.

Руководитель группы ведет участников занятия к пастели «Жемчужная раковина» 1904 года, впервые показанной на выставке Союза русских художников в 1905 году.

 «Невольно думается, что окаменелые дочери Океана, веками покоясь на ложе песчаной парчи, ждали мастера, способного передать их древнюю, утонченную и болезненно-волнующую красоту, — мастера, которому они могли бы выдать свои тайны и свою мятежную хрупкость, потому что были безумны, как и он…», – писал Николай Пунин.

Действие-переход (цветовой). Всмотритесь в глубину этой морской ракушки, до самого дна. Что вы видите? 

Руководитель группы ведет участников занятия к циклу графических работ «Раковины» и морской раковине в центре зала, к многоугольнику из геометрических столов.

Как если бы вы ловили цвет морской ракушки, но каждый раз он был бы новый – перламутровый фиолетовый, мелькающий зеленый, переливающийся розовый, проступающий бледно-желтый – вы видите переливы? Врубель тоже ловил цвет, но видел не маленькую ракушку, а большое море. Представьте, что вы прикладываете ракушку к уху и слышите? Шум морских приливов? Врубель видел море. Все цвета моря и солнца он передал одним цветом. Каким? (Все оттенки белого переданы черным итальянским карандашом и углем). Только ловите цвет, а волны океана.

Вопрос-маркер. Что там на дне?

Для младших школьников:

  • Вы видите движение воды? Что в ней плавает?
  • Найдите вашу ракушку, в которой это движение медленное или ту, в которой оно бурное. Если у художника был только черный карандаш, значит рисовал он только линиями, какими? Опишите траекторию линий карандаша, как если бы это вы рисовали. Проследите, как карандаш рисует воду с помощью слов: короткая, непрерывная, толстая, тонкая, штриховка, тонировка…    

Для старших школьников: 

  • Уточните, как создано движение воды? Найдите тот графический лист, в котором это течение самое быстрое?  Опишите вращение к центру, что вы видите внутри воронки?
  • Почему такое бурное движение на некоторых рисунках? Если настоящая ракушка статична и сама на движется, то почему мы соглашаемся со своим видением не замершей перерисовки каждого шероховатости и поворота, а видим целый подводный мир? Представим, что на дне каж дой из этих ракушек, как на дне океана зародилась жизнь. Это целый космос. А что такое рождение как не превращение и не появление из одного другого. Найдите тот графический лист, в котором вы увидите первоэлементы. Покажите их.

Действие-переход (цветовой). Как вы думаете, в каком цвете рождение жизни четче видно?

Действие-переход (персонажный). Согласитесь, что рождение – это тайна. И сам процесс одновременно и красив, и страшен. Мы ждем чуда, и оно явлено миру.

(Руководитель группы ведет участников занятия к картине ««Царевна-Лебедь» 1900 года).

Этап четвертый, белый.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Мы стоим не в силах отвести глаз, как будто заколдованные. Как живая, бросает на нас свой последний взгляд царевна-лебедь.

Отгадайте загадку красоты: глаза … (с манящим взором, позволяющие любоваться), оперение … (волшебно мерцающее, дымчатое, отливающее розовым), фата … (воздушная, посеребренная), жемчуга кокошника … (сеточкой сплетенные), драгоценные перстни … (переливающиеся и блеском завораживающие).

Она уходит, но как будто не торопится, остановилась, чтобы мы рассмотрели ее «красоту неописанную». Хочется смотреть, не отрываясь, но долго не выдержать прямого взгляда и ты отводишь глаза, чтобы снова повернуться и постигать ее загадку. Волшебство. В этом гений художника – оживить персонажа и сделать его непостижимым, ловить мгновение каждый раз, когда ты смотришь на картину.

 Вопрос-маркер. В какой цвет переходит белый?

Ее крылья как белое платье, которое собрало все розовые блески заходящего солнца, но мы так заворожены, что не сразу замечаем тревогу наступающей ночи с горящим закатом. Тревожный для кого – для нас, околдованных, или для царевны с испытаниями, которые ее ждут там, за горизонтом?  

Куда же она плывет в своем гордом одиночестве? Она уйдет человеком или уплывет птицей?

Отгадайте загадку превращения: во всем мы предугадываем двойственность (сумерки, ни день, … (ни ночь); оперение, ни то дева, … (ни то птица); поворот тела, ни то туда плывет, … (ни то обратно); взгляд, ни то сейчас отвернется, … (ни то долго будет на нас смотреть); с кем встретится, то ли с людьми, … (то ли с птицами); она плывет, то ли к нам, … (то ли от нас)?).

 Действие-переход (персонажный). За минуту до появления Царевны.

(Руководитель группы переводит взгляд участников занятия на противоположную стену к картине «Лебедь» 1901 года).    

И нет еще лица, и слишком большое не то зеленое, не то голубое крыло, и уже почти человеческое очертание спины и мы с некоторым отвращением смотрим на просто птицу, которая еще не человек. И мы думаем, что человек (переводим взгляд группы обратно на Царевну-Лебедь) не может быть так божественно красив, это существо не человек до конца, она переходит из одного мира в другой и будет ли человеком настоящим? А что значит быть настоящим человеком.

А может это вовсе не человек? А.П.Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?».

Из Слова о Полку Игореве: «Встала обида в силах Дажбожа внука. Вступил двою на землю Трояню, всплескала лебедиными крылы, на синем мори, у Дону плещучи, убуди жерня времена – усобица князем на поганые погыбе, рекоста бо брат брату: “се мое – а то мое же”».

Пояснения: а) в более отдаленные времена «лебеди» – неприятель; в более ближние – конкретно половцы; б) встала обида – то есть поднялось чувство несправедливости по поводу главенства и землевладения в силах Дажбожа внука, то есть князя Игоря. Вступил (он) раздвойно на землю Троянью…» (т.е. на «троякую», чуждую, необустроенную землю); в) «усобица князем на поганые погыбе, то есть борьба у себя князей с погаными загибла (1185 год).

И Александр Блок говорил, что видит в Царевне-Лебедь кажимость, фантазию, иллюзию. Она лишь сон.

Дали слепы, дни безгневны,

Сомкнуты уста. В непробудном сне царевны.

Синева пуста.

Этап пятый, черный.

(Руководитель группы предлагает перейти к картине «Демон сидящий»[7] (1890 г.)).    

Лебедь с крыльями в сумерках плывет, Демон с крыльями на горе сидит, а внизу догорает солнце.

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы —

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Художник говорит, что демоны – это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».

 Дух беспокойный, дух порочный,

Кто звал тебя во тьме полночной?

(М. Ю. Лермонтов)

Вопрос-маркер. Куда полетит Демон?

Вверх, в рай вернется? Или вниз, в ад возвратится?

Для младших школьников:

  • Демон заключен в клетку своей злобы и такую же клетку его посадил художник: он не может встать, ни протянуть руки, ни расправить крылья; у него непокорно сжаты пальцы. Еще мгновенье и он слетит со скалы.
  • Искусствоведы говорят, что он потерял почву, ту самую мать сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянинович и Илья Муромец.

Дополнительный переход для младших школьников: руководитель группы ведет участников занятия к картине «Богатырь» (1898 г.) и эскизу камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой  Селяниновичем)» [8](1900г.)).

Работа с былинным  словом-описанием, преобразование его в вопрос: травушки-муравы уплеталися? лазуревы цветочки отсыпалися? темны лесушки к земле вси приклонилися? доброй конь на корзнй потыкается? скакал выше лесу стоячего? н и ж е облака ходячего? брал старой свой тугой лук? брал из колчана калену стрелу? клал он на тетивку шелковую? стрелял Соловья, вора-разбойника? попадал ему в правый глаз?[9].

Илья Муромец, Академия наук, 1958 год.

Для старших школьников: 

Начинаем со стихотворения М. Ю. Лермонтова «Моя душа, я помню», 1831 г.:

В одном всё чисто, а в другом всё зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

Глядя на Демона, мы хотим видеть его человеком. И сам художник оправдывал это существование словами, что это «не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Метаморфоза человека:

«Он был похож на вечер ясный:

ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

Мы вглядываемся в лицо, пытаясь считать настроение, состояние, мысли. И нам, зрителям, сделать это трудно. Отчасти потому, что мы попадаем в радиус притяжения этой фигуры: мы начинаем рассматривать тело, крепость мышц, а значит силу и смелость; пружинистую позу, а значит мгновенную скорость; вдаль устремленный взор, а значит уверенность и независимость – все это то, что мы больше всего ценим в людях, пытаясь отгадать причину внутренней состоятельности и самостоятельности. Мы восхищаемся этими качествами. Потому что чувствуем силу. Но куда эта сила будет приложена, где найдет применение. Мы заворожены телом, оно физически совершенно.

 «Красоту трудно судить; … Красота – загадка» – говорил князь Мышкин, отгадывая «свойства» человека, таящиеся за внешностью (Ф. М. Достоевский, из романа «Идиот» о дочерях генерала Епанчина).

Пришлец туманный и немой,

Красой блистая неземной…

Но только персонажу не встать, мешает край картины, и ноги не свесить – там нижний край картины не продлит движение, и руки в стороны не разведет – опять мешают рамки. Герой в клетке. Парадоксальное сочетание красоты и невозможности продлить эту красоту движением, жизнью. Почему? Давайте найдем ответ у Лермонтова в поэме «Демон», одного из источников влияния на художника в разработке персонажа трех своих полотен.

Мы спрашиваем себя – «кто это?» – и желаем обмануться в желании приблизиться к красоте, стать ее частью. Найдите ответ в отрывке поэмы:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..

– О! кто ты? речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?..

– Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

Что обещает красота? Найдите ответ в отрывке поэмы:

Я власть у ног твоих сложил.

Твоей любви я жду, как дара,

И вечность дам тебе за миг;

В любви, как в злобе, верь, Тамара,

Я неизменен и велик.

Всечасно дивною игрою

Твой слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..

Любовь демона не знает жертвенности, она только для себя. Вы согласны? Найдите подтверждение этой позиции в оценке героя в отрывке поэмы:

«Она моя! — сказал он грозно, —

Оставь ее, она моя!

Явился ты, защитник, поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю!»

Герой обольститель и обманщик, он полюбил и погубил. Значит, не любил? Найдите ответ в отрывке поэмы:

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Что значит любовь демона? Смерть? Мир замер, фантастические кристаллические цветы каменеют, они ненастоящие, они мертвы. Найдите подтверждение в следующем стихотворном отрывке:

"Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, –

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица."

Что такое смерть от демона человеку? Зло наслаждается собой, своей победой не в желании влюбить в себя, а в желании завладеть. А потом выбросить. Любовь ничто для Демона, она лишь доказательство человеческой слабости и веры, и бессмысленной силы уничтожения. Он совершает зло только чтобы совершить, в этом нет смысла и объяснения, только любовь все одухотворяет и дает блаженную бесконечность бытия. Вы согласны? Повторите ряд утверждений-рассуждений, подтвердите поэтической цитатой:

"Злой дух коварно усмехнулся;

Зарделся ревностию взгляд;

И вновь в душе его проснулся

Старинной ненависти яд."

(Михаил Лермонтов, поэма «Демон», 1829 - 1839 гг.).

Почему, спрашиваем мы себя, так плохо иметь мятущийся, неуспокоенный дух, ведь он дает силы для борьбы. Да, это так, если вы боретесь с собой, а не с людьми вокруг себя, не с целым человечеством. А если вы видите врагов вокруг себя, а не людей, вы остаетесь одни, и вы одиноки:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Каждому участнику музейного занятия выдается текст с фрагментами поэмы Лермонтова «Демон» для работы над персонажем Демона сидящего.

Действие-переход (персонажный). Демон летящий.

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел, — и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали;

И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой,

Следя мелькающие волны;

Куда летит Демон – вниз или вверх? Он летел навстречу катастрофе, гибели.

 Действие-переход (персонажный). К картине «Демон летящий» 1899 года (незаконченное полотно, часть серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон»).

Но, кроме зависти холодной,

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

Но, увидев Тамару:

На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг,

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Действие-переход (персонажный). Врубель видел Демона.

Сначала он предстал с лицом, в котором есть надежда.

(Руководитель группы предлагает перейти к картине «Демон поверженный» (1901—1902 гг.) и эскизам к этой картины).

Но затем все изменилось.

Светившийся бронзовыми порошками Демон потускнел. Написанный в комнате размером с картину, с однонаправленным светом, в большом зале он не светился. Солнце за окном также меняло освещение. Каждый день художник приходил в выставочный зал объединения Мир искусства в Петербурге к готовой картине и переписывал ее, менял позу, фон, лицо своего персонажа. Он работал не только с золочением и свечением полотна. Александр Бенуа, наблюдавший за попытками Врубеля изменить законченную картину, писал: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

Жена художника в письме сестре делилась впечатлением: «Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота».

Вопрос-маркер: Врубель ловил свет в своей картине каждый день: его нужно искать не лучах, а в свечении Демона изнутри. Вы видите это? Какой свет он излучает?

Демон завладел художником, и Врубель лишился привычного для нас взгляда на мир. Он видел то, что не видим мы, и слышал то, что нашему слуху недоступно. Он слышал голоса и Демона, и Бога.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Затем все явственнее вырисовывался образ богоборца – Демона – лицо его стала жалким и диким, с мучительно искривленным ртом; его тело надломилось в шее, а разметавшиеся и поломанные крылья мерцали и догорали. Цвета его падения рассыпались и разбрызгались по холсту, сгустились туманами и померкли розовым отблеском, сумрачно-синим, млечно-голубом, дымно-лиловым и золотым камнепадом. Каменный стиль живописи с эффектом кристаллических граней, то ли мозаика, то ли витраж, оживал изнутри.

Этап шестой, разноцветный. Голос Бога.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

 Моих зениц коснулся он.

И услышал художник слова Бога:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Действие-переход (персонажный). Врубель видел Ангела. (Данное произведение известно под именем "Азраил", кроме того полотно называют "Ангел с мечом и кадилом").

Бог говорил устами ангелов и пророков. Пророк – это избранный человек, а ангел – бесплотное райское существо.

Услышал Михаил Врубель и слова пророка Исаии: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… ». (Книга пророка Исаии, глава 6).

Для младших и старших школьников:

Какие детали перенес художник на картину с ангелом-серафимом?

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Книга пророка Исаии, глава 6).

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

(М. Лермонтов, стихотворение «Пророк»)

Услышал и слова пророка Моисея: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Книга Числа, глава 21).

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Кто поверил в Бога, тому яд змеи не страшен.

Человек претерпел метаморфозы – он был и Демоном, и ангелом, и вновь стал человеком, пророком-художником, который слышал голос Бога. Этот Серафим – портрет художника.

Подведение итогов.

В каждом сантиметре полотна «Шестикрылый Серафим» вы найдете цвета всех персонажей этой выставки. Приложите каменный браслет к глазам – какими цветами светится Серафим? Цвета каких персонажей этой выставки вы вспоминаете и помещаете на эту картиной?

Выберите себе один цвет на одной из картин и расскажите о главном цвете на ней: как он изменяется, какие метаморфозы с ним происходят? Все вместе мы проследим цветовые нити от выбранной вами картины к Серафиму.

Завершение занятия.

Занятие начинается со стихотворения Эмили Дикинсон («Я расскажу вам, как восходит солнце»).

Я расскажу вам, как восходит солнце.

По временам — лишь полоса

И башня в море аметиста,

Где краски скачут белками на небеса

По головам холмов, поднявших шляпы

Из птичьих стай, — и тихо я себе сказала:

«Должно быть, это солнце показалось!»

Это стихотворение зачитывается вначале занятия до половины, а в конце – полностью.

Но как оно садится — я не знаю —

Пурпурной лесенкой,

Которой желтые девчонки и мальчишки

Карабкаются весело.

Но лишь той стороны они достигнут,

Как их наставник в сером

Уводит всю гурьбу —

И запирает двери…

Последняя метаморфоза: Савва Мамонтов, меценат Врубеля, со звериной маской и львиной головой – еще одна метаморфоза. Будьте меценатами и помогайте людям, а для этого нужно иметь параллельное зрение, нужно зорче всматриваться в людей, видеть в человеке человека. Чтобы самому стать человеком.


Приложение 1.

Приготовьте камни, нанизанные на прочную нитку, и сделайте браслет для каждого участника занятия.

Приложение 2.  

(Количество текста на выбор педагога, для младших школьников и старших).

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».

Выставочное занятие «Солнце на демонах и ангелах. Врубель».

Карта действий.

Действие первое. Выбери красный цвет. Расскажи о нем стихами.

  1. Есть демон утра. Дымно-светел он,

Золотокудрый и счастливый.

Как небо, синь струящийся хитон,

Весь - перламутра переливы.

Но как ночною тьмой сквозит лазурь,

Так этот лик сквозит порой ужасным,

И золото кудрей - червонно-красным,

И голос - рокотом забытых бурь.

24 марта 1914. Александр Блок. Цикл Кармен.

  1. От условий повседневных жизнь свою освободив,

Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив.

Венеция (Валерий Яковлевич Брюсов)

Действие второе. Зеленый цвет. Расскажи о нем былиной.

Вольга Святославович и Микула Селянинович

И тут ведь Вольга Святославович

Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку из земли повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

Они сошку за обжи вокруг вертят,

А не могут сошки из земли повыдернуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Действие третье. Белый цвет. Расскажи о нем сказкой.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта — я».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Александр Пушкин.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Действие четвертое. Сиреневый цвет. Текст из романса.

Сирень.

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет.

текст Екатерины Бекетовой, 1878 г.

Действие пятое. Черный цвет. Расскажи словами повести.

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

 Михаил Лермонтов, «Демон», с 1829 по 1839 год. Восточная повесть

Действие шестое. Многоцветное. Расскажи  о цвете цитатами из стихотворения.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Александр Пушкин, Пророк, 1826 г.

Приложение 3.

Для старших школьников.

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».

Выставочное занятие «Солнце на демонах и ангелах. Врубель».

Карта действий.

К разговору о Демоне. Черный цвет.

Михаил Лермонтов,  «Демон», с 1829 по 1839 год. Восточная повесть

Шаг первый. Кто это? Найдите ответ в отрывке поэмы:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..

– О! кто ты? речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?..

– Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

Что обещает красота? Найдите ответ в отрывке поэмы:

Я власть у ног твоих сложил.

Твоей любви я жду, как дара,

И вечность дам тебе за миг;

В любви, как в злобе, верь, Тамара,

Я неизменен и велик.

Всечасно дивною игрою

Твой слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..

Шаг второй. Любовь демона не знает жертвенности, она только для себя. Вы согласны? Найдите подтверждение этой позиции в оценке героя в отрывке поэмы:

«Она моя! — сказал он грозно, —

Оставь ее, она моя!

Явился ты, защитник, поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю!»

Шаг третий. Герой обольститель и обманщик, он полюбил и погубил. Значит, не любил? Найдите ответ в отрывке поэмы:

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Шаг четвертый. Что значит любовь демона? Смерть? Мир замер, фантастические кристаллические цветы каменеют, они ненастоящие, они мертвы. Найдите подтверждение в следующем стихотворном отрывке:

"Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, –

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица."

Шаг пятый. Что такое смерть от демона человеку? Зло наслаждается собой, своей победой не в желании влюбить в себя, а в желании завладеть. А потом отбросить. Вы согласны? Повторите ряд утверждений-рассуждений, подтвердите поэтической цитатой:

"Злой дух коварно усмехнулся;

Зарделся ревностию взгляд;

И вновь в душе его проснулся

Старинной ненависти яд."

Шаг шестой. Почему, спрашиваем мы себя, так плохо иметь мятущийся, неуспокоенный дух, ведь он дает силы для борьбы. Найдите аргументы в тексте повести. Приведите контраргументы:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,


[1] Комментарий ведущего. Картина написана Михаилом Врубелем после посещения оперы «Кармен» Жоржа Бизе в 1883 году. Художник никогда не был в Испании. Панно «Венеция» было написано после поездки художника по Италии а 1884-1885 гг.

[2] Комментарий ведущего. Якопо Сансовино – итальянский скульптор и архитектор эпохи Высокого Возрождения венецианской школы. Архитектор Национальной библиотеки Библиотеки Сан-Марко, названной Сансовино (в Венеции). Расположена близ центральной площади города, на Пьяцетте, напротив Дворца дожей, в честь святого евангелиста Марка, покровителя города.

[3] Комментарий ведущего. Пианистка, ученица Ференца Листа. Содержала салон, который посещали люди искусства, работавшие над оформлением Владимирского собора в Киеве.

[4] в княжеские времена Дорогожичи были довольно далёким загородом, там текла былинная река Смородина, на берегах которой некогда жил Змей Горыныч

[5] Справка для учителя. Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня» панно «Времена дня» («Утро», «День» и «Вечер») с довольно претенциозными аллегорическими фигурами (Дмитриева), было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Шехтеля).

[6] Справка для учителя. Дриада - древесная нимфа или дух дерева в греческой мифологии. Дрис (δρῦς) в переводе с греческого означает "дуб", и дриады считались нимфами дубов, но этот термин стал использоваться для обозначения древесных нимф в целом или гибридов человека и дерева в фэнтези. Часто их жизненная сила была связана с деревом, на котором они жили, и обычно их находили в священных рощах богов.

[7] В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа».

[8] (первоначально Нижегородское панно, затем набранное из 130 различных по форме и размеру плиток для камина; экспонировался на выставке "Мир искусства"  в 1900 г.)

[9] Цитируется по книге «Илья Муромец», Академия наук, 1958 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Врубель и Михаил Лермонтов. Образ Демона

Angels & Demons, Demons — New World Order Chant на Яндекс.МузыкеМ.Врубель Демон сидящий 1890В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оф...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: «Как ежик нашел новых друзей».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и художественно-продуктивной деятельности.Интеграция познавательных областей: познавательное развитие (музыка,лепка).Данное занятие имеет важ...

Методика проведения музейно-педагогического занятия

Методика проведения музейно-педагогического занятия по теме "Биология и поведение млекопитающих на примере животных-персонажей русских народных сказок. Их значение в природе и жизни человека"....

"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...

Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"

             Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"

Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...

Михаил Врубель. История одного шедевра

Виртуальная экскурсия, содержащая искусствоведческий анализ произведений русского художника М. Врубеля. Материал может быть использован при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон". Ссылка на ...